Холмогорский почтовый тракт. История дороги Архангельск-Москва.
История возникновения дороги Москва — Архангельск уходит в глубокую древность. В XIII веке на берегах Северной Двины появились новгородцы, сумевшие заселить и освоить этот суровый край. В 1584 году по приказу Ивана IV на мысе Пур — Наволок была построена крепость, со временем превратившаяся в город Архангельск. Однако, ещё до основания Архангельска, с конца XIV века существовал Холмогорский тракт с ямской гоньбой.

Ямская гоньба
Первые предложения царю об учреждении почты в Архангельск появились еще в середине 17 века. Новая гоньба (почта), по замыслу канцлера Ордина-Нащокина, должна была способствовать более быстрой доставке правительственных распоряжений в северные города и ответов на них местных воевод. Интерес к регулярной почте проявляли и торговые люди, особенно иностранцы. Иноземные купцы, уезжая на ярмарку в Архангельск, жаловались русскому царю, как бы их письма, присылаемые из-за границы, не залежались в Москве. Правда, позже выяснилось, что часть этих купцов ранее уже уличалась в попытке тайно вывезти золото из Риги с почтой.
Неизвестно, но может быть, именно этот факт помешал учреждению почты еще во времена Алексея Михайловича.
Вплоть до основания в 1703 году Петербурга, Архангельск являлся единственным русским портом, по которому осуществлялось морское сообщение с европейскими державами. Хорошо осознавая это, Пётр I в 1693 году распорядился об устройстве постоянной почтовой гоньбы по Холмогорскому тракту. Последующие события полностью оправдали этот предусмотрительный шаг. В ходе Северной войны именно через Архангельск осуществлялось сообщение с другими государствами. Когда шведы в апреле 1704 года прервали рижскую почту, началась регулярная гоньба от Архангельска через Кольский полуостров до «дацкого рубежа». Почта ходила 32 раза еженедельно, доставляя письма Петра I датскому королю.
Царский указ строго определял скорость доставки почты: 8-9 дней в летнее и зимнее время, 10-11 — в распутицу и требовал прибытия ямщиков в строго определенные часы. На проезжих столбцах (длинные полосы бумаги, склеенные между собой) каждой станции ямщики должны были записать время прибытия почты и свое имя. Кстати, с учреждением почтового тракта на Севере связано появление некоторых населенных пунктов области. Так, по Указу Петра о регулярной почтовой линии Москва — Архангельск возникло поселение Плесцы, на месте которого позже был возведен город Мирный.
В ямщики выбирали людей добрых, не пьяниц. Письма и грамоты почтовики должны были возить «бережно в мешках под пазухой, чтоб от дождя не измочить и дорогой пьянством не потерять». Потеря или порча почты каралась пыткой, а иногда почтовику могла грозить и смертная казнь. По строгости петровские времена могут сравниться разве что с годами Великой Отечественной войны. Тогда за недобросовестную работу почтальона могли не только уволить, но и отдать под суд.

Почтовые тракты Русского Севера (прим. с ошибкой в слове «Холмогоры»)
Можно предположить, что работа почтальона была довольно опасной. Ведь если вначале они щеголяли в зеленых суконных кафтанах, то в конце 19 века им кроме формы полагалась еще и сабля.
С каждым годом регулярная почта в нашей губернии становилась все популярнее. В 1715 году через руки архангельских почтовиков прошло свыше пяти тысяч частных писем. Любопытно, что пересылка письма из Москвы в Архангельск обходилась людям в три раза дороже, чем обратно.
Скорость доставки писем на архангельской почте современники тех лет сравнивали с лучшими образцами этой службы в Европе, и она становилась примером для других губернских городов.
А вот трудности северная почта испытывала во времена военных походов неугомонного царя. К письмам добавлялась «корреспонденция», которую трудно назвать посылками. Из Москвы везли паруса, канаты, пушки, припасы.
В начале 18 века почтовая гоньба была проложена между Архангельском и пограничным датским городом Вардегуз (сейчас норвежский Варде). Это была самая первая в мире из северных почт. По ней доставлялись грамоты Петра к датскому королю Христиану и письма торговых людей.
С основанием Петербурга Архангельск потерял своё былое значение, уменьшилась и роль дороги, соединявшей его с Москвой. Финансовые средства на поддержание тракта выделялись нерегулярно, а после того, как в феврале 1834 года была создана дорожная служба в Архангельской губернии, все тяготы по устройству дорог в основном оказались возложены на местное население. Была узаконена натуральная дорожная повинность. Работы по строительству, ремонту и содержанию тракта выполнялись под руководством Архангельской Уездной дорожной комиссии. Тракт был разбит на приказные управления или участки. Их границы привязывались к верстовым столбам. Каждый приказ или участок имел название населённого пункта.
К середине XIX века протяжённость Московского тракта составляла 320 вёрст. На всём протяжении дороги было сооружено 143 моста, длина которых была 2 версты и 162 сажени, было проложено 54 гати в 16 вёрст и 248 саженей; имелось 4 перевоза в 1 версту и 10 саженей; 254 трубы с дорогами по ним в 189 саженей. На 14 станциях содержалось 140 почтовых лошадей.
Сейчас по маршруту Холмогорского тракта проходит автомобильная дорога федерального значения М-8 «Холмогоры» и соединяет между собой такие города, как Москва, Ярославль, Ростов Великий, Кострома, Вологда, Архангельск и Северодвинск. Дорога полностью асфальтирована, протяженность трассы от Москвы до Архангельска составляет 1226 километров.
15 января 2020 г. в почтовых отделениях связи в пяти городах: Москве, Ярославле, Вологде, Архангельске и Санкт-Петербурге — одновременно состоялось торжественные мероприятия гашения уникальной марки, посвященной древним почтовым маршрутам.
На почтовой марке изображен древний почтовый маршрут — Холмогорский почтовый тракт, проходящий через города Архангельск, Вологда, Ярославль, Москва. Для этого события был выпущен ограниченный тираж марок – по 3000 штук на каждый город, в котором проходила процедура спецгашения, изготовлены специальные штемпели, действительные в течение одного дня. Процедура специального гашения – популярное среди филателистов мероприятие, организуемое в честь выдающегося события, объекта или памятной даты. Почтовые конверты и марки, погашенные в этот день, пользуются популярностью у коллекционеров всего мира.
Источники: https://hmg.rosavtodor.gov.ru/ https://arh.aif.ru/