Крылатый теплоход «Метеор».

«Метеор» — пассажирское судно на подводных крыльях проекта 342, разработанное ЦКБ по СПК под руководством Ростислава Алексеева в 1959 году, вслед за «Ракетой».

Выпуск был налажен на заводе имени Горького в Зеленодольске, с 1961 по 1991 годы построили около 400 «Метеоров», которые работали на реках, озёрах и водохранилищах всего СССР и стран соц. лагеря, а единичные экземпляры попадали и в капиталистические страны. Судно брало на борт до 120 пассажиров и перевозило их со скоростью 60–70 км/ч.

Два памятника таким теплоходам установлены в в Казани и Нижнем Новгороде. Начнем с нижегородского. Он построен на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького в 1962 году и изначально назывался «Метеор-8» (проект 342). Работал в Татарской АССР на Каме и Волге, в 1980 году был списан и передан ЦКБ по СПК в Горький. В 1982 году его установили на постамент в Сормове на ул. Коминтерна, а в 2005 перенесли на нынешнее место — площадь Буревестника, заодно переименовав в «Метеор-001» (на самом деле, головное судно серии называлось сначала просто «Метеор», а потом «Метеор-1», безо всяких нулей).

Памятник находится прямо напротив администрации Сормовского района, но его состояние далеко от идеального: кормовая часть лишена остекления и обшита железными листами, отчего потеряла почти всю красоту, а вандалы регулярно разрисовывают постамент. Каждой весной «Метеор» немного подновляют, подкрашивают и заменяют выбитые иллюминаторы.

Фото 2011 года

Фото 1980-х годов. «Метеор» на старом месте на ул. Коминтерна, ещё без индекса «001»

Неподалёку, в сквере на пересечении улицы Коминтерна и Юбилейного бульвара, установлен памятник Ростиславу Евгеньевичу Алексееву, конструктору судов на подводных крыльях и экранопланов.

Памятник Р.Е.Алексееву

Установленный в Казани «Метеор-193» был построен на Зеленодольском заводе им. А.М. Горького в 1984 году. Экспортный вариант, построенный для продажи в Бразилию. Был оснащён чехословацкими авиационными креслами. Проработал в Казани до 1997 года, принадлежал Волжскому объединённому речному пароходству, а позднее — компании «Татфлот», и в 2004 году был установлен в качестве памятника перед Казанским речным техникумом имени Михаила Девятаева (ныне — казанский филиал ФГБОУ ВО «Волжский государственный университет водного транспорта») в честь столетия этого учебного заведения.

Фото 2011 года

История создания

Судно на подводных крыльях «Метеор» — второй крылатый пассажирский теплоход, разработанный конструктором Ростиславом Алексеевым в 1959 году. История его создания началась в довоенные годы, когда ещё студентом Алексеев заинтересовался темой и защитил в октябре 1941 года дипломный проект на тему «Глиссер на подводных крыльях». В те годы конструкция не привлекла внимание высшего руководства военно-морского флота, но заинтересовала главного конструктора завода «Красное Сормово», на котором во время войны Алексеев работал мастером-испытателем танков. Алексееву выделили небольшое помещение, обозначив его как «гидролаборатория», и разрешили три часа в день посвящать любимой теме. Начались разработка и испытания моделей катеров на подводных крыльях, поиски оптимальной конструкции. В 1945 году на катере А-5 собственной конструкции Алексеев своим ходом дошёл до Москвы, чем, наконец, привлёк внимание военных и получил задание на оснащение подводными крыльями торпедного катера 123К, которое с успехом выполнил (отработав очередную модернизацию своего ноу-хау на катере А-7 и попутно ознакомившись с конструкцией трофейного немецкого СПК TS-6) и получил за него в 1951 году Сталинскую премию.

Ростислав Алексеев

Параллельно этому конструктор разработал проект первого речного пассажирского судна на подводных крыльях «Ракета». Но с воплощением проекта в жизнь всё оказалось не так просто: инженеру пришлось годами обивать пороги министерств, бороться с чиновничьей инертностью, консерватизмом и скепсисом, выбивать финансирование… Реальная работа над «Ракетой» началась только зимой 1956 года, а спущен на воду теплоход был в 1957 году. Его с большим успехом прошла его демонстрация на Всемирном фестивале молодежи и студентов, затем в течение года шла опытная эксплуатация «Ракеты» на линии Горький–Казань, а с 1959 года судно пошло в серию. Свершилась революция в перевозках пассажиров по реке: крылатый теплоход был почти впятеро быстрее обычного водоизмещающего.

Первая «Ракета» на Волге, 1958 г. (фото из коллекции Денверского Университета)

Вслед за «Ракетой» появился «Метеор» — судно крупнее, вдвое вместительнее и быстрее, да ещё и способное справиться с большей по высоте волной. Оно брало на борт до 120 пассажиров и могло развить скорость до 100 км/ч (реальная эксплуатационная скорость была всё-таки ниже — 60–70 км/ч). Первый «Метеор» осенью 1959 года сходил в испытательный рейс из Горького в Феодосию, а в 1960 году был представлен в Москве руководству страны и общественности в качестве экспоната выставки речного флота.

Эскизы Р. Алексеева (из книги «От замысла к воплощению»)

Головное судно серии (фото из архива Е.К. Сидорова)

Два фрагмента советской кинохроники тех времён, в которых речь идёт о новом диковинном судне:

Киножурнал «Хроника наших дней», 1959, №48

Киножурнал «Хроника наших дней», 1960, №29

С 1961 года «Метеор» пошёл в серию. «Метеор-2» был спущен на воду в сентябре 1961 года, а 7 мая 1962 года, в канун Дня Победы, ведомый легендарным летчиком, Героем Советского Союза Михаилом Петровичем Девятаевым, покинул акваторию Зеленодольского судостроительного завода им. А.М. Горького, где строили эти суда. Приписан он был к Казанскому речному порту. Третий «Метеор» ушёл в Москву, следующие — в Ленинград, Волгоград, Ростов-на-Дону… За несколько лет суда серии появились на реках и водохранилищах всего Советского Союза.

«Метеор-59» на Волге (фото из архива В.И. Полякова), «Метеор-47» на канале им. Москвы (фото из проспекта «Канал имени Москвы»)

Сухогруз «Партизанская слава» доставляет «Метеор-103» в Комсомольк-на-Амуре с Чёрного моря (фото из журнала «Морской флот»)

Всего с 1961 по 1991 год было построено почти 400 судов, и распространились они не только по всему СССР, но и по миру: «Метеоры» работали в Югославии, Польше, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Нидерландах, Германии.

Венгерский «Solyom» компании Mahart Magyar Hajozasi RT, ходивиший из Будапешта в Вену, на Дунае (фото из рекламного буклета)

«Rheinblitz», Голландия. Работал на линии Rotterdam — Wal & Lek

Польский «Bosman Express», бывший немецкий «Flying Dutchman»

Словацкий «Мeteor V Bratislava» (фото Jerzy Kociatkiewicz)

С приходом экономики Союза в упадок и наступлением эры рынка скоростные перевозки пассажиров по рекам стали массово сокращаться и закрываться: нерентабельно. Государственные субсидии сошли на нет, топливо, масло и запчасти стали дорогими, да и пассажиропоток оскудел: многие пассажиры обзавелись личным транспортом, опустели деревни, которые крылатые теплоходы связывали с городами, стали составлять конкуренцию автобусные маршруты. В итоге за несколько лет многие суда на подводных крыльях порезали на металлолом. Некоторым советским «Метеорам» повезло больше, они не попали «под нож», а были проданы за рубеж, и теперь трудятся в Китае, Вьетнаме, Греции, Румынии.

Греческий «Falcon I» — бывший украинский «Метеор-19»

Вьетнамский «Greenlines 9», бывший украинский «Метеор-27»

«Chang Xiang 1», Китай

«Метеор-43» уехал в Румынию и переимновался в «Amiral-1»

В России же сейчас работает лишь несколько десятков «Метеоров»: основная часть — на туристических маршрутах в Санкт-Петербурге и Карелии, несколько штук ещё возят пассажиров по Волге (в Казани, Ярославле и Рыбинске), десятка полтора наберётся на сибирских реках.

«Метеор-282» на Оби (фото Анатолия К)

Ярославский «Метеор-159» прибывает в Тутаев (фото Дмитрия Макарова)

Казанский «Метеор-249» подходит к Болгару (фото Meteor216)

«Метеор-188» на Лене (фото Владимира Куницына)

«Метеор-242» в Кижских шхерах (фото Дмитрия Макарова)

«Метеор-189» на Малой Неве (фото Seven_balls)

Серийный выпуск «Метеоров» прекратился в 1991 году, но со стапелей Зеленодольского судостроительного завода после этого сошло ещё несколько теплоходов. В частности, в 2001 и 2006 году были построены два «Метеора» для ОАО «Северречфлот» . Кроме того, в нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с немецкими двигателями Deutz и кондиционерами, и несколько таких судов было продано в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» была окончательно демонтирована.

Китайский «Chang Jiang 1» проекта «Метеор-2000»

А вот судьба красноярского «Метеора-235» сложилась необычно: с 1994 по 2005 годы он отслужил в Енисейском речном пароходстве, после чего был продан, а ещё через несколько лет, снова сменив хозяев, был модернизирован на Красноярском судоремонтном заводе по проекту 342Э/310, превратился в яхту-люкс и был перекрещён в «Верный»; по слухам, это был личный «Метеор» губернатора Красноярского края. Его легко узнать по футуристичному облику и сомнительной эстетической ценности внутренней отделки с обилием шкур «под леопарда». В 2017 году «Верный» был приобретён руководством Ленского объединённого речного пароходства.

Метеор-235 «Верный» на Енисее (фото Игорь aka karapez)

Метеор-235 «Верный» в Якутском порту (фото Ивана Шишкина)

Конструкция и технические характеристики

«Метеор» — судно проекта 342/342Э, разработанного ЦКБ по СПК (главный конструктор — Ростислав Алексеев) в 1959 году и выпускавшееся Зеленодольским судостроительным заводом им. А.М. Горького. Тип — двухвинтовой пассажирский теплоход на подводных крыльях. Длина корпуса — 34,6 метра, ширина (по размаху конструкции подводных крыльев) — 9,5 метра. Осадка на плаву — 2,35 метра, при ходе на крыльях — около 1,2 метра. Водоизмещение с полным грузом — 53,4 тонны. Эксплуатационная скорость — 65 км/ч (рекорд — 108 км/ч). Дальность плавания (без пополнения запасов топлива) — 600 км.

У «Метеора» — три пассажирских салона: в носовой, средней и кормовой частях судна. Общая пассажировместимость — 124 человека.

Носовой салон (фото Дмитрия Щукина)

Средний салон (фото Владимира Буракшаева)

Средний салон (из рекламного проспекта «Судоимпорта»)

Между средним и кормовым салоном есть небольшая полутокрытая прогулочная палуба

Прогулочная палуба (фото Сандро)

Пост управления судном расположен в ходовой рубке, утопленной в полунадстройку в носовой части теплохода.

В ходовой рубке (фото Альберта Мухамедзянова)

В качестве главных двигателей установлены два V-образных 12-цилиндровых турбодизеля типа М-400 (версия авиационного дизеля М-40, конвертированная в судовой) мощностью по 1000 л.с. каждый. Они вращают два пятилопастных гребных винта диаметром 710 мм, которые и приводят теплоход в движение.

Машинное отделение (фото Алексея Петрова)

Под корпусом «Метеора» расположено крыльевое устройство — носовое и кормовое несущие крылья и два гидропланирующих подкрылка, закрепленных на стойках носового крыла. Подкрылки помогают судну при «выходе на крыло», а на ходу не дают ему вернуться в водоизмещающий режим, скользя по поверхности воды.

Принцип действия подводных крыльев — такой же, что и у крыла самолёта: подъемная сила возникает за счёт возникновения избыточного давления под профилем крыла и зоны разрежённости выше его. С ростом скорости разница давлений «выталкивает» судно вверх, корпус переходит из водоизмещающего положения в надводное, отчего существенно уменьшается площадь контакта с водой и её сопротивление, что позволяет развивать большую скорость.

Носовое крыльевое устройство

Кормовое крыло и движительно-рулевой комплекс

В крыльевом устройстве «Метеора» используется эффект малопогруженного подводного крыла, известный также, как «эффект Алексеева». Алексеев в результате своих исследований получил такие гидродинамические характеристики подводного крыла, при которых оно, поднимаясь к поверхности воды, постепенно теряет подъемную силу из-за подтормаживания частиц жидкости в зоне, близкой к границе сред. Благодаря тому, что на определённой глубине подъёмная сила крыла приближается к нулю, оно не выскакивает из воды.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

5 × три =