История Великого Новгорода.

Новгород — родина российской государственности

С древнейших времен через Приильменье приходил международный Балтийско-Волжский торговый путь, который способствовал формированию у истоков Волхова центра политического взаимодействия местных финно-угорских племен и пришедших сюда в VI-VIII вв. славян.


В 862 году для исполнения судебных и правоохранительных функций вождями племен был приглашен скандинавский князь Рюрик с дружиной. Так было положено начало династии, управлявшей всеми русскими землями более семи с половиной веков.

В начале X столетия походы князя Игоря и его воеводы Олега из Новгорода на юг позволили проложить торговый путь «из варяг в греки», что ускорило объединение восточных славян в единое государство, известное как Киевская Русь.

Память о тех далеких временах закреплена в названии реки Веряжи, а место, где было положено начало русской государственности — Рюриково городище — является одной из достопримечательностей Новгорода.

Новгород — древнейший христианский центр России

В 988-989 годах князь Владимир Святославович крестил Русь по византийскому образцу. Языческие идолы были сброшены в реки и озера, а на месте древних капищ и в административных центрах стали строить христианские храмы.

Роль Новгорода в христианизации северо-западных и северных земель огромна. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены возведением их в сан архиепископов (XII в.). Это сделало новгородскую кафедру одной из наиболее важных в русской православной церкви.

Победы дружин Александра Невского 1240 и 1242 гг. над шведами и Тевтонским орденом оградили Русь, ослабленную монголо-татарским нашествием, от католической агрессии.

Вокруг Новгорода постепенно сложилось плотное кольцо монастырей, постриженники которых нередко занимали видные церковные должности в разных русских землях, включая Москву; а благие деяния основателей монастырей — Антония Римлянина, Варлаамия Хутынского и др. — служили основанием для канонизации преподобных.

В XV в. власть новгородских владык приобретает новый оттенок: она распространяется на все стороны жизни города. Архиепископ становится фактически главой боярской олигархической республики. Новгород этого времени напоминает Ватикан, где светская власть полностью подчинена духовной. В отличие от Ватикана, под управлением Новгородского архиепископа оказалась огромная территория, равная современным Франции, Бельгии и Нидерландам вместе взятым, или территории штата Техас.

Только победа Москвы и вхождение Новгорода в состав централизованного государства положили конец этой самобытной республике.

Новгород — родина российской демократии

При князе Ярославе Мудром потомки племенных вождей, осевших в Новгороде, получили особые права и налоговые льготы, а в конце XI в. — самоуправление. Возродилось вече — народное собрание новгородцев. Избрание посадника из числа новгородских бояр положило начало формированию республиканских традиций.

В 1136 г. новгородцы впервые на практике осуществили провозглашенную ими ранее «вольность в князьях»: вече изгнало князя Всеволода Мстиславича из города. Появились партии и группировки, враждовавшие между собой, стремившиеся к избранию «своего» князя.

В 1169 г. Великий владимирский князь Андрей Боголюбский попытался вернуть Новгород на традиционный путь, но потерпел полную неудачу. Разгрому и пленению его дружин, по преданию, способствовала икона «Богоматерь Знамение», ставшая после этого святыней города.

Республиканская форма правления окончательно сформировалась в XIV в. В это время власть принадлежала немногим боярским семьям и контролировалась вечевым порядком. После реформы 1416-1423 гг. институт посадничества превращается в общебоярский орган — Совет Господ, вечевой Новгород — в Великий Новгород, который ученые нередко сравнивают с Венецией, где Совет дожей концентрировал всю полноту власти.

Новгородская олигархическая республика, стоявшая на пути формирования единого Российского государства с центром в Москве, потерпела жестокое поражение в 1471 году, а в 1478 г. Великий князь московский Иван Васильевич III именно здесь, во Владычной палате Новгородского кремля, констатировал практическое воплощение идеи самодержавия.

Новгород — крупнейший центр международной торговли эпохи средневековья

Установление постоянно действующего пути «из варяг в греки» способствовало развитию Новгорода как крупного пункта транзитной торговли. Об этом свидетельствуют находки кладов, содержащих западноевропейские и восточные монеты, а также цветные металлы, драгоценные ткани, сосуды для вина и оливкового масла из Западной Европы и Византии. В то же время новгородская пушнина, мед, воск, лен и пенька были известны по всей Европе, включая Англию.

На рубеже XI-XII вв. в Новгороде появились собственные купеческие корпорации («Иваньское сто») и иностранные торговые дворы — Готский (Гутагород), принадлежавший жителям о. Готланд, и Немецкий (Петергоф). Новгородцы, в свою очередь, имели нечто подобное в Висбю (о. Готланд). Могущественный Ганзейский союз зародился из торговли Готланда с Новгородом.

XIII-XV вв. — это время расцвета Новгорода. По меркам того времени это был крупный город с населением 25-30 тысяч, сопоставимый с Любеком, Веной и Прагой.

После вхождения Новгородской земли в состав Московского государства иноземные гостиные дворы были закрыты. Лишь в начале XVI столетия вновь начинает действовать Ганзейская контора, а затем появляются и другие торговые представительства.

Новгород — центр просвещения

Основой просвещения является письменность. В 1951 г. в культурном слое Новгорода были обнаружены первые 10 берестяных грамот. Сегодня их около 1000. Эти кусочки коры — убедительное свидетельство массовой грамотности населения, готовности его к восприятию не только устного, но и письменного слова.

Начало обучению грамоте положил в Новгороде князь Ярослав Мудрый, создавший при епископском дворе школу. Софийский собор, крупнейшие монастыри — Юрьев, Антониев, Хутынский — были центрами летописания и книжности. Остромирово (1057) и Мстиславово (XII в.) Евангелия, пасхальные таблицы Кирика (XII в.), сборник гражданских и церковных установлений — Кормчая книга (1280), Геннадиевская библия (1499), Четии Минеи архиепископа Макария (XVI в.) — вся эта важная часть культурного наследия России ведет свое происхождение из Новгорода.

Одна из крупнейших библиотек средневековой Руси, насчитывавшая более полутора тысяч рукописных книг, была собрана и хранилась в Новгороде в Софийском соборе. В царствование Петра I, когда начинает бурно развиваться светское образование, в Новгороде просвещение по-прежнему рассматривается через призму православия. В 1706 г. известными греческими просветителями братьями Лихудами на Владычном дворе было открыто первое в городе постоянное учебное заведение, а в 1740 г. на его базе — создана Новгородская духовная семинария, разместившаяся в Антониевом монастыре.

Новгород — выдающийся центр средневековой культуры

Развитые международные связи Новгорода, его положение центра огромной территории, своеобразное сочетание княжеских и демократических традиций в общественной жизни создали предпосылки того уникального явления, которое мы называем художественной культурой средневекового Новгорода. Все, что присуще христианской культуре средневекового мира — каменное зодчество, монументальная и станковая живопись, прикладное и ювелирное искусство — получили блестящее развитие. Более того, Новгород — один из немногих городов, где можно увидеть рядом произведения византийско-киевского круга — Софийский, Николо-Дворищенский и Георгиевский соборы, росписи Феофана Грека — и памятники романского и готических стилей: великолепные Магдебургские врата (XII в.) с XV века украшали западный вход в главный храм города, а резиденция архиепископа имела парадную палату, нервюрные своды которой были спроектированы немецким зодчим.

Новгород, избежавший разорения во времена монголо-татарского нашествия, сохранил величайшие духовные и художественные ценности, востребованные русской культурой в период ее нового подъема в XIV-XV вв. Отсюда происходят самые древние на Руси памятники искусства — иконы «Апостолы Петр и Павел» (XI в.), «Спас на престоле» (XI в.), «Св. Георгий-воин» (XI в.), серебряные сионы и кратиры из Софийского собора, редчайшие образцы золотого шитья.

Расцвет культуры Новгорода, имевшего собственные строительные артели, иконописные, златошвейные и ювелирные мастерские, приходится на XIV-XV века.

Новгород в годы Второй мировой войны

Достаточно взглянуть на картину советских художников Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода», чтобы понять, что пережил город в период с августа 1941 по январь 1944 года, оказавшись на линии фронта — руины, остовы зданий, грандиозные пепелища. Казалось, можно поставить точку в истории древнего города, покинуть его и начать обустраиваться на новом месте.

Однако судьбе было угодно дать Новгороду еще один шанс: начались его восстановление и реставрация, медленное возвращение к жизни людей и памятников. Город включили в список наиболее ценных исторических городов России. По рекомендации Правительственной комиссии, состоявшей из выдающихся ученых и архитекторов, были созданы специализированные реставрационные мастерские.

7 ноября 1944 года, когда еще шла война, в кремле был вновь открыт разобранный фашистами памятник «Тысячелетие России».

Главные загадки истории Великого Новгорода

Господин Великий Новгород играл ключевую роль в геополитике Древней Руси. Наше первое «окно в Европу», город с народным управлением, оберегавший свою независимость до того, пока не был усмирен Иваном Грозным.

Официальной датой появления Новгорода считается 859 год. Эта дата была предложена советским историком Михаилом Тихомировым на научной конференции накануне 1959 года, что позволило отметить 1100-летие Новгорода.

Эта дата основывается на Никоновской летописи, где указано, что в этом году умер Гостомысл, однако там не говорится о том, что в этом году основан Новгород.

По археологическим данным известно о том, что земли Приильменья были заселены ещё в V веке. Исконным населением новгородской земли были финно-угры, о чем свидетельствуют топонимы. В VI веке на эти земли пришли племена славян-кривичей, в VIII веке — словене.

Русские летописи не проясняют вопрос. Скорее наоборот. По «Повести временных лет» Новгород существовал уже ко времени прихода Рюрика в 862 году и был основан ильменскими словенами. По Ипатьевской: «Словене же седоша около озера Илмера и прозвашася своим именем и сделаша город и нарекоша и Новгород».

Проблема с датировкой времени возникновения города в том, что практически людое обновление поселения у Ильменя могло приниматься за зарождение «нового города».

По дендрохронологическим данным, самые ранние новгородские мостовые датируются 930-ми годами. Культурный слой IX-начала X веков здесь пока не был обнаружен.

В зарубежных источниках самое раннее упоминание Новгорода (Немогард, Νεμογαρδάς) содержится в сочинении 949 года византийского императора Константина Багрянородного «Об управлении империей». По предположению Т. Н. Джаксон и Е. А. Рыдзевской, Новгород в скандинавских сагах называется Хольмгардом (Holmgård, Holmgarðr) — столицей Гардарики.

Была ли измена?

Переломным моментом истории Новгорода является новгородский поход Ивана Грозного в 1570 году, когда московский царь провел карательную операцию, подозревая новгородцев в сговоре с литовским князем Сигизмундом.

Был ли заговор? Современные историки, пытающиеся ответить на этот вопрос сталкиваются с проблемой дефицита достоверных сведений. Главными источниками погрома являются очень сомнительная «Повесть о разгроме Великого Новгорода», созданная в годы шведской оккупации города (1611-1617 годы), мемуары некоего Альберта Шлихтинга, уверявшего, что он служил опричником, и авантюриста Генриха Штадена, автора «московских воспоминаний», которые он написал в Голландии. Он также уверял, что был опричником.

Ни о Штадене, ни о Шлихтинге в России никаких документов не сохранилось.

В принципе, измена была более чем вероятной. Новгородской торговле была не выгодна политика Грозного, стремившегося пробиться к Балтике. Кроме того, они были недовольны англофильством московского князя, предоставившего Англии хорошие преференции. Англия открыла новый торговый путь Холмогоры-Вологда-Москва. Логичным решением было вступление Новгорода в Люблинскую унию, созданную в 1569 году путем объединения Литвы и Польши.

Основанием для похода стала грамота с подтверждением сговора, подписанная архиепископом Пименом и знатными новгородцами. Многие историки сомневаются в подлинности подписей, но доказать, что они были сфальсифицированы никто так и не смог.

Была ли в Новгороде демократия?

Сегодня, когда говорят о примерах демократического устройства, любят вспоминать Новгородскую республику. Действительно, после изгнания в 1136 году князя Всеволода Мстиславовича, в Новгороде стало править народное вече. Формально в нем могли участвовать все свободные взрослые мужчины, но по факту на вечевой площади не помещалось больше 300-500 человек.

Вече выбирало новгородского епископа, посадника, тысячника, по желанию, приглашало и изгоняло князя. Идея была благая. Возможно, изначально вече и имело общенародный характер, но во времена расцвета Новгородской республики существовало 30-40 наиболее знатных родов, которые лоббировали решения вече и заставляли горожан голосовать в своих интересах. Они получили название «300 золотых поясов».

В их ряды невозможно было попасть со стороны, «золотые пояса» ревностно охраняли свой статус и благополучие, и не только при помощи народного собрания.

Так как вече собиралось нерегулярно, был необходим постоянный орган управления. Им стал олигархический по своей сути (то есть состоящий из тех же богатейших горожан) Совет Господ, число членов которого доходило до 50. Совет формально не имел своего голоса на вече, но именно новгородские аристократы выносили решения, а голосование на вече лишь придавало им законности в глазах граждан.

Был ли ганзейским городом?

Новгород был одним из главных партнеров Ганзейского союза. Через него вывозились товары со всей русской земли: мед и воск, смола и кожа, зерно и меха. На рубеже XI и XII веков в Новгороде основывают свою факторию голландские купцы. Она получает название «Готский двор». На острове Готланд в свою очередь находилась фактория новгородских купцов с православной церковью, руины которой сохранились и по сей день.

Во второй половине XII века немецкие купцы основали в Новгороде Петерсхоф – Подворье святого Петра. С образованием Ганзейского союза все торговые фактории объединились под общим управлением. Они представляли собой «государства в государстве». Фактории имели свое, независимое от города управление, новгородские власти не вмешивались в дела иностранных купцов. Каждая фактория была окружена частоколом и тыном. Они не имели постоянного населения, «немцы» — чужестранцы приезжали туда два раза в год — зимой и летом. Приезжали – и привозили на Русь цветные металлы, дорогие ткани, французские вина, голландскую сельдь.

Новгородские купцы не отставали от своих западных партнеров. Для защиты своих интересов они основали Купеческие сотни – объединения купцов, торговавших одним и тем же товаром.

Со своими иноземными коллегами новгородские купцы заключали торговые договоры, наиболее важным пунктом которых, было предоставление «чистого пути», то есть, безопасной дороги по Балтике и Новгородской земле.

Одним из доказательств того, что Новгород был ганзейским городом могут служить недавно изученные торговые документы на нижненемецком языке. По словам историка Екатерины Сквайрс, в XIV веке нижненемецкий язык Ганзы уже функционировал в качестве международного языка торговли и дипломатии на протяжении всей Северной Европы, от Новгорода и Пскова до Англии и Шотландии, в том числе включая Скандинавию и Прибалтику. Сохранились документы на нем и в Новгороде.

Куда исчезли новгородские кланы?

Противоборство боярских родов, упорное, ожесточённое, вплоть до столкновений и кровопролития – неотъемлемая часть истории Великого Новгорода. Гюрятиничи против Завидичей, Микульчичи против Иванковичей, Захарьиничи против Якуньичей, Михалчичи против Нездиничей и так далее – борьба продолжалась в течение шести веков, до разгрома Новгорода Иваном Грозным.

Куда потом подевались эти кланы? Часть из них была унчитожена в ходе расправ, однако многие со временем превратились в дворянские. Так, род дворян Авиновых ведёт свою родословную от новгородских бояр. Они состояли в партии Марфы Борецкой, активно участвовали в консолидации с Литвой, и, как следствие, два брата Авиновых, посадники Захарий и Кузьма, были убиты разъярённой толпой. После присоединения Новгорода к Москве и особенно после разгрома новгородцев Иваном Грозным переселились в Рязанскую губернию.

Загадка герба

Современный герб города фактически повторяет герб Великого Новгорода, утверждённый в 1781 году по Указу императрицы Екатерины II, но создан он был ещё раньше. В основу новгородского герба легла печать новгородского наместника, изготовленная в 1565 году по приказу Ивана Грозного.

Но на печати, которая была призвана скрепить грамоту о перемирии Новгорода со шведским королем, был только один медведь. Второе животное так и не было идентифицировано: одни считают, что это собака, другие — рысь. Центральное же место на эмблеме занимала вечевая степень (трибуна для выступления, например, посадника) в виде трехъярусного здания с арочными проемами. На степень положен посох. Под степенью можно разглядеть две рыбы. По кругу надпись: «Печать наместника Великого Новгорода».

Существует много трактовок этой символики. Как правило, ученые сходятся в том, что вечевая степень символизирует старую республиканскую форму управления, а посох – символ власти царского наместника, который как-бы отменяет вече.

Сложнее с животными и рыбами.

В новгородских печатях домосковского периода встречаются пять изображений: Спас Вседержитель, пеший воин с копьем (вероятно, Андрей Первозванный), всадник, сидящая птица и так называемый «лют зверь», которого обычно ассоциируют со львом. Ни рыб, ни собак, ни медведей там нет.

Надо сказать, что в независимом Новгороде не было «культа» медведя. Как, впрочем, и собаки. Зато в «символизме» Ивана Грозного эти животные занимали особое место. Травля собаками и медведями являлось одними из самых излюбленных форм экзекуции у московского государя. Так, согласно русской книжной традиции, знатоком которой являлся Иван Васильевич, считалось, что медведь мог напасть на человека и съесть его лишь с позволения Бога. В наказание за совершенный грех.

Поэтому косолапого на Руси использовали как своего рода «незаинтересованного судью»: не тронет — безгрешен, порвет – виновен.

С собаками была похожая история. На Руси, как и во многих других традициях, они считались инфернальными животными, проводниками бесов. В народе считалось, что погибший от зубов собаки обречен на вечные загробные страдания. Не случайно «псовая» символика активно использовалась опричниками.

Появление этих довольно неоднозначных символов на печати Великого Новгорода в 1565 году можно рассматривать либо как проявление своеобразного чувства юмора Ивана Грозного, либо как облеченную в символы угрозу.

Угрозу, которую Иван IV воплотил в жизнь спустя пять лет, в 1570 году, после утверждения печати – во время похода на Великий Новгород. Тогда новгородцев травили и медведями и собаками, жгли на огне, топили в реке. Не исключено, что последнюю экзекуцию символизировали на печати, «дарованной» Грозным Новгороду, две рыбы. Которых, по неясным причинам, при Екатерине Великой стало четыре…

Почему поделен на пять концов?

Древний Новгород раскинулся на обоих берегах реки Волхов. На правом берегу находилась Софийская сторон, названная в честь белокаменного храма святой Софии, а, на левом – Торговая, получившая имя от «торга» — рыночной площади и торговых рядов.

Софийская сторона делилась на три района – «конца», кроме того, там размещался Новгородский Кремль. Торговая сторона состояла из двух «концов».

Таким образом, «господин Великий Новгород» слагался из пяти «концов». Каждый из них в прошлом был самостоятельным поселением.

Когда концы слились в единый город (получивший название «Новый»), они сохранили относительную самостоятельность. Жители каждого ходили в свою церковь, составляли отдельный отряд народного ополчения и решали наиболее важные вопросы на своем вече.

Новгородские концы назывались Загородский, Неревский, Людин, Славенский и Плотницкий. Все земли Новгородской республики также делились на пять частей – «пятин». Вдоль озера Нево (Ладожского озера) раскинулась Водская пятина, до Белого моря протянулась Обонежская, Бежицкая – до реки Мсты, Деревская – до Ловати и Шелонская – от Ловати до Луги. Происхождение необычного пятинного деления до конца не ясно. Сведения о нем не сохранились в летописях. Историк и краевед Константин Алексеевич Неволин считал, что пятинное деление происходит от деления Новгорода на пять концов, и появилось задолго до присоединения Новгородской республики к территории Древнерусского государства.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать + 15 =