Autoped: винтажная революция. Каким был мотосамокат 100 лет назад.

Электросамокат стал частым гостем на улицах больших городов. Каждый может снять его на час-другой, чтобы доехать до работы или прокатиться с ветерком.

Но это не новое изобретение: на самом деле, бум моторизованных самокатов произошел впервые в США в начале XX века. Задолго до кикшерингов Lime и Bird суфражистки и бизнесмены разъезжали по американским улицам на двухколесном приспособлении с бензиновым двигателем. Этот мотосамокат назывался Autoped.

Оригинальный velocipede

Концепция мотосамокат берет начало в работах немецкого профессора барона Карла фон Дреза из Карлсруэ. В 1817 году он придумал «машину для бега»: самокат, который выглядел как велосипед без педалей.

Затем идея устройства для перемещения при помощи мускульной силы человека разрослась и наплодила и забавные велосипеды-«кенгуру» с огромным передним колесом, и трициклы, а также более похожие на современные велосипеды и самокаты. Через пару десятилетий после изобретения велосипеды стали снабжать ножным приводом. А на рубеже XIX века в США выдали первый патент на электрический велосипед на батарее.

Но, конечно, до современных литиевых батарей, которых хватает даже на автомобиль, было далеко. Так что первый массовый моторизованный персональный транспорт приводил в действие бензиновый двигатель.

Патент на Autoped

Изобретатель Артур Хьюго Сесил Гибсон подал заявку на патент самодвижущегося транспортного средства в 1913 году. По всей видимости, ему помогал другой изобретатель, Джозеф Ф. Меркель, создатель одноименного мотоцикла. Прототип назывался Motoped, а его финальная версия — Autoped. К производству приступили в 1915 году в Квинсе, в штате Нью-Йорк.

Autoped представлял собой увеличенную версию самоката, на который легко помещался взрослый человек, с четырехтактным двигателем над передним колесом. Двигатель работал на бензине. Рулевая колонка складывалась. По некоторым свидетельствам современников, в теории он мог разгоняться до 55 километров в час. Но рулевая колонка управляла одновременно сцеплением и тормозом, из-за чего уже на 32 километрах в час вести Autoped было неудобно.

Мотосамокат весил порядка 60 килограммов и создавал много шума. Зато расходовал топливо экономичнее по сравнению с тем же автомобилем Ford Model T: менее 2 литров на 100 километров против 11–19 литров.

Новая свобода

Современный мобильный транспорт поначалу не воспринимали всерьез. Подумаешь, Segway, на котором туристы катаются. Профессиональная пресса тех дней отнеслась к Autoped с тем же скепсисом, списав его как причуду. Но, в отличие от высокомерных журналистов, публику затея очень даже заинтересовала. Возможно, потому что самоходный самокат продавали как решение реально существующей проблемы навигации в городе. Это личный транспорт, чтобы съездить по делам и добраться до работы. Полезен и коммивояжеру, и врачу, и домохозяйке.

Но Autoped был по карману не всем. Его цена составляла 100 $. Вышеупомянутый Ford Model T стоил 400 $, а средняя зарплата за год была чуть меньше 600 $. То есть, мотосамокат продавался как игрушка для людей с достатком. Создатели самоката это понимали и выпускали соответствующую рекламу, где счастливые обеспеченные люди гордо разъезжали на самокате.

Слева Флоренс Норман, справа Амелия Эрхарт

Несмотря на дороговизну, Autoped полюбили женщины, за новую свободу и мобильность. Так, летчица Амелия Эрхарт попала на множество фото на мотосамокате, причем подпись под одним снимком гласила «Говорят, в скором будущем вообще никто не будет ходить».

Autoped оседлали и европейки: суфражистка леди Флоренс Норман ездила на свою работу в центре Лондона на этом двухколесном приспособлении.

Autoped пробовали приручить для полезной работы. Лучше всего с этим справилась почтовая служба Нью-Йорка, которая раздала мотосамокаты почтальонам — задолго до сегодняшнего бума курьеров. А весь потенциал изобретения раскрыли молодежные банды, покидавшие место преступления на Autoped’ах из-под носа у полицейских. Высокотехнологичные хулиганы терроризировали Квинс, Бруклин и Манхэттен.

Чем закончилось

Интересно, что бензиновые самокаты в начале XX века столкнулись с той же проблемой, что и электрические в XXI веке: сложности с ПДД. Autoped выехал на улицы американских городов за 15 лет до повсеместного появления светофоров. Стандартизированные правила по выдаче водительских лицензий появились в 30-е годы. До этого лихачей мало что сдерживало, к неудовольствию пешеходов. Точно так же электросамокаты сначала появились на улицах городов, а потом обросли правилами.

Но Autoped подкосили не запреты, а отсутствие прибыли. Концепт, обогнавший свое время, не был коммерчески успешен. Историки предполагают, что это связано со сложной нишей, которое занимало устройство. Оно было одновременно значительно дороже велосипеда, но не давало комфорта, который стоило ожидать от транспорта с мотором. В 1921 году мотосамокаты перестали производить.

Его идея не умерла и породила продолжателей. Ни один из них не оставил столь же винтажного следа в истории.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

8 + одиннадцать =