Босра — город из чёрного камня.
Босра – один из самых известных древних городов Сирии. Первые упоминания о Босре относятся к XIV в. до н.э., в то время поселение находилось во владениях фараона Тутмоса III.
После распада империи Александра Македонского Босра вошла в состав государства Селевкидов. В 163 г. до н.э. город завоевал Иуда Маккавей – ревностный защитник иудейства.
Босра была последней столицей Набатейского царства во времена правления Раббела II (70 – 106 гг.) В 106 г. до н.э. Босра (и всё Набатейское царство) было завоевано римским императором Траяном. Была ли Набатейская война или нет, точно неизвестно. Известно, что Траян послал армию во главе с сирийским легатом Корнелием Пальмой Фронтонианом. И что, если и было оказано сопротивление, то несерьезное.
Так Босра (переименованная в Nova Taiana Bostra) была присоединена к Римской империи и стала столицей провинции Аравия.
Через Босру проходили торговые дороги и велась оживленная деятельность, стали чеканить серебряные монеты. Город стал базой для III Киренаикского легиона и штаб-квартиры губернатора. В 129 году Босру посетил император Адриан.
Максимального периода рассвета Босра достигла в III веке, в это время город дважды поменял свое название, сначала Colonia Bostra – после того, как Александр Север присвоил Аравии титул римской колонии, и потом – Colonia Metropolis, после того, как Филипп Араб объявил город метрополией.
В 260 году город окружили стеной, чтобы защитить от атак войск Сасанидов. Но стена не спасла город от пальмирской королевы Зенобии, войска которой завоевали Босру в 269 году и разрушили главный храм Юпитера.
Следующий период рассвета Босры пришелся на VI век. Город входил в состав Византийской (Восточной Римской) Империи, под властью Юстиниана I строились новые дворцы и церкви, основное население города было христианским.
В 634 году Босра была завоевана Халидом ибн Аль-Валидом – сподвижником пророка Мухаммеда, по прозвищу Сейфуллах (Меч Божий). Так началось арабское господство в Босре.
Город остался важным коммерческим центром и этапом караванного пути пилигримов в Мекку и Медину.
Династия Айюбидов во ходе Второго крестового похода пыталась завоевать Дамаск, и в начале XIII в. с целью укрепления Босры римский театр был перестроен в крепость.
В XIII веке прокатилась первая волна монгольских завоеваний, которые продолжались в последующих веках, и Босра утратила свое значение, перестала быть центром торговли, сократилось население (в 1855 году в Босре проживало не больше 14 семей).
Но благодаря историческим памятникам, стал развиваться туризм, интерес к Босре возрос, а экономическая ситуация стала улучшаться.
В Босре можно посмотреть римский театр и древний город.
Римский театр был возведен во времена Империи во II в., при Айюбидов он был перестроен в цитадель (начало XIII в.). Снаруж театр выглядит как крепость с рвом и башнями, но внутри цитадели – изящный театр. Первые две башни появились в XI в. Через несколько лет добавили еще одну башню. Все эти укрепления пригодились в борьбе с крестоносцами. И несмотря на то, что крестоносцы не смогли войти в Босру, в XIII в. построили еще 8 башень по периметру театра.
После завершения строительства цитадели в нее была перенесена резиденция местного правителя.
В 1947 г. и в 1970 г. театр реставрировали, сегодня это самый сохранившийся из театров подобного рода.
Диаметр театр составляет 102 метра, зрительные места разделены по горизонтали на три сектора. Театр вмешает в себя 6 тысяч зрителей с сидячими местами и 2-3 тысячи стоячих мест. Зрительные ряды размещаются под углом 45 градусов, такая крутизна является отличительной особенностью театра. Здесь бесподобная акустика.
Помещения между сценой и внешней стеной относятся как к античным временам, так и к мусульманскому периоду.
У входа в театр выставлены экспонаты, найденные в ходе раскопок. Особый интерес представляет мозаика одной из церквей (722 г.), которая показывает, что этот вид искусства продолжал существовать в этих местах и после мусульманских завоеваний.
В наши дни в театр проходит фестиваль национальной музыки.
Историческая Босра, построенная на руинах античного города, очень запутанная. От театр отходит главная улица римского города декуманус, которая шла с востока на запад на 900 метров. Она ведет к триумфальной арке начала III в., возведенной в честь легиона III «Киренаика», который размещался в Босре и его командиру первому римского наместнику Корнелио Пальме, взявшего город у набатейцев. Высота арки 13 метров.
Мечеть Омара считается самой древней в Сирии. Она посвящена второму «праведному халифу», при котором Босра была завоевана мусульманами. Мечеть построена на месте раннехристианского храма. Минарет высотой 12 метров был пристроен в XII в.
Напротив мечети находятся бани Манджка. Бани были открыты в 1372 г. и названы в честь тогдашнего правителя. Долгое время местные жители использовали бани в качестве жилых помещений. И только в 1981 году бани были частично отреставрированы.
Римские термы сохранились хуже, они были построены во II в., позже их неоднократно перестраивали. В византийский период термы наоборот уменьшили, и с южной стороны пристроили церковь. Сейчас можно увидеть восьмиугольный зал – фригидарий – помещение, где находился бассейн с холодной водой.
Напротив терм располагался украшенный колонами нимфеум – храм, посвященный нимфам.
Дальше по декуманусу на восток расположен византийский храм Сергия, Вакха и Леонтия – наиболее популярные после Св. Георгия христианские святые в Сирии.
Храм был построен в 512-513 гг. и считается один из первых купольных храмов Сирии подобной величины (диаметр купола – 12 м). У храма было три двери, выходящих на север, запад и юг. Сохранились остатки алтаря, часть стен и напольные мозаики. Существует легенда, что храм Сергия, Вакха и Леонтия послужил образцом для собора Святой Софии в Константинополе.
Рядом с храмом – дом монаха Бахиры.
Бахира проповедовал в конце VI в. в базилике недалеко от храма Св. Сергия, Вакха и Леонтия. Его проповеди собирали целую толпу, которой даже не хватало места, в то время, как новый храм оставался полупустым. Бахира был великолепным оратором, умел увлечь слушателей. Тем более, что Бахира был сторонником теории, что Христос родился обычным человеком и лишь потом воспринял божественную природу. Все это вызывало недовольство архиепископа.
Однажды Бахира увидел среди прихожан незнакомого подростка, который внимательно слушал его проповеди. Судя по одежде, это был погонщик верблюдов, который остановился здесь на ночлег с караваном. Бахира не любил погонщиков верблюдов, считая их несерьезными, приходящими на проповедь ради развлечения.
Но этот юноша был не таким. После проповеди он задержался в задумчивости. Тогда Бахира пригласил его в свое жилище и рассказал о жизни Спасителя и его чудесных деяниях, и о том, что люди не поняли Христа и должен прийти новый пророк, последний, посланный Богом, чтобы спасти людей.
Когда юноша вернулся в свой родной город Мекку, он ушел с головой в торговлю и, казалось, забыл о встрече в Босре. Разбогател, женился на женщине старше его на 15 лет. Но в 40 лет его стали посещать откровения, и он стал в конце концов тем самым Мухаммедом, пророком своего бога – Аллаха.
Напротив – действующая мечеть Фатимы, построенная в XII .
Дальше набатейская арка.
Предполагается, что арка – это ворота дворца Раббела II. Дворец расположен с правой стороны от арки. После завоевания Босры римлянами, здесь поселился римский наместник. Двухэтажный дворец с галереями-колоннадами занимал огромную площадь.
На юго-восточном углу старого города на берегу открытой цистерны Биркет аль-Хаджж находится Мечеть Даббага 1225-1226 гг. При мечете размещается медресе, в 1232-1233 гг. был пристроен мавзолей Шамс ад-Дина Сунукура, прозванного «Хаким» (мудрый) – одного из чиновников Босры. В XX в. в медресе открылась начальная школа.
Источник: http://www.biancoloto.com
Дополнительный материал: «Босра. Чёрная жемчужина Востока»