Кем были настоящие гардемарины.

Флот был одним из самых главных дел жизни Петра I. Он начал бредить морем задолго до того, как возглавил государство: в раннем детстве.

И когда, наконец, встал у руля, с неистовой страстью принялся за создание флота, желая наверстать упущенное, взять все лучшее, что было на тот момент у иностранцев. У него получилось объединить опыт Испании, Португалии, Италии и Голландии. Если иностранные лекала не подходили под русскую действительность, переделывал. Замечательный тому пример — гардемарины. Курсанты морской академии, скорее всего, не принимали участия в государственных интригах, отраженных в приключенческом фильме Светланы Дружининой, но их жизнь была не менее интересной.

Происхождение

Гардемарины как подразделение появились благодаря французскому министру Жану-Батисту Кольберу в 1670 году. Тот обеспокоился отставанием французского государства от более продвинутых держав, Голландии и Англии, у которых был прекрасно развитый торговый флот, а из числа купцов вербовали специалистов для военного флота. Военный флот получал хорошо обученных моряков, оставалось их поднатаскать только по боевой практике. Кольбер придумал систему морских училищ, в которых курсанты получали теорию, а практические навыки — в море. Система оказалась успешной, и европейцы начали тиражировать французский опыт.

Петр I оказался в схожей ситуации. Он скопировал начинание Кольбера и открыл школу сначала в Москве, а затем перенес ее в Петербург. Академия морской гвардии стала кузницей кадров для набирающего силы Петровского флота. Царь-новатор сам расписал, чему следует обучать будущих морских волков.

Гардемарины в России

Климат внес свои коррективы. В северных широтах круглогодичная навигация оказалась невозможной. Выход нашли такой: зимой — теория, летом — плавание и практика. Русский флот существовал по такому же принципу. Летом — море, зимой — сухопутные учения. В общем, гардемарины были и моряками и пехотинцами в одном лице.

Офицеры флота

Обязанности гардемаринов были разными: во время морских походов они выполняли функции моряков, а в бою — солдат. Они умело обращались с навигационными приборами, хорошо стреляли из мушкета. Командиры корабля ежедневно проводили с ними часовые занятия.

После обучения курсанты сдавали экзамены. Те из них, кто поступал на морскую службу, получали чин мичмана. Специалисты в области кораблестроения и механики выходили в звании подпоручика. Ну а те, кто испытание проваливал, выходили «подпоручиками по адмиралтейству» или шли на гражданскую службу. В «Табели о рангах» они соответствовали чиновнику 10 класса — коллежскому асессору. Кстати, такой чин был у Ивана Тургенева и Ильи Обломова, героя романа Ивана Гончарова.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 3 =