Успенский собор во Владимире. Всё о знаменитом памятнике древнерусской архитектуры.

Успенский собор — место со сложной историей, древними святынями и гробницами великих князей. Уже сотни лет храм привлекает путешественников в город на Клязьме. Рассказываем, почему эта церковь имеет особое значение для верующих и что можно увидеть в её стенах.

История

Согласно древним летописям, первое здание Успенского собора было возведено в конце X века по приказу Владимира Крестителя. Для главного храма только что основанного города было выбрано место на высоком берегу реки Клязьмы. Известно, что собор был возведён из дуба и, как множество других построек того времени, сгорел в пожаре.

Каменный храм в центре города вырос в 1158 году, о чём сообщает Лаврентьевская летопись. Его строительством занимался сын Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский, получивший в 1157-м титул великого князя Владимирского. Для создания белоснежного монументального строения были приглашены лучшие мастера из других русских городов, а также европейские зодчие. Работу удалось завершить всего за два года, несмотря на то, что материалы доставляли из соседних государств, например, камень привозили из Волжской Булгарии.

Лаврентьевская летопись

История Успенского собора, возведённого при Андрее Боголюбском, оказалась недолгой: в 1185 году, уже при князе Всеволоде, случился крупный пожар, из-за которого сгорело деревянное основание храма. Чтобы спасти религиозную постройку, князь приказал возвести новые стены вокруг погоревших каменных фасадов. Фактически на месте старого храма появилось новое строение. От внутренней обстановки прежнего собора ничего не осталось, и Всеволод не поскупился на обустройство новых интерьеров.

В июле 1193 года город вновь полыхал огнём, но на этот раз Успенский собор Владимира пострадал не так сильно, лишь фасады закоптились от пожаров в соседних постройках. Внешний вид наружных стен был вскоре восстановлен. А в 1237 году в храм вторглись войска ордынского хана Батыя, вынесли из него все ценности и подожгли здание, вместе с находящимся в нём семейством князя Юрия Всеволодовича, боярскими жёнами и архиепископом. Из горящего собора не удалось выбраться никому, но его опалённые стены выстояли.

Первоначальный облик собора

Лишь через год, после отхода Золотой Орды, князю Ярославу, второму сыну Всеволода Большое Гнездо, удалось очистить храм от останков мучеников и подготовить его к восстановлению. Увы, внутреннее убранство выгорело дотла.

В следующие века Успенский собор во Владимире процветал, благодаря усилиям князей. Здесь происходили важные для правящей династии события. Например, в 1252 году в этих стенах взошёл на престол Александр Невский.

В начале июля 1412 года богатства церкви снова были разграблены ордынцами, пришедшими в город с царевичем Талычем. После этого восстановление постройки уже не было первостепенной задачей, ведь центр государственной жизни переместился в Москву и именно в столице находились самые роскошные храмы.

На протяжении многих веков Успенский собор Владимира сохранял свою функцию, но в то же время приходил в запустение, и лишь в первой половине XVIII века появились средства на возрождение былого величия. Здесь вновь появился богатый иконостас и ценные образа, интерьеры были обновлены, а само здание подверглось перестройке.

Изображение Александра Ярославовича Невского • Исцеление руки синкелла Благовещенского собора Афанасия от гроба Александра Невского

В 1878 году во Владимир прибыл на служение архиепископ Феогност. Его целью стало приведение интерьеров древнего собора к внешнему виду, который бы соответствовал многовековой истории этого места. Под его руководством были восстановлены старинные и созданы новые фрески, обновлено украшение алтаря, приведены в порядок многочисленные гробницы, восстановлены надписи на сводах собора, иконостас вновь покрыт золотом, а для обновления образов был нанят знаменитый палехский иконописец Н. М. Софонов.

Работы обошлись в неподъёмную для небольшого города сумму — 63 тысячи рублей. Для того чтобы покрыть расходы, Феогност обращался за помощью к меценатам и знати. Как только внутренняя отделка была завершена, священнослужитель взялся за внешнее обновление храма и вновь преуспел. Полное восстановление Успенского собора во Владимире завершили к 1891 году.

XIX век. Архиепископ Феогност

1880 годы. Успенский собор до переделок

Следующие крупные изменения произошли уже после революции 1917 года. В 1920-м имущество храма перешло в государственную собственность, а через два года все реликвии были изъяты. Тогда предметы, имеющие художественную ценность, было принято передавать в фонды музеев, церковную утварь распродавать, а изделия из драгоценных металлов оставлять в фондах государства. Само здание было передано Владимирскому губмузею.

Удивительно, но начальнику учреждения А. И. Иванову удавалось неоднократно заключать договоры с общиной верующих о пользовании храмом, государство же, вопреки богоборческой политике, было заинтересовано в сохранении древнего памятника архитектуры. Правда, в итоге один из приделов (Георгиевский) был переоборудован в склад, а колокольню стали использовать как парашютную вышку. Кроме того, рассматривалась идея обустройства внутри церкви антирелигиозного музея, но эта задумка не получила развития.

1958 год. Реставрация Успенского собора

Уже в 1943 году Успенский собор во Владимире вновь стал выполнять функции молельного дома. С этих пор богослужения в нём проводятся регулярно. Интересно, что в настоящее время Свято-Успенский кафедральный собор находится в ведомстве как Владимиро-Суздальского музея-заповедника, так и Русской православной церкви.

Архитектура

За свою богатую историю Успенский собор во Владимире много раз перестраивался и реконструировался, поэтому в современном виде он мало напоминает здание, возведённое в XIII веке Андреем Боголюбским.

Во внешнем облике храма угадываются черты, характерные для владимиро-суздальской архитектурной школы: двухъярусная постройка выложена из белого камня, фасады разделены фризами в виде тонких полуколонн с узорчатыми капителями и украшены поясом из арок. Закомары (завершения стен в виде арок) украшены золочёными узорами, напоминающими кружево. На каждом ярусе установлены узкие арочные окна. В одних случаях они обрамлены ступенчатыми наличниками, в других — наличники украшены резьбой по камню. Один из фасадов имеет выступ, состоящий из трёх полукруглых апсид, завершённых полукуполами.

Вид на храм

В верхней части собора располагается пять барабанов, оформление которых перекликается с отделкой основного объёма храма: такие же узкие арочные окна, полуколонны, соединённые арочными элементами и резьба в верхней части. Сверху установлены золотые шлемовидные купола с крупными изящными крестами. Общая высота собора — более 32 метров.

В 1810 году рядом с собором появилась 56-метровая колокольня, увенчанная золотым шпилем, а в 1862-м между двумя постройками возвели придельный храм и освятили его в честь князя Георгия Всеволодовича. Оба здания сохранены и отреставрированы. Теперь они, вместе с Успенским собором, составляют единый архитектурный ансамбль.

Внутреннее убранство

Интерьер Успенского собора изобилует яркими красками. Помимо икон и позолоченных украшений, обрамляющих их, на стенах и потолках присутствуют многочисленные каллиграфические элементы и древние фрески. Рассказываем обо всём по порядку.

Святыни

В настоящее время большая часть святынь, за которыми веками сюда приезжали паломники, либо утеряна, либо перенесена в другие места. К примеру, знаменитая Владимирская икона Божьей матери переехала в Москву ещё в XIV веке, а в Успенском соборе Владимира находился её список, предположительно созданный Андреем Рублёвым. Сегодня оригинал хранится в храме Святителя Николая при Третьяковской галерее, а знаменитая копия — в музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника (адрес: Большая Московская улица, 58).

Несмотря на то что древние почитаемые иконы пополнили фонды музеев, в храме сохранились древние святыни. В первую очередь, это мощи.

Мощи Андрея Боголюбского и Александра Невского

Около иконостаса находится гробница с мощами князя, построившего Успенский собор Владимира, Андрея Боголюбского. На протяжении всей своей жизни он трудился на благо веры, за что был причислен к лику святых.

Рядом — рака с перстом Александра Невского. Князь был похоронен во Владимире, однако Пётр I приказал перевезти останки в Петербург, и с 1724 года они хранятся в Александро-Невской лавре. В кафедральном соборе осталась только небольшая их частица.

Кроме того, здесь можно приложиться к мощам святых князей Георгия Всеволодовича и Глеба Владимирского. В соборе есть и другие святыни, однако они недоступны для прихожан.

Мощи Глеба Владимирского

Некрополь

Хоронить князей и священнослужителей в Успенском соборе Владимира стали ещё в XII веке. На данный момент известно о 40 захоронениях, часть из которых расположена в специальных нишах, появившихся при перестройке Успенского собора после пожара 1185 года, другая часть замурована в полу, остальные гробницы стоит искать недалеко от алтаря и в галереях.

Фрески Успенского собора

Чтобы разглядеть главную ценность храма, нужно поднять взгляд к потолку. Интерьеры древних церквей часто украшали фресками и стенописью, и, конечно, в самом роскошном соборе Владимира таких росписей было много. Самые ценные работы, дошедшие до нашего времени, были выполнены иконописцем Андреем Рублёвым и его помощником Даниилом Чёрным.

Фреска Андрея Рублёва

Московские мастера приехали в город на Клязьме в 1408 году, чтобы реставрировать уже существующие фрески. В то время ухаживать за росписями ещё не научились, а потому изображения были в запущенном состоянии (хотя некоторые фрагменты орнаментов, относящиеся к XII веку, сохранились в храме и по сей день). Поэтому Рублёв не просто обновлял старые фрески в Успенском соборе Владимира, но и заполнял пустоты новыми. Например, мастер написал на сводах центрального и южного нефов масштабную композицию со сценами Страшного суда. Это самая знаменитая его роспись, сохранившаяся до наших дней, которую точно стоит увидеть при посещении Успенского собора.

Заключение

Существует два способа познакомиться со старинным памятником архитектуры. Верующие могут посетить храм во время утренней или вечерней службы бесплатно.

Днём храм превращается в музейный объект с платным входом. По билетам сюда пускают вплоть до начала вечернего богослужения. В это время можно спокойно подойти к иконам, увидеть все доступные святыни, разглядеть детали интерьера самостоятельно или в сопровождении гида.

Побывать во Владимире стоит хотя бы для того, чтобы своими глазами увидеть один из древнейших храмов России. Можно познакомиться с собором самостоятельно, но лучше делать это в компании опытного гида, который расскажет множество интересных исторических фактов, не даст пройти мимо главных объектов и покажет, где хранятся все доступные святыни.

Источник: https://experience.tripster.ru

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + четырнадцать =