История Спасского Новоприлуцкого Козьеручьевского монастыря от 17 века до наших дней. (Автор: Александр Лыжин)

Русский Север богат историями, также как и различными духовными памятники, древними православными обителями. Такие монастыри как Соловецкий и Антониево-Сийский не нуждаются в представлении. Они известны широкому кругу и доступны для посещения. Однако, есть множество примеров мест, о которых остались лишь тексты в исторических документах.

Любопытно изучая одну из подробных карт 19 века, натолкнулся на упоминание Спасского монастыря на правом берегу Северной Двине в 15 верстах к востоку от Холмогор. Мне захотелось подробнее изучить эту местность, однако я оказался в трудной ситуации. Информации как таковой в интернете было не очень много. Она представляла из себя отдельные выдержки из разных источников.

Фрагмент из атласа реки Северной Двины по изысканиям, произведенным в 1858, 1859 и 1860 годах под руководством Инженер Штабс Капитана А. Василевского. Некорректное расположение монастыря.

Данная публикация основывается на том, что удалось узнать о монастыре на данный момент.

Основание обители связано с чудом. В 1617 году близ деревни Аннина Гора, что на правом берегу реки Северная Двина, старец Иоасаф с неким спутником пришли на место, где ими была чудесно обретена икона Спасителя. Будучи постриженником Александро-Свирского Троицкого монастыря, Иоасаф не упустил возможности рассказать о чуде митрополиту Новгородскому Исидору (1603—1619). Последний благословил монаха на создание обители. На этом месте Иоасаф построил часовню, где поместил найденный образ.

В том самом месте, в окрестностях Архангельска, в 15 верстах к востоку от Холмогор и был воздвигнут Спасский монастырь в честь Преображения, Спаса Нерукотворного или Входа Господня в Иерусалим, который стал именоваться Спасской Козьеручьевской пустынью.

На старых картах я нигде не нашёл упоминания Анниной Горы в данной местности, а в одном из источников она и вовсе была названа Айновой Горой. Населённые пункты с таким названием встречались мне на картах Курострова и Вавчуги.

Информация из «Списка населенных мест Архангельской губернии к 1905 году»

В писцовой книге Двинского уезда за 1622-1624 гг. описан монастырь в Курейской волости — «на Айнове горе монастырь на реке на Двине на Козем ручью». В монастыре церковь в честь Нерукотворенного образа Господа нашего Иисуса Христа «древяна вверх с трапезою», т.е. шатровая. В трёх кельях жили строитель (настоятель) Иосиф (в других источниках Иоасаф), иеромонах Лаврентей и четыре «брата».

В описании Курейско-Сретенского прихода Холмогорского уезда есть такое упоминание: “Приход образовался не позднее XVII в., о чем свидетельствовала грамота Михаила Феодоровича от 6 февраля 7126 г. (1618 г.) Курейской волости Сретенскому церковному прикащику Митьке Гусеву. Этой грамотой Курейским Сретенской и Космодемьяновской церквям, сгоревшим в 7123 г. (1615 г.) со всей утварью и дарственными царскими грамотами, возвращались земли, несправедливо отнятые после пожара старцами Архангельского монастыря и крестьянами Спасского прихода”.

Если взглянуть на современную карту, то монастырь находился на территории деревни Карандашевская Приморского района рядом с границей Холмогорского района.

Фрагмент топографической карты «Холмогоры»

Нет сведений и о том самом Козьем ручье, в честь которого была названа обитель. Может местным жителям что-то известно?

Но вернёмся в прошлое. Молчанов К. С. в своей книге об Архангельской губернии пишет следующее: “Спасский был сначала особым монастырём, а потом приписным к Архиерейскому дому”. Далее он говорит уже о вышеназванном иноке Иоасафе: “Он (по фамилии Свирянин) пришёл на это место 25 марта 1617 года, сначала выпросил у Царя и Великого Князя Михаила Фёдоровича в Курейской волости столько места, сколько потребно для кельи и церкви, и оное расчистив, поставил келью”. После чего Молчанов упоминает митроплита Сарского и Подонского Иону, который, как известно из истории, был связан с Спасо-Прилуцкий Димитриевым монастырём в городе Вологда: “Потом между Патриаршеством получил благословение у Ионы митрополита Сарского и Подонского, положил первому храму основание 29 мая 1618, а освятил оный того же года 24 сентября в имя Нерукотворного Образа, с пределом Александра Свирского”.

Возможно Новоприлуцким монастырь, о котором мы сейчас говорим, был назван так, как дань памяти Димитриевому монастырю в Вологде?

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. Фото начала XX века.

Первый храм был деревянным.

Молчанов рассказывает далее: “После чего сей первый строитель Иоасаф 28 ноября 1636 в связи со старостью своей сдал строительство по согласию братии и вкладчиков постриженику своему и старцу Иосифу… Ныне в этом монастыре каменная церковь в имя Нерукотворного Образа Спаса с приделом, которая так, как и весь монастырь возобновлены были Преосвященным архиепископом Варсонофием; так как монастырь был приписан к Архиерейскому дому, то долгое время в нём жительствовали архангельские архиереи, потому в оном имеются на юго-востоке по приезду их в один этаж каменные кельи и другие такие же для симметрии к северо-востоку — служебные; с западной стороны линия не малая каменная, а посреди оной колокольня, в оном монастыре до статов жили монашествующие, поэтому здесь находилась Архангельская семинария, до того как она была не перенесена Антонием Преосвященным в Архангельский монастырь.”

Молчанов К. С. Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест со многими древними историческими известиями и замечаниями к дополнению Российской истории служащими… 1813 г.

Рассмотрим подробнее этот период. В “Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии” 1895 года находим такой текст: “с 28 ноября 1637 года старец Иосиф, получив в том же году от царя и великого князя Михаила Феодоровича по отце его Святейшем Патриархе Филарете Никитиче 50 рублёв жалованья, по благословению Патрираха Московского Иоасафа I, вместо старого храма построил в 1640 г. новый с приделом Знамения Пресвятой Богородицы”.

В 1646 г. инок Тихон обращался к патриарху Иосифу с просьбой «благословить начальника в пустынь». В скором времени он (Иосиф) рукоположил некоего Лукиана Александровского и назначил в архангельскую «Кожеруцкую» обитель настоятелем. Однако Лукиан недолго пробыл в монастыре в связи с конфликтом с братией, возглавляемой иноком Тихоном. Первым игуменом монастыря был Герасим. В 1657 г. строителем монастыря стал Тихон.

В Рукописном отделе Библиотеки Российской академии наук хранится самая ранняя Опись и Вкладная книга Спасского Козьеручьевского (Новоприлуцкого) монастыря. Рукопись находится в составе Архангельского собрания, в разделе Древлехранилище. Книга представляет собой кодекс, в кожаной обложке, написанный одним или близкими по времени почерками. Рукопись состоит из трех частей: краткий монастырский Летописец (последняя запись которого относится к 1674 г.), Опись монастырского имущества 1661 г. и Вкладная книга с 7172 [1663/64] по 7192 [1683/84] годы. Рукопись полистно скреплена рукой строителя Тихона.

В Летописце возможно о нем говорится, что после смерти Иосифа власть захватил некий Тихон: «за мелину ума своего дерзнул то монастырское строение прияти и его отеческое имя на себя возложити» . И из-за его «беззакония и блудного жития» случился пожар в мае 1666 г. Факт остается фактом, в 1666 г. церковь сгорела, новую пятиглавую каменную церковь во имя Нерукотворного Спаса, с приделом мученика Христофора, начали строить в 1670 г., и в 1674 г. она была освящена. Деисус для новой церкви пожаловала государыня царевна и великая княжна Ирина Михайловна.

При архиепископе Варсонофии эта церковь была переделана в одноглавую, а оставшийся кирпич употреблен для другого придела – в честь Тихвинской иконы Божией матери.

Необходимо рассказать об исторической принадлежности данного монастыря Новгородской митрополии. На тот момент времени ещё не существовало Холмогорской и Важской епархии, кафедра которой находилась в Холмогорах.

Стоит напомнить, что она была учреждена постановлением Собора 1682 года. В её состав вошла северо-восточная часть территории Новгородской митрополии, города Холмогоры и Архангельск с уездами, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Вага, четверти Важского присуда с Устьяновскими волостями, Соловецкий монастырь.

Поэтому Молчанов делает акцент на кельях, говоря о том, что монастырь был превращён в летнюю резиденцию епархиальных архиереев.

Архиерейский двор уже в новой Холмогорской и Важской епархии быль выстроен по инициативе её первого архиепископа Афанасия (Любимова) в Холмогорах.

В 1764 году монастырь был упразднен указом Екатерины II. Императрица безжалостной рукой проводила секуляризационную реформу. Казне государства нужны были деньги, а освобожденные от налога церковные земли дохода не приносили. Монахи перешли в кельи Архангельского монастыря.

В келиях уже упразднённого Спасского монастыря организовали училище для детей церковнослужителей, из которого позже образовалась семинария.

В 1771 г. Преосвященный епископ Архангельский и Холмогорский Антоний перевел Духовную семинарию из Спасского монастыря в г. Архангельск, поместив её на территории Михайло-Архангельского монастыря. Нужно сказать, что за два с небольшим года пребывания в Архангельске владыка Антоний запомнился именно данным событием, связанным с обустройством семинарии.

Несмотря на то, что монастырь к 1764 году был упразднён, он ещё обозначался на поздних картах. Вот, например, его видно на

Монастырь на “Большой карте Российской Империи для Наполеона” 1812 года.

Интересную информацию можно вновь найти в “Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии” 1895 года, где описывается Спасоприлуцкий приход: “При Преосвященном Варсонофии эта церковь (церковь в имя Нерукотворного Образа Спаса) из пятиглавой переделана в одноглавую, при чём кирпич из четырёх разобранных глав употреблён на устройство другого придела с северной стороны в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

В таком виде этот монастырь существовал до 1764 года, когда он был упразднён и обращён в приходскую церковь, при чём монашествующая братия переведена была в Михаило-Архангельский монастырь, лучшие церковные принадлежности были розданы по церквям города Архангельска, келлии обращены в квартиры для причта новоустроенного прихода, но в недавнее время были проданы за ветхостью на снос для устройства каменной ограды вокруг церкви Ступинского прихода. Каменная колокольня в 1890 году июля 12 от ветхости разрушилась; на построение новой в распоряжении причта пока нет достаточных средств, кроме 600 рублей, собранных стараниями нынешнего священника. Церковь же и по настоящее время стенами тверда, особенно после ремонта её в 1893 году на средства благотворителей, собранные священником.

С внешней стороны она представляет собой четырёхугольный ящик с железной крышей на 4 ската и одной главой. В ней два престола: в холодном храме во имя Нерукотворенного образа Христа Спасителя, и в тёплом — придельном во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Из достопримечательностей в храме можно обратить внимание на напрестольный осмиконечный серебряный под золотом, весом 1 фунт 42 золотника, св. крест с мощами разных святых, названных на особой серебряной пластине с задней стороны, пожертвованный в 1668 году в Козеручьевский монастырь окольничим Иваном Богдановым Милославским. Утварью, ризницей и особенно книгами богослужебными церковь не бедствует и располагает капиталом в 400 рублей.

Причт, состоящий из священника и псаломщика, владеет пахотной землёй в количестве 2 десят. 3020 саж. и сенокосной («Поповское») — 11 десят. 1080 сажен, дающей до 70 руб. в год, пользуется % с капитала в 200 рублей, получает жалованья: священник 296 руб. 60 коп. и псаломщик 51 руб. и дохода за требоисправление до 65 рублей в год. Для помещения его устроены обществом два дома со службами: священнический в 1873 году и исправлен в 1893 году и для псаломщика в 1887 году.

С 1891 года открыта школа грамоты, помещающаяся в священническом доме и снабжённая учебными пособиями от епархиального Училищного совета. На содержание её средств не имеется. Обучением занимается местный священник безвозмездно. Учащихся к 1 янв. 1894 года состояло 1 мальчик и 3 девочки.

К церкви Спасоприлуцкого прихода приписана часовня в Рембульской деревне во имя великомученика Георгия Победоносца, первоначально устроенная крестьянами этой деревни в 1718 году, заменённая новой в 1838 г., которая была перенесена на другое место и исправлена и которую указом консистории от 3 июня 1892 года за №4337 предложено обратить в тёплую однопрестольную церковь во имя великомученика Георгия.

Прихожан к 1 янв. 1894 года состояло 347 душ муж. пола и 420 жен. пола, живущих в 7-ми деревнях не далее 6 вёрст от приходской церкви при беспрепятственном сообщении с нею.

Переносимся в XX век. Храм Тихвинской иконы Божьей Матери был разрушен пришедшими к власти большевиками. В настоящее время из комплекса монастыря не сохранилось ни одного строения, основные же его части были обнаружены и исследованы археологической экспедицией Ленинградского отделения Института археологии АН СССР.

О. В. Овсянников в книге “Средневековые города Архангельского севера. Люди, события, даты.” даёт достаточно подробное описание построек монастыря. “Спасский собор представлял собой большую постройку, почти квадратную в плане, с тремя полукруглыми апсидами. С запада к средней части фасада храма примыкал небольшой притвор. Первоначально он был пятиглавым, но впоследствии четыре его барабана были разобраны и кирпич был употреблен на строительстве придела во имя Тихвинской иконы Богоматери с северной стороны собора… У здания собора был парадный, торжественный вид. Нижняя часть стен здания имела довольно сложную, фигурную профилировку. Восточные углы храма подчеркнуты тройными колонками из полукруглого кирпича… Своды храма держались на четырех столбах (восточная пара в плане была прямоугольной формы, а западная — восьмиугольной). Исключительно нарядным был западный портал здания, который обрамляли «дыньки», «розетки», «жгуты» и другие детали из фигурного кирпича.

Рисунок из книги О. В. Овсянникова “Средневековые города Архангельского севера. Люди, события, даты.” 1992 г.

Постройки Спасского Новоприлуцкого монастыря относятся к числу самых ранних каменных сооружений в окрестностях Холмогор. Поражает высокая строительная культура возводивших его мастеров. Она проявляется не только в качестве кирпича и кладки, но и изысканном декоре порталов. Декор порталов, а, пожалуй, и окон совершенством исполнения и мотивами близко напоминает московские и ярославские постройки 70−80-х годов XVII столетия. Вполне возможно, что строители были приглашены из Центральной России и во всяком случае прошли там хорошую выучку».”

Л.Б. Белова и Н.А. Ефимова в статье “Рукописные книги монастырских библиотек в составе Архангельского собрания Библиотеки Российской академии наук“ пишут о рукописях из монастыря: “В Архангельском собрании выявлено тринадцать рукописей с записями о принадлежности монастырю и приходской церкви. Самая ранняя из них – «Хроника Георгия Амартола» 1453 г. была введена в научный оборот Г. Бугославским. Одна рукопись – «Требник» – относится к последнему десятилетию XVI в.. Остальные датируются XVII в. Среди них «Переписная и вкладная книги» Спасско-Козьеручьевского монастыря 1661 г. , где есть описание библиотеки монастыря. В описи учтены и некоторые из выявленных рукописей. Так, упоминавшийся выше «Требник» XVI в. описан следующим образом: «Книга «Потребник» в черных досках, застежки и жучки литые, в нем же писано поучение и наказание новоначальным чернцом». В настоящее время жуки и застежки переплета утрачены, остались только их следы. Среди рукописных книг в полдесть упоминается «Минея общая», в которой «и о нерукотворенном образе Господа Бога и житие Марии Е[ги]пецкие». Книга с таким содержанием находится в составе Древлехранилища. Как следует из записей на рукописи, «Минея общая» была вложена в монастырь в 1626 г. боярином Никитой Дмитриевичем Вельяминовым, а в 1678 г. книга по повелению и благословению Спасского Козьеруцкого монастыря игумена Диодора была продана «на Марилов остров к часовне христианом». В той же вкладной книге под 1676 г. записан вклад казначея Чудова монастыря старца Акилы: сборник, содержащий «Повесть о Варлааме и Иоасафе» и «Сказание о явлении иконы Толгской Богоматери». Рукопись с соответствующей вкладной записью обнаружена в составе Архангельской семинарии.

Последним крупным упоминанием Спасского Новоприлуцкого Козьеручьевского мужского монастыря стала статья в ИА “Православие на Северной земле” от 3 августа 2007 года. Статья называется “В Архангельской области найден и будет восстановлен потерянный монастырь”.

Вот что там писали: “Древние развалины неподалеку от деревни Карандашевская (Архангельская область) оказались остатками забытого монастыря…

Об этом корреспонденту Интернет-газеты «Православие на северной земле» сообщила староста общины храма Тихвинской иконы Божьей Матери Нина Стрельцова.

По её словам, о том, что руины на высоком берегу Северной Двины когда-то были стенами древней обители, общине стало известно совсем недавно. Дело в том, что все вокруг были уверены, что на этом месте до 1917 года стоял Богородичный храм, позднее разрушенный большевиками. В 2005 году епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил воздвигнуть в деревне Карандашевская часовню в честь Пресвятой Богородицы. Незадолго до этого Антоний, бывший житель деревни Карандашевская, подарил общине материалы по истории приходов и церквей Архангельской епархии в XVII — XIX вв. Некогда, еще в советские годы, учась на 3 курсе АГПИ (Архангельского государственного педагогического института), Антоний писал курсовую работу. Среди прочего, в ней было написано, что на месте разрушенного в годы революции Богородичного храма, когда-то стоял древний Спасо-Новоприлуцкий монастырь. Эта новость прозвучала как «гром среди ясного неба». Ни кто из нас, даже старожилы, не могли представить, что предание о чудотворном озере и монахах, некогда живших в наших лесах, имеет под собой реальное историческое основание.

«В километре от нашей деревни есть Святое озеро. По преданию на его месте когда-то стояла маленькая церквушка и монашеские кельи, но Промыслом Божьим они ушли под воды озера. Неоднократно предпринимались попытки исследовать дно озера, но до сих пор ученые не могут его найти. Жители окрестных деревень каждый день приходят набрать из него святой воды. А следующей зимой к празднику Крещения Господня мы планируем сделать на нем прорубь для купания» — отметила Н. Стрельцова.

«Вокруг развалин на поляне пригорок, заросший елью и березками — вот все что осталось от нашей древней обители, такое ощущение, что Господь до поры до времени спрятал от глаз человеческих дела нечестивых людей, разрушавших монастырь. Напротив развалин, через дорогу есть кладбище. Мы думаем, что под огромной березой в центре погоста, лежит старец Иоасаф, основатель Спасо-Новоприлуцкой обители. Сохранились древние плиты, однако надпись от времени стерлась. Многие верующие преодолевают огромное расстояние, едут в Оптину пустынь в Киево-Печерский монастырь, чтобы поклониться мощам святых старцев, а старец вот… рядом» — подчеркнула собеседница газеты.

Как уже ранее сообщала Интернет-газета «Православие на северной земле», настоятель Свято-Ильинского кафедрального собора протоиерей Владимир Кузив благословил установить на месте руин Крест. Это послужит духовным основанием возрождения древней обители.

P.S: В настоящее время община храма Тихвинской иконы Божьей Матери строит в деревне Карандашевская не далеко от разрушенного монастыря часовню-храм в честь иконы Тихвинской Божьей Матери. По словам старосты общины, необходимо собрать не менее 500 тыс. рублей.

На сегодняшний момент в деревне Карандашевская стоит Храм Тихвинской иконы Божьей Матери. Православная жизнь продолжается.

Храм Тихвинской иконы Божьей Матери в д. Карандашевская (Фото из интернета)

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

20 + девятнадцать =