«Тропа Гиляровского», кирпичный тоннель и секреты Неглинки: как устроен коллектор подземной реки.

Неглинная улица, Кузнецкий Мост, Самотечная улица, Трубная площадь… Прогуливаясь по центру Москвы, непросто представить, что всего два столетия назад здесь вместо дорог протекала река.

Одну из самых знаменитых рек Москвы, Неглинную, первой спрятали под землю, но городская топонимика бережно хранит память о ней. Почему же городские власти решили убрать реку в трубу и что собой представляет Неглинка сегодня?

Как спрятали Неглинку

Место сбора — Трубная площадь. Перед спуском облачаемся в униформу сотрудника Мосводостока: куртку со светоотражающими полосами, резиновые рыбацкие сапоги, которые заканчиваются в районе бедер, и каску. Для нас проводят краткий инструктаж, но главное напутствие — не бояться. По очереди спускаемся в узкий водосточный люк, до дна колодца около пяти метров, но за спиной крепкая страховочная веревка.

После яркого дневного света становится абсолютно темно. В отличие от коммуникационных, коллектор Неглинки не оборудован системой освещения. Даже мощный свет фонарей слабо прорезает черноту тоннеля. Внимательно смотрим под ноги и идем неспешно, аккуратно наступая на илистое дно реки. Там могут оказаться скользкие камни, о которые легко споткнуться.

«Первое упоминание об этой реке относится к 1156 году, когда Неглинка текла, как обычная река, по земле. В Тверской летописи появилось указание: “Того же лета князь великий Юрий Володимеричъ заложи град Москву на устниже Неглинны выше реки Аузы”», — рассказывает опытный диггер и москвовед Даниил Давыдов.

Даниил Давыдов.

Более 200 лет назад Неглинка протекала в центре города, огибая стены Кремля и впадая в Москву-реку. И она одной из первых оказалась в «заключении». Сегодня Неглинная, протяженность которой более семи километров, почти полностью спрятана под землю.

По словам Даниила Давыдова, первый коллектор начали строить еще в 1811 году. Однако Отечественная война 1812 года прервала работы, и только в 1817–1819 годах при реконструкции Москвы после пожара реку заключили в кирпичный тоннель.

Почему же Неглинку так упорно хотели упрятать под землю? Ответ можно найти в книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи». Кстати, в ней писатель даже называет реку подземной клоакой.

«Кроме “законных” сточных труб, проведенных с улиц для дождевых и хозяйственных вод, большинство богатых домовладельцев провело в Неглинку тайные подземные стоки для спуска нечистот, вместо того чтобы вывозить их в бочках, как это было повсеместно в Москве до устройства канализации. И все эти нечистоты шли в Москву-реку», — пишет Гиляровский в главе «Тайны Неглинки».

Именно зловоние стало главной причиной «заточения» Неглинной в коллектор. Но теперь реку можно назвать довольно чистой: по крайней мере, никаких неприятных запахов она больше не источает. В отличие от Парижа или Лондона, в Москве раздельная система водоотведения: ливневка и канализация не пересекаются, отмечают в Мосводостоке. В коллекторе достаточно тепло для зимы и, естественно, сыро: в воздухе стоит водная взвесь.

Бетон вместо кирпича

Первая часть нашего маршрута, который начался в водосточном люке у Трубной площади, пролегает по современной — бетонной — части коллектора. Он тянется от Самотечной эстакады до конца Неглинной улицы. Бетонный коллектор возвели в 1974 году практически параллельно первому кирпичному руслу после того, как своенравная Неглинка в очередной раз устроила наводнение в центре Москвы. Во время сильных дождей старый коллектор не всегда справлялся с большим объемом воды, поэтому летние наводнения были нередки в 1960-е и 1970-е годы.

Во время наводнения из-за подъема воды в реке Неглинной после сильного ливня. Пассажиров троллейбуса вывозят на лодке. Фото Н. Рахманова. 1965 год. Главархив Москвы.

Главная функция коллектора Неглинки — водоотведение. Через отверстия в стене сюда попадает сток дождевых вод. Такие трубы прорезывают бетон на протяжении всего пути, а их количество и диаметр зависят, в частности, от рельефа местности. Например, в низинах врезов будет больше. Кроме того, в коллектор могут выводиться стоки грунтовых вод из метрополитена. Их насосами откачивают до уровня таких коллекторов, а затем происходит сброс воды.

Сооружение коллектора реки Неглинной. 1970-е годы. Главархив Москвы

Новое русло реки Неглинной (съемка в трубе). Фото Г. Корабельникова. 1970-е годы. Главархив Москвы.

На первый взгляд, коллектор кажется огромным для такой небольшой реки, вода в которой в основном доходит только до щиколотки. Но это обманчивое впечатление: дождевая или талая вода могут стремительно превратить небольшой ручей в полноводный. Специалисты называют это резким сбросом воды. Так, уровень Неглинки может подняться на две трети, а оценить высоту такой волны можно по остаткам мусора, застрявшим на железных трубах.

«Основные работы в больших коллекторах начинаются зимой, когда устанавливается стабильная отрицательная температура, а поток воды снижается максимально. В это время находиться в коллекторе безопаснее всего: исключены появления ливневых осадков, сбросы и подъемы уровня воды до середины и выше. Наши специалисты проводят обследование, очистку реки от наносов песка, ила и бытового мусора, а также текущий ремонт», — подчеркивает главный инженер эксплуатационного гидротехнического района № 1 ГУП «Мосводосток» Дмитрий Рябцев.

Дмитрий Рябцев

По «тропе Гиляровского»

После строительства бетонного коллектора в 1970-е Неглинку пустили по новому руслу. Но части кирпичного коллектора 1819 года сохранились до сих пор. Например, реконструированный участок пролегает под Александровским садом. А часть старого коллектора сохранилась под Цветным бульваром. Сворачиваем с бетонной магистрали на небольшую развилку, и перед нами «тропа Гиляровского».

«И вот в жаркий июльский день мы подняли против дома Малюшина, близ Самотеки, железную решетку спускного колодца, опустили туда лестницу. Никто не обратил внимания на нашу операцию — сделано было все очень скоро: подняли решетку, опустили лестницу. Из отверстия валил зловонный пар. Федя-водопроводчик полез первый; отверстие, сырое и грязное, было узко, лестница стояла отвесно, спина шаркала о стену. Послышалось хлюпанье воды и голос, как из склепа: — Лезь, что ли!» — описывал в 80-е годы XIX века свой спуск в коллектор Неглинки Владимир Гиляровский, работавший тогда журналистом.

Писатель, спускаясь в коллектор Неглинки, переживал, что может наступить на случайный труп. И переживал он неспроста: в те годы Трубная площадь и Грачевка были достаточно криминальными местами. Но сегодня в коллекторе можно встретить только больших американских тараканов, которых в столицу завезли еще в XVIII веке вместе с сахарным тростником.

Протяженность этого участка кирпичного коллектора небольшая — около 200 метров. Дальше он перебит действующим вестибюлем станции метро «Трубная», а за ним сохранился участок длиной примерно 600 метров — почти до Садового кольца. «С 2003 года в кирпичном коллекторе начали проводить реконструкцию, его полностью обетонировали. Тот участок передан Москоллектору, там проложены силовые электрические кабели», — поясняет Даниил Давыдов.

Вход в старый тоннель — это аутентичная арка, ее высота гораздо ниже современного коллектора. Прикасаемся к почти 200-летним кирпичам со старинными клеймами. А вот кирпичный свод тоннеля обмазан бетоном: в советское время была реконструкция. Но белый камень на дне коллектора можно считать практически первозданным: его уложили в конце XIX века.

«Изначально лоток в коллекторе, то есть его дно, был грунтовый. Из-за этого происходили заиливания и вымоины грунта, и конструкции начали деформироваться. Поэтому зимой 1886–1887 года инженер Н.М. Левачев проводит реконструкцию: делает равномерный уклон на всем протяжении коллектора, а лоток вымащивается тарусским мрамором. На самом деле это известняк, но настолько прочный, что по своим качествам сопоставим с мрамором. Есть и действующие части коллектора с белокаменным лотком. Прошло почти 140 лет, а белый камень до сих пор надежно выполняет свою функцию», — рассказывает Даниил Давыдов, указывая на следы ручной обработки камня.

Чудо инженерной мысли

Главная цель нашего подземного путешествия — уникальный кирпичный тоннель, построенный в 1914 году по проекту гидроинженера Михаила Щекотова. Он работал в городской управе, реконструировал набережные Яузы, строил канализацию. «Михаилу Павловичу поручили вывести коллектор Неглинки из-под здания Малого театра и отеля “Метрополь”. Работы оказались непростыми, было построено 124 метра коллектора. А затем строительство прервала Первая мировая война», — говорит Даниил Давыдов.

Но даже спустя более века эта историческая часть тоннеля находится в отличном состоянии и исправно выполняет свои функции. «Этот коллектор с 1914 года служит без реконструкции. Такие дореволюционные сооружения, хоть их и мало, дают определенный посыл. Раньше инженеры даже к строительству подземных сооружений относились так, как архитекторы относились к строительству зданий. Они все не похожи друг на друга и все уникальны», — отмечает Даниил Давыдов.

По его словам, уникальность Щекотовского тоннеля заключается еще и в том, что инженерных сооружений, аналогичных как по сечению, так и способу постройки, в России больше нет. Схожий коллектор есть только во Львове, в него убрана река Полтва.

Как признают сотрудники Мосводостока, Щекотовский тоннель построен настолько хорошо, что даже спустя столетие не доставляет инженерам хлопот.

«Даже наземные объекты без содержания и реставрации живут недолго, что уже говорить о подземельях. Поэтому мы регулярно проводим обследования и необходимый ремонт», — рассказывает Дмитрий Рябцев.

Этот кирпичный тоннель шириной больше пяти метров, хоть и не признан памятником, представляет большую историческую ценность. Но, к сожалению, не для всех. Некоторые уличные художники стремятся украсить кирпичные своды столетней давности своими граффити, и нередко им это удается. К сожалению, предотвратить роспись стен и поймать хулиганов достаточно проблематично. Стереть следы их творчества со старинного кирпича, при этом не повредив его, еще сложнее.

У гостиницы «Метрополь» наше небольшое подземное путешествие по маршруту протяженностью почти километр заканчивается. Нам удалось увидеть коллекторы сразу трех эпох: первый кирпичный 1819 года, Щекотовский тоннель 1914 года и бетонный участок, построенный в 70-е годы XX века. На поверхность возвращаемся прежним путем, при этом обратная дорога занимает значительно меньше времени.

Источник: https://www.mos.ru

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 3 =