«Город мертвых» в Даргавсе.

Всякий, кто из праздного любопытства рискнет проникнуть в склеп, поплатится жизнью. С незапамятных времен существует это поверье в селении Даргавс в Кавказских горах.

И местные жители никогда не приходят к «Городу мертвых» после захода солнца. Только в светлое время суток, чтобы скосить траву вокруг склепов, внутрь не заглядывают, не тревожат души умерших. Туристы легкомысленнее и смелее.

Всякий, кто из праздного любопытства рискнет проникнуть в склеп, поплатится жизнью. С незапамятных времен существует это поверье в селении Даргавс в Кавказских горах. И местные жители никогда не приходят к «Городу мертвых» после захода солнца. Только в светлое время суток, чтобы скосить траву вокруг склепов, внутрь не заглядывают, не тревожат души умерших. Туристы легкомысленнее и смелее.

История создания

Необычное место. Мягкий климат, даже осенью и зимой здесь сухо, до трехсот дней в году стоит ясная погода. Большое количество ровных пространств, что редкость для горных ущелий. Говорят, здесь особая геомагнитная зона. А каждый склеп построен в центре геомагнитной сетки, форма же построек – в виде башен со сквозными отверстиями, через которые проникает ветер, способствует быстрому мумифицированию тел умерших.

Первые захоронения в Даргавсе относятся к началу ХVII века. У каждой семьи был свой фамильный склеп. Всего 95 усыпальниц. Часть – полуподземные, но большинство – надземные, высотой в два или даже четыре этажа. Крыши в виде пирамиды или конуса выложены шиферным сланцем ступеньками. Издалека «Городок мертвых» напоминает горную деревушку, особенно живописную на закате. Умерших не зарывали в землю, а укладывали в склеп через отверстие, которое потом закрывали деревянным щитом. Когда все боковые полки заполнялись телами, останки опускались вниз, освобождая место для новых погребений. И в одном склепе могло помещаться свыше ста покойников.

Местность заселена с давних времен. Ученые обнаружили большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия нашей эры. Даргавс был одним из центров Тагаурского общества.

По преданию, здесь жил Тагаур, «царевич Тага», основоположник знатных осетинских родов. Отсюда происходят многие фамилии: Кудаковы, Тхостовы, Тулатовы, Аликовы, Кануковы, Мамсуровы.

В Средние века в Осетии преобладало феодальное устройство общества. Основными источниками доходов знатных «потомков Тага» были повинности крестьян и пошлинный сбор на Дарьяльской перевальной дороге. Контроль над дорогой – это и политика, и международный авторитет. Тагиата были полновластными хозяевами в этих местах, устанавливали размер пошлины, выставляли посты. Купеческие караваны часто расплачивались товаром, за прогон скота отдавали часть стада. Кроме того, проезжающие платили за наведение переправ, Терек время от времени менял русло, да и сами горцы ломали мосты, чтобы брать плату за строительство новых. А самым престижным занятием благородного человека считались набеги, в основном в Грузию, откуда пригоняли пленников и скот.

Археологические исследования

У местных жителей сохранилась память об эпидемии чумы, бушевавшей в горных ущельях на рубеже XVIII и XIX веков. Вымирали целые семьи. Тогда население Осетии сократилось с двухсот до 16 тысяч… Когда горец заболевал, он уходил в фамильный склеп доживать последние дни, чтобы не заразить других, дать шанс выжить. Иначе остановить эпидемию в то время не могли. Иногда в «Городок мертвых» уходили всем родом, вместе с детьми и стариками. Отсюда дурная слава Даргавса как зачумленного места. Исследователи работали здесь с особой осторожностью.

«В 1967 году мы впервые отправились туда на раскопки, – рассказывает доктор исторических наук Владимир Кузнецов. – На тот момент медицина не могла нам дать точный ответ на вопрос, живут ли в «Городе мертвых» возбудители чумы. Поэтому пришлось делать специальные пробы, которые, к счастью, показали их отсутствие. Но даже это не давало полной гарантии безопасности. Практически все участники экспедиции предпочитали работать в резиновых перчатках. А те, кто бравировал, работая голыми руками, считались смельчаками».

При изучении захоронений были найдены предметы, относящиеся к разным историческим эпохам: ювелирные украшения, оружие, одежда. В последний путь родные давали усопшему и вещи, привезенные из других мест: восточные ткани, табакерки, грузинскую и дагестанскую керамику, русскую стеклянную посуду. Во многих склепах останки лежат в выдолбленных из дерева колодах, напоминающих лодку, ладью. Этот факт изумил ученых. Возле одной из лодок даже было положено весло! Высоко в горах, там, где реки никогда не были судоходными!

«Плавать на ладье в Даргавсе негде, – говорит Владимир Кузнецов. – Объяснение этой загадке нужно искать в каком-то неизвестном нам, еще не изученном и не раскрытом древнем культе, сохранившемся у осетин чуть ли не до нашего времени. Поневоле вспоминается мифическая река подземного царства Стикс, через которую души умерших переправляет на ладье перевозчик Харон. Возможно, есть какая-то внутренняя связь между этими античными мифами и погребениями в ладьях «Города мертвых».

Неподалеку от склепов обнаружено множество монет. Когда осетины хоронили близкого человека, с холма бросали монету. Считалось, если она ударится о камень, значит, душа усопшего достигла небес. Последние захоронения в Даргавсе относятся к 30-м годам XIX века, когда начался процесс переселения горцев на равнину. Сейчас в селении практически никто не живет постоянно. После схода в 2002 году ледника Колка ведущая в село дорога была разрушена, и Даргавс остался без связи с внешним миром. Добраться сюда можно по опасному горному серпантину, который начинается в Фиагдонском ущелье.

Инфо: https://www.culture.ru/

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − девять =