Город-музей Суздаль.

История города

Суздаль — небольшой городок во Владимирской области России, административный центр Суздальского района. Расположен на реке Каменке, притоке реки Нерли.

Река Каменка в Суздале

В Повести временных лет город упоминается в 1024 году как «Суждаль». Согласно археологическим данным, поселение, которое позже стало городом Суздалем, находилось в излучине реки Каменки, и вокруг него в X веке уже имелись оборонительные сооружения. В летописи Суздаль впервые упоминается как город, когда говорится о восстании волхвов в 1024 году. Один из первых русских историков Василий Татищев пишет в своей «Истории Российской», что в 982 году — по его расчетам — князь Владимир «иде в Поле, и покорил землю Польскую, град Суздаль утвердил». При князе Юрии Долгоруком (начало XII века) Суздаль становится центром Ростово-Суздальского княжества. В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль. В 1157 году князь Андрей Боголюбский перенес столицу из Суздаля во Владимир. С середины XIII века Суздаль — столица самостоятельного Суздальского княжества. В начале XIV века — столица Суздальско-Нижегородского княжества. В 1392 году Суздаль вошел в состав Великого княжества Московского.

Частный дом в Суздале

Старинная Стромынская дорога соединяла Суздаль с Владимиром и Москвой. В 1565 году Суздаль попал в число опричных городов, а после уничтожения опричнины стал «царскою отчиною». С XVI века в Суздале вели строительство монастырей, расширяли старые, возводили новые. Суздаль стал одним из крупнейших центров русского монашества. Из 11 монастырей грозненского времени к началу XIX века сохранилось пять монастырских комплексов.

Первая половина XVII века, как и в других областях России, ознаменовалась в Суздале хозяйственным упадком и сокращением населения. В Смутное время суздальцы изменили Василию Шуйскому и передали свой город тушинцам и Александру Лисовскому, который укрепил его и продержался в нем около восьми месяцев, несмотря на неоднократные попытки со стороны московского войска прогнать его оттуда. В 1608–1610 годах польско-литовские захватчики причинили городу страшный ущерб, так что на его посаде уцелело всего 78 дворов. В 1612 году поляки осаждали Суздаль, но безуспешно. В 1634 году на Суздаль совершили грабительский налет крымские татары. В 1644 году пожар испепелил смежную с кремлем часть посада. В 1654–1655 годах моровая язва унесла почти половину населения города, достигавшего тогда всего 2467 человек.

В середине XVII века начался новый период экономического подъема. В 1681 году в Суздале насчитывалось 6145 жителей и 515 дворов, с которых на жалованье для московских стрельцов собиралось 669 рублей 16 алтын и 4 деньги. В 1708 году город был приписан к Московской губернии в качестве центра Суздальской провинции (также в составе губернии были Переславль-Рязанская, Костромская, Юрьев-Польская, Владимирская, Переславль-Залесская, Тульская, Калужская провинции). В 1778 году город стал уездным городом Суздальского уезда Владимирского наместничества, в 1796 году — уездным городом Владимирской губернии.

Вид на Суздаль с колокольни Ризоположенского монастыря

Во второй половине XIX века Суздаль считался провинциальным городом без какой-либо промышленности. Отчасти это связано с тем, что Суздаль оказался в стороне от железной дороги. Такое положение позволило сохранить старинные постройки, и в первую очередь храмы, от поновлений и перестроек. За годы советской власти в Суздале снесли около 15 церквей.

В 1967 году был принят генеральный план развития Суздаля, согласно которому он стал городом-музеем. Суздаль награжден орденом «Знак Почета» за сохранение культурного наследия и развитие туризма (1974 год). В 1992 году ЮНЕСКО включила белокаменные памятники Суздаля в список объектов Всемирного наследия. В 2004 году Законом Владимирской области городу Суздалю присвоен статус городского поселения. Через 4 года город Суздаль преобразован из города областного подчинения в город районного подчинения Суздальского района.

Торговые ряды в Суздале

Основу экономической активности в городе составляют отрасли, ориентированные на прием и обслуживание туристов: гостиничный бизнес, общественное питание и т. п. В 2000-х годах в результате реорганизации суздальская швейная фабрика, цех производства сувениров из бересты, глиняных и керамических изделий объединились в одно предприятие — «Цех сувениров города Суздаль». В городе работает Суздальский молочный завод. В 1980 году производство было перенесено из центра города в промзону. С 1993 года предприятие называлось ОАО «Суздальский молочный завод». В 2002 году оно вошло в холдинговую компанию «Ополье», которая с 2011 года входит в холдинг «Вимм-Билль-Данн». С 2015 года — ООО «Суздальский молочный завод». В городе работает завод по производству медовухи — ЗАО «Суздальский медоваренный завод».

Также на территории города расположены промышленные предприятия: ООО «Суздальская швейная фабрика», ОАО «Суздальская кондитерская фабрика», мебельная фабрика ОАО «Интерьер», ООО «Обувьполимер».

Суздальский кремль

Суздальский кремль — это ядро город, по данным археологов, существующее с X века. Расположен кремль в излучине реки Каменки, в южной части города. На рубеже XI–XII веков здесь была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяженностью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа.

Суздальский кремль

Во второй половине XV века оборонительные сооружения были укреплены и досыпаны, в 1677 году возведена рубленая сосновая стена с 15 башнями и воротами. Все деревянные укрепления сгорели в 1719 году. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архиерейского двора с древним Рождественским собором.

Собор Рождества Богородицы

Кремлевский собор Рождества Богородицы был построен в 1222–1225 годах из туфообразного известняка, он стоит на месте плинфяного храма времен Владимира Мономаха. Нынешний собор также не дошел до наших дней в первоначальном виде. От постройки XIII века сохранилась нижняя часть, ограниченная аркатурным поясом, выше которого стены выложены в XVI веке, но уже не из белого камня, а из кирпича. В Богородицерождественском соборе находятся мощи суздальских святителей: Феодора и Иоанна.

Рака с мощами святителя Феодора, епископа Суздальского. X век

Рака с мощами святителя Иоанна, епископа Суздальского. XIV век

Экспозиция собора Рождества Богородицы включает в себя интереснейшие памятники декоративно-прикладного искусства и древнерусской живописи XIII–XVII веков, хранившиеся в стенах древнего храма. Они свидетельствуют о богатейших культурных традициях Суздальской земли и о самом городе как об одном из значительных центров православия и русской национальной культуры.

Полотенце. Фреска XIV века (?). Фрагмент фрески XIII века (?). Деисус. Фреска 1635-1636 годы

Золотым рисунком на черных медных пластинах сияют Золотые врата собора, созданные древними мастерами в начале XIII века. Евангельские сюжеты, расположенные рядами на створках врат, рассказывают о жизни и чудесах Исуса Христа и Пресвятой Богородицы. На нижних клеймах врат изображены барсы и мифические грифоны — хранители божественных святынь.

Золотые врата XIII века

К XVII веку относятся Царские врата (большие двухстворчатые двери жертвенника и дьяконника) из иконостаса собора, три малых выносных фонаря и один большой — в виде пятиглавого храма, большие выносные кресты, украшенные позолоченным серебром, а также две иконы с изображением Исуса Христа и Богоматери из «местного» ряда иконостаса собора.

Царские врата XVII века

Напротив южного фасада собора в 1635 году была построена колокольня, завершенная высоким восьмигранным шатром. В конце XVII века на ней установили куранты, в которых часы обозначаются буквами. Собор, палаты и связанная с ними переходом колокольня образуют замкнутый парадный двор.

Комплекс архиерейских палат формировался на протяжении XV–XVIII веков как жилой дом для суздальских церковных владык. Основное здание тесно связано с собором, как в композиционном, так и в бытовом отношении. С середины XX века в палатах расположен музей. В настоящее время в Архиерейских палатах находится экспозиция, посвященная истории Суздальского кремля и Суздальского края.

Архиерейские палаты

Крестовая палата — торжественная приемная Архиерейского дома, в которую ведет широкая парадная лестница. Вход обрамляют перспективные порталы, характерные для владимиро-суздальской архитектуры.

Палата восхищала современников своими размерами (более 300 кв. м) и сводом без опорных столбов. Интерьер дополняют иконы и портреты «духовных и царских персон». Из царских персон это портреты XVIII века Алексея Михайловича, Петра Алексеевича и Феодора Алексеевича, духовником которого был митрополит Иларион.

Находящиеся в палате экспонаты являются копиями с карт, созданных в 1709 году Василием Куприяновым в гражданской типографии Москвы.

Суздальские монастыри в XV — начале XVI веков

Крестовая палата — парадное приемное помещение, где зачитывались царские указы, проходили хиротонии, рассматривались челобитные, после обедни принимались люди, пришедшие за благословением, духовные лица по случаю храмовых праздников, а также по случаю торжественных церемоний.

Колокол из Борисоглебского монастыря в Кидекше. 1552 год. Вклад Ивана IV в Вознесенский монастырь Нижнего Новгорода, к которому был приписан суздальский монастырь

В западной части кремля находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 году и перевезенная из села Глотово Юрьев-Польского района в 1960 году, на место утраченной церкви во имя всех святых XVII века.

Никольская церковь

Церковь святителя Николы — один из примеров простого и древнего типа деревянных конструкций, не лишенная при этом соразмерности и красоты форм.

Деревянное зодчество Владимирской губернии

Напротив Кремля располагается Музей деревянного зодчества под открытым небом. Экспонаты для музея собирались по всей Владимирской области. 18 памятников деревянного зодчества XVIII-XIX веков, построенные русскими мастерами-плотниками практически только топором, занимают площадь 3,5 га на высоком живописном берегу реки Каменки.

Дом из с. Васенино Гороховецкого района (XIX век). Типичный образец крестьянского жилища. Фасад украшен традиционной резьбой по дереву

Постройки были перемещены в Суздаль в целях сохранения и показа туристам в 1960-70-ые годы прошлого столетия. В музее воссоздана планировка небольшого села Владимирской губернии: на высоком месте два храма и часовня, от которых идет сельская улица с жилыми крестьянскими домами, хозяйственными постройками. В одном из храмов и в домах представлены сельские интерьеры и тематические выставки. Тут можно увидеть интересные старинные предметы обыденной жизни русских крестьян.

Дом с мезонином из с. Тынцы Камешковского района (2-ая половина XIX века). Состоит из двух срубов под одной крышей. Был предназначен для двух семей. Мезонин — верхний полуэтаж — интересен элементами классической архитектуры в сочетании с русской народной резьбой

Преображенская церковь (1756 год) из с. Козлятьево Кольчугинского района — яркий образец многоярусного храма. Основу его составляет четверик, на который поставлены один за другим три восьмерика, постепенно уменьшающиеся кверху. Церковь стоит на высоком подклете. К основному объему примыкают: с востока алтарная апсида, с юга и севера приделы. С западной стороны — трапезная, окруженная открытой галереей на массивных бревнах-консолях. Луковичные главки на барабанах и бочечные покрытия крыты нарядным осиновым лемехом. Общая высота церкви 21 м 25 см.

Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района. Выразительный образец деревянной архитектуры ярусного типа

Воскресенская церковь (1776 год) привезена из с. Патакино Камешковского района. Церковь ярусная «клетского» типа, построена «кораблем», то есть все ее части — алтарь, основной объем, колокольня, западное крыльцо — вытянуты по одной оси. Основная часть — это «восьмерик на четверике» с невысокой восьмигранной крышей. К ней с запада примыкает трапезная и шатровая колокольня, сруб которой расширен у яруса звона.

Воскресенская церковь привезена из с. Патакино Камешковского района. Одна из типичных церковных построек XVIII века с трапезной и колокольней

Воссоздан интерьер сельского храма XVIII–XIX веков с трехъярусным иконостасом. Деревянные храмы внутри, как правило, отличались лаконичностью и относительной простотой убранства, которое главным образом было сосредоточено на иконостасе, где ряды чудесных икон, играющих яркими красками, кое-где тронутых золотом, удачно сочетаются со строгими иссиня-серыми бревнами стен.

К западу раскинулась улица рубленых деревянных домов с дворовыми постройками и усадьбами. Дома привлекают своей архитектурой и резьбой по дереву.

Дом зажиточного крестьянина из д. Лог Вязниковского района (XIX века). Двухэтажный, с резным карнизом городского типа, с крытым двором. Верхний этаж был жилым, нижний занимала «ткацкая светелка», рабочее помещение для наемных ткачих. Домашнее ткачество было одной из форм рыночного хозяйствования в России XIX века

Уникальная святыня, известная многовековой историей

Спасо-Евфимиев монастырь расположен на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля. Он был основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов.

Вид на Спасо-Евфимиев монастырь

Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского. Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI–XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, его сыном Иваном, князьями Пожарскими и другими. У стен монастыря 7 июля 1445 года произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда). Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен. В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл, позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским. Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он монументален и строг. Гордость собора — фрески XVI века, открытые реставраторами на фасадах, и росписи знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина (XVII век).

Спасо-Преображенский собор

В XVII веке Спасо-Преображенский собор украсили наружной росписью. Стены, разделенные на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке стены собора были с трех сторон окружены галереей, а во второй половине XIX века к нему пристроен придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Пять куполов венчают центральную часть собора, два купола поменьше — его приделы. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой. Собор был украшен росписью еще в XVI веке, но к середине XVII в. эти фрески уже пришли в ветхость и в 1689 году их сменила новая роспись. Эта роспись до сих пор не расчищена от поновлений 1865 и 1877 годов.

Евангельские сюжеты на росписях Спасо-Преображенского собора

В Спасо-Преображенском соборе находятся мощи преподобного Евфимия Суздальского.

Рака с мощами преподобного Евфимия Суздальского

По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников». В «Суздальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители. Некоторые, как Алимпий, умерли в одиночных камерах, не дождавшись освобождения; другие, как Аркадий (просидевший в одиночной камере 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году.

Одиночная камера старообрядческого епископа Конона

В 1923–1939 годах в помещениях бывшей монастырской тюрьмы работал политизолятор (с 1935 года — тюрьма особого назначения). Здесь содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, епископ Александр Боярский, экономисты Николай Кондратьев, Леонид Юровский и другие. В 1940 году в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой, которые были взяты под стражу после Польского похода РККА. В 1941 году после начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошли 8232 человека. 1 января 1943 года монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержали офицеров и генералов вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской (Голубая дивизия) армий.

С 1946 по 1967 год на территории монастыря размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (сначала мальчиков, а после бунта 1947 года — девочек). В 1968 году монастырь стал музеем.

Спасо-Преображенский собор и звонница

Территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью мощными башнями, бойницами и амбразурами. Каменные стены были возведены в 1670–1680 годах вместо более старых деревянных, их протяженность составляет 1200 м. Все башни монастыря, кроме явно выделяющейся Проездной (Входной), имеют круглое сечение. Входная башня высотой в 22 м сложена из красного кирпича, а ее массивный прямоугольный объем прорезан двумя проездными арками, над которыми располагаются киоты. Нижняя часть башни отличается строгостью, а ее верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками, карнизами, поясками — декоративными элементами русского узорочья. Обращенные к городу башни восточной стены имеют более простой декор и украшены только зубцами и широкими лопатками; еще проще отделка башен западной стены, смотрящей на Каменку. Несмотря на мощь, стены монастыря никогда не выполняли оборонительную функцию.

Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI–XVII веков, после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен.

Благовещенская надвратная церковь

Монастырская звонница монастыря состоит из нескольких построенных в разное время зданий — девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи начала XVI века и разнообразно декорированной трехпролетной галереи звонов XVI–XVII веков.

Монастырская звонница

Церковь и галерея соединены башенкой — «часозвоней», где размещены часы с боем. Монастырские колокола XVI века не сохранились: они были отправлены в переплавку в 1930-х годах. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день.

Успенская трапезная церковь, сооруженная в последней четверти XVI века, расположена перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников. Мощная апсида украшена лопатками и килевидными арочками, с восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой.

Успенская трапезная церковь

С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную трапезную палату, покрытую тесовой кровлей. Нижний этаж трапезной палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, в верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века — Архимандритский корпус — возведенный между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное здание украшено крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы. Корпус возводился как казенное здание, но примерно с конца XVIII века в нем проживал архимандрит монастыря.

Архимандритский корпус

В 1971–1981 годах звонница, Успенская трапезная церковь и Архимандритский корпус подверглись комплексной реставрации. Была восстановлена первоначальная объемно-планировочная структура и форма памятников, воссозданы своды, оконные и дверные проемы, а также декоративное убранство фасадов. В 2001–2008 годах реставрационные работы были продолжены. Теперь приходилось бороться с деформацией фундамента и стен, ведущей к образованию трещин и угрожавшей полным разрушением сооружений. Для спасения зданий был применен комплекс мер по инженерному укреплению, включавший установку анкеров в фундамент и стены Архимандритского корпуса и звонницы. В 2008 году была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства ее составных частей, а также восстановлены куранты. Был произведен ремонт фасадов Успенской трапезной церкви с Диомидовском приделом, покрытия закомар и главок выполнены из меди, а в ее кровле использован биметалл.

Еще одна допетровская постройка монастыря — Братский корпус, построенный примерно в то же время, что и Архимандритский корпус.

Братский корпус

Это двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стене монастыря, было предназначено для монашеских келий. Главное украшение здания — оконные наличники с кокошниками. Никольская церковь с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами была возведена в 1669 году в северо-восточной части монастыря.

Никольская церковь

Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками. Сводчатый зал на первом этаже был отведен под трапезную, на втором этаже помещались больничные покои. Никольская церковь подверглась реставрации в 1968–1974 и 1999–2006 годах. В первый период была восстановлена первоначальная объемно-планировочная структура и архитектурная форма здания, воссозданы своды, барабан с главкой, двухэтажная паперть, оконные и дверные проемы, а также декоративное убранство фасадов. В начале XXI века была заменена деревянная кровля на основном объеме церкви и ее алтарной части, выполнена работы в интерьере и произведена вычинка кирпичной кладки и обмазка фасадов.

В экспозиции Никольской церкви выставлены произведения мастеров русского золотого и серебряного дела разных эпох, начиная от XI–XII веков и до начала XX столетия, расположены на двух этажах.

Кресты наперсные. XVI — XVII века. Крест напрестольный. Конец XV — начало XVI века

Особое внимание привлекает Аптекарский огород суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, который уже в XVIII столетии имел обширное садовое хозяйство. В послушание монахов входило выращивание трав, использовавшихся для приготовления лекарств, квасов и лечебных ароматных чаев.

Девясил высокий

Силами сотрудников Владимиро-Суздальского музея-заповедника этот огород восстановлен и дополнен новыми видами лекарственных растений. Сохранена старинная крестообразная планировка. Делянки размером 3×3 м ежегодно сплошь засеваются лекарственными растениями.

Источник: https://ruvera.ru

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + 5 =