Рянгины, потомственные почетные граждане Санкт-Петербурга (автор: Павел Вялых).

Современным деловым людям есть, чему поучиться у своих предшественников. В российской истории были периоды, когда, одновременно со становлением правил и норм деловой практики, формировалась социальная ответственность предпринимательства, и на созданной плодородной почве расцветала и приносила полезные плоды русская культура.

Примером тому является предпринимательская и общественная деятельность купеческих семей потомственных почетных граждан Санкт-Петербурга.

Их было много, расскажем об одной: крестьянин из деревни Ефремовой Великодворской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии Михаил Михайлович Рянгин, временный купец 3/2/1-й гильдий, потомственный почётный гражданин Санкт-Петербурга, занимавшийся строительными подрядами, покупкой и продажей столичной недвижимости.

Был старшим сыном в многодетной семье, рано оставшейся без отца. В записях Ступинского (Копачевского) прихода деревни Ичково сохранилась запись и о денежном пожертвовании по случаю смерти матери.

В начале предпринимательской карьеры был кровельщиком-подрядчиком на отхожем промысле, как и многие крестьяне Архангельской губернии, со времен Петра I принимавшие активное участие в строительстве Петербурга. Первый капитал дал возможность начать перестраивать деревянные дома, расширяя их и надстраивая. Следующим шагом стала аренда и выкуп земельных участков под строительство, возможность нанимать большее количество рабочих, и привлекать кредиты под залог построенных доходных домов в столице. В петербургском архиве много информации по его закладным, и список построенных доходных домов тоже немаленький:

в 1875 году М. Рянгиным был куплен участок по Большой Московской улице 201/200 с двумя ветхими домами, вместо которых он построил два новых здания, сдал в аренду Второму Петербургскому ремесленному училищу, и в 1901 году продал;

здание в Виленском пер., д. 5, лит. А, входит в перечень объектов культурного наследия регионального значения. Сейчас это многоквартирный жилой дом, в 2022 году началась реставрация фасада. В его интерьерах до сих пор сохранились комплексная историческая отделка парадных лестниц, камин в вестибюле, кованые ограждения известняковых лестниц;

кроме двух указанных объектов, М. Рянгиным было построено еще свыше десятка зданий, самые известные из которых на ул. Маяковского, д. 3 и д. 54-56, на ул. Рылеева, д. 8, на ул. Восстания, д. 25, в Манежном переулке, д. 12, на Кирочной ул., д. 13, и другие.

Михаил Михайлович был дважды женат, имел четверых детей: сына Василия, дочерей Александру, Ольгу и Елизавету.

Свидетельство о потомственном почетном гражданстве М. Рянгина датировано 19 июня 1881 года, и являлось не только знаком персональной принадлежности к почетному сословию его самого, но и членов его семьи, открывая для них целый ряд возможностей:

«Божіею Милостію Мы, Александръ Третий, Императоръ и Самодержецъ Всероссійскій, Царь Польскій, Великій Князь Финляндскій, И прочая и прочая и прочая.

Манифестомъ въ 10-й день Апрѣля 1832 года установлено сословіе почетныхъ гражданъ, на правахъ, въ ономъ предначертанныхъ, а какъ вѣрноподданный Нашъ С-Петербургской первой гильдіи купецъ и кавалеръ ордена Св. Станислава 3 степени, Михаилъ Михайловъ Рянгинъ представленными актами доказалъ право на потомственное почетное гражданство, то возводя онаго, С-Петербургскаго первой гильдіи купца и кавалера ордена Св. Станислава 3 степени Михаила Михайлова Рянгина, съ женою со второго брака Анною Федоровою и дѣтьми ихъ сыномъ Василіемъ и дочерьми дѣвицами: Александрою, Ольгою и Елизаветою Михайловыми в сословіе почетных гражданъ, Всемилостивѣйше повелѣваем пользоваться какъ ему, так и его потомству, всѣми правами и преимуществами, Манифестомъ сему сословію дарованными».

Почетные граждане как привилегированная категория сословия «городских обывателей» появились в Российской империи по Манифесту Николая I «О состояниях» в 1832 году. Прошение о произведении в это звание имели право подать купцы, чиновники, духовенство, деятели культуры и науки недворянского происхождения. Основным критерием являлись заслуги перед Отечеством на гражданской службе, в религиозной сфере, науках или изящных искусствах.

Согласно манифесту, личное гражданство было пожизненным и прекращалось со смертью, а потомственное передавалось по наследству. Оно приобреталось несколькими способами: по факту рождения, либо могло быть пожаловано как по ходатайству самого просителя, так и по особому представлению.

Хотя потомственное почетное гражданство и являлось сословием, фактически оно рассматривалось как награда. Причисление к нему осуществлялось решением Правительствующего Сената или императорским указом. Оно давало определенные привилегии, в том числе свободу от подушного оклада, рекрутской повинности и телесных наказаний, право участвовать в выборах (при условии владения в городе недвижимой собственностью) и быть избираемым на городские общественные должности не ниже тех, которые занимали купцы первых двух гильдий.

В 1840 году в России насчитывались 4800 почетных граждан, что составляло 0,1 % городского населения страны. Число причисленных к этому сословию постоянно увеличивалось. К 1913 году численность почетных граждан с членами семей во всей стране составляла 372 400 человек, из них потомственных — 197 300 человек.

В Санкт-Петербурге звание почетного гражданина города было введено в 1863 году. Оно присваивалось по ходатайству Городской думы и символизировало «исключительную форму выражения признательности и благодарности общества за деятельность на пользу города, а также дань уважения к людям, имеющим особые заслуги перед Отечеством».

Сословие почетных граждан Санкт-Петербурга было промежуточным между купечеством и дворянством. За период с 1832–1889 гг. через департамент герольдии прошли дела о пожаловании потомственным почетным гражданством практически всех петербургских купцов — 663 человека.

И по мере того, как число почетных граждан увеличивалось, смысл и привилегии почетного звания становились все более ясными, все больше купцов осознавали свою социальную миссию. В итоге с каждым десятилетием стало расти число купцов, которые, благодаря почетному гражданству, переводили своих детей с домашнего обучения в гимназии, училища и высшую школу. И внуки Михаила Михайловича Рянгина, благодаря привилегиям потомственного почетного гражданства, смогли поступить в Петербургскую Академию художеств, и успешно закончить ее.

Также неуклонно стало расти число купцов, занимавшихся благотворительностью. Она сосредоточилась на трех основных направлениях: помощь церкви, призрение и помощь больным и бедным, финансирование образовательных учреждений.

Благотворительность и активная деятельность в общественной жизни стали отличительной чертой купечества конца XIX-начала XX века. Многие купцы старались быть на виду, и мотивы к этому у каждого были разные: один стремился сделать известным своё имя (и тем самым способствовать рекламе своей продукции), другой искал в благотворительности общественного признания, а кто-то действительно искренне делился с людьми, не имевшими возможности помочь себе сами.

По архивным сведениям, Михаила Михайлович, а после его смерти – его сын Василий Михайлович Рянгин, были активными попечителями Мариинско-Сергиевского приюта.

Василий Михайлович Рянгин родился в 1862 году, согласно метрической книге г. Санкт-Петербурга церкви Успенья Божьей Матери о родившихся за 1862 год под №293-м мужеского пола значится, что Архангельской губернии, Холмогорского уезда, Ступинской волости, деревни Копачевской у государственного крестьянина Михаила Михайлова Рянгина и законной его жены Анны Федоровой, обоих православного вероисповедания, от второго его и первого ее брака родился 1862 года июля 6-го, а крещен 10-го числа того же месяца сын Василий. Воспреемниками были С.-Петербургский мещанин Кондратий Никитин и Архангельской губернии, Холмогорского уезда, деревни Ступинской государственная крестьянская жена Акилина Васильева Богданова.

Василий Михайлович  помогал отцу развивать семейный бизнес в столице, был женат, имел троих детей: дочь Серафиму, сыновей Ивана и Михаила.

Серафима родилась в 1891 году в Петербурге. Согласно метрической записи в книгах причта Преображенского всей гвардии Собора за 1891 год, младенец Серафима была крещена 24 февраля, родители — потомственный почетный гражданин Василий Михайлович Рянгин и его жена Варвара Львовна. Восприемниками при крещении были Санкт-Петербургский купец 2-й гильдии Лев Афанасьевич Титов, и жена Санкт-Петербургского мещанина Анна Львовна Коробкова.

Детское увлечение рисованием привело Серафиму в частную школу-студию профессора Академии художеств Яна Ционглинского, и в 1912 году, выдержав большой конкурс, Серафима Васильевна поступила в Академию художеств, в которой училась с небольшими перерывами до 1923 года. Ее учителями были ярчайшие представители русского реалистического искусства, передвижники П. Е. Мясоедов, И. И. Творожников, В. В. Беляев, Д. Н. Кардовский.

Там же в Академии познакомилась со своим будущим мужем Степаном Карповым (1890-1929), уроженцем Оренбурга, куда молодая пара уехала из революционного Петрограда, и где прожила до 1923 года. Степан был одним из организаторов краеведческого музея, художественной студии, председателем местного общества художников, а также официальным «живописцем» города.

Большим событием в художественной жизни страны начала XX века было создание в Москве, а затем и в Петрограде Ассоциации художников революционной России (АХРР), ставшей предтечей Союза художников СССР. Ее активными членами с первых дней создания были Карпов и Рянгина.

Они переехали в Москву, Степан занял руководящее положение в АХРР, а Серафима занималась живописью.

Серафима Васильевна Рянгина

После смерти мужа Серафима Васильевна с 1929 года до конца жизни продолжала традиции передвижников, постоянно работая в творческих поездках по стране и создавая образы строителей коммунизма. Мастерство Рянгиной органично вписывалось в каноны социалистического реализма довоенных, военных лет, 1950-х годов.

 в общую картину советской живописи 1950-х годов, в которой главное — неторопливый, обстоятельный рассказ — то, к чему всегда тяготела художница.

Незадолго до смерти, в 1955 году, Серафиме Васильевне Рянгиной было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Похоронена на Новодевичьем кладбище, рядом с мужем.

Картины Рянгиной, связанные с традициями русской жанровой живописи, посвящены труду и жизни простых советских людей. Главный мотив творчества художницы — бытовые сюжеты современной ей жизни, портреты, пейзажи, натюрморты.

Ее работы находятся в Третьяковской галерее, в Оренбургском музее изобразительных искусств, и зарубежных коллекциях.

Брат Серафимы Иван Васильевич Рянгин в 1917 году окончил архитектурное отделение Академии художеств в Петрограде. В 1918 году был направлен в Оренбург, где уже в 1923 году стал губернским архитектором, а в 1926-м — главным инженером губисполкома, ответственным за все строительные дела Оренбурга.

По его проектам шла застройка Красного городка, распланировка Сырейной площади, строительство городской водонапорной башни. В 1926 году Рянгин составил план Оренбурга с перспективой его будущего расширения на ближайшие 50 лет с концепцией превращения Оренбурга в город-сад, объединявшей разрозненные части города в единое целое. Интересно, что разработанный в 1925 году план города предусматривал численность населения в 1975 году 500 тысяч человек, и число точно подтвердилось.

В Оренбурге Рянгин был в числе авторов одного из самых первых памятников В. И. Ленину в СССР, автором нескольких крупных промышленных проектов.

Иван Васильевич Рянгин

В начале тридцатых годов, уже в Ленинграде, он изобрел архитектурную систему «тахитектон» (в переводе с латыни «шагающий строитель»), по которой было построено несколько жилых зданий. Первое из них появилось в 1932 году на Крестовском проезде, 11. Построенный по конструктивной строечно-балочной системе, дом представлял собой блокированный коттедж, каждая квартира которого располагалась на двух уровнях и имела отдельный вход. По этому проекту предполагалось создать целый подвижной завод, который, перемещаясь, возводил бы протяженный жилой дом из пенобетонных блоков. Объект остался незавершенным, поскольку Иван Васильевич умер в 1940-м году. К 2007 году здание пришло в упадок, и было снесено.

Третий сын, Михаил Васильевич Рянгин, в подростковом возрасте стал страдать прогрессирующей близорукостью, поэтому был вынужден оставить учебу в ральном училище и перейти на домашнее обучение. Несмотря на то, что по состоянию здоровья он имел отсрочку воинской повинности, в связи с революцией Михаил пошел на военную службу и стал участником белого движения, числился в офицерском батальоне Оренбургского полка. Как сложилась его дальнейшая судьба, неизвестно.

Михаил Васильевич Рянгин

Михаил Михайлович Рянгин — один из достойных представителей холмогорской земли, труды которого оставили о нем память как в виде домов, сохранившихся до наших дней, так и в работах его внуков,  которые, благодаря стараниям дедушки, получили и блестяще реализовали возможность обучаться в лучших учебных заведениях Петербурга.

Литература

Егорова А. А. Купеческие династии потомственных почетных граждан в Санкт-Петербурге конца XIX — начала XX века. СпбГУ, 2017. – 72 с.

Кириков Б. М., Кирикова Л. А., Петрова О. В. Невский проспект: Архитектурный путеводитель. — М.: Центрполиграф, 2004. — 378 с.

Османов А. И. Купеческое предпринимательство в промышленности Петербурга второй половины XIX в. // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2006. №2. С.22-28

Османов А. И. Социокультурные аспекты формирования петербургского купечества в XIX веке // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. №16. С. 115-127.

Журавлев А.А. Петербургское купечество и коммерческое образование в столице на рубеже XIX-XX веков. // История предпринимательства в России: XIX — начало XX века. Вып. 2 2005. — С. 50-62

Кауфман Р. С. Серафима Васильевна Рянгина. — Москва; Ленинград: Совет. художник, 1948. — (Мастера советского искусства).

Связаться с автором: Павел Вялых

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

девятнадцать − одиннадцать =