Пожарные команды в конце XIX – начале XX века.
Как в городах, так и в сельской местности России характерным было отсутствие комплексного подхода к проблемам тушения пожаров.
Выделяемые земскими управами пожарные насосы снабжались ограниченным количеством рукавов. Это приводило к тому, что на пожарах техника не могла использоваться из-за удаленности от водоисточника. Вопросы водоснабжения городов и сел не были разработаны (водопроводная сеть в начале XX века имелась в 215 городах). К тому же были случаи засыпки пожарных водоемов санитарной службой.
Переход пожарной команды Санкт-Петербурга на автомобильную тягу тормозился существующим законом, который требовал, чтобы город содержал свыше 300 лошадей в частях. Даже если бы части нашли источники финансирования для приобретения автомобилей, все равно город должен был бы внести в смету расходы на содержание лошадей.
После стихийных пожаров городские управления пытались полностью подчинить себе пожарные команды. Однако постановления Сената по этому вопросу давали разнообразные толкования. Одними указами определялось отличие полицейских и общественных пожарных команд порядком утверждения их штатов, другими — порядком комплектования. Все это усугубляло неопределенность отношений городских управлений к пожарной охране. Во многих случаях города рассматривали расходы на пожарную охрану как не обязательные, подобно содержанию тюрем, найму квартир для войск, и стремились финансировать их по штатному расписанию. Изданные около 50 лет назад, они совершенно устарели и не отражали действительной картины. Например, в Москве в 1911 году действовало штатное расписание, утвержденное в 1823 году.
Министерство внутренних дел предпринимало попытки изменить сложившееся положение путем издания особенных временных правил. На их основании в большинстве случаев удовлетворялись ходатайства городов о передаче пожарных команд в их ведение, но за полицией оставлялось право руководства на пожарах и контроль за состоянием команд. Такой подход оказал положительное влияние на развитие пожарной охраны. В Екатеринбурге и Нижнем Новгороде власти, например, изыскали средства на устройство электрической сигнализации; в Архангельске, Николаеве, Курске и других городах — на создание новых пожарных частей. Пожарные обозы стали пополняться более совершенными паровыми насосами и т.п.
В ряде населенных пунктов, где не имелось пожарных формирований, население активно принимает участие в их организации. Характерен пример села Шельбово Ивановской губернии, в котором пожар 1907 года уничтожил 87 домов. На сельском сходе в 1912 году жители избирают правление команды, строят депо, на собранные деньги приобретают пожарный обоз. Ежедневно от дома к дому в качестве напоминания переставляется «дежурная доска», увидев которую хозяева знали, что пришла их очередь нести вахту в депо. Эта традиция сохранялась в селе многие десятилетия. Тем не менее обстановка с пожарами продолжала оставаться сложной. Для выяснения причин, принятия надлежащих мер, Государственная Дума в марте 1910 года признала необходимым образовать в своей структуре комиссию по борьбе с пожарами в составе 23 депутатов. По мнению депутатов Думы, главными причинами пожаров являются, отсутствие в законе определенных требований о принятии со стороны земства и городов противопожарных мер; неудовлетворительное состояние градостроительства; незначительные ассигнования со стороны земских и городских учреждений на борьбу с пожарами.
Ежегодный расход на противопожарные меры в России составлял 5 млн. руб., из которых половина приходилась на Санкт-Петербург, Москву и некоторые крупные города, а половина — на 1000 городов и сельскую местность. По данным МВД, расходы на пожарную охрану в 1908-1913 гг. в некоторых городах составили несколько десятков рублей — Брянск, Алушта и другие. В некоторых — несколько рублей (поселок Лудский Архангельской губернии, Бабиновичи Могилевской области и другие). Имелись города, где на содержание пожарных денег вообще не выделялось — Кола Архангельской губернии, Балаклава Таври ческой губернии и другие.
2 декабря 1910 года на совместном заседании членов III Государственной Думы и Совета Императорского Российского пожарного общества был рассмотрен вопрос о необходимости подготовки законопроекта по пожарному и строительному вопросам. Участники совещания пришли к единому мнению, что необходимо в законодательном порядке установить общие принципы, которым должна удовлетворять пожарная охрана в городах и селениях, и в виду обще государственного значения этого вопроса изыскать денежные средства для финансирования мер противопожарной защиты. Комиссия III Госдумы за время своей работы под. готовила четыре законодательных предложения.
Предложение об изменении порядка расходования нотариального сбора на пожарные меры нашло отклик, и соответствующий закон был принят 23 апреля 1911 года. Три других, касающихся устройства пожарной охраны, контроля за страховыми оценками, создания пенсионных касс, по требовали более детальной разработки, и их было решено представить на рассмотрение IV Думы. По второму предложению предлагалось в каждом населенном пункте, насчитывающем не менее 100 домов или дворов, образовать под разделение пожарной охраны, которое по своему составу и техническому оснащению могло бы выполнять следующие задачи: прибытие к месту пожара не позднее 10 минут с момента загорания; подачу воды несколькими стволами; спасение людей, находящихся в опасности. Решение этого вопроса имело большое значение, т.к. при наличии в России на этот момент 600 тысяч населенных пунктов количество добровольных пожарных обществ и дружин не превышало 5 тысяч.
В 1913 году правительство России сочло необходимым разработать новый пожарный устав. Для подготовки законопроекта по этому вопросу Совет Императорского Российского пожарного общества утвердил комиссию под председательством сенатора М.А.Остроградского. К 1914 году комиссией были представлены два документа: «О пожарном уставе» и об изменениях некоторых статей уложения, относящихся к борьбе с пожарами и поджогами. Однако дальнейшая работа была временно приостановлена в связи с начавшейся Первой мировой войной. На повестку дня были поставлены не отложные задачи; обеспечение пожарной безопасности фабрик и заводов, работающих на оборону, противопожарная охрана учреждений и складов Северного фронта; предоставление льгот по призыву в армию членам добровольных пожарных обществ, расположенных в городах, не имеющих профессиональных команд.
В 1913 году правительство России сочло необходимым разработать новый пожарный устав. Для подготовки законопроекта по этому вопросу Совет Императорского Российского пожарного общества утвердил комиссию под председательством сенатора М.А.Остроградского. К 1914 году комиссией были представлены два документа: «О пожарном уставе» и об изменениях некоторых статей уложения, относящихся к борьбе с пожарами и поджогами. Однако дальнейшая работа была временно приостановлена в связи с начавшейся Первой мировой войной. На повестку дня были поставлены не отложные задачи; обеспечение пожарной безопасности фабрик и заводов, работающих на оборону, противопожарная охрана учреждений и складов Северного фронта; предоставление льгот по призыву в армию членам добровольных пожарных обществ, расположенных в городах, не имеющих профессиональных команд.
Служба в профессиональных командах была односменной. Рабочий день длился по 15-16 часов. О том, что труд пожарных является тяжелым, изнурительным, сопровождается травмами, увечьями, гибелью свидетельствуют сами условия их работы. С 1901 по 1914 год в России травмы различной степени тяжести получили 2300 пожарных, из которых около 10 процентов стали инвалидами, а 24 процента погибли.
Только в московской команде в 1912 году пострадало более 34 процентов личного состава пожарных. Такая же кар тина была характерна и для других городов. Пожарные за свой счет страховались в обществе «Голубой крест», чтоб; в случае увечья получить единовременное пособие. Исключение составляли брандмайоры и брандмейстеры, которым пособие выплачивала городская казна.
Дисциплина была палочной. За малейшие провинности наказывали розгами, назначали вне очереди в наряды, лишали увольнения. Но несмотря на низкую зарпдату, тяжелый быт, в пожарной охране продолжали развиваться боевые традиции — самоотверженность, готовность в любую минуту придти на помощь. «Каждый пожарный — герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой», — так писал В.Гиляровский об этих людях.
В декабре 1916 года пожары на фабриках и заводах, вы пускающих военную продукцию, приняли массовый характер. Попытка в законодательном порядке решить вопрос об организации проверок этих предприятий и создать при от деле страхования и противопожарных мер МВД специальную комиссию успеха не имела. Дальнейшие шаги в этом направлении связаны с работой комиссии при морском министерстве под руководством П.К.Яворовского, попытавшейся скоординировать усилия всех министерств в области пожарной безопасности.
В начале 1917 года один из видных организаторов пожарного дела в России Ф.Э.Ландезен так оценивал сложившуюся ситуацию: «Полная неопределенность нашего законодательства, многочисленность инстанций, призванных к заведованию борьбой с огнем, случайность и произвол в их постановлениях, полная неразбериха, неопределенность, многовластие и путаница…»
Из истории создания Академии Государственной противопожарной службы МВД России
В дореволюционной России существовало единственное пожарно-техническое учебное заведение — Курсы пожарных техников, организованные в 1906 г. Петроградским городским общественным управлением и существовавшим на его средства. Курсы пожарных техников имели в своем составе образцовую пожарную команду, учебные классы, казармы курсантов, химическую лабораторию, библиотеку, столярную и кузнечную учебные мастерские. В течение двух лет курсанты изучали специальные и общеобразовательные дисциплины (математику, электротехнику, химию, механику и др.). В других странах мира в то время таких учебных заведений не было.
Однако курсы не могли обеспечить квалифицированными специалистами пожарные команды даже крупных городов России. В год курсы выпускали не более десяти пожарных техников. За время своего существования, с 1906 по 1918 год, курсы подготовили 94 пожарных техника. В связи с отсутствием квалифицированных специалистов, на должностях начальствующего состава в пожарных командах работали в основном практики пожарного дела и бывшие офицеры.
Первый пожарный автомобиль “Даймлер-Лист” появился в Мясницкой пожарной части в 1908 году. Через пять лет обоз Московской пожарной команды включал 3 автолинейки, 11 паровых машин, 14 конных лестниц, 28 конных линеек, 25 пожарных насосов, 23 бочечных и 8 багорных ходов, 28 рукавных возков, 342 лошади.
В команде было 865 пожарных. В 1916-м пожарный обоз Москвы имел уже 13 автомобилей, из них три — с насосами.
Каждая пожарная часть обслуживала 10 квадратных верст территории Москвы. Наблюдение велось с 16 каланчей.
Ночью 14 декабря 1901 года загорелось здание гостиницы «Метрополь». С часовым опозданием на тушение пожара прибыли 15 городских пожарных частей. У них не оказалось ни одной достаточно высокой лестницы. На крышу пожарным пришлось взбираться по связанным малярным лестницам и подниматься в люльках. Крыша обрушилась, восемь пожарных провалились вниз, один из них — топорник Пречистенской части — погиб.
20 июля 1897 года, в день поминовения святого Ильи, на Дворцовой набережной Санкт-Петербурга, напротив дворца великого князя Владимира Александровича, было необычно оживленно. В тот день состоялось освящение и открытие первой в России плавучей выставки. Это была Всероссийская передвижная пожарная выставка, организованная Императорским российским пожарным обществом. Она разместилась в трюмах и надстройках большой деревянной баржи «Первенец», внешний вид которой благодаря своей оригинальности привлекал всеобщее внимание. Огромная начищенная до блеска пожарная каска в носовой части и довольно высокая каланча посередине баржи сразу давали понять, что судно это предназначалось для пожарных целей. Идея проведения подобной экспозиции принадлежала князю А.Д. Львову, который сыграл большую роль в становлении пожарного дела в нашей стране. Он выдвинул ее на нижегородском пожарном съезде в 1896 году. По его мнению, «такая выставка представляется наилучшим средством для распространения среди городского и преимущественно сельского населения необходимых сведений о борьбе с пожарами, практического применения различного рода пожарных снарядов, устройстве несгораемых построек и огнеупорных крыш».
Движение выставки следовало первоначально водными путями, а затем по железной дороге. Маршрут передвижения был рассчитан на возможно большее количество остановок. За два года навигации (1897–1898) баржа прошла по Мариинской системе и по Волге до Царицына (Волгограда), сделав остановки в 116 городах и селениях. За это время ее посетило почти 120 тысяч человек. При выставке была организована образцовая пожарная команда для показа населению приемов тушения пожара и чтения лекций. «Пусть ладья будет новым проводником света в нашу провинциальную глушь, на пользу общую и на благо всем дорогой нам России!» – восклицали устроители смотра.