История Северного морского флота.
1 июня — День Северного флота ВМФ России. Официально его история отсчитывается с 1933 года, когда был издан приказ командования РККА о создании Северной морской флотилии. На самом же деле «самый молодой отечественный флот» ровно на два столетия старше — в 2014 году дату его образования перенесли на 1733 год.
Петровские времена. Предыстория
Пётр I — один из главных преобразователей в истории России. Известен он первый российский император ещё и любовью к мореплаванию и созданием российского флота. Мало кому известно, что ещё до основания первого военно-морского порта на Азовском море он заложил судостроительную верфь в окрестностях Архангельска.
В 1693 году будущий император отправился в свой первый морской поход из Архангельска на яхте «Святой Пётр», построенной там же. В этом же году, согласно повелению Петра Алексеевича, на острове Соломбала под Архангельском была заложена одна из первых судостроительных верфей, а уже спустя год российские корабли «Святое пророчество» и «Святой Павел» вышли из Двинской губы в море для сопровождения каравана английских торговых судов.

«Новое в России дело», художник Ю. Кушевский, Военно-морской флот Петра I
Впрочем, о появлении полноценного флота в конце XVII века говорить не приходится — в Архангельске не было военного порта, а корабли, возводимые на Соломбальской верфи, переправлялись по суше в Балтийское море — приближалась Северная война.
Северная война (1700–1721) — противостояние между крупнейшими северными державами за господство на Балтике. Окончилась в 1721 году победой Российской империи.
Эпоха «дворцовых переворотов». Создание флота
Для создания флота, в первую очередь, необходимо обустройство военно-морской базы. Для этого указом императрицы Анны Иоанновны весной 1733 года был основан Архангельский военный порт с постоянной эскадрой — история российского Северного флота началась.
Зона ответственности Архангельской эскадры распространялась на Белое и Баренцево моря, а также побережье Кольского полуострова. Североморцы неоднократно принимали участие в важнейших битвах в истории страны. Так, в 1741-1743 годах, во время очередной войны со Швецией, Балтийский флот усилился кораблями из Архангельска. Экипажи северной эскадры противостояли каперам врага и защищали морские грузоперевозки.
Каперы или корсары — частные суда, занимающиеся морским разбоем или нападавшие на корабли неприятеля во время войны с разрешения своего правительства.

Я. Ф. Гаккерт «Отступление турецкого флота в гавань Чесмы», Хиосское сражение
Период правления Екатерины II не отмечен значимыми событиями в летописи Северного флота, вектор внешней политики Екатерины Алексеевны был направлен главным образом на Юг. Однако было бы неверно сказать, что с 1762 по 1796 год в истории Северного флота ничего не происходило. Дело в том, что Архангельское адмиралтейство в годы правления императрицы достигло своего расцвета, массово поставляя корабли на Балтийский флот.
Военные суда сходили со стапелей в рекордные сроки. Так, в Архангельске строилось в среднем по четыре крупных корабля в год, а во время русско-шведской войны (1788-1790) производительность выросла почти вдвое — в 1789 и 1790 годах было построено по семь кораблей.

Картина Якоба Филиппа Гаккерта «Эпизод морского боя». На картине изображён взрыв турецкого корабля, Чесменское сражение
Всего с 1787 по 1791 год на Архангельских верфях спустили на воду 25 кораблей и фрегатов, то есть столько же, сколько было построено Петербургским адмиралтейством и Кронштадтской верфью за первые двадцать лет правления Екатерины II.
«Век девятнадцатый, железный»
XIX век — эпоха перемен для северной эскадры. В ходе Наполеоновских войн в начале столетия североморцы обеспечивали защиту северных рубежей страны, охраняли торговые суда, вступали в бои с противником.
Сменилось два поколения, вновь моряки из Архангельска обороняли Россию во время Крымской войны. Но уже в 1862 году Архангельский военный порт закрыли. Он просуществовал 132 года и 2 дня — Александр II принял такое решение ввиду того, что угрозы со стороны Северных морей не было. В то же время, после поражения в Крымской войне необходимо было укреплять оборону на южной, западной и восточной границах страны, а это требовало значительных финансовых затрат.
Крымская война (1853-1856) — крупный военный конфликт России с коалицией из Османской империи, Франции и Великобритании. По его итогам Российская империя потеряла возможность держать военные корабли в Чёрном море.

«Возвращение в Севастополь эскадры Черноморского флота после Синопского сражения». Художник Н. П. Красовский. 1863. Центральный военно-морской музей
Первая мировая война
В годы Первой мировой войны государству вновь понадобился мощный флот на северных рубежах, потому что моря Северного Ледовитого океана были наиболее безопасным маршрутом для сообщения России с её союзниками по Антанте. Именно поэтому в царствование Николая II был основан Романов-на-Мурмане (1916) — самый северный незамерзающий порт Российской империи. Сейчас это Мурманск — крупнейший город за полярным кругом.

Открытие города Романов-на-Мурмане 21 сентября (4 октября) 1916 года
Летом того же года сформирована флотилия Северного Ледовитого океана, обязанностью которой стала охрана морских путей. Базами для кораблей флотилии, помимо Романова-на-Мурмане, служили порты Архангельска и Александровска. В состав входили 89 боевых и вспомогательных судов. Некоторые из них — легенды российских военно-морских сил: первая отечественная подлодка «Дельфин», переброшенная на Север с Дальнего Востока, крейсер «Варяг», возвращённый России Японией, подводная лодка «Святой Георгий», которая впервые совершила переход из Италии через Средиземное море, Атлантический океан и северные моря в Романов-на-Мурмане, ледоколы — «Микула Селянинович» и «Святогор».
Ледокол «Святогор» (с 1927 года «Красин») знаменит спасением экспедиции Умберто Нобиле к Северному полюсу на дирижабле в 1928 году, конвоированием судов на Северном морском пути в годы ВОВ и участием в исследованиях Арктики.

Ледокол «Святогор»
Гражданская война
В годы Гражданской войны флотилия Северного Ледовитого океана понесла значительные потери и была преобразована в Беломорскую военную флотилию Красной армии. Вскоре после этого северная флотилия получила наименование «Морские Силы северного флота» и просуществовала так до образования СССР, а затем была расформирована и возродилась лишь в конце первой пятилетки.
Интербеллум и Великая отечественная война
Советская власть взялась за государственное строительство — НЭП сменился коллективизацией и форсированной индустриализацией, утвердилась плановая экономика, развивалась тяжелая промышленность.
1 июня 1933 года циркуляром Главного штаба РККА была образована Северная морская флотилия. Изначально предполагалось, что она будет базироваться в Мурманске. Тогда же началось строительство первой военно-морской базы в Полярном. Флотилия развивалась: строились новые верфи, создавались военно-морские базы, спускались на воду новые корабли. В итоге, 11 мая 1937 года Северная флотилия преобразовалась в Северный флот.

Подводная лодка «К-21»
Боевое крещение советского Северного флота состоялось в 1939 году в ходе Советско-финской войны — североморцы захватили финские порты Лиинахамари и Петсамо. Это отрезало финнов от ключевых морских путей.

Северный флот, эскадренный миноносец «Валериан Куйбышев». 102-мм. корабельное орудие Обуховского сталелитейного завода
В годы Великой Отечественной войны корабли и подводные лодки Северного флота прикрывали сухопутные силы от высадки неприятельского десанта, обеспечивали защиту грузов, перевозимых по Северному морскому пути в рамках программы ленд-лиза, перерезали морские коммуникации противника. Если бы не корабли СФ, помощь со стороны союзников по антигитлеровской коалиции уменьшилась бы на порядок.

Северный флот, эскадренный миноносец «Валериан Куйбышев». 102-мм. корабельное орудие Обуховского сталелитейного завода
Моряки-североморцы уничтожили более 1300 вражеских самолётов и порядка 600 кораблей, успешно провели 76 конвоев.

Моряки в увольнении. Танцы на пирсе. Северный флот, 1941 г.
«Холодная война»
После победы Советского Союза в Великой Отечественной войне и создания в СССР ядерного оружия на Севере началось формирование морского ракетно-ядерного щита. Страна активно развивала арктическую группировку, поскольку в северных широтах проводились испытания ядерного оружия: необходимо было осуществлять оперативную и безопасную доставку боезарядов на полигоны.

В стапельном цехе «Севмаша», «Ленинский комсомол», 1957 год
В 1950-е годы на подлодки начали устанавливать баллистические ракеты. Первый такой запуск произвели 16 сентября 1955 с дизельной субмарины проекта 661, а через два года на воду уже была спущена первая атомная подводная лодка — К-3 «Ленинский комсомол» проекта 627 «Кит». В ноябре того же года флот пополнился первым подводным крейсером стратегического назначения «Ленинец» проекта 667А «Навага».
АПЛ «Ленинский комсомол» — первая в истории подводная лодка, совершившая поход к Северному полюсу подо льдами Арктики.

«Ленинский комсомол»
В эпоху холодной войны корабли Северного флота несли боевое дежурство в водах Мирового океана и патрулировали в северных акваториях. Северный флот СССР насчитывал несколько десятков крейсеров, эсминцев и подводных лодок. К тому же, в 1970–1980 годах на вооружение были приняты авианосцы проекта 1143 «Кречет».

Экипаж АПЛ К-3 «Ленинский комсомол»
В 1966 году две советские атомные подводные лодки К-116 и К-133 впервые в истории совершили кругосветное плавание, пройдя без всплытий 25 тысяч морских миль.
Северный флот сегодня
С 1 января 2021 года Вооружённые силы России делятся на пять военных округов — Центральный, Южный, Западный, Восточный и, отдельно, Северный флот.
Флагман Северного флота — тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий», крупнейший в мире неавианесущий боевой корабль.
В Североморске также базируется единственный в российских вооружённых силах тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Помимо тяжёлых крейсеров, в состав флота входят ракетный крейсер, эскадренные миноносцы, большие противолодочные и десантные корабли, атомные ракетные и торпедные подводные лодки, а также войска ПВО, сухопутные силы и береговая охрана.
В настоящее время Краснознаменный Северный флот — межвидовое стратегическое объединение Вооруженных Сил России, в задачи которого входит защита национальных интересов Российской Федерации не только на арктическом направлении, но и в других районах Мирового океана.