«Повесть о Савве Грудцыне» и Афанасий Холмогорский: из истории одного письма XVII века. (Статья Соколова И.А.)

Мы достаточно мало знаем об истории чая и чайной торговли в России XVII в. Ещё меньше мы знаем о чаеторговцах XVIII в., а о чаеторговцах XVII в. никакой информации практически нет.

В XVII в. торговля чаем, даже в Европейских странах периода колониального расцвета, находилась на зачаточной стадии развития. Для примера можно указать на французского чаеторговца Николу Марьяжа, который основал одну из старейших европейских чаеторговых компаний и сделал это именно в XVII в. В начале XVII в. появилась компания, основанная британцем Томасом Твайнингсом – вероятно старейшая из европейских компаний, из действующих до настоящего времени. Знаменитый же Томас Липтон,создатель наиболее известной в наше время чайной компании, родился только в середине XIX в. Лишь в 1689 г. первый корабль с грузом чая пришёл в Англию напрямую из Китая. В Великобританию, в отличие от других ключевых европейских стран, первый чай прибыл не из Китая.

Английский король Карл II Стюарт, сын казнённого английского короля Карла I, женился на дочери португальского короля Екатерине (из династии Браганса). Считается, что именно из Португалии чай прибыл в Англию и привёз его Карл II, вернувшийся в страну после 13 лет эмиграции. В далёкой России XVII в. уже шла чайная торговля.В 1688 г., ровно за год до прибытия первого корабля с грузом чая на Туманный Альбион напрямую из Китая, в далёкой России русский купец, Гость Василий Грудцын пишет письмо хорошо знакомому человеку – холмогорскому архиепископу Афанасию. Надо сказать, что адресат, которому был отправлен подарком чай и письмо, был очень известным духовным лидером своего времени. Архиепископ Афанасий Холмогорский (в миру – Алексей Артемьевич Любимов) (1641, Тюмень – 6.09.1702). В начале жизни он тяготел к старообрядчеству, но затем перешёл в русло официальной церкви и боролся против старообрядчества. Во время знаменитых «прений о вере», которые проходили в присутствии царицы Софьи, был одним из главных оппонентов старообрядческого лидера Никиты Добрынина. С 18 марта 1682 г. стал архиепископом Холмогорским и Важеским. На своём посту он боролся с пьянством и курением табака. В сущности, архиепископ был одним из образованнейших людей своего времени, которому, по некоторым данным, симпатизировал даже Пётр I. Вполне возможно, что посылка чаю такому человеку, помимо функции подарка, могла быть вызвана и идеологическими мотивами. Афанасий Холмогорский был не только одним из духовных лидеров своего времени, но и написал «Реестр дохтурских наук», который являлся медицинским трактатом и лечебником. Без сомнения, он был одним из наиболеео бразованных священнослужителей своего времени. Положительная оценка лечебных свойств «травы китайской» могла реабилитировать чай в глазах духовенства того времени.

Многие из деятелей церкви XVII в. видели чай лишь чуть меньшим злом, чем табак. Вплоть до середины XIX в. церковь с большим подозрением относилась к чаю. В частности, с недоверием к чаю относился Серафим Саровский, призывавший учеников «сколь возможно» удерживать от чаяпаству. Упоминание Василия Грудцына в качестве Гостя сразу позволяет нам составить общее впечатление о финансовых возможностях этого человека и его социальном статусе. «Гостями» в XVII в. называли только самых крупных купцов, которые вели торговлю с другими странами и обороты чьей торговли составляли десятки тысяч рублей в год, при том что ежегодный доход бояр мог составлять 700-1000 рублей в год. Василий Грудцын, вероятнее всего, принадлежал к известной купеческой семье, о которой рассказывается в известной русской книге «Повесь о Савве Грудцыне», написанной в 1670-х гг. Это документ русской литературы иногда, не без оснований, называют первым русским романом. «Повесть» содержит в себе некий романтизм в сочетании с зарисовками бытовой жизни того времени. Для нас большой интерес представляет то, что в письме Василия Грудцына архиепископу Афанасию Холмогорскому содержится наставление о заваривании чая. Более того, там указано на оптимальный способ потребления этого напитка – с сахаром: «Послал я к тебе в мешочке фунт травы китайского чаю, изволь, государь, приказать варить её в воде кипячей и пить с сахаром во здравие». Сахар в те времена в России, разумеется, был тростниковым и очень дорогим, завозили его на 100% из-за границы. Первый сахарный завод был основан в Тульской губернии лишь около 1800 г. Крупное же производство сахара в России складывается только в начале 2-ой половины XIX в., что и определяет доступность сахара для значительной части населения.

Инфо: https://www.academia.edu/

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − 7 =