Саяно-Шушенская ГЭС: выдающийся памятник индустриализма.
Саяно-Шушенская ГЭС известна на весь мир как одна из самых мощных и высоких электростанций. Она давно стала достопримечательностью в Хакасии и Красноярском крае.
Своё название станция получила от располагающихся недалеко Западных Саянских гор и села Шушенское. Последнее было очень известно в советское время как место ссылки вождя мирового пролетариата В. И. Ленина.
Одна из крупнейших электростанций в России с самой высокой в стране плотиной, впечатляющее промышленное сооружение на Енисее между саянских хребтов, флагман российской гидроэнергетики — всё это о Саяно-Шушенской ГЭС.
На Саяно-Шушенской ГЭС величие гор и мощь Енисея становятся эффектным фоном для монументального инженерного сооружения. Здесь впечатляет многое: история строительства ГЭС, масштаб произошедшей трагедии и полное восстановление после неё. Станция быстро вернулась в рабочий режим, прошла модернизацию и сейчас считается одной из самых безопасных и современных в стране.
С 2021 года ГЭС — новая точка на карте промышленного туризма. Сюда могут попасть не только энергетики, но и туристы — станция открыта для посещения тургруппами.
Чем интересна Саяно-Шушенская ГЭС
Повышенный интерес к Саяно-Шушенской ГЭС вызван катастрофой, которая произошла здесь в 2009 году. Однако эта трагедия — не единственное, чем станция привлекает туристов. Она построена в широком каньоне на Енисее. Ширина русла, которое пересекает плотина, — 900 метров. С гребня в обе стороны открывается вид на могучую реку, обрамлённую горами, и на водохранилище, которое называют «новым морем» за впечатляющие размеры и большую глубину. Туристы во время экскурсии проходят по гребню плотины, посещают смотровые площадки, музей и машинный зал на самой гидроэлектростанции.
Плотина с арочно-гравитационной конструкцией длиной больше километра и высотой более 240 метров — самая высокая в стране. Прогулка по её гребню — одно из самых ярких впечатлений от экскурсии по ГЭС. Плотина удерживает 32 миллиарда тонн воды, и на гребне хорошо ощущается, какое это мощное сооружение.
Со стороны нижнего бьефа на её стене есть надпись «Россия» в цветах флага. Высота букв 52 метра, а длина слова — 570 метров. Эта надпись с названием государства — самая большая в мире. В течение недели в 2020 году её выполняли 15 художников. Она настолько большая, что на работу ушло 900 литров краски.
На станции расположены два водосброса: один выполнен в теле плотины, а второй — справа от неё, на крутом берегу Енисея. Вместе они могут сбрасывать до 17 000 тонн воды в секунду — это практически как три Ниагарских водопада. Над водосбросом в плотине есть смотровая площадка, откуда можно видеть, как потоки воды устремляются по желобам вниз с высоты 240 метров. В ясный день, а их здесь в году очень много, над желобами, по которым идёт сброс воды, всегда видна радуга.
История создания станции
Впервые о необходимости строительства на Енисее мощной электростанции заговорили ещё в первой половине 1960-хх. Мощность речного потока в Саянском коридоре была такой, что позволяла создать самую мощную электростанцию мира. Последняя была необходима для питания многочисленных строящихся в годы советских пятилеток предприятий.
За разработку проекта взялся «Ленгидрострой». В 1962 г. на место прибыла бригада специалистов, а уже в 1963-м началось строительство. Велось оно ударными темпами в крайне суровых условиях. Не хватало финансирования и кадров. Тем не менее, ценой героических усилий советского народа уже в 1978 г. был пущен первый гидроблок. На данный момент, в составе станции имеется целых 9 таких блоков. Последний из них был запущен в 2000-м году. Официально строительство станции велось в 1963-2000 гг.
Туристическая ценность станции
С 2021 года станция — один из объектов для промышленного туризма. Энергетическая компания «РусГидро» организует доступ на неё для туристических групп. Чтобы попасть сюда, нужно заранее заказать экскурсию у «РусГидро». Для этого на сайте компании надо заполнить форму с паспортными данными и выбрать дату посещения. Заказ экскурсии возможен не меньше, чем за две недели. Лучше оформлять заявку заранее — количество посетителей на станции ограничивается. Попасть на станцию можно как самостоятельно, так и в составе туристической группы.
Саяно-Шушенская ГЭС не случайно стала важной достопримечательностью. Это самая высокая гидроэлектростанция России – 242 метра от нижнего водного рубежа. Высота сооружения сравнима с главным зданием МГУ, однако ГЭС при этом обладает колоссальными размерами и уместно вписывается в окружающий природный ландшафт.
Вход внутрь ГЭС возможен только в составе экскурсий, которые иногда проводятся сотрудниками. Однако, внутренности станции собой туристической ценности не представляют – куда важнее насладить самим видом сооружения, а также пейзажами округи со смотровой площадки.
Добраться до станции можно самостоятельно на автомобиле. Остановиться можно в располагающихся недалеко посёлке Черёмушки и городе Саяногорске. Также к станции с советских времён из Черёмушек ходит красный трамвай с номером 3. Он возит рабочих станции, но прокатиться на нём может каждый.
Чтобы попасть на станцию, нужно приехать в Черёмушки. Отсюда начинаются официальные экскурсии. Есть несколько способов доехать до Черёмушек из Москвы.
На автомобиле:
- расстояние около 4400 километров;
- время непрерывного движения — около 60 часов;
- из Москвы нужно ехать по М51 через Нижний Новгород, Казань, Уфу, Омск, Новосибирск, Кемерово до Абакана, а затем Саяногорска и Черёмушек.
На самолёте:
- можно долететь до Абакана (время перелёта — около пяти часов), а затем на автобусе с пересадкой в Саяногорске доехать до Черёмушек;
- другой маршрут пролегает через Новосибирск. Перелёт займёт около четырёх с половиной часов, после чего до Абакана можно добраться на поезде.
На поезде:
- поезда из Москвы в Абакан ходят ежедневно;
- время в пути — около трёх суток;
- поезда проходят через Новосибирск.
Маршруты до Черёмушек почти всегда проходят через Абакан — столицу Хакасии. Расстояние от Абакана до Саяно-Шушенской ГЭС — 130 километров. Можно проехать их на такси или арендованной машине. Время в пути составит два часа. Также можно добраться на автобусе с пересадкой в Саяногорске. На это понадобится около трёх с половиной часов. Из Абакана до Черёмушек ежедневно ходит прямой автобус. Время в пути — два часа, отправление рано утром — в половине седьмого.
Рядом с Саяно-Шушенской ГЭС у монумента «Покорителям Енисея» есть смотровая площадка с открытым доступом. С неё видна сама плотина, водосброс на берегу и река. Здесь же находится памятник строителям станции. От Черёмушек до смотровой площадки можно добраться на автомобиле или на трамвае. Он курсирует между посёлком и ГЭС по бывшей временной железнодорожной ветке, использовавшейся ещё при строительстве ГЭС.
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС
Одна из самых серьёзных катастроф как в российской, так и в мировой гидроэнергетике произошла в 2009 году. 17 августа на Саяно-Шушенской ГЭС у одного из работающих гидроагрегатов сорвало крышку турбины. Через её шахту под большим давлением хлынула вода. Поток был настолько мощным, что вода быстро заполнила машинный зал и расположенные ниже уровня его пола помещения. Она затопила все гидроагрегаты. Потоки воды серьёзно повредили их, а также разрушили часть стен и перекрытий в машинном зале.
Причина затопления — сорванная на втором гидроагрегате крышка турбины. Крепления, удерживающие её, разрушились, и, когда крышка отлетела, вода под давлением стала поступать прямо в зал. Это разрушение произошло из-за особенностей конструкции агрегата. Каждый раз, когда уровень мощности серьёзно изменялся, гидроагрегат оказывался в таком режиме работы, при котором происходили гидроудары, ускоряющие износ его деталей. Необходимость заменить рабочее колесо отмечали уже в 2000 году, но плановая замена должна была произойти только спустя 11 лет. Гидроагрегат ремонтировали за несколько месяцев до аварии, но даже после ремонта уровень вибраций оставался повышенным и продолжал расти. К моменту катастрофы этот уровень оказался в критической зоне, и удерживающие крышку крепления разрушились.
Число жертв — 75 человек, погибших из-за затопления помещений станции. Ещё 13 человек пострадали.
Когда произошла катастрофа, в помещениях машинного зала и под ним было 116 человек. 63 человека находились в помещениях под залом. Большое количество жертв связывают с тем, что затопление помещений произошло почти мгновенно.
Только 15 человек из 116 были сотрудниками ГЭС. Остальные выполняли ремонт. Почти сразу после первых сообщений о катастрофе начались спасательные работы. В затопленные помещения спускались водолазы, но спасти удалось только двоих сотрудников.
Устранением последствий занялись сразу после катастрофы. Станция заработала в 2010 году. На ней последовательно заменили на новые все гидроагрегаты. Последний из них начал работу спустя пять лет после аварии, в 2014 году.