Такого нет ни у Китая, ни у США. Российский электромобиль — «Атом».
Уход западных машиностроителей с отечественного рынка открыл широкие возможности для новых партнеров — и развязал руки локальным производителям. В частности, к концу года может появиться первый российский электромобиль — «Атом». Сейчас уже обкатывают первые прототипы.
Долгий путь
Над проектом работали давно. Активные исследования вели с 2014-го, к концу 2020-го изготовили первый образец, а в 2021-м за дело взялась АО «Кама». Поставили цель: самостоятельно создать качественный и высокотехнологичный продукт под российский климат.
Привлекли опытных специалистов. В команде — Игорь Поваразднюк, занимавшийся перспективными проектами компании «КАМАЗ», Дмитрий Агеев, руководивший IT-разработками в Avito и Gett, Харальд Грюбель, развивавший Volkswagen, Mercedes и АвтоВАЗ, Ларри Ванг, приложивший руку к Ford и Byton, и другие. Всего более тысячи человек.
Центры производства — в Набережных Челнах, Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти и Китае. В Поднебесной — два офиса и лаборатория в городе Нанкин. «Там занимаются разработкой высоковольтной системы и тепломенеджентом», — объясняет директор по маркетингу АО «Кама» Светлана Коцыганова.
В итоге в начале весны представили функциональный прототип.
На московской трассе ЦТВС ожидает четырехметровый электромобиль в камуфляжной пленке. Кузов для прототипа позаимствовали у схожей по габаритам серийной модели, но полностью его перекроили. «Это распространенная практика: многие автопроизводители используют для тестирования кузовы автомобилей-одноклассников», — рассказывает Коцыганова. Внутри все по минимуму: только руль и сиденья.
Пока можно оценить лишь ходовые характеристики. «Атом» — заднеприводный, как спортивное авто или некоторые внедорожники. Водитель, привыкший к переднему приводу, сразу чувствует «тяжелый круп».
Начинка
Варианты IT-решений и дизайна прорабатывают в инженерном центре. В качестве базы используют фанерные макеты машины — «березки». Сосредотачиваются на системах дополненной реальности и отдельных элементах салона.
Концепция предусматривает высокофункциональный руль, использование систем дополненной реальности (в частности, проекцию на лобовое стекло), собственный магазин приложений прямо на борту. Компания-производитель позиционирует машину как «гаджет на колесах».
Одной из главных фишек станут распашные двери без центральной стойки. Этого удалось добиться благодаря использованию в конструкции несущей части высокопрочной и сверхвысокопрочной стали.
Под реалии
Проблемы с работой навигационных систем обходят с помощью технологий, фиксирующих местоположение автомобиля в городе без использования спутниковой навигации. Используют дублирующие элементы, например акселерометр, гироскоп и мобильные системы, для взаимодействия с операторами устанавливают ESIM.
Только в Москве температура за год колеблется от плюс 30 до минус 30 градусов. Аккумулятор должен это выдерживать, поэтому предусмотрены дополнительные усиления, чтобы сохранять тепло и обеспечить правильную работу термостатирования.
От слов — к делу
В приоритете — решение еще одной проблемы. Дело в том, что электромобиль можно «заправить» далеко не на каждой станции. Все дело в несовместимости ПО определенных моделей с зарядкой.
«Мы работаем в тесном контакте со всеми производителями у нас в стране, вместе пишем протоколы общения между станцией и машиной. Владельцам «Атома» не придется искать подходящие станции, как сейчас владельцам других электрокаров», — отмечает Соломин. Кроме того, компания сама разрабатывает быстрые «зарядники» для города и медленные для частного пользования.
Серийное производство стартует в середине 2025-го. Тогда же «Атом» ждут уже реальные испытания — непосредственно клиентами.
Источник: https://ria.ru/