Пожарные команды в конце XIX – начале XX века.

Как в городах, так и в сельской местности России характерным было отсутствие комплексного подхода к проблемам тушения пожаров.

Выделяемые земскими управами пожарные насосы снабжались ограниченным количеством рукавов. Это приводило к тому, что на пожарах техника не могла использоваться из-за удаленности от водоисточника. Вопросы водоснабжения городов и сел не были разработаны (водопроводная сеть в начале XX века имелась в 215 городах). К тому же были случаи засыпки пожарных водоемов санитарной службой.

Переход пожарной команды Санкт-Петербурга на автомобильную тягу тормозился существующим законом, который требовал, чтобы город содержал свыше 300 лошадей в частях. Даже если бы части нашли источники финансирования для приобретения автомобилей, все равно город должен был бы внести в смету расходы на содержание лошадей.

После стихийных пожаров городские управления пытались полностью подчинить себе пожарные команды. Однако постановления Сената по этому вопросу давали разнообразные толкования. Одними указами определялось отличие полицейских и общественных пожарных команд порядком утверждения их штатов, другими — порядком комплектования. Все это усугубляло неопределенность отношений городских управлений к пожарной охране. Во многих случаях города рассматривали расходы на пожарную охрану как не обязательные, подобно содержанию тюрем, найму квартир для войск, и стремились финансировать их по штатному расписанию. Изданные около 50 лет назад, они совершенно устарели и не отражали действительной картины. Например, в Москве в 1911 году действовало штатное расписание, утвержденное в 1823 году.

Одна из первых пожарных машин

Министерство внутренних дел предпринимало попытки изменить сложившееся положение путем издания особенных временных правил. На их основании в большинстве случаев удовлетворялись ходатайства городов о передаче пожарных команд в их ведение, но за полицией оставлялось право руководства на пожарах и контроль за состоянием команд. Такой подход оказал положительное влияние на развитие пожарной охраны. В Екатеринбурге и Нижнем Новгороде власти, например, изыскали средства на устройство электрической сигнализации; в Архангельске, Николаеве, Курске и других городах — на создание новых пожарных частей. Пожарные обозы стали пополняться более совершенными паровыми насосами и т.п.

В ряде населенных пунктов, где не имелось пожарных формирований, население активно принимает участие в их организации. Характерен пример села Шельбово Ивановской губернии, в котором пожар 1907 года уничтожил 87 домов. На сельском сходе в 1912 году жители избирают правление команды, строят депо, на собранные деньги приобретают пожарный обоз. Ежедневно от дома к дому в качестве напоминания переставляется «дежурная доска», увидев которую хозяева знали, что пришла их очередь нести вахту в депо. Эта традиция сохранялась в селе многие десятилетия. Тем не менее обстановка с пожарами продолжала оставаться сложной. Для выяснения причин, принятия надлежащих мер, Государственная Дума в марте 1910 года признала необходимым образовать в своей структуре комиссию по борьбе с пожарами в составе 23 депутатов. По мнению депутатов Думы, главными причинами пожаров являются, отсутствие в законе определенных требований о принятии со стороны земства и городов противопожарных мер; неудовлетворительное состояние градостроительства; незначительные ассигнования со стороны земских и городских учреждений на борьбу с пожарами.

Ежегодный расход на противопожарные меры в России составлял 5 млн. руб., из которых половина приходилась на Санкт-Петербург, Москву и некоторые крупные города, а половина — на 1000 городов и сельскую местность. По данным МВД, расходы на пожарную охрану в 1908-1913 гг. в некоторых городах составили несколько десятков рублей — Брянск, Алушта и другие. В некоторых — несколько рублей (поселок Лудский Архангельской губернии, Бабиновичи Могилевской области и другие). Имелись города, где на содержание пожарных денег вообще не выделялось — Кола Архангельской губернии, Балаклава Таври ческой губернии и другие.

Иркутская полицейская пожарная команда конца XIX века, форма одежды (слева направо): Домашняя (Рядовой, Трубник, Помощник брандмейстера), Пожарная-рабочая (Помощник брандмейстера, Рядовой, Трубник), Парадная (Помощник брандмейстера, Трубник, Рядовой).

2 декабря 1910 года на совместном заседании членов III Государственной Думы и Совета Императорского Российского пожарного общества был рассмотрен вопрос о необходимости подготовки законопроекта по пожарному и строительному вопросам. Участники совещания пришли к единому мнению, что необходимо в законодательном порядке установить общие принципы, которым должна удовлетворять пожарная охрана в городах и селениях, и в виду обще государственного значения этого вопроса изыскать денежные средства для финансирования мер противопожарной защиты. Комиссия III Госдумы за время своей работы под. готовила четыре законодательных предложения.

Члены добровольного пожарного общества в день 35-летия общества, 1911 г. Минск

Предложение об изменении порядка расходования нотариального сбора на пожарные меры нашло отклик, и соответствующий закон был принят 23 апреля 1911 года. Три других, касающихся устройства пожарной охраны, контроля за страховыми оценками, создания пенсионных касс, по требовали более детальной разработки, и их было решено представить на рассмотрение IV Думы. По второму предложению предлагалось в каждом населенном пункте, насчитывающем не менее 100 домов или дворов, образовать под разделение пожарной охраны, которое по своему составу и техническому оснащению могло бы выполнять следующие задачи: прибытие к месту пожара не позднее 10 минут с момента загорания; подачу воды несколькими стволами; спасение людей, находящихся в опасности. Решение этого вопроса имело большое значение, т.к. при наличии в России на этот момент 600 тысяч населенных пунктов количество добровольных пожарных обществ и дружин не превышало 5 тысяч.

В 1913 году правительство России сочло необходимым разработать новый пожарный устав. Для подготовки законопроекта по этому вопросу Совет Императорского Российского пожарного общества утвердил комиссию под председательством сенатора М.А.Остроградского. К 1914 году комиссией были представлены два документа: «О пожарном уставе» и об изменениях некоторых статей уложения, относящихся к борьбе с пожарами и поджогами. Однако дальнейшая работа была временно приостановлена в связи с начавшейся Первой мировой войной. На повестку дня были поставлены не отложные задачи; обеспечение пожарной безопасности фабрик и заводов, работающих на оборону, противопожарная охрана учреждений и складов Северного фронта; предоставление льгот по призыву в армию членам добровольных пожарных обществ, расположенных в городах, не имеющих профессиональных команд.

В 1913 году правительство России сочло необходимым разработать новый пожарный устав. Для подготовки законопроекта по этому вопросу Совет Императорского Российского пожарного общества утвердил комиссию под председательством сенатора М.А.Остроградского. К 1914 году комиссией были представлены два документа: «О пожарном уставе» и об изменениях некоторых статей уложения, относящихся к борьбе с пожарами и поджогами. Однако дальнейшая работа была временно приостановлена в связи с начавшейся Первой мировой войной. На повестку дня были поставлены не отложные задачи; обеспечение пожарной безопасности фабрик и заводов, работающих на оборону, противопожарная охрана учреждений и складов Северного фронта; предоставление льгот по призыву в армию членам добровольных пожарных обществ, расположенных в городах, не имеющих профессиональных команд.

Пожарные команды на учениях на улице Москвы. Фото 1900-е гг.

Служба в профессиональных командах была односменной. Рабочий день длился по 15-16 часов. О том, что труд пожарных является тяжелым, изнурительным, сопровождается травмами, увечьями, гибелью свидетельствуют сами условия их работы. С 1901 по 1914 год в России травмы различной степени тяжести получили 2300 пожарных, из которых около 10 процентов стали инвалидами, а 24 процента погибли.

Только в московской команде в 1912 году пострадало более 34 процентов личного состава пожарных. Такая же кар тина была характерна и для других городов. Пожарные за свой счет страховались в обществе «Голубой крест», чтоб; в случае увечья получить единовременное пособие. Исключение составляли брандмайоры и брандмейстеры, которым пособие выплачивала городская казна.

Дисциплина была палочной. За малейшие провинности наказывали розгами, назначали вне очереди в наряды, лишали увольнения. Но несмотря на низкую зарпдату, тяжелый быт, в пожарной охране продолжали развиваться боевые традиции — самоотверженность, готовность в любую минуту придти на помощь. «Каждый пожарный — герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой», — так писал В.Гиляровский об этих людях.

Пожарные команды на учениях. Фото 1900-е гг.

В декабре 1916 года пожары на фабриках и заводах, вы пускающих военную продукцию, приняли массовый характер. Попытка в законодательном порядке решить вопрос об организации проверок этих предприятий и создать при от деле страхования и противопожарных мер МВД специальную комиссию успеха не имела. Дальнейшие шаги в этом направлении связаны с работой комиссии при морском министерстве под руководством П.К.Яворовского, попытавшейся скоординировать усилия всех министерств в области пожарной безопасности.

В начале 1917 года один из видных организаторов пожарного дела в России Ф.Э.Ландезен так оценивал сложившуюся ситуацию: «Полная неопределенность нашего законодательства, многочисленность инстанций, призванных к заведованию борьбой с огнем, случайность и произвол в их постановлениях, полная неразбериха, неопределенность, многовластие и путаница…»

Пожарная команда Суздаля

Из истории создания Академии Государственной противопожарной службы МВД России

В дореволюционной России существовало единственное пожарно-техническое учебное заведение — Курсы пожарных техников, организованные в 1906 г. Петроградским городским общественным управлением и существовавшим на его средства. Курсы пожарных техников имели в своем составе образцовую пожарную команду, учебные классы, казармы курсантов, химическую лабораторию, библиотеку, столярную и кузнечную учебные мастерские. В течение двух лет курсанты изучали специальные и общеобразовательные дисциплины (математику, электротехнику, химию, механику и др.). В других странах мира в то время таких учебных заведений не было.

Однако курсы не могли обеспечить квалифицированными специалистами пожарные команды даже крупных городов России. В год курсы выпускали не более десяти пожарных техников. За время своего существования, с 1906 по 1918 год, курсы подготовили 94 пожарных техника. В связи с отсутствием квалифицированных специалистов, на должностях начальствующего состава в пожарных командах работали в основном практики пожарного дела и бывшие офицеры.

Пожарная команда Суздаля

Первый пожарный автомобиль “Даймлер-Лист” появился в Мясницкой пожарной части в 1908 году. Через пять лет обоз Московской пожарной команды включал 3 автолинейки, 11 паровых машин, 14 конных лестниц, 28 конных линеек, 25 пожарных насосов, 23 бочечных и 8 багорных ходов, 28 рукавных возков, 342 лошади.

В команде было 865 пожарных. В 1916-м пожарный обоз Москвы имел уже 13 автомобилей, из них три — с насосами.

Каждая пожарная часть обслуживала 10 квадратных верст территории Москвы. Наблюдение велось с 16 каланчей.

Ночью 14 декабря 1901 года загорелось здание гостиницы «Метрополь». С часовым опозданием на тушение пожара прибыли 15 городских пожарных частей. У них не оказалось ни одной достаточно высокой лестницы. На крышу пожарным пришлось взбираться по связанным малярным лестницам и подниматься в люльках. Крыша обрушилась, восемь пожарных провалились вниз, один из них — топорник Пречистенской части — погиб.

20 июля 1897 года, в день поминовения святого Ильи, на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга, напротив дворца великого князя Владимира Александровича, было необычно оживленно. В тот день состоялось освящение и открытие первой в России плавучей выставки. Это была Всероссийская передвижная пожарная выставка, организованная Императорским российским пожарным обществом. Она разместилась в трюмах и надстройках большой деревянной баржи «Первенец», внешний вид которой благодаря своей оригинальности привлекал всеобщее внимание. Огромная начищенная до блеска пожарная каска в носовой части и довольно высокая каланча посередине баржи сразу давали понять, что судно это предназначалось для пожарных целей. Идея проведения подобной экспозиции принадлежала князю А.Д. Львову, который сыграл большую роль в становлении пожарного дела в нашей стране. Он выдвинул ее на нижегородском пожарном съезде в 1896 году. По его мнению, «такая выставка представляется наилучшим средством для распространения среди городского и преимущественно сельского населения необходимых сведений о борьбе с пожарами, практического применения различного рода пожарных снарядов, устройстве несгораемых построек и огнеупорных крыш».

Пожарная команда на Плющихе. 1900-е годы

Движение выставки следовало первоначально водными путями, а затем по железной дороге. Маршрут передвижения был рассчитан на возможно большее количество остановок. За два года навигации (1897–1898) баржа прошла по Мариинской системе и по Волге до Царицына (Волгограда), сделав остановки в 116 городах и селениях. За это время ее посетило почти 120 тысяч человек. При выставке была организована образцовая пожарная команда для показа населению приемов тушения пожара и чтения лекций. «Пусть ладья будет новым проводником света в нашу провинциальную глушь, на пользу общую и на благо всем дорогой нам России!» – восклицали устроители смотра.

Пожарные каски.

Каска с лозунгом «Богу хвала, ближнему защита»

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + пятнадцать =