Описание Ухтостровского Троицкого прихода XVII в. Холмогорского уезда.

Ухтостров как населенная местность упоминается в судной грамоте великого князя Василия Дмитриевича Двинской земле 1397 г., в купчей XV в. на землю по р. Ождорме и других документах. Ухтостровский Троицкий приход был образован после распада Ухтостровской волости (до 1620 г.) на два: Троицкий и Богоявленский. Троицкий приход занимал северную половину Ухтострова, расположенного вблизи Холмогор.

В XVII в. (о более раннем периоде существования прихода сведений не сохранилось) в Ухтостровском приходе были две деревянные церкви – св. Троицы и св. влкм. Варвары. Троицкая церковь сгорела в 1626 г., вновь отстроенная также сгорела в 1646 г. На месте сгоревшей была построена новая деревянная церковь с приделом Алексея человека Божия, вместо которой в 1682 г. приступили к строительству новой каменной холодной церкви с приделом в честь Положения ризы Господней. Троицкий престол был освящен архиеп. Афанасием Холмогорским 10 июня 1690 г. В 1691 г. архиеп. Афанасий Холмогорский дает разрешение на постройку придельного храма, но не в честь Положения ризы Господней, а, как и прежде, во имя св. Алексея человека Божия. Храм был освящен в 1694 г. протопопом Василием и протодиаконом Иваном. Есть предположение, что зодчим каменного Троицкого собора был крестьянин Сийского монастыря Максим Ляхоцкий, имя которого записано в Синодик Ухтостровского прихода (Арханг. Д. 395, л. 50). В 1815 г. придельный храм был упразднен, а кирпич и камень позднее были использованы для строительства ограды.

Деревянная церковь великомученицы Варвары, как и Троицкая, сгорела и в 1636 г. была построена заново уже с колокольней. Вместо нее в 1693 г. началось строительство новой каменной теплой церкви, которая была освящена 6 февраля 1702 г. архиеп. Афанасием Холмогорским. В 1711–1722 гг. к ней была построена колокольня. Имущество старой деревянной церкви было перенесено в новую. В 1849 г. усилиями петербургского купца Василия Ивановича Грибанова в трапезной церкви св. Варвары был сделан придел в честь св. Алексея человека Божия, упраздненный в Троицком храме.

Находившаяся на погосте Часовня XVII в. была разобрана в XVIII в., но резной крест с Распятием сохранили – он был перенесен в часовню на Куростров. В начале XX в. подготовкой к ремонту и реконструкции Троицкого собора Ухтостровского прихода занимался архитектор А.А.Каретников. Им были сделаны обмеры «летнего» Троицкого и «зимнего» Варваринского храмов, подробно описаны техническое состояние строений, указаны причины повреждений храмов и способы их укрепления. Ремонт и реконструкция по причине недостатка средств осуществлены не были. Троицкий храм был полностью разрушен в 1930-е годы, Варваринский сейчас находится в полуразрушенном состоянии.

В Отделе рукописей БАН в составе Архангельского собрания хранится описание церквей Ухтостровского прихода, составленное в конце XVII в. (Арханг. Д. 523). Рукопись написана скорописью разных почерков в 80-х, 90-х годах XVII в., дополнена записями XVIII в. В сентябре 1870 года священник Ухтостровской Троицкой церкви Афанасий Подосенов переплел рукопись, дополнив ее бумагой XVIII в., составил к ней оглавление и сделал ее краткое описание «в уважение 184-х летняго существования» документа.

Большую часть рукописи (лл. 4–43 об.) занимает опись 1686 г., содержащая описание деревянных церквей прихода: Свято-Троицкой церкви с приделом Алексея человека Божия, церкви влкм. Варвары, часовни на погосте. Опись 1686 г. была составлена в связи с принятием имущества прихода у бывшего приказчика Онаньи Никитина священником Иваном Гавриловым и мирским церковным приказчиком Елфимием Колтовых. Эта опись никем не скреплена. В конце описи сделаны дополнительные записи о новых поступления и о том «чего налицо нет».

В 1692 г. по указу Афанасия Холмогорского имущество прихода было велено пересмотреть заново «все налицо и что перед прежними описными книгами объявитца вновь и чего не объявитца и то все велено описать имянно в конец». На лл. 44–50 об. дается описание вновь построенной каменной Свято-Троицкой церкви, поступившего в конце 80-х гг. нового имущества, а также описано недостающее. По мнению священника Афанасия Подосенова опись 1692 г. была написана в 1693 г. попом Гавриилом Никифоровым «как видно из его почерка в рукоприкладстве за церковнаго прикащика Тарха Михайлова Фокина». Кроме Гавриила Никифорова опись скреплена Елфимкой Калининым за себя и за Ивана Ефимова, Ивашкой Зиновьевым и Афонкой Неудачиным за Кондратья Самсонова. В конце рукописи (лл. 51–53 об.) сделаны записи о вкладах 1692–1721 гг. В описи 1686 г. дается описание последних по времени деревянных церквей – Свято-Троицкой с приделом Алексея человека Божия и св. великомученицы Варвары. Обе церкви были шатровые, крытые чешуей, с крестами, обитыми белым железом. Колокольня церкви св. Варвары была деревянная, пятиглавая, на девяти столбах, крыта чешуей, на главах кресты, обитые белым железом, с десятью большими и малыми колоколами, один из которых разбит. В описи 1692 г. описывается новая каменная, Троицкая церковь «о пяти верхах» с чешуйчатыми маковицами. В убранстве собора использовалась деревянная резьба: над царскими вратами корона резная с крестами (л. 4 об.), изображения серафимов и херувимов (л.10 об., 12 об., 15).

В описи 1686 г. подробно описывается пятиярусный тябловый иконостас и иконы Свято-Троицкой церкви, храма Алексея человека Божия и церкви великомученицы Варвары. В Троицком приходе Ухтострова, находившемся близ Холмогор, работали иконописцы архиерейского дома. В апреле 1699 г. Алексей Струнин, Михаил Онегин и Иван Погорельский «подрядились церковь поновливать да и новыя писать» в Троицкой церкви. Иконы поновлялись и позднее. В 1771 г. иподиаконом Архангельского архиерейского дома Пылаевым Яковом Степановым было поновлено несколько икон. В 1773 г. прихожане просили прислать священника Алексея Мехрякова на исправление икон в Алексеевской церкви. В 1775 г. 16 икон Троицкой церкви поновлял дьячек Нижнематигорской церкви под Холмогорами Андрей Морщихин, но, как жаловался протопоп Холмогорского Преображенского собора, незаконно и «весьма неисправно». В 1693 г. холмогорский иконописец, священник из Чухчерьми Евдоким Кондратов Пономарев красил крест придельного храма. В настоящее время пять икон из главного иконостаса Троицкой церкви середины XVII в. и две из церкви св. Варвары хранятся в Архангельском областном музее изобразительных искусств.

При описании царских врат Троицкой церкви отмечено, что врата, сень и столбцы украшены оловянным декором, позолочены и посеребрены (л. 4 об.). Такие врата с оловянным декором в Поморье создавались в середине – 2-й половине XVII в. В декоре выносного фонаря той же церкви также использовано олово, золоченое листовым золотом. Формы описанных фонарей – восьмигранного девятиглавого и шестигранного семиглавого характерны для существовавших на Севере в XVII–XVIII вв.

Для изготовления фонарей и церковных «окончин» использовалась слюда, большие запасы которой были в Поморье. В описании каменной Троицкой церкви упоминаются слюдяные оконницы, для изготовления которых была использована как новая, так и слюда из старых «папертных окончин» (л. 47). В рукописи описаны хранившиеся в приходе рукописные и печатные книги: напрестольные Евангелия находились в Троицкой церкви (печатное), в ее приделе – Алексея человека Божия (письменное) и в церкви великомученицы Варвары (печатное). Остальные книги «жили» в сундуке, окованном железом (л. 21 об.–23 об.).

В приходе был полный набор богослужебных книг, среди которых, кроме рукописного Устава, упоминается и «Полууставье», которое, как считает Б.В. Сапунов, должно было находиться в приходских церквях. Из четьих книг названы – Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Жезл правления Симеона Полоцкого, Измарагд, Шестоднев, Многосложный свиток, Соборники. Без переплета («в тетратях») были Житие Алексея человека Божия и Саввы Освященного и Чтение в неделю первую поста о иконах и на обретение честные главы Иоанна Крестителя. Большинство книг печатных, в том числе две (Евангелие и Псалтирь) «литовской печати». В перечне книг приводится только название книги, количество названий, размер. Отмечаются случаи, когда книга разделена на части – например, Пролог печатный был «розведен в четыре книги». Описание переплета дается только для напрестольных евангелий – ткань, оклад, застежки, обрез. Некоторые названия представлены как в виде рукописи, так и в виде печатной книги. В Списке книг из сундука против Часослова печатного сделана приписка: «взят на карабли по словесному указу» (л. 22 об.).

На лл. 39–39 об. содержатся записи о покупке Триоди цветной «нового выхода», Часослова печатного, нового, и о написании новых книг: Синодика (л. 39), «тетрати о победе моления на поганых агарян» (л. 41).

В позднейших записях о вкладах указана «тетрать письменная» – «Слово на Рожество Христово», положенная канцелярским подьячим Гаврилой Пушакиным (л. 40), род которого записан в Синодик Ухтостровской Троицкой церкви (Д. 395, л. 52 об.). В 1700 г. Михайло Павлов Иевлевых положил в помяновение родителей своих «Псалтирь в полдесть новых выходов печатную» (л. 51 об. ).

Среди недостающих книг в описи указан Апостол письменный в десть (л. 39 об.) и Обходник, который в 1677 г. послал продать поп Михайло, а деньги взял себе и потратил их на замок для «горенки» и сруб для погреба (л. 40).

В Архангельском собрании БАН нами выявлены две рукописи из книг прихода – Сборник житий, слов и поучений XVI в. (Арханг. Д. 147) и Синодик Троицкой Ухтостровской церкви (Арханг. Д. 395). Сборник был положен в 1584 г. в церковь великомученицы Варвары Пимином Лукиным Кузнецовым («а дал по ней сорок алтын з гривной»). В 1859 г. рукопись была куплена в Архангельске Федором Васильевым Гнусовым (Меркушевым), жителем Кеми, а в сентябре 1914 г. она поступила в Архангельское Древнехранилище от кемского протоиерея.20 В записи на Синодике говорится, что его повелели писать 10 мая 1686 г., то есть в год составления описи прихода, священник Ухтостровского Троицкого прихода Иван Гаврилов и церковный приказчик Ефим Калинин, а писал его Андрюшка Прокопьев Горончаров, которому заплатили за работу шесть алтын («бумага была церковная»). На наклейке корешка указана дата поступления рукописи в Древнехранилище – 1903 г.

Четыре старопечатные книги, принадлежавшие Ухтостровской Троицкой церкви, находились в XIX в. в Архангельской епархиальной миссионерской библиотеке: Евангелие учительное Кирилла Транквиллиона 1662 г., Слова поучительные Ефрема Сирина (М., 1667 г.), Жезл правления Симеона Полоцкого (М. 1667 г.) и Служба с чудесами Тихвинской иконы Божией Матери (Гродно, 1789)21. Два из них поступили в БАН в 1965 г. из Архангельской областной библиотеки.

Документы Троицкой церкви хранились в ящике, находившемся в окованном железом сундуке. Перечислены вотчинные документы (купчие, данные, порядные), оброчные и тягловые деревни и другие церковные угодья, приходорасходные книги церковных приказчиков с 1617 по 1684 год (л. 32–33 об.). Среди них «излюб» мирского совета 1682 г. о каменной Троицкой церкви23 и благословенная грамота Афанасия Холмогорского на ее постройку24 (л. 30–30 об.), «Даница Гаврила Оникеева, что дал земли под храм Варвары и под трапезу» (л. 27 об.), а также «Менная Симана Михайлова, что дал ис своего поля земли под Троицкую колокольню, а противо того он себе взял земли в пономаревском огородце» (л. 29). Среди церковных документов указана Челобитная Козьеручьевского монастыря о Триоди (л. 30 об.). В описи сказано, что четыре горелых судных списка были выброшены (л. 24).

В описи перечисляются также предметы церковного обихода: одеяния духовенства (ризы, подризники, орари, поручи, епитрахили, пояса), богослужебная утварь (дискосы, потиры, лжицы, звезды, покрова, сосуды церковные), хоругви, напольные подсвечники, паникадила, лампады и другое имущество. Вкладные записи на лл. 51–53 об. относятся к 1695–1721 годам. Среди вкладов серебряные кресты, колтушки, серьги с камнями, кошельки жемчужные, лампады, тафта, положенные прихожанами в Троицкую и Варваринскую церкви.

Источник: Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописей БАН. СПб., 2013

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

восемь + двадцать =