Из истории Обводного канала города Архангельска.
В Архангельске никто никогда не ставил пограничных столбов, но до начала ХХ века горожане знали – обводная канава – это предел, за которым лишь болото. Городские кварталы заканчивались там, где сейчас проходит один из самых оживленных и молодых проспектов города – Обводный канал.
Санитарная мера
Архангельск расположен на болоте, это факт. Четыреста лет городские власти воюют с лужами и паводками, но вода все равно чаще побеждает… Еще аж в 1787 году вокруг города было начато строительство осушительной канавы, позволяющей выносить в Северную Двину воды, стекающие из болот, которые горожане называли Мхи. К 1860 году дренажный ров был вырыт до размеров более пяти верст, получил название Обводный канал и имел выход к Северной Двине на Смольном Буяне, южнее городской черты, а с северной стороны – возле речки Курьи, впадающей в Кузнечевский рукав. Такой канал вполне мог решить санитарные проблемы города, снизив уровень грунтовых вод, от которых страдали городские кварталы, однако состояние Обводного канала с течением времени стремительно ухудшалось, порой делая невозможным его полноценное функционирование. Мягкий береговой грунт, быстро оплывая, преграждал русло, вода застаивалась, окружавшая канал местность превращалась в топкое болото, заражающее воздух зловонными испарениями.
Вопрос о ремонте канала неоднократно поднимался, даже во времена интервентов в Гражданскую. Военные предлагали расширить функции канала и из осушительного превратить его в корабельный для зимней стоянки судов. И проекты создавались, но деньги всегда выделялись мизерные, поэтому добротного канала горожане так и не увидели.
Городской ипподром
Меры по осушке болот хоть и не были успешными на все сто, но все же имели какой-то положительный результат. Например, в 1901 году правление местного Вольного пожарного общества попросило Думу дать ему в бессрочное пользование участок бывших болот между Поморской и Воскресенской улицами за Обводным каналом. План этого участка напоминал по форме вытянутое футбольное поле. Его центральное место отводилось «для игр и пожарных упражнений». Вокруг располагались две дорожки – одна для бега лошадей, длиной в версту, другая – для велосипедистов, а также «горки» и площадки для детей. Небольшое озерко близ Поморской приспосабливали зимою под каток. По кромке Обводного канала для зрителей устраивались трибуны, с которых они могли наблюдать за конскими бегами. В центре всего земельного участка стоял «небольшой павильон с каланчой».
Дума горячо поддержала затею Вольного пожарного общества, строительство проведено было очень быстро. По сути, ипподром стал первым стадионом в городе, очень популярным во всех слоях тогдашнего общества. Об этом рассказал в своей книге «Из прошлого Архангельска и губернии» историк-краевед Геннадий Попов.
Во времена Советской власти, в первые годы молодой республики, архангелогородцы работали на Обводном во время проведения субботников. Как писал Евгений Овсянкин в книге «Имена Архангельских улиц», 12 тысяч участников в общей сложности расчистили 400 саженей старого русла и прорыли 1200 саженей новых осушительных канав.
В 1930-е годы это инженерное сооружение было признано несовременным, малоэффективным и убыточным. Стали применяться современные средства дренажных работ, площадь города значительно увеличилась, Обводный канал был постепенно засыпан и прекратил свое существование. После застройки новыми домами обоих берегов бывшего канала он окончательно превратился в одноименный проспект, перестав быть каналом и границей города.
Источник: https://arh.mk.ru