Приоратский дворец в Гатчине.

 

Неподалеку от Большого Гатчинского дворца возвышается здание, похожее то ли на монастырь, то ли на просторный дом со средневековой башней. Это Приоратский дворец, хотя так его начали называть лишь в XX веке, спустя почти два века после окончания строительства.

У него нет той роскоши, которой славятся другие дворцы Ленинградской области, его фасад не украшают завораживающие вензеля. Тем не менее, у этого замка интересная история, которая делает его привлекательным для туристов со всего мира.

Особенности дворца

Дворец интересен тем, что это единственное сохранившееся здание в России, которое построили по технологии землебита. Для возведения стен, оград и даже хозяйственных построек использовалась смесь песка и глины, которая слой за слоем укреплялась раствором извести. Подпорная стена, которая удерживает грунт от сползания, сделана из пудостского камня – того же, что использовался и при строении Большого Гатчинского дворца. Выделяющуюся башню Приоратского дворца возвели из парицкого камня.

Такой дворец Павел I указал возвести архитектору Николаю Александровичу Львову, который открыл свою школу землебитного искусства под Торжком. Ранее в России дома не строили по такой технологии, ведь нехватки леса не было. Этот способ постройки архитектор увидел во время своей поездки в Испанию, главным плюсом такого здания была огнеупорность.

Николай Львов возвел дворец на берегу Черного озера, построив его в стиле русского зодчества XVIII века, при этом стилизовав его под европейский замок средневековья. Удивительно, что Приорат – совершенно несимметричен, в отличие от большинства дворцов, построенных в эту эпоху. С каждой стороны он выгляди абсолютно по-разному: с озера кажется, что замок стоит на уединенном острове, с северной стороны он напоминает готический монастырь, а если смотреть на главный вход – это причудливая загородная усадьба. А кухня дворца построена в виде классической русской избы.

История Приоратского дворца в Гатчине

Приоратский дворец в Гатчине (1900-1904 гг., издание «Ришар»)

Когда император Павел I узнал, что Львов в деревнях строит здания из обыкновенного песка и глины, заинтересовался новой для страны технологией. В личной беседе он выразил желание, чтобы архитектор в Гатчине построил угол дома, фундамент и крышу. Он же – сразу приступил к работе. Император приходил каждый день посмотреть на то, как идет строительство. Результат его порадовал, и после этого он сказал Львову, что ему нужен дворец.

В это же время закончилась Французская революция, и Мальтийский орден, членом которого являлся император, потерял почти все свои имения. Орден обратился к российскому императору за помощью, и тот им не отказал. Он подписал указ о создании в России «Великого Приорства», и отдал для их деятельности петербургский Воронцовский дворец. После этого Павел I решил, что кроме резиденции в Санкт-Петербурге, требуется и загородная летняя усадьба, и именно для этой цели заказал у Николая Львова дворец.

Фасад и разрез Приоратского дворца. 1797 год, Н.А. Львов

Император велел архитектору самостоятельно выбрать место для постройки. Тот выбрал, но Петр Обольянинов, который в то время был первым лицом при правителе, отказал архитектору. Каждый раз он находил разные причины для отказа, завидуя Львову, имевшего хорошие отношения с Павлом I. Когда же Николаю Александровичу это надоело, он попросил Петра самостоятельно назначить ему место. Тот же выбрал болотистую местность, надеясь, что в таком случае архитектор не сможет даже начать строительство. Львов же согласился, сказав, что он сможет построить дворец где угодно, но стоить это будет императору более ста тысяч рублей, так как такое болото сначала нужно осушить.

Работы были начаты в 1797 году, сначала архитектор долго подготавливал землю. На следующий год, летом, всего за 3 месяца он успел построить стены дворца и хозяйственных построек. Замок строился небольшим, потому как, чтобы гарантировать безопасность и устойчивость, высота здания не должна была превышать двух этажей. Император был удивлен: стоимость постройки стен составила всего 2 тысячи рублей, в то время как возведения таких же, но из камня, стоила бы не менее 25 тысяч.

В конце августа 1779 года дворец был построен. Его стены расширялись к низу, это было сделано для устойчивости, разница ширины достигает 13 сантиметров. Общая стоимость строительства Приоратского дворца составила 27 тысяч рублей. Павел I сразу принял дворец у архитектора, и уже на следующий день передал его в собственность Мальтийского ордена.

К этому времени российский император уже стал Великим магистром – то есть являлся главой ордена, и поэтому остался владельцем построенного дворца.

Когда на трон вступил Александр I, сын Павла, он, как протектор Мальтийского ордена передал дворец в государственную казну. Императорская семья, хоть и редко, но все-таки бывали в замке у озера.

В 1820 году, когда императрицей была Мария Федоровна, во дворце, с ее разрешения, действовал временный лютеранский храм. К концу же XIX века Приоратский дворец модернизировали: была проведена канализация и водопровод, а помещения сделали пригодными для проживания в любое время года. После этого нередко помещения предоставляли для проживания придворным. В нем могли жить одновременно 50 человек.

В 1900-х годах в Приоратском дворце начали устраивать выставки, после февральской революции он некоторое время был в запустении. В 1924 году, дабы здание не простаивало, в нем организовали экскурсионную станцию, а немного позже здесь обосновались базы отдыха заводов Ленинграда.

Приоратский дворец в Гатчине, 1900г.

К счастью, Приоратский дворец не пострадал серьезно во время Великой Отечественной войны, хоть и понес потери: была почти уничтожена ограда, будка караула, ничего не осталось от крыши. Его достаточно быстро реконструировали, чтобы здание можно было использовать.

В послевоенные годы во дворце размещалась военно-строительная часть, а после и Дом пионеров и школьников, с конца 1960-х обосновался Краеведческий музей.

О глобальной реконструкции, которая бы позволила не только быть зданию функционирующим, но и восстанавливала его исторический образ, задумались только в 1980-х. Работы начались быстро, но сама реставрация затянулась на долгие годы. Только в 2004 году Приоратский дворец открыл свои двери для первых посетителей.

Что посмотреть во дворце

Помещение капеллы в Приоратском дворце

Как внешний, так и внутренний облик Приоратского дворца отличается от других императорских резиденций. Он скромен снаружи, и также сдержаны внутренние интерьеры. Хоть замок кажется небольшим снаружи, его помещения – довольно просторны.

Первый этаж дворца в настоящее время занимает выставка, посвященная восточному искусству. На втором этаже гости могут увидеть экспозицию, рассказывающую об истории дворца, и о Мальтийском ордене.

Макет Мальтийского госпиталя в Приоратском дворце

Гости всегда обращают внимание на дворцовый потолок – он создан архитектором Львовым специально так, чтобы снизить нагрузку на стены. Расписные деревянные балки в капелле, с одной стороны, напоминают потолки с роскошной росписью в императорских дворцах, а с другой стороны, делают замок уникальным.

Портрет Павла 1 в Приоратском дворце

Многие замечают необычную акустику шестиугольного зала капеллы, и она действительно волшебная. В XIX веке, когда в Приорате жили придворные, именно в этом зале репетировали певчие.

На втором этаже можно увидеть части стен, которые сохранили открытыми.

Фрагмент землебитной кладки стены Приоратского дворца

Здесь же представлены инструменты, с помощью которых трамбовали песчано-глиняную смесь. А в центре зала установлен точный макет дворца. Печи дворца сохранены, и хоть они давно не используются для отопления, но все еще работают как вытяжки.

Легенды Приоратского дворца

Конечно, замок, связанный с Мальтийским орденом, окружен тайнами и легендами. Самая известная из них – наличие между Приоратом и Большим Гатчинским дворцом секретной подземной галереи. Будто бы Павел I велел строителям соединить свой кабинет в Часовой башне с одним из помещений Приоратского дворца.

Отчасти эта легенда получила подтверждение, когда реставраторы занимались укреплением фундамента. Они нашли небольшой ход под землей, который был выложен камнем. Самая его высокая точка достигает роста человека, но далее проход только сужается. Реставраторы так и не смогли пройти галерею полностью, и выяснить истинные его функции, исследованы были только первые сто метров.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

три × 4 =