Неизвестные факты об иранской марке Iran Khodro.

Вы, наверное, удивитесь, но Иран Ходро начал выпускать автомобили раньше Волжского завода.

Ещё в 1962-м, за восемь лет до того, как с тольяттинского конвейера скатилась первая «копейка», фирма Iran National Company приступила к крупноузловой сборке автобусов Mercedes-Benz O321 и грузовиков LK-серии. То есть в нынешнем году иранский автопроизводитель празднует 60-летний юбилей.

Mercedes-Benz O321

Компанию основали молодые бизнесмены — братья Ахмед и Махмуд Хаймени. Со временем Iran National Company сменит имя на Iran Khodro: в переводе с персидского Khodro означает «автомобиль». Главное, что вскоре за автобусами и грузовиками последовали легковушки.

Без англичан тут не обошлось. Если главный индийский автомобиль второй половины XX века — Hindustan Ambassador — это легальная копия Morris Oxford, то братья Хаймени заключили соглашение с другим британским концерном — Rootes Group. В 1966-м из привезённых машинокомплектов в Иране начали собирать Hillman Hunter — среднеразмерный четырёхдверный седан.

Иранского «Охотника» назвали Paykan, в переводе — «стрела». Это был типичный для того времени «британец» — в меру элегантный, в меру старомодный. Впрочем, в Иране, как и в Индии, дизайн был делом десятым.

IKCO Paykan

Производство «Пейканов» постоянно росло. Если в 1966-м в Тегеране собрали всего 66 машин, то к 1977-му годовой выпуск увеличился до 90 866 единиц! Благодаря множественным модернизациям и косметическим подтяжкам лица, «Пейкан» продержался на конвейере до мая 2005 года! Но и это не конец его истории. IKCO Bardo 1600 — пикап на базе Paykan — выпускали ещё 10 лет.

IKCO Paykan Bardo

Любопытный и малоизвестный факт. Работая над обновлённым вариантом «Пейкана» 1977 года, британский дизайнер Ройден Акс активно использовал элементы хэтчбека Talbot Alpine, так же известного как Simca 1308.

А ведь именно эта модель «Симки» считается музой советских разработчиков «Москвича»-2141. Поэтому «Пейкан» с «Алеко» — совсем не чужаки друг другу.

«Москвич»-2141

«Пейкан» — первая массовая легковушка в Иране, рынке с многомиллионным потенциалом. Но, в отличие от индийских брендов, Iran Khodro не ограничился насыщением внутреннего спроса, почти сразу задумавшись об экспансии.

Ещё в 1970-х автобусы, фургоны и легковые автомобили производства Iran Khodro пошли на экспорт. В основном в Египет, Афганистан и страны Персидского залива. Более того, иранские автобусы проложили дорожку в Восточную Европу. В частности в Польшу, Румынию и Болгарию.

Если «Пейкан» и британская Roots Group — прошлое Iran Khodro, то современная история компании связана с Peugeot. Смена приоритетов прошла совершенно естественно. Ещё в 1966-м, когда братья Хаймени подписывали контракты с Rootes Group, британская компания уже считалась частью европейского филиала Chrysler. Через 10 лет уже он сам перейдёт в собственность Peugeot.

В иранский проект французы активно включились в начале 1990-х. Тогда в Тегеране стартовал выпуск седана Peugeot 405. Затем к нему прибавилась хитовая 206-я модель. Помимо локальной сборки собственных машин, Peugeot поучаствовала в проекте создания наследника «Пейкана». Речь о модели «Саманд», построенной на базе всё того же 405-го. Его выпуск наладили в 2001-м и завершать пока не планируют.

IKCO Samand LX

Однако не всегда отношения Peugeot и Iran Khodro были гладкими. Французы даже уходили из страны под гнётом международных санкций, но через некоторое время возвращались вновь.

Сегодня в рамках нового совместного предприятия Peugeot предлагает в Иране и модели своей современной линейки. Но львиная часть спроса всё равно приходится на машины локальной сборки. Надо сказать — это настоящее пиршество для любителей автомобильной экзотики.

«Саманд» — малая часть того, что иранские инженеры и конструкторы сделали на базе Peugeot 405. Чуть выше базовой версии стоит «Саманд Сорен». У него не только видоизменённая решётка радиатора, но и оснащение побогаче: подушки безопасности, ремни с преднатяжителями, автоматическая антенна.

IKCO Soren

Ещё чуть выше располагается «Дена» — самый современный отпрыск платформы Peugeot 405. Квартет подушек безопасности, фронтальные и боковые, уже в стандарте. В дизайне, правда, почему-то читаются аллюзии на современные модели Lada.

Оскар за самый безумный вариант иранского Peugeot уходит модели Roa. Сложно поверить, но слегка модифицированный кузов 405-го надели на заднеприводное шасси доисторического «Пейкана»!

IKCO Dena

Впрочем, есть в модельной гамме IKCO и автомобили, не вызывающие приступов испанского стыда. Например, Tara — перелицованный вариант знакомого нам седана Peugeot 301. Кстати, именно его буквально только что возили на смотрины в Москву.

IKCO Tara

Но Peugeot — это далеко не весь Iran Khodro. В модельной гамме IKCO есть автомобили других брендов. В Тегеране, например, выпускался седан Renault Logan первого поколения. Не оставим без внимания Suzuki Grand Vitara местной сборки.

А ещё у IKCO есть совместное предприятие с китайским брендом Haima. В его линейке не только сравнительно древний кроссовер S6, представленный ещё в 2010-м, но и новейшие модели, включая спортивный вседорожник 8S и футуристичный минивэн 7Х.

Haima 7X

Несмотря на обширную историю и лидирующие позиции на домашнем рынке, «Иран Ходро» отнюдь не монополист. В Иране существует ещё один крупный, даже очень крупный игрок — компания SAIPA. Когда-то она начинала с лицензионного выпуска автомобилей Citroen, а теперь борется с «Иран Ходро» за звание главного автопроизводителя страны.

Эта схватка чем-то напоминает соперничество Ford и General Motors в золотую эпоху Детройта. Точно так же чемпионский кубок постоянно переходит из рук в руки. Здоровая конкуренция в любом случае на пользу обоим. Вместе Iran Khodro и SAIPA занимают 94% рынка страны.

Иранские автомобили уже продавались в России. И это было сравнительно недавно. Тот же «Саманд» во второй половине нулевых предлагался на нашем рынке через официальных представителей IKCO. За три года покупателей нашли более 12 тысяч седанов.

Ещё в период с 2006-го по 2012-й официальные дилеры Peugeot в России предлагали компактный седан 206. Никто особо не афишировал факт, что автомобиль был произведён не во Франции, а в Иране. Наверное, и к лучшему. Столь любимый россиянами форм-фактор классического седана с отдельным багажником и вкусные цены обеспечили 206-му седану неплохой спрос.

У Iran Khodro не только 60 лет опыта выпуска автомобилей, но и налаженное производство комплектующих, очень высокий уровень локализации компонентов, а также готовая экспортная сеть с годовым объёмом в десятки тысяч автомобилей.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − шесть =