СА-1 «Шнейдер»: первый французский танк.

СА-1 «Шнейдер» — это штурмовой французский танк периода Первой мировой войны. Он стал первым французским танком в истории и одним из первых серийных танков в мире.

Создавался как некий аналог первому английскому танку типа Mark 1, хорошо известному за свою ромбовидную форму корпуса. Танк СА-1 серийно производился с 1916 по 1917 гг., за это время французам удалось собрать около 400 таких боевых машин. С точки зрения современного человека СА-1 «Шнейдер» можно было бы отнести к штурмовым орудиям, а не танкам.

У истоков танкостроения во Франции находился полковник (позднее генерал) Ж. Б. Этьен. Как и его современник, англичанин Суинтон, первоначально он обратил свое внимание на высокую проходимость американских тракторов «Холт», в этой связи у него появилась идея разработать на базе данного трактора боевую гусеничную машину. Уже 1 декабря 1915 года Этьен пишет письмо на имя главнокомандующего французских войск Ж. Жоффра, в котором доказывает целесообразность постройки «сухопутных броненосцев». 12 декабря того же года полковник Этьен был принят в Генштабе французской армии лично главнокомандующим и смог заручиться его поддержкой.

Заручившись поддержкой в высшем руководстве французской армии, Этьен обращается за технической помощью к известному конструктору и владельцу одноименной автомобильной фирмы Луи Рено. Однако Рено отказывается от участия в проекте по разработке танка, сославшись на загруженность текущими военными заказами и отсутствие у него опыта создания подобных машин. После неудачи с Рено Этьен решает обратиться с предложением строительства танка к фирме Schneider. Данная фирма на тот момент времени являлась одним из крупнейших производителей вооружений. Более того, инженеры данной компании еще в январе 1915 года смогли под руководством Э. Брийе переоборудовать американский трактор «Холт» в артиллерийский тягач.

Здесь Этьен находит понимание, 20 декабря Этьен и Брийе обсудили детали по поводу разработки будущего танка, а через два дня уже был готов общий проект будущей машины. Окончательный проект будущего танка был представлен на рассмотрение французского Генштаба спустя несколько недель и 31 января 1916 года был одобрен, военные решили оформить заказ на постройку 400 таких боевых машин, одновременно с этим занявшись детальной проработкой их будущего боевого применения.

Танк фирмы Schneider получил индекс СА-1, что означало Char d`Assault — танк поддержки или штурмовой танк первой модели. Для того, чтобы опробовать все нововведения, Брийе первоначально построил опытный образец бронетрактора на шасси «Холт». Во время испытаний данная машина показалась французским военным недостаточно надежной, члены комиссии отметили ее недостаточную проходимость и подвижность. На повторных испытаниях, которые были проведены уже 21 февраля 1916 года, было представлено удлиненное шасси, однако сам Брийе уже принял решение отказаться от ходовой части трактора. Это было разумное решение. При этом он использовал в новом шасси элементы блокированной пружинной подвески. Так что танк СА-1 Schneider не был «переделкой трактора в танк», как это иногда представлено в современной литературе. Но «тракторное» прошлое все же наложило на первенца французского танкостроения свой тяжелый отпечаток.

Его конструкция чем-то напоминала британский танк «№1 Lincoln» или «Little Willie», который был построен на шасси обычного американского трактора Holt. Но французские инженеры явно обошли своих британских союзников. Корпус танка СА-1 «Шнейдер» собирался на прямоугольной раме так, что он оказывался расположенным над ходовой частью. Жесткая рама была образована двумя продольными балками, обладающими поперечными креплениями. Катаные бронелисты толщиной 11 мм собирались на каркасе при помощи клепки. Компоновка первого французского танка оказалось настолько оригинальной, что больше нигде и никем не была повторена.

Слева в передней части корпуса танка ставился 4-цилиндровый карбюраторный двигатель Schneider или Renault, его номинальная мощностью составляла 40 л.с., а максимальной мощность — 65 л.с, максимальное число оборотов двигателя — 1200 в минуту. Двигатель был оснащен жидкостной системой охлаждения, а также автоматической смазкой. В передней части двигателя располагался радиатор, также он был снабжен вентилятором. Топливные баки общей емкостью 160 литров были расположены под силовой установкой и прикрывались броней. Топливо могло подаваться к двигателю как принудительно (с помощью пульсатора подававшего отработанные двигателем газы), так и с помощью ручного насоса.

В передней части корпус с правой стороны практически ровно по продольной ости танка располагалось место механика-водителя с органами управления, который также был командиром боевой машины. Для наблюдения он мог использовать смотровое окно с откидной бронезаслонкой, в которой имелось три смотровых щели. Так как места под монтаж 75-мм орудия практически не оставалось, его решили установить в спонсоне, расположенном в скошенном бортовом листе для того, чтобы хоть как-то обеспечить танку приемлемые углы ведения огня из орудия. При этом угол наведения орудия по горизонтали все равно не превышал 40 градусов. С целю улучшения проходимости боевой машины в носовой части был сделан «бушприт». Носовая часть танка получила заостренные очертания с характерной балкой для преодоления проволочных заграждений. Данная особенность окончательно придавала новой боевой машине сходство с «сухопутными броненосцами».

По бортам танка в средней части корпуса в установках, прикрытых полусферическими щитами, располагались два 8-мм пулемета Hotchkiss модели 1914 года (по одному на борт). Максимальный темп стрельбы данных пулеметов составлял 600 выстр./мин. Огонь из правого пулемета должен был вести специальный пулеметчик, а из левого стрелял механик, который также следил за работой танкового двигателя. В танк экипаж попадал через специальную двустворчатую дверь, которая располагалась в кормовом листе корпуса. При этом механик-водитель мог покинуть танк и через верхний люк, который имелся в крыше командирской рубки. В корме также мог устанавливаться стандартный для танков того периода времени «хвост», который позволял машине преодолевать траншеи, ширина которых не превышала 1,8 метра.

Устанавливаемая на танке 75-мм пушка имела специальную конструкцию. Это было орудие с клиновым затвором и длиной ствола всего 13 калибров. Стрельба из него осуществлялась обыкновенными выстрелами от полевого орудия того же калибра, но с уменьшенным зарядом. Прицельная дальность стрельбы из него составляла всего 600 метров, а эффективная и того меньше — 200 метров. При этом начальной скорости 7,25-килограммового снаряда в 200 м/с было вполне достаточно, чтобы успешно бороться с легкими укреплениями противника, например деревянными блиндажами, на короткой дистанции. Стрельбу из 75-мм орудия вел помощник командира, позади которого находился боезапас, состоящий из 90 снарядов.

Ходовая часть танка СА-1 состояла (на каждый борт) из двух тележек: передняя тележка несла 3 сдвоенных опорных катка, задняя тележка — 4. В вилке передней тележки была закреплена ось направляющего колеса с винтовым механизмом натяжения гусениц танка. Гусеница непосредственно состояла из 34 достаточно крупных траков, которые состояли из одной подушки и двух рельсов, по которым катились опорные катки с ребордами. Ведущее колесо находилось сзади, оно обладало зубовым зацеплением за шарнир траков. Полная длина гусеничного обода составляла 3 метра, а длина опорной поверхности всего 1,8 метра. Танковая трансмиссия состояла из трехступенчатой коробки передач с реверсом, которая позволяла варьировать скорость движения в диапазоне от 2 км/ч до 8 км/ч и дифференциального механизма поворота. При этом скорость танка по шоссе в 8 км/ч представляется сегодня чересчур оптимистичной и вряд ли на практике превышала 4 км/ч.

Согласно разработанному плану серийного производства танков СА-1 «Шнейдер», всю партию из 400 боевых машин необходимо было поставить в армию уже к 25 ноября 1915 года. Однако в столь сжатие сроки исполнить столь крупный заказ на абсолютно новый тип техники оказалось просто невозможно. Первый танк был передан военным лишь 8 сентября 1916 года, а поставки остальных боевых машин были полностью завершены уже в 1917 году. При этом французские военные начали формировать свои танковые части и заниматься подготовкой танковых экипажей еще раньше, не дожидаясь постройки даже первого экземпляра. Уже в середине августа 1916 года в центр начальной подготовки, который находился в районе форта Марли-ле-Руа, начали приезжать первые курсанты-танкисты. В итоге они потратили на 6 месяцев меньше времени, чем британцы, от момента выдачи заводом заказа до первого применения танков.

Для своих танковых частей французские военные решили взять за основу артиллерийскую организацию, разделив боевые машины на отдельные батареи. Изначально планировалось, что в каждой из них будет по 8 танков, однако вскоре их количество сократили до 4-х. Из трех батарей комплектовалась танковая группа, которая именовалась дивизионом. Каждая из групп получала индекс AS (штурмовая артиллерия) и соответствующий порядковый номер. Первое время французы планировали использовать в своих дивизионах танки СА-1 «Шнейдер» совместно со вторым своим танком «Сен-Шамон», однако достаточно быстро отказались от этой идеи.

Первый дивизион, полностью оснащенный танками «Шнейдер», был скомплектован с 1 по 25 декабря 1916 года, а уже к апрелю 1917 года, общее число таких боевых машины удалось довести до 208. Это позволило полностью оснастить ими 15 групп (AS1 — AS15). В каждом французском дивизионе было три батареи по 4 танка, механизированное подразделение ремонта и снабжения (SSR), а также несколько резервных боевых машин. Всего в дивизионе имелось 16 танков, 18 офицеров и 73 унтер-офицера и солдата.

Боевой дебют французских танков пришелся на 16 апреля 1917 года. В апреле французы разработали план наступления в районе реки Эн силами 5-й и 6-й армий. Данное наступление получило известность, как «наступление Нивеля». В целом местность, где должны были дебютировать французские танки, была вполне себе проходимой даже для столь несовершенных первых стальных монстров. Помимо этого, оглядываясь на опыт своих английских союзников, французы собирались использовать танки концентрированно, бросив в бой сразу большое количество боевых машин. С их помощью они в буквальном смысле собирались проломить оборону немцев. Однако при планировании операции французы допустили ряд серьезных просчетов, которые стали причиной полного провала наступления. Сосредоточение техники они проводили почти на глазах у немцев. Немецкие разведчики очень быстро вскрыли места расположения французских танковых подразделений. В довершение всего артиллерийский обстрел, который французы вели на протяжении 15 суток, окончательно определил для противника направление главного удара. Эти знания позволили немцам подготовить на направлении удара противотанковую оборону, вырыв здесь более широкие траншеи и подтянув дополнительную артиллерию.

Последовавшее наступление вылилось для французов в настоящее побоище. Танки очень быстро были замечены противником и попали под массированный артиллерийский огонь. Всего французы смогли бросить в бой 132 танка СА-1 «Шнейдер», которые были разбиты на две группы, командовали ими майоры Боссю и Шобэ. При этом танковая группа Боссю сумела прорвать лишь первую линию немецкой обороны, из 82 ее танков 44 были уничтожены немцами, а выпрыгивающих из танков танкистов с воздуха расстреливали немецкие самолеты. Сам Боссю погиб при взрыве загоревшегося танка. Группа майора Шобэ вообще не смогла добиться никаких успехов, потеряв на поле боя 32 своих танка.

Наибольшие претензии французских танкистов были связаны с вооружением танка. Так как большую часть носовой части занимал двигатель и рабочее место механика-водителя, короткоствольная пушка обладала очень ограниченным сектором обстрела. Большие мертвые зоны имели и установленные на танке пулеметы. Слабым оказалось и бронирование СА-1. Броня танка могла пробиваться новыми немецкими винтовочными пулями. Особенно уязвимыми при плотном огне противника оказывались бензобаки, которые находились в корпусе танка вдоль его бортов. Быстро покинуть горящий танк экипаж мог через двухстворчатую дверь в корме, но удовольствие это было сомнительным. К практически единственному достоинству машины танкистами была отнесена плавность хода, которая была очень высокой, благодаря хорошей амортизации в системе подвески. Высокая плавность хода уменьшала утомляемость экипажа и повышала точность стрельбы.

Несмотря на катастрофические последствия первого применения танков, французский Генштаб не разочаровался в новой технике, так как боевые гусеничные машины сумели бы справиться с поставленной перед ними задачей, если бы атаку планировали тщательным образом. Сделав соответствующие выводы, при следующем наступлении с использованием танков, которое состоялось 5 мая 1917 года на плато Лаффо, потери боевых машин оказались меньше. В этой атаке принимали участие 19 танков «Шнейдер» из состава AS1 и AS10, а также 12 танков «Сен-Шемон» из состава AS31. При поддержке французской пехоты танки сумели захватить мельницу Лаффо и продвинуться на глубину 500 метров на фронте протяженностью 3200 метров. Столь малый прогресс наступления был обусловлен тем, что в немецкой обороне на этом участке имелись широкий ров и траншеи, перебраться через которые танки без посторонней помощи не могли. Во время атаки на ближних подступах к немецким позициям 2 танка было подбито, еще 4 машины просто застряли в мягком грунте и затем были уничтожены немецкой артиллерией. После возвращения оставшихся французских машин из боя было обнаружено, что в результате атаки никаких повреждений не получил всего один танк СА-1.

После завершения Первой мировой войны танки СА-1 «Шнейдер» использовались главным образом как ремонтно-эвакуационные машины и танковые тягачи. Шесть из них были проданы Испании в 1922 году. С 1923 по 1926 гг. данные танки использовались испанцами в Марокко. Четыре уцелевших машины позднее смогли принять участие в гражданской войне в Испании 1936-1939 годов на стороне республиканцев. Единственный сохранившийся танк данного типа помещен сегодня во французский музей бронетанковой техники в Сомюре. До этого он хранился в Абердинском музее артиллерии в США, но был пожертвован французской стороне для восстановления.

Тактико-технические характеристики СА-1 «Шнайдер»:

Габаритные размеры: длина корпуса — 6320 мм, ширина корпуса — 2050 мм, высота — 2300 мм, клиренс — 400 мм.
Боевая масса — 14,6 т.
Бронирование: лоб, борта и корма корпуса — 11,4 мм, днище и крыша корпуса — 5,4 мм.
Скорость хода по шоссе — 4 км/ч, по пересеченной местности — 2 км/ч.
Запас хода по шоссе — 45 км, по пересеченной местности — 30 км.
Силовая установка — карбюраторный четырехцилиндровый двигатель Schneider/Renault жидкостного охлаждения мощностью 65 л.с.
Вооружение — 75-мм короткоствольная пушка, 2х8-мм пулемета
Боекомплект — 90 снарядов.
Экипаж — 6 человек.

Инфо: https://topwar.ru

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 5 =