Такого нет ни у Китая, ни у США. Российский электромобиль — «Атом».

Уход западных машиностроителей с отечественного рынка открыл широкие возможности для новых партнеров — и развязал руки локальным производителям. В частности, к концу года может появиться первый российский электромобиль — «Атом». Сейчас уже обкатывают первые прототипы.

Долгий путь

Над проектом работали давно. Активные исследования вели с 2014-го, к концу 2020-го изготовили первый образец, а в 2021-м за дело взялась АО «Кама». Поставили цель: самостоятельно создать качественный и высокотехнологичный продукт под российский климат.

Обновленный экстерьер российского электромобиля «Атом»

Привлекли опытных специалистов. В команде — Игорь Поваразднюк, занимавшийся перспективными проектами компании «КАМАЗ», Дмитрий Агеев, руководивший IT-разработками в Avito и Gett, Харальд Грюбель, развивавший Volkswagen, Mercedes и АвтоВАЗ, Ларри Ванг, приложивший руку к Ford и Byton, и другие. Всего более тысячи человек.

Помогают и партнеры. Так, «Росатом» занимается производством высокоемких батарей, а АО «Лаборатория Касперского» обеспечивает шлюз безопасности.

Центры производства — в Набережных Челнах, Москве, Санкт-Петербурге, Тольятти и Китае. В Поднебесной — два офиса и лаборатория в городе Нанкин. «Там занимаются разработкой высоковольтной системы и тепломенеджентом», — объясняет директор по маркетингу АО «Кама» Светлана Коцыганова.

В итоге в начале весны представили функциональный прототип.

Инженеры-испытатели
Обычно к тест-драйвам так называемых мулов допускают только инженеров-испытателей. Но в этот раз за руль разрешили сесть обычным людям.

На московской трассе ЦТВС ожидает четырехметровый электромобиль в камуфляжной пленке. Кузов для прототипа позаимствовали у схожей по габаритам серийной модели, но полностью его перекроили. «Это распространенная практика: многие автопроизводители используют для тестирования кузовы автомобилей-одноклассников», — рассказывает Коцыганова. Внутри все по минимуму: только руль и сиденья.

Презентация российского электромобиля «Атом», разработанного акционерным обществом «Кама»

Пока можно оценить лишь ходовые характеристики. «Атом» — заднеприводный, как спортивное авто или некоторые внедорожники. Водитель, привыкший к переднему приводу, сразу чувствует «тяжелый круп».

Кажется, что машина будет медленной и неповоротливой, но это не так. Легкое нажатие, и она мгновенно набирает скорость. Любителям давить педаль в пол придется менять привычки: восемь секунд — и автомобиль несется под сто километров.
Мул оказался маневренным и послушным. Кроме прочего, он умеет резко разворачиваться (радиус 4,9 метра) и ехать боком. Есть и системы безопасности — в частности, замедление на поворотах.

Начинка

Именно безопасность в приоритете у инженеров. Так, предусмотрены системы помощи водителю ADAS2.0. В число заводских настроек войдет порядка 15 функций — от контроля слепых зон и удержания в полосе до адаптивного круиз-контроля и автопарковки, а также выезда.

Варианты IT-решений и дизайна прорабатывают в инженерном центре. В качестве базы используют фанерные макеты машины — «березки». Сосредотачиваются на системах дополненной реальности и отдельных элементах салона.

Образец колесной базы с элементами управления на презентации российского электромобиля «Атом», разработанного акционерным обществом «Кама»

Концепция предусматривает высокофункциональный руль, использование систем дополненной реальности (в частности, проекцию на лобовое стекло), собственный магазин приложений прямо на борту. Компания-производитель позиционирует машину как «гаджет на колесах».

Одной из главных фишек станут распашные двери без центральной стойки. Этого удалось добиться благодаря использованию в конструкции несущей части высокопрочной и сверхвысокопрочной стали.

Под реалии

«Прежде всего электрокары предназначены для городов и должны встраиваться в системы такси, каршеринга, доставки и быть удобными для личного пользования», — объясняют в компании.

Проблемы с работой навигационных систем обходят с помощью технологий, фиксирующих местоположение автомобиля в городе без использования спутниковой навигации. Используют дублирующие элементы, например акселерометр, гироскоп и мобильные системы, для взаимодействия с операторами устанавливают ESIM.

В компании подчеркивают, что «Атом» разработан для российского климата и тестируется в том числе при низких температурах. Американские и китайские модели, например, на холоде мгновенно разряжаются.

Только в Москве температура за год колеблется от плюс 30 до минус 30 градусов. Аккумулятор должен это выдерживать, поэтому предусмотрены дополнительные усиления, чтобы сохранять тепло и обеспечить правильную работу термостатирования.

«Система не должна потреблять много энергии, а также обязана обеспечить баланс между типом охлаждения батареи, что необходимо в жару, и ее нагревом. В результате все работает и при минус 40. У зарубежных конкурентов стандартная потеря при минус 15-20 градусах — 50 процентов заряда. Наша цель — не больше 20 процентов», — уточняет директор по бренду, маркетингу и связям с общественностью АО «Кама» Иван Соломин.

От слов — к делу

Необходимые мощности для производства позаимствовали у завода «Москвич». Сейчас идут оснастка и дополнительное оборудование линии. Производить гибридные автомобили пока не планируют, хотя технические возможности это уже позволяют.

В приоритете — решение еще одной проблемы. Дело в том, что электромобиль можно «заправить» далеко не на каждой станции. Все дело в несовместимости ПО определенных моделей с зарядкой.

«Мы работаем в тесном контакте со всеми производителями у нас в стране, вместе пишем протоколы общения между станцией и машиной. Владельцам «Атома» не придется искать подходящие станции, как сейчас владельцам других электрокаров», — отмечает Соломин. Кроме того, компания сама разрабатывает быстрые «зарядники» для города и медленные для частного пользования.

Серийное производство стартует в середине 2025-го. Тогда же «Атом» ждут уже реальные испытания — непосредственно клиентами.

Источник: https://ria.ru/

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + два =