История архангельского кафедрального собора во имя Святой Троицы.

Свято-Троицкий кафедральный собор был заложен 11 октября 1709 года. Строили его на доходы от церковных лавок и амбаров, на пожертвования архангелогородцев и приезжих купцов, немалые суммы в том числе внесли таможенный подьячий Иван Богданов и известный на Севере судостроитель Федор Баженин.

Людям хотелось, чтобы это здание отвлекало от будней и было исполнено благолепия, поэтому строили его высоким, с большими главами, крытыми лемехом. В основе его могучий четверик на высоком подцерковье.

Нижний, зимний храм во имя Богоявления Господня возвели первым и, еще не вполне устроенный, освятили в 1716 году, но тут стройку пришлось прервать. В это время появился на свет Петровский указ, запрещавший строительство каменных зданий везде, кроме Санкт-Петербурга. И только по большому настоянию местных властей работы по возведению Троицкого собора были возобновлены. Весной 1745 года было завершено строительство верхнего храма в честь Живоначальной Троицы, последующие двадцать лет шла внутренняя отделка. В 1765 году храм целиком был освящен епископом Иаосафом (Лисянским), он стал Свято-Троицким кафедральным собором. Позже была построена шатровая колокольня с аркой посередине.

Но летом 1793 года колокольня, как и собор пострадала от сильнейшего пожара: сгорели луковичные главы. При восстановлении здания первоначальные большие главы заменили на небольшие, барочные, вместо шатра теперь завершением колокольня имела высокий шпиль.

Пострадал и иконостас, выполненный в стиле барокко и украшенный деревянной резьбой, он являлся главным достоянием собора. Восстановлением внутренней росписи верхней летней церкви занимались художники из Санкт-Петербургской Академии художеств Семен Новоселов и Степан Курлянцев. Живописцы также написали и иконы для нового пятиярусного иконостаса, написали для него праотцев, пророков и апостолов и украсили стены и колонны. Сооружен он был по проекту архангельского архитектора Е. А. Либеровского. Вологодский мещанин Иван Дружинин вызолотил иконостас за две тысячи рублей. В результате новый возведенный иконостас в единении с украшенными ажурным литьем царскими воротами, представляли величественное зрелище. Поражен увиденным зрелищем был и император Александр Первый, который посетил собор в 1819 году.

Фото 1905 года

Необычным украшением собора являлась и также настенная роспись с внешней стороны — две огромные картины, расположенные на восточной стене храма. Роспись относилась к 1806 году, одна изображала Святую Троицу в виде явления Аврааму трех странников, на другой — Крещение Господне.

В таком виде Троицкий храм просуществовал около ста пятидесяти лет, служа местом общения с Богом, художественной средой и хранилищем реликвий.

До 1917 года Троицкий собор был крупнейшим храмовым сооружением, самым высоким зданием Архангельска и занимал в архитектурном пространстве Архангельска господствующее положение. По преданию, место для него было выбрано Петром первым. «Он должен был противостоять ширине Северной Двины и «собирать» весь город. Пять его усыпанных звездами глав издали указывали всякому местоположение центра города. Пятиглавие содержало неведомый большинству из нас теперь духовный смысл. Центральная глава символизировала Спасителя, остальные — евангелистов, проповедь, обращенную на четыре стороны света.

В 18 веке по масштабу ему не было равных на Севере, а его архитектура предопределила развитие архангелогородской школы до конца столетия».

Троицкого собора давно нет. На его месте сегодня находится Архангельский драматический театр, возведенный в 1931 году из кирпичей разобранного собора. Память о соборе живет в старых открытках и фотографиях, рисунках и воспоминаниях архангелогородцев.

Источник: http://www.aonb.ru/

История одного разрушения

Главное горе Парижа – сгоревший Нотр-Дам. А мы свой сами разрушили. 95 лет назад в Архангельске взрывали и разбирали Свято-Троицкий кафедральный собор.

Фото 1917 года

Академик Грабарь считал дореволюционный Архангельск одним из 13 городов-музеев, «архитектурный ландшафт которого был в своем роде единственным в мире». Спустя всего несколько десятилетий профессор П.Н. Савицкий писал: «К 1936 году Архангельск не существует более как город искусства…».

Архитектурной доминантой города, которого еще не коснулась рука большевиков, его самым высоким сооружением был Свято-Троицкий кафедральный собор. Он стоял рядом с современным Архангельским драматическим театром. Настоящий красавец высотой 51 метр, он был ориентиром для кораблей, входивших в архангельский рейд, культурным и духовным центром жизни горожан. На площади у собора проходили городские праздники, смотры войск. Около него служили торжественные молебны, встречали почетных гостей. «Самый красивый и светлый храм России», – так было написано о нем в Памятной книжке Архангельской губернии (Архангельск, 1913).

Архангельский кафедральный Свято-Троицкий собор. Вид на центральный купол и своды верхнего храма

Неоднократно собор посещали русские государи и члены царских семей. В прежнем деревянном храме, стоявшем на месте каменного, дважды побывал Император Петр I в 1693 и в 1702 годах. По преданию, царь пел басом вместе с хором певчих на литургии. В 1819 году каменный собор посетил Александр I. Император был поражен красотой иконостаса и царских врат. «Я всю Россию дважды объехал, но таких царских врат нигде не видел». В 1858 году в храме был Александр II. В 1913 году собор посетила Великая княгиня Елизавета Фёдоровна.

Свято-Троицкий собор хранил в себе множество реликвий. Одной из значительных был сосновый крест, сделанный Петром I в память спасения его от гибели в Унских Рогах в 1694 году при возвращении из Соловецкого монастыря. На подножии креста его создатель написал по-голландски надпись: «Сей крест соорудил Капитан Петр в лето от Христа 1694». Среди других ценностей были штандарт и палестинский флаг со струга, на котором Пётр I совершал морское путешествие к берегам Поноя и Семи островов, три пушки с разбитых шведских судов.

Разрушение Свято-Троицкого кафедрального собора. г. Архангельск. Автор съёмки Соболев. 1929. Фото из фондов ГААО

В 1920 году в Архангельске окончательно установилась советская власть. С этого времени в городе разрушаются и передаются под разные нужды многие храмы.

В 1928 году в газете «Волна» развернулась кампания за снос или переоборудование Свято-Троицкого кафедрального собора для постройки Дома культуры: «В центре города, на Октябрьской площади, стоит собор, который уродует площадь…Таких соборов, как наш, да ещё и получше и подревнее, сотнями разбросано по СССР. И мы можем пожертвовать не ахти какую ценность для такого большого культурного дела»; «Октябрьскую площадь до сих пор уродует неуклюже стоящий собор. Это «достопочтенное» учреждение не на своем месте»; «Лучше построить в Архангельске Дом культуры, чем иметь из года в год перед глазами кафедральный собор. Ку­пола намозолили глаза».

Архангельский кафедральный Свято-Троицкий собор. Снятие куполов. 25 апреля 1929. Фото Бориса Оттлие

В газету писали рабочие и служащие, перечисляя деньги для постройки дома культуры. Защитников храма оказалось немного. 6 октября 1928 года заведующая Северным краевым музеем Т.С. Бурлакина обратилась в редакцию газеты «Волна»: «Вряд ли было бы целесообразно для одного культурно­го начинания, для нового памятника современной архитектуры губить архитектурный памятник двухсотлетней давности».

В Комиссию содействия постройке Дома культуры 12 октября 1928 года обратился Иустин Михайлович Сибирцев, член-корреспондент Академии наук, с предложением «принять все меры к неприкосновенно­му хранению собора как историко-художественной ценности, оставленной нам предками».

Против сноса собора выступил даже Наркомпрос. В ноябре 1928 года в губисполком пришло письмо из Главнауки Наркомпроса: «Здание собора представ­ляет собой большую архитектурно-художественную ценность, как грандиозное и выдающееся по декоративной обработке здание первой половины XVIII века…».

Архангельский кафедральный Свято-Троицкий собор. Центральная часть иконостаса верхнего храма

Но ничего не помогло. На заседании президиума Ар­хангельского губисполкома 2 апреля 1929 года принято решение об использовании храма под дом культуры. Но переделка требовала больших затрат. И Свято-Троицкий собор решено было снести. Уже 2 апреля в его сторожку вселился сотруд­ник Строительного управления «Северолес», «имеющий сво­ей задачей подготовительную работу к сносу здания собора».

20 апреля 1929 года в газете «Волна» было опубликовано сообщение о том, что Архангельский кафедральный собор закрыт: «Центральный очаг дурмана Архангельской губернии, в последнее время обслуживающий горсточку верующих, будет разрушен».

В июле 1929 года разборка здания подходила к концу.

Если сегодня встать рядом с драматическим театром и представить, что когда-то здесь стоял белоснежный собор высотой 51 метр, захватывает дух. Мы многое потеряли в архитектурном облике Архангельска за 20 век. Ушла красота и гармония. С разрушением Свято-Троицкого собора разрушалось то, что раньше было дорого целым поколениям архангелогородцев, разрушался и сам человек. Это требует осмысления, восстановления культурной и исторической памяти, возрождения лучшего начала в людях. Но, может быть, зная все прекрасное, что было в архитектуре и истории Архангельска раньше, мы сможем этим вдохновляться и бережнее относиться к своему городу, просто его любить.

Комментарий священника Павла Бибина, клирика Свято-Ильинского кафедрального собора:

Времена, в которые мы живем связаны с тем, что мы начинаем отмечать очень тяжелые даты, так как пока не видно реальных изменений в сторону преодоления беспамятства того, что произошло на нашей земле. Вот уже 90 лет, а, значит, более трех поколений выросло в городе, который практически не имеет ничего общего с тем, что было здесь 90-100 лет назад. Свято-Троицкий кафедральный собор был собирающим началом, изнутри которого многое созидалось в этом городе. Это было очень значительное место, поэтому когда спустя 90 лет мы не видим на нем серьезных признаков увековечивания памяти тех трагических событий, то, конечно, это огорчает. Пропала связь времен, пропали преемственность, традиция, все то, что укореняет народ в истории и дает надеяться на достойное существование не только в настоящем, но и в будущем. Собор был знаком и символом того, что в этом городе живут люди, которые хотят жить по-человечески и по-божески. С собором были связаны многие события города, с ним были связаны судьбы людей. Но мало кто об этом знает. Мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что молодые и не очень молодые люди не знают, что рядом с Архангельским драмтеатром когда-то находился главный храм города. Очень бы хотелось, чтобы мы как жители города восстанавливали историческую справедливость, чтобы было преодолено беспамятство, была восстановлена преемственность с тем лучшим, что было на нашей земле до того, как пришла власть большевиков. Для этого нам нужно потрудиться, потому что никто другой не сможет этого сделать. Нам это крайне трудно. Но все-таки мы должны надеяться и верить, что если мы этим будем заниматься, то Господь даст нам силы и все для того, чтобы восстановить историческую справедливость, чтобы на нашей земле были восстановлены лучшие традиции нашего края.

Источник: https://openarh.ru/

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × два =