Непридуманная история велосипедных войск
Велосипед не только средство передвижения, но и страшное оружие в умелых руках. Точнее, ногах.
Трансваальский адвокат Даниэль Йохансон Стефанус «Дани» Терон, девятый по счету (из пятнадцати) ребенок Анны Хелены Маргареты и Виллема Ваутера Терон, видимо, обладал неплохой дикцией и отличной памятью на имена и дни рождения родных, но прославился в качестве старшего брата прадедушки Шарлиз Терон. И еще по одной причине.
Когда в 1899 году началась англо-бурская война, Дани обратился к властям с неожиданным предложением, вписавшим его в историю, — использовать вместо лошадей… велосипеды.
Совсем революционной эту идею назвать было нельзя: в Европе многие армии еще в 80-е годы XIX века посадили на велосипеды связных и проводили учения с педальными конями (велосипедистов даже причисляли к кавалерийским частям).
Правда, поначалу это были легендарные «пенни-фартинги», или «пауки», те самые, с колесами разного размера и неочевидным удобством.
Армия буров фактически состояла из фермеров («бур» и означает — «фермер» или «крестьянин»), и лошади брались из их хозяйств. Убитую в бою лошадь сложно заменить (буры, в отличие от британцев, не имели отлаженного механизма обеспечения армии), а кроме того, это серьезный ущерб благосостоянию самих фермеров.
Военные обычно консервативны, что уж говорить о военных фермерах. Поэтому Дани предложил организовать 75-километровую гонку кавалериста с велосипедистом. Выиграл велосипедист, и Терону дали возможность доказать эффективность идеи на практике. Он создал велосипедный корпус из ста восьми человек, занимавшийся связью и разведкой.
Позже Терон собрал Разведывательный корпус из восьмидесяти человек для партизанской войны в тылу британцев. Они организовывали диверсии, нападали на поезда, и всё верхом на велосипедах. Фактически они подали пример, и в армии буров многие обзавелись велосипедом. Впрочем, выиграть войну с Британией это не помогло. Но хоть не так обидно: лошади-то остались целы.
Британцы, может, и не любили буров, а за голову Терона вообще назначили награду, но идею использования велосипедов для армии очень даже поддержали и, разумеется, опробовали в Трансваале.
Австралийские части патрулировали на велосипедах железные дороги: у них были специальные насадки на колеса для упрощения передвижения по рельсам.
Обе стороны конфликта применяли и железнодорожные дрезины с велоприводом.
Кстати, слово «дрезина» еще в начале XIX века обозначало двухколесный велосипед, который приводился в движение просто отталкиванием ногами, но к концу века ассоциировалось только со средством передвижения по рельсам.
Англо-бурская война продемонстрировала перспективность велосипедов для военного применения, и изобретатели бросились патентовать и реализовывать самые безумные идеи, поскольку сложно было предположить, что окажется удачным и востребованным.
Велосипед считался заменой лошади, и, разумеется, предлагались аналоги тачанок — повозок с пулеметным расчетом. Ставился туда преимущественно пулемет модели Хайрема Максима.
Это мог быть трехколесный велосипед-тандем с экипажем из двух солдат, обеспечивавший стрельбу при развороте из двух пулеметов Максима (модель Викерса).
Был еще и квадроцикл Симмса с бронированным щитом, позволявший стрелку в одиночку ехать и стрелять. (Кстати, на фото ниже изобретатель лично демонстрирует свое детище.) Проходимость модели и ее практичность были под большим вопросом, и в производство она не пошла, но, согласись, круто выглядит.
Были и менее устойчивые модели с другими пулеметами. Например, двухколесный велосипед с пулеметом Кольта.
Однако основной упор заказчики ставили на разработку легкой, надежной и простой в использовании конструкции, которая ускорит пехоту, а не заменит конницу.
Еще в 1892 году французский офицер Анри Жерар разработал складной велосипед, который можно было нести в сложенном состоянии как ранец за спиной. За производство взялась компания «Пежо». К Первой мировой свой вариант складного велосипеда для военных был практически в каждой стране, но преимущественно это были вариации на тему конструкции Жерара. Французы тогда задавали моду в военно-велосипедной промышленности. Численность их велосипедных подразделений к 1914 году, по некоторым данным, превышала 100 тысяч человек.
Британия в прямом и переносном смысле обкатала войска в колониальных конфликтах. К началу 1914 года количество британских военных велосипедистов составляло 14 тысяч, к концу войны — 20 тысяч. И это без Канады, Австралии, Новой Зеландии, то есть без колоний.
Американцы, вступая в войну в 1917 году, ввезли в Европу 26 407 велосипедов.
Немцы тоже не отставали. Численность их велосипедных подразделений была сопоставима с союзниками.
В некоторых случаях велосипеды использовались немцами для производства электроэнергии.
А что же в России?
В книгах про Гражданскую войну периодически упоминаются отряды самокатчиков, и человеку неподготовленному сложно понять, каково ездить на самокате — отталкиваться одной ногой и удерживать равновесие, стараясь при этом не потерять винтовку, папаху и шинель.
Все дело в том, что в Российской империи в обычном разговоре «велосипед», как правило, называли «велосипедом», но в официальной терминологии использовалось слово «самокат» и производные от него.
То есть велосипедисты и были теми загадочными самокатчиками.
В 1891 году был издан приказ о приобретении самокатов для военных нужд и создании особых самокатных команд.
В Русско-японскую войну отряды жандармов и военных самокатчиков патрулировали железные дороги на прилегающих территориях. В том числе и на велодрезинах.
В Первую мировую военные самокатчики хорошо показали себя в Брусиловском прорыве.
Для нужд армии в основном закупались французские велосипеды «Пежо».
В 1913 году российские чиновники предприняли попытку переориентировать снабжение армии на местных производителей — велосипедные фабрики «Дукс» в Москве, «Россия» в Риге и «Матадор» в Ревеле (современный Таллин).
Договориться удалось с фабриками «Дукс» и «Россия». Но даже их общие мощности были невелики. В 1916 году на фабрике «Дукс» было начато производство собственной модели складного велосипеда «Дукс боевой». «Дуксом» произведено их было всего 682 штуки, а на эвакуированной в Харьков «России» — 3600. Капля в море.
В годы революции часть самокатчиков перешла на сторону большевиков. В Москве в октябре 1917 года они захватили и удерживали центр города. Это не то чтобы новость: многие перешли на сторону большевиков. Но троих самокатчиков, погибших в бою с юнкерами, похоронили у Кремлевской стены, а московскую улицу Новоблагослове́нную в 1924 году переименовали в Самокатную. Так что улица Самокатная на самом деле военно-велосипедная.
Военные самокатчики были, может, не многочисленной, но заметной частью советской армии и участвовали в парадах.
Парад в 1924 году
Ко Второй мировой войне роль велосипеда в армии поменялась, но он все еще оставался важным элементом. Скажем, в 30-е годы велосипеды полюбили летчики, которым надо было добираться до самолета по взлетному полю.
Во Вторую мировую серьезно о себе заявили воздушные десантники (поначалу немецкие), и они тоже очень ценили складные модели велосипедов. Впрочем, связисты и простые пехотинцы не отказывались от возможности получить такой же.
В 1937 году при оккупации Китая в составе японской армии было порядка 50 тысяч солдат-велосипедистов.
В германской армии, которая с одной стороны позиционировала себя как молниеносную, а с другой — старалась экономить на дефицитном топливе, велосипед оставался важным средством передвижения.
А еще велосипедисты поздравляли Гитлера с пятидесятилетним юбилеем.
Во время битвы за Берлин Гитлерюгенд использовал велосипеды для перевозки гранатометов.
Для немецких десантников была разработана специальная модель.
Кстати, своих велосипедов (около двух миллионов) немецкой армии не хватало, поэтому их активно экспроприировали у населения захваченных стран (тоже около двух миллионов). Голландские футбольные болельщики в одной из кричалок на матчах с немецкими командами до сих пор требуют вернуть велосипеды. Увы, безуспешно.
Финская армия активно пользовалась велосипедами. На фото финский военный патруль на учениях рядом с границей СССР в 1939 году.
А это Густав Маннергейм инспектирует войска в 1944 году.
В польской армии большинство пехотных дивизий имели подразделение велосипедистов.
В швейцарской армии в 40-е годы велосипеды использовались в том числе для буксировки легких противотанковых пушек.
Британские коммандос пользовались велосипедами…
И американские морские пехотинцы…
И обычные американские пехотинцы…
Да и американским летчикам велосипед нравился…
В Красной армии к 1939 году самокатные подразделения присутствовали, хотя их официальная роль снизилась. В моде были самолеты, танки и старая добрая конница.
Пособие «Военная подготовка самокатчиков» 1941 года содержало иллюстрации только с нескладными вариантами велосипедов. Если картинки соответствовали реально использовавшимся моделям, это был шаг назад.
Тем не менее в советской армии в 30—40-е годы были отдельные самокатные части с собственными знаками отличия.
В «Боевом уставе пехоты Красной армии» 1942 года самокат упоминается только как средство связи наряду с радио, телефоном, мотоциклом и т.д.
Как бы то ни было, летчикам, десантникам, связистам и особенно простым пехотинцам велосипед сильно облегчал жизнь. Заводы и мастерские были завалены заявками о предоставлении велосипедов в части.
С окончанием мировой войны велосипедисты как самостоятельные подразделения постепенно стали исчезать из армий, но сами велосипеды все равно использовались широко.
Шведская армия в 40—70-е годы хорошо укомплектовалась велосипедами, но затем стала распродавать складские запасы. Военная модель стала очень популярной у шведов из-за невысокой цены и надежности. По некоторым данным, пограничные войска Латвии получили эти велосипеды в начале 90-х как гуманитарную помощь.
В наши дни в регулярной армии велоподразделения фактически остались только у Финляндии. Даже верная традициям Швейцария отказалась от велосипедных частей в армии в начале 2000-х.
Но велосипед бесшумен (если не использовать звонок) и легок. Так что в армиях всего мира можно по-прежнему увидеть велосипедистов, просто они не будут носить гордое звание «военных велосипедистов». Преимущественно велосипеды востребованы специальными подразделениями и летчиками.
Так что свою военную ценность велосипеды не потеряли до сих пор, в том числе благодаря дальнему родственнику Шарлиз Терон и таким вот людям:
Инфо http://www.maximonline.ru