Москва железнодорожная: Лихоборы.
В начале XX века станция находилась на самой окраине Москвы, рядом с Петровской земледельческой академией и усадьбой «Михалково». Так как поблизости проходила Николаевская (Октябрьская) ж. д., связывающая Москву с Петербургом, Лихоборы проектировали как первую и основную станцию МОЖД, от нее начинался отсчет верст дороги.
Станция была построена в период с 1902 по 1908 год по индивидуальному проекту архитектора А. Н. Померанцева и инженера С. Д. Карейша. Проект включал в себя крупнейший на МОЖД комплекс сооружений — пассажирский вокзал, мастерские для ремонта паровозов и вагонов, нефтекачку, кузницу, дома управляющего дорогой и других работников, водонапорная башня, насосная станция и другие пристанционные сооружения.
Пассажирские и жилые объекты располагались во внутренней стороне кольца, а техническую и рабочую инфраструктуру вынесли на внешнюю сторону. Вдоль линии железной дороги, между зданием вокзала и жилыми домами было проложено Станционное шоссе, позже переименованное в проезд Черепановых.
Радует, что архитектурный ансамбль станции в стиле русского модерна сохранился практически полностью, уцелел даже двухвековой тополь возле вокзала. В декоре зданий прослеживается характерные для Померанцева элементы псевдорусского стиля.
Из жилых строений выделяется дом начальника участка тяги или «дом с совой» — так его называют из-за фигурки совы на дворовом фасаде.
Предположительно, в проектировании этого дома участвовал Федор Шехтель. Нам кажется это вполне вероятным, в переходе свода крыши от резких углов к плавным арочным линиям угадывается знакомый почерк великого зодчего.
Также из общего стиля выделяется водоемная башня, расположенная на внешней стороне кольца напротив вокзала. Башня построена в псевдоготическом стиле по типовому проекту Померанцева, рядом находится водоподъемное здание – одноэтажная насосная станция.
Вокзал станции Лихоборы тоже построен по индивидуальному проекту, в нем был общий зал для пассажиров первого и второго класса, а также зал третьего класса, контора начальника станции и телеграф.
На всех станциях-вокзалах Московской окружной дороги было проведено отопление (голландские и русские печи) и электричество, в залах стояла дубовая мебель, черепицу для крыш павильонов поставляли из Варшавы, а станционные часы заказывали у швейцарской фирмы «Павел Буре». Как и на станции Воробьевы горы, после демонтажа навеса над выходом к платформе оригинальные фигурные опоры переоборудовали в фонари.
Пассажирское здание на станции Лихоборы
Большую архитектурную ценность представляют 4 одинаковых строения, расположенные вдоль железной дороги на практически равном удалении друг от друга. Это будки центрального управления стрелками и сигналами. Они представляют собой типовые двухэтажные здания с балконом и широкими арочными окнами на втором этаже. Несмотря на чисто техническую функцию, в их оформлении присутствует большое количество декоративных элементов.
Будка центрального управления стрелками и сигналами
Одна из этих будок, самая удаленная от вокзала, регулировала стрелки въезда к веерному депо Лихоборы — единственному на Окружной ж.д. Изначально в депо было 12 стойл, в советское время пристроили еще 5. При паровозном здании находились мастерские для ремонтных работ паровозов, а за ними было построено здание нефтекачки, сохранившееся до наших дней практически без изменения. Здание мастерских тоже сохранилось, оформление боковых ризалитов, с башенкой на одном из них, приближено по стилистике к декору депо. Локомотивное депо «Лихоборы» до сих пор занимается ремонтом и эксплуатацией тепловозов.
Паровозное здание на станции Лихоборы
Также на станции был размещен военно-продовольственный пункт для обеспечения переброски войск между столицами империи и соединения военного транзита с остальными радиальными направлениями. Он размещались на внешней стороне МОЖД, попасть туда можно было переходному мосту. Все здания пункта за исключением хозяйственных построек, были снабжены водопроводом, канализацией и необходимой мебелью. До наших дней сохранился дом коменданта и казармы команды.
Все исторические здания комплекса были отреставрированы, в рамках реконструкции Малого кольца МЖД станция была продлена на юго-запад. Сейчас платформы для высадки и посадки пассажиров находится возле депо для локомотивов «Лихоборы-Окружные», через станцию проходит пригородный и междугородний электротранспорт.
Источник: https://dzen.ru/id/624ffbe8a1377f7bd4383111