Сериал «Викинги: Вальхалла». Итоги.

Продолжение знаменитого проекта радует масштабом и основным сюжетом, но раздражает поспешностью и ненужными линиями.

25 февраля на стриминговом сервисе Netflix вышел сериал «Викинги: Вальхалла». Формально это сиквел или спин‑офф знаменитых «Викингов» от канала History. Но на самом деле всё немного сложнее.

Netflix часто подхватывает популярные сериалы. Иногда сервис просто продолжает их после закрытия на оригинальной платформе, как было с проектом «Кобра Кай». Иногда даёт авторам создавать продолжения или приквелы своих проектов, как в случае с «Жарким американским летом». Но ирония «Викингов: Вальхалла» в том, что этот сериал совершенно не связан с предшественником. Его сюжет разворачивается через сто лет после событий оригинала, так что в центре истории совсем иные персонажи. Да и авторы другие: создатель «Викингов» Майкл Хёрст значится лишь одним из продюсеров, над сценариями он не работал, а шоураннером выступил Джеб Стюарт, не участвовавший в производстве старого проекта.

Исходя из этого можно сказать, что «Вальхалла» — совершенно самостоятельный сериал, связанный с «Викингами» лишь названием и редкими упоминаниями отдельных героев. При этом сравнений избежать не удастся. И по большей части сиквел держит уровень оригинала. Но в некоторых составляющих уступает предшественнику.

Захватывающее основное действие

После многих лет войн часть викингов приняли христианство и пошли на службу к королю Англии Этельреду (Боско Хоган). Но правитель решил очистить нацию и устроил резню, убив многих выходцев из Нормандии и их семьи, жившие на территории страны.

В ответ король Дании Кнуд Великий (Брэдли Фригард) собирает всех викингов и готовит поход на Англию. Вот только и среди его сторонников есть немало противоречий: одни воины уже приняли христианство, а другие поклоняются старым богам. Но одержимый местью за смерть брата Харальд Сигурдссон (Лео Сутер) объединяет соратников, и викинги отправляются покорять Англию. С ними плывёт и гренландец Лейф Эрикссон (Сэм Корлетт). Изначально он прибыл вместе со своей сестрой, которая хотела отомстить одному из мужчин за изнасилование. Теперь брат должен воевать, чтобы её не казнили за убийство.

Уже по завязке понятно, что сериал, как и оригинальный проект, сразу знакомит зрителя чуть ли не с десятком важных героев, судьбы которых будут удивительным образом переплетаться друг с другом. Причём авторы строят вступление очень аккуратно: всех персонажей легко запомнить, а события развиваются довольно быстро. Уже через пару эпизодов большинство главных фигур окажутся рядом и ввяжутся в политические интриги покруче чем в «Игре престолов».

С каждой серией основной сюжет становится всё масштабней, а поступки персонажей — более неоднозначными. Каждый из важных героев отправляется в поход со своей целью: добиться славы, отомстить, разбогатеть. Разные мотивы заставляют их регулярно вступать в неожиданные союзы и предавать друг друга. Мало того, даже правители Англии здесь показаны не просто глупыми врагами. Это люди, попавшие в сложную ситуацию: мудрой женщине, изворотливому советнику и неопытному юнцу приходится разбираться с проблемами, которые устроил предыдущий король, скончавшийся к началу вторжения.

Из‑за такого подхода в «Вальхалле» практически нет однозначно положительных или отрицательных героев. За исключением разве что Лейфа — он слишком уж умён, красив и всегда поступает достойно (вероятно, без доли героизма современный проект невозможен). Зато остальные будут регулярно удивлять своими действиями. Насколько всё это близко к реальным историческим событиям — судить специалистам. Но с точки зрения драматического сюжета основное действие построено максимально захватывающе. Чего, увы, не скажешь о второстепенной линии.

Но невнятная мораль и актуальная повестка в побочной истории

Ещё до выхода сериала многих возмутило, что в проекте появится темнокожая Кэролайн Хендерсон в роли ярла Хакон. Но на самом деле это даже не главная проблема персонажа и всей сюжетной линии, в которой она появляется.

Упомянутая сестра Лейфа Фрейдис Эриксдоттир (Фрида Густавссон) приезжает на встречу викингов, мечтая отомстить. Когда брат отправляется в поход за её преступления, героиня остаётся в качестве заложника у Хакон. После чего ярл без какой‑то толковой причины отпускает Фрейдис в поход в Уппсалу, где та должна открыть своё истинное предназначение.

Дальше практически вся линия сестры Лейфа кажется то ли искусственным растягиванием хронометража, то ли вставками из другого недоснятого сериала. Например, на протяжении целого эпизода её история представляет собой один долгий мистический трип. А основная драма состоит в том, что на Фрейдис и её спутников по дороге нападает некий воин, через три минуты героиня его убивает, а потом её долго преследует какой‑то ярл, чтобы отомстить. Поэтому Хакон отправляет героиню обучаться у женщин‑воинов, чтобы противостоять врагам. Эта часть, особенно её мистическая составляющая, снята очень красиво. Но совершенно непонятно, зачем она нужна.

Ответ отчасти кроется как раз в персонаже Кэролайн Хендерсон. Её происхождение, кстати, в сюжете объясняют. Хотя тут каждый сам решит, насколько правдоподобна история, но формально логика есть. А вот реплики Хакон звучат как слова типичного мотивационного оратора. В определённый момент она произнесёт: «Возможно что угодно, если ты открыт миру», — очень напоминает случайную цитату из книг Паоло Коэльо. При этом ярл рассказывает, что всего можно добиться своими силами, но сама она большую часть власти получила просто по праву рождения.

К сожалению, не получится избежать мысли, что вся эта линия просто отрабатывает тему сильных женщин в мире жестоких мужчин, воюющих друг с другом. Причём обиднее всего, что это показывают в рамках франшизы «Викинги», где с равноправием не было проблем — достаточно вспомнить Лагерту в оригинальном сериале. Да и в «Вальхалле» есть и королева Нормандии, которая умнее и хитрее других правителей, и одна из спутниц Лейфа, ни в чём не уступающая соратникам. Но почему‑то акцент делают именно на отдельной и очень неуклюжей женской линии, которую с каждой серией всё больше хочется промотать.

Крутая постановка и отличные костюмы

При оценке любого исторического проекта, особенно рассказывающего про далёкие времена, приходится делать скидку на необходимость адаптировать персонажей к современной культуре. Поэтому вряд ли стоит всерьёз обсуждать слишком красивые и ухоженные лица викингов и их белозубые улыбки. Хотя при взгляде на почти модельную внешность и солнечные глаза австралийца Сэма Корлетта трудно поверить, что перед зрителем суровый человек из морозной Гренландии.

К счастью, это компенсируется неплохой актёрской игрой. Тем более что Лео Сутер и Брэдли Фригард, часто появляющиеся с Корлеттом рядом, отлично подходят по типажу на роли викингов. А уж Дэвид Оукс, сыгравший эрла Годвина, и вовсе сделал себе имя на исторических проектах — от «Борджиа» до «Белой королевы».

А вот что точно выглядит отлично — это декорации и постановка. Тут, опять же, историкам судить, насколько они правдоподобны, но смотрится всё очень реалистично. Для викингов разработали множество индивидуальных костюмов, и многие из актёров действительно сами учились драться на мечах и топорах, чтобы не задействовать дублёров.

В итоге экшен в сериале выглядит очень красиво и динамично. Как и оригинальные «Викинги», проект промаркирован 16+, поэтому авторам есть где развернуться в плане жестокости: будут и отрубленные головы, и вспоротые животы — но без маниакальной одержимости кровью. Хотя в масштабных битвах, возможно, кому‑то не хватит размаха: до последних сезонов какой‑нибудь «Игры престолов» сериал точно не дотягивает.

Четвёртый эпизод, посвящённый захвату моста, станет буквально апофеозом атмосферной постановки. Здесь и нелинейное повествование, и сложный план атаки, и множество действующих лиц, от которых зависит исход битвы. Для съёмок отстроили несколько реальных кораблей и часть моста, а ночной бой в холодной воде ставили на натуре.

Всё это делает сериал «Викинги: Вальхалла» одним из самых визуально приятных исторических проектов за последнее время. Хотя иногда кажется, что авторам не хватило времени, чтобы полностью раскрыть свой замысел.

Но сумбурность и поспешность в действии

Возможно, это самый спорный пункт в обзоре. Но после похвалы за динамичное вступление и обвинений в затянутой линии Фрейдис хочется отметить, что основное действие получилось слишком скомканным. Хорошо, что викинги быстро отправляются в поход, но на решающую битву в Англии — а это чуть ли не главное событие сезона — у авторов уходит буквально два эпизода. И это учитывая, что повествование перебивается второстепенной историей, а про противников рассказывают лишь урывками.

Иногда создаётся ощущение, что сценарий был рассчитан не на восемь снятых эпизодов, а раза в полтора больше серий. И это очень похоже на правду, если учесть, что «Вальхалла» короче даже первых сезонов «Викингов». Не говоря о том, что последние несколько лет в оригинальном сериале выходило по 20 частей.

Здесь можно немного успокоить себя тем, что создатели уже работают над продолжением. Возможно, в дальнейшем спешки станет меньше и персонажей удастся раскрыть ещё интересней.

«Викинги: Вальхалла» по большей части оставляет приятные впечатления. Как и оригинал, это неплохо проработанный исторический проект с масштабной постановкой. Ненужные линии и сумбур несколько портят историю, но велика вероятность, что дальше действие выровняется, а авторы найдут нужный темп и настроение.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

18 + 9 =