Ноктюрн в лунном свете: взлёты и падения серии Castlevania.
В 2016 году серии Castlevania исполнилось 30 лет. За это время было выпущено порядка 40 игр и множество переизданий для различных консолей. Недавно вышел первый сезон анимационной экранизации Castlevania III: Dracula’s Curse, который заслужил положительные отзывы как от фанатов серии, так и от тех, кто совсем не знаком с ней.
К сожалению, в России франшиза не стала популярной. Кто-то играл в неё ещё во времена «Денди», кто-то познакомился с ней благодаря перезапуску Lords of Shadow, вышедшему в 2010 году. Эту несправедливость пора исправить.
Создание серии и важные мелочи
Долгое время не было точного ответа на главный вопрос, кто создал серию Castlevania. Титры в трилогии на NES (Famicom) не смогли пролить свет на ситуацию. В Simon’s Quest и Dracula’s Curse обычные титры отсутствовали, а в первой игре указаны одни псевдонимы.
До середины 90-х в японских играх титры либо отсутствовали, либо реальные имена разработчиков сокращали и заменяли на псевдонимы. В те годы в японской игровой индустрии были проблемы с хорошими кадрами, поэтому игровые компании специально скрывали настоящие имена сотрудников, чтобы конкуренты не смогли переманить их к себе.
Спустя годы геймдизайнеры Масахиро Уэно (Super Castlevania IV) и Масаки Кукино (Haunted Castle) рассказали, что идея игры принадлежала геймдизайнеру Хитоси Акамацу, который руководил созданием оригинальной трилогии Castlevania на NES. Информации про Акамацу очень мало, нет даже фотографий. Известно, что он пришёл в Konami в начале восьмидесятых на должность программиста и за несколько лет стал руководителем команды разработчиков.
Акамацу исчез из хроник игровой индустрии после того, как адаптировал первую часть серии Metal Gear для NES. С начала девяностых о нём никто не слышал, в создании крупных игр он больше не участвовал. Неизвестно, когда Акамацу ушёл из Konami, чем он занимался все эти годы и жив ли он сейчас.
Журналисты и фанаты игры пытались найти разработчика, но безуспешно. В 2011 году был обнаружен старый патент, предположительно зарегистрированный на имя геймдизайнера. В приписке к патенту был указан номерной адрес без индекса, что сильно усложнило поиски. В Японии многие улицы не имеют названий и обозначаются номерами, например, 3-5-1 (район, квартал, дом). С подобным набором цифр нашлось несколько адресов. На них отправили письма, но ответа журналисты так и не получили.
Но не нужно искать пропавшего разработчика, чтобы узнать о том, как создавалась серия. В середине восьмидесятых огромную популярность набирали платформеры, Konami интересовалась жанром. Первую часть Castlevania создали за год для консоли NES , а точнее для её расширения — Family Disk System.
Охотник на вампиров Саймон Бельмонт отправляется в замок Дракулы, чтобы победить вампира и остановить его армию тьмы. Во вселенной Castlevania Дракула — не обычный вампир, а могущественное демоническое существо с безграничной силой. Его можно убить, но его дух — бессмертен. Раз в 100 лет он способен обрести физическую оболочку, вновь воссоздать свой замок и натравить армию нечисти на Трансильванию. Для этого и существует клан Бельмонтов, охотников, у которых во владении находится особый кнут — Убийца Вампиров.
Основным источником вдохновения стал бессмертный роман Брэма Стокера «Дракула». События книги настолько уместно смотрелись в рамках серии Castlevania, что её позже включили в официальный канон. Сейчас «Дракула» Брэма Стокера расположился между событиями Castlevania: Order of Ecclesia и Castlevania: Bloodlines.
Акамацу и его команда явно вдохновлялись хоррорами от студий Universal и Hammer. Об этом свидетельствуют псевдонимы в титрах игры.
Кристофер Ли, Бела Лугоши и Джон Каррадайн — культовые актёры, сыгравшие графа Дракулу. Макс Шрек исполнил роль графа Орлок в «Носферату». Оливер Рид появился в «Проклятии Оборотня», а Гленн Стрейднж известен ролью Франкенштейна в одноимённом фильме Бориса Карлоффа. Джеймс Бернард — композитор к десяти фильмам про Дракулу и Франкенштейна.
Акамацу и его команда добавили в игру не только киношных монстров, но и мифологических существ. Например, в первых играх появилась медуза и гарпии из греческой мифологии, чуть позже — Дуллахан из ирландских сказаний. Уже в середине 90-х бестиарий в серии представлял собой настоящий музей монстров из разных стран и культур.
В те годы в Японии были популярны фильмы про «Конана-варвара» с Арнольдом Шварценеггером. Образ его персонажа часто копировали в видеоиграх, и Castlevania не стала исключением. Каноничный и ранний облик Саймона Бельмонта имеет узнаваемую варварскую одежду и меховые сапоги.
Первая часть игры называлась Akumajou Dracula, что в переводе означает «Дьявольский замок Дракулы». Когда франшиза добралась до Европы и Штатов, то издателям не понравилось упоминание чего-то дьявольского в названии игры, поэтому его изменили на Castlevania (симбиоз — castle и transylvania). Надо отметить, что на протяжении многих лет западные версии разных частей Castlevania подвергались сильной цензуре. Из них вырезали распятия, кровь, легкую эротику и жестокий контент.
Европейская и японская версия — цензура в Super Castlevania IV
И если западные версии имели простейшую нумерацию, единое название и понятные подзаголовки, то в Японии с этим долго не могли определиться. Вторая часть почему-то называлась «Дракула 2», а третья — «Легенда о дьявольском замке».
На 16-битных платформах творилась форменное безумие, потому что в одно время вышли «Дракула Икс» и «Убийца Вампиров». В середине нулевых к серии вернулось классическое название «Дьявольский замок Дракулы».
8-битная эпоха
Трилогия с NES на долгие годы заложила фундамент всей серии. Castlevania прославилась за свою высокую и непрощающую ошибки сложность. Первую часть можно неспешно пройти за полчаса (в игре всего шесть уровней), но с первой попытки это вряд ли получится. Castlevania заставляет выучивать местоположение противников на уровнях и оттачивать тактику сражений с боссами.
Помимо кнута, Бельмонт использует святую воду, топор, метательные кинжалы и бумеранги-распятия. Все атаки дополнительным оружием расходуют сердечки, которые игрок находит в висящих на уровнях подсвечниках.
Гнетущую готическую атмосферу под псевдосимфонический саундтрек отлично удалось передать даже с ограничениями 8-битной платформы. Музыкальные темы из первой игры нередко попадали в последующие части, особенно это касается композиций Vampire Killer и Bloody Tears. Музыка в Castlevania так же важна, как, например, в сериях Silent Hill и Final Fantasy.
Классический платформер о походе Саймона Бельмонта в замок Дракулы переиздавали несколько раз. Самым заметным ремейком первой части считается Castlevania Chronicles для японского персонального компьютера Sharp X68000 и Sony PlayStation. В ремейк добавили новые уровни, расширили старые и слегка упростили игровой процесс.
Версия для PlayStation любима фанатами за простой, но притягательный саундтрек, жанровая составляющая которого меняется от уровня к уровню. Например, на
Castlevania II: Simon’s Quest была революционна для своего времени и жанра. Во второй части появилось подобие открытого мира, смена дня и ночи, нелинейный геймплей и несколько концовок. Финал зависит от того, за какой промежуток времени игрок доберется до замка Дракулы. Вампир умер, но его дух проклял Саймона, и проклятие непременно убьёт охотника на вампиров, если он снова не вернётся в замок. Для лучшей концовки желательно пройти Simon’s Quest за одну внутриигровую неделю.
Не всем игрокам понравился открытый мир и ограничение по времени. Диалоги с жителями города перевели в спешке и с ошибками, что привело к проблемам в некоторым загадках. Иногда совершенно непонятно, куда идти, и в каком месте нужно применить предмет, чтобы продвинуться дальше.
11 лет назад игру раскритиковал видеоблогер Джеймс Рольф (Angry Video Game Nerd) в своём первом обзоре. Взвешенное мнение о недостатках Simon’s Quest быстро набрало просмотры на YouTube и сделало Рольфа популярным видеоблогером.
В Castlevania III: Dracula’s Curse предстоит играть за прадеда Саймона, Тревора Бельмонта. Действие переносится на полтора века назад, когда Дракула ещё имел физическую оболочку и только начинал сеять зло в Трансильвании.
Разработчики отказались от открытого мира, вернувшись к проверенной формуле первой части. И всё же в Dracula’s Curse осталась нелинейность в виде развилок на уровнях и нескольких концовок. Помимо этого, в третью часть добавили возможность игры за трёх персонажей, которых Тревор встретит на своем пути.
Dracula’s Curse — это первая игра серии, в которой появился проработанный сюжет. Если в прошлых частях сюжет был рассказан в руководстве с игрой, то теперь в игре появились беседы с сюжетными персонажами. Именно по Dracula’s Curse недавно поставили анимационный сериал.
16-битная эпоха
Первая 16-битная Castlevania вышла на заре противостояния консолей Super Nintendo и Sega Mega Drive. В 1991 году консольные гиганты мерялись силами то в быстроте процессора, то в количестве цветов и лучших эксклюзивах на платформере.
Как бы то ни было, следующая значимая игра серии вышла исключительно на Super Nintendo. Четвёртая часть вернулась к корням сериала, перезапустила сюжет первой игры, но растеряла всё намеки на нелинейность. В Super Castlevania IV нет развилок, разных концовок и нескольких игровых персонажей. После Dracula’s Curse ощущается большой шаг назад.
Отсечение геймплейных элементов прошлых частей не сильно повредило Super Castlevania IV. В ней появились другие интересные нововведения, вроде вращения кнутом и возможности ударить им в любом направлении. В прошлых частях серии игрок мог бить только по прямой. Отчасти из-за этого сложность игры немного ниже, чем у предшественников.
Super Castlevania IV показала продвинутые технологии новой консоли от Nintendo. В нескольких уровнях игры задействован графический режим Mode 7, позволяющий масштабировать и растягивать спрайты, создавая эффект трёхмерности. Mode 7 в Super Castlevania IV был таким впечатляющим, что на одном из уровней у игроков могла начаться тошнота и головокружение.
Mode 7 в действии
Следующая Castlevania под названием Rondo of Blood вышла на консоли PC Engine (Turbografx-16 в США), моментально став визитной карточкой её дискового расширения — Super CD-ROM² System.
После выхода Rondo of Blood продажи консоли резко выросли. Rondo of Blood, пожалуй, лучшая классическая Castlevania из всех когда-либо вышедших. Это пик развития серии как платформера.
Дракула в очередной раз вернулся в человеческом обличьи, вновь призвал свою армию из ада, заручился поддержкой Смерти и взял себе в помощники священника-отступника Шафта. Шафт же украл Аннет, возлюбленную охотника на вампиров Рихтера Бельмонта. Рихтер естественно бросился к замку Дракулы, чтобы спасти свою девушку и победить вампира.
Игра вобрала в себе лучшие элементы из прошлых частей и довела их до совершенства. В Rondo of Blood присутствовали кат-сцены в стиле аниме, озвученные диалоги и отличный саундтрек в CD-качестве.
Заставка игры
Снова появилась нелинейность. На многих уровнях есть развилки, ведущие к секретным локациям и этапам. На момент выхода Rondo of Blood считалась самой реиграбельной частью серии. Реиграбельность заключалась не только в различных уровнях, но и в дополнительной кампании, посвященной приключениям 12-летней охотницы на вампиров Марии Ренард.
Западные игроки получили Rondo of Blood лишь в 2008 году, когда на PSP вышел её ремейк (Castlevania: Dracula X Chronicles) в комплекте с оригинальной версией игры и Castlevania: Symphony of the Night. В игру добавили больше озвученных диалогов и кат-сцен, а вся графическая составляющая ремейка выполнена в полноценном 3D.
Позже Konami выпустила адаптацию игры для Super Nintendo. Dracula X — самостоятельная игра, вдохновленная Rondo of Blood, но со своим сюжетом, другими уровнями и сокращённой продолжительностью игры. Konami уже проделала подобное с TMNT: Turtles in Time и её адаптацией на Sega Mega Drive под названием TMNT: The Hyperstone Heist. В Dracula X обязательно стоит поиграть после прохождения Rondo of Blood.
Самой недооценённой игрой серии фанаты считают Castlevania: Bloodlines на Sega Mega Drive. Игра плохо продавалась как на рынке США, так и в Японии. Игроки привыкли видеть серию Castlevania на консолях от Nintendo, поэтому Bloodlines не получила широкую известность. К тому же в 1994 году вышли Sega Saturn и Sony PlayStation, эпоха 16-битных консолей постепенно уходила в прошлое.
Сюжет Bloodlines происходит во время Первой мировой войны. Вампирша и племянница Дракулы Элизабет Бартли поручила сербской организации «Флада Босна» убить австрийского принца Франца Фердинанда, тем самым инициировав начало войны. Если Европа будет погружена в жестокие времена, как в эпоху Саймона Бельмонта, то можно воскресить Дракулу, использовав души убитых людей. Противостоять вампирше будет Джон Моррис, родственник Квинси Морриса из «Дракулы» Брэма Стокера, и Эрик Лекард, который мстит Элизабет за убитую возлюбленную.
В Bloodlines действие впервые вышло за пределы Румынии. Квинси и Эрик на протяжении всей игры пройдут через европейские страны. Игра выжимала все соки из уже устаревший консоли и могла похвастаться технологиями, вроде отражений на воде и различными эффектами со спрайтами.
Именно с Bloodlines над саундтреками в серии начала работать композитор Митиру Ямане. Свой первый саундтрек для серии она создавала в чрезвычайно сжатые сроки и под сильным давлением со стороны Konami. В итоге ей удалось имитировать симфоническую музыку и при этом создать один из лучших саундтреков на Sega Mega Drive.
Castlevania Bloodlines
Metroidvania и переход в 3D
В 1994 году вышли консоли Sony PlayStation и Sega Saturn, началась эпоха трёхмерных игр. В Konami понимали, что выходить на новое поколение с классическим платформером — бесполезно и глупо. На должность основного геймдизайнера серии поставили Кодзи Игараси, программиста и сценариста нескольких крупных хитов Konami.
Игараси считал, что серия не соответствует современным стандартам, и нужно кардинально менять весь геймплей. Нет смысла выпускать в 1995 очередной небольшой платформер, который игрок пройдет за несколько часов и навсегда положит на полку.
Игараси очень любил Super Metroid, Castlevania II: Simon’s Quest и многочисленные игры серии The Legend of Zelda. При создании новой части Castlevania он позаимствовал из них ключевые геймплейные элементы и назвал этот жанр «игаванией» (в честь себя). Потом уже сами фанаты окрестят жанр «метроидвания», соединив в названии две популярные серии. Первой Castlevania в новом жанре стала культовая Symphony of the Night. Важно отметить, что когда речь идёт о лучшей игре в серии, то на первое место всегда ставят именно SOTN.
Сюжет «Симфонии» начинается спустя четыре года после событий Rondo of Blood. Сын Дракулы, Алукард, отправляется в замок своего отца, который почему-то вновь материализовался в нашем мире. Замок обычно возникает раз в сто лет, но тут произошло что-то странное, ведь перед появлением замка исчез охотник на вампиров Рихтер Бельмонт.
Идея платформера с элементами ролевой игры в большом открытом мире — шедевральна. У игры просто нет существенных недостатков. Здесь и геймплей как минимум на 10 часов, плюс большой открытый мир в виде двух ипостасей гигантского замка Дракулы. В этом, как раз, и кроется прелесть жанра «метроидвания». Игрок постепенно изучает мир, по мере прохождения он общается с персонажами, и получает новые способности для прохода в ранее недоступные локации.
Саундтрек от Митиру Ямане удивляет своей многожанровостью. В игре на одной локации играет джаз, на второй звучит метал, а на третьей — рядовая классическая музыка вместе с мрачными эмбиентом. Всё это идеально сочетается и не выбивается из общего ряда.
Начиная с SOTN над дизайном персонажей трудилась художница Аями Кодзима. Её персонажи выглядят более элегантно, чем в прошлых частях серии, так как нарисованы в стиле «бисёнен» (с яп. «прекрасный мужчина»). При создании своих полотен она использует тушь, акриловые краски, моделирующую пасту и мастихин.
В итоге трио, состоящее из Игараси, Ямане и Кодзимы будет трудиться над серией вплоть до 2008 года.
Ранние опыты с переходом серии в полное 3D с треском провалились. Перезапуск Castlevania на Nintendo 64 разочаровал игроков и вызвал смешанные отзывы в прессе. В отличие от красивых двухмерных платформеров, в которые можно играть и сейчас, Castlevania 64 не прошла проверку временем из-за неотзвычивого управления, плохой камеры и неряшливого левел-дизайна. Castlevania 64 и Castlevania: Legacy of Darkness быстро вылетели из канона серии и считаются самым спорными частями.
Казалось, что невозможно адаптировать геймплей Castlevania в 3D, но Lament of Innocence от Кодзи Игараси опровергла распространённое заблуждение. Игараси взял традиционные элементы геймплея из классических частей, смешал его с «метроидванией» и перенес в полностью трёхмерный замок.
Lament of Innocence — наиболее ценная часть в серии в плане сюжета. Её события происходят задолго до Dracula’s Curse и рассказывают о первом обладателе фамильного кнута Бельмонтов. Игараси написал сценарий, который ответил на многие важные вопросы серии. Например, почему Дракула воскресает каждые 100 лет? Откуда взялся кнут? Из-за чего Бельмонты так ненавидят вампира? Кем был Дракула до превращения в монстра?
Lament of Innocence не получила культовый статус. Впрочем, как и Castlevania: Curse of Darkness, выпущенная двумя годами позже на PlayStation 2 и Xbox. Оба проекта критиковали за посредственный дизайн уровней, не самый увлекательный игровой процесс и плохие диалоги. Провалом это не назвать, но и хитами обеим частям стать не удалось.
Переход на портативные платформы
С 2001 по 2008 год Castlevania прочно обосновалась на портативных консолях от Nintendo. «Метроидования» хорошо себя чувствовала в компактном формате, поэтому Konami эксплуатировала успешную концепцию, созданную Кодзи Игараси. Новые части Castlevania выходили почти ежегодно.
Это сильно повлияло на качество, и портативным продолжениям не удалось приблизиться к славе Symphony of the Night. Получилась парадоксальная ситуация: игры были хорошие, они улучшали и дополняли механики, заложенными в SOTN, но комплексно — не дотягивали до своего великого родоначальника.
Сюжет в сотый раз эксплуатировал тему воскрешения Дракулы и знакомую формулу изучения замка. Большинство рядовых противников напрямую перенесли из SOTN, Rondo of Blood и других частей серии. Разработчики даже не удосужились перерисовывать их спрайты
Ещё удовольствие портили незначительные мелочи. Возьмём портативную трилогию Castlevania на Game Boy Advance. Circle of Moon разочаровывала вторичным сюжетом и однотипными локациями. Harmony of Dissonance отпугивала кислотной цветовой палитрой, плохой анимацией персонажей и худшим в серии саундтреком.
Только к Aria of Sorrow портативная Castlevania наконец-то перестала разочаровывать. Добавилось множество нововведений в геймплее, как, например, интересная функция поглощения умений у врагов.
Сюжет Aria of Sorrow вызвал бурную реакцию фанатов из-за необычного сеттинга. События игры разворачиваются в Японии будущего, в 2035 году. Студента Сому и жрицу синтоистского храма Мину затягивает в другое измерение во время солнечного затмения, и они попадают в замок Дракулы.
Продолжение Aria of Sorrow под названием Dawn of Sorrow вышло на Nintendo DS. Игра разделила поклонников серии на два лагеря: одни считают «Арию» чуть ли не лучшей в серии после SOTN, другие же игроки не смогли смириться со странным сеттингом и дизайном. Замок Дракулы в Японии и аниме стилистика персонажей — это не то, что фанаты привыкли видеть в Castlevania (тем более после появления Кодзимы в качестве дизайнера).
Portrait of Ruin добавила в серию полноценный кооперативный режим и продолжила сюжет Castlevania: Bloodlines, перенеся события в 1944 год. Игараси вернулся к классическому сеттингу, разбавив его путешествиями внутри магических картин.
Вампир Браунер — новый антогонист серии. Он воссоздал замок Дракулы при помощи душ людей, погибших во время Второй мировой войны. Браунер создал магические картины-измерения, в которых игрок может перенестись на новые локации.
К замку Дракулы добавились такие тематические места, как лондонские улочки, болота, мрачные леса и египетские пирамиды. Над первоклассным саундтреком, помимо Ямане, трудился ветеран игровой музыки Юдзо Косиро (Streets of Rage).
Продолжительность Portrait of Ruin небольшая, но после первого прохождения открывается несколько новых режимов, сильно повышающих реиграбельность. Из них хочется выделить Richter Mode, позволяющий играть за Рихтера Бельмонта и Марию Ренард из Rondo of Blood.
Последней каноничной частью серии (не перезапуск или ремейк) стала Order of Ecclesia, вышедшая в 2008 году. Проект высоко оценили критики, однако преданные игроки не были так благосклонны, устав от ежегодной Castlevania. Казалось, что от серии устали и сами разработчики.
Аями Кодзима окончательно ушла с должности дизайнера персонажей после выхода ремейка Rondo of Blood на PSP, а Кодзи Игараси уже не писал сюжет. Вместе него им занимались сценаристы ролевой игры Grandia II.
Любопытно, что в Order of Ecclesia больше диалогов, чем в любой другой игре серии, но лучше сюжет от этого не стал. Главная героиня страдает болезнью персонажей японских ролевых игр — тотальной амнезией. Этот избитый сюжетный прием работал в 1997 году, но не в 2008.
Но конвейер сломался на Order of Ecclesia не только из-за этого. Фанатам не понравилась катастрофически низкая продолжительность игры (семь часов для «метроидвании» — чертовски мало), засилье коридорных локаций с несколькими развилками и повсеместное заимствование врагов из прошлых частей серии. Order of Ecclesia — это неплохая «метроидвания», но самая слабая Castlevania на Nintendo DS.
После этого в Konami несколько раз пытались переосмыслить серию, выпустив никудышный файтинг Castlevania: Judgment и кооперативный платформер Castlevania: Harmony of Despair, который не пользовался успехом и быстро потерял аудиторию.
Перезапуск
В том же 2008 Кодзи Игараси собирался кардинально перезапустить серию, а в качестве центрального персонажа для новой игры он выбрал Алукарда. Проект так и не увидел свет: Игараси позже рассказывал, что на него потратили много денег и времени, но разработка не продвинулась дальше прототипа. К тому же в Konami были недовольны плохими продажами последних портативных частей, поэтому проект закрыли.
В середине нулевых Konami изменила свою бизнес-модель, сместив акцент на мобильный рынок, фитнес-центры и игровые залы с автоматами патинко. Затраты на игровое подразделение сократили, а крупные проекты отдали на разработку западным студиям. Так были созданы последние части серии Silent Hill, новые Castlevania и отменный перезапуск Contra от Yager Development (Spec Ops: The Line).
Созданием перезапуска Castlevania занималась маленькая испанская студия MercurySteam. На тот момент они работали над готическим слэшером Lords of Shadow наподобие God of War. Когда о проекте узнала Konami, то попросила сильно переработать игру, добавив в неё элементы, присущие миру Castlevania.
Konami поставила Хидео Кодзиму на должность главного консультанта (в то время геймдизайнер занимался разработкой движка для грядущего Metal Gear Solid V). Кодзима сделал не так много, но он помог выбрать дизайн для главного героя, Гэбриэля Бельмонта, а также давал советы по режиссуре в нескольких важных сюжетных сценах.
Неизвестно, сколько в Castlevania: Lords of Shadow осталось от оригинального концепта, но со вселенной культовой серии её роднит немногое, что вызвало недовольство фанатов. Геймплей критиковали из-за схожести с God of War. Битвы с гигантскими боссами явно подсмотрены в игре Shadow of the Colossus, а обилие QTE — чертовски раздражало.
Но больше всего поклонникам не понравился клишированный сюжет с напыщенными диалогами и избытком пафоса. Darkness, dark, shadow, power — самые частые слова, которые произносят герои игры. В этом плане особо выделяется последняя битва, где злодей явно не хочет убивать Гэбриэля, зато 10 минут толкает речь про «силу» и «тьму».
Досталось и саундтреку. По мнению фанатов, музыка разочаровывает тотальной «стерильностью» и однообразием. Гремит оркестр, пронзительно звучит хор, но это совершенно не выстреливает. Порой эпичность просто зашкаливает, а мощные фанфары играют даже тогда, когда это явно не к месту.
Самое любопытное здесь то, что игрокам, не знакомым с серией, Lords of Shadow понравилась. Её сколько угодно можно ругать за несоответствие канонам франшизы, но нельзя не отметить отличный арт-дизайн и пейзажи, от которых перехватывает дух. Отдельно стоит отметить потрясающий эпилог, который показывают после титров.
MercurySteam решили помириться с поклонниками классических частей, выпустив собственную классическую «метроидванию» Lords of Shadow – Mirror of Fate. Но игру разнесли в пух и прах за отчаянную попытку надавить на преданную аудиторию, добавив классический геймплей, Алукарда и Саймона Бельмонта. Получилась не оригинальная игра, а неумелое паразитирование на чужих идеях.
Точку в развитии серии поставила Lords of Shadow 2. Игра получила смешанные отзывы в прессе и плохо продалась. Незадолго до релиза масла в огонь подлили заявления от нескольких уволенных разработчиков, которые подробно рассказали о том, почему Lords of Shadow 2 была обречена на провал.
Открытый мир в Lord of Shadow 2 ужасает непроработанностью. Создается ощущение, будто про него вспомнили в последний момент и прикрутили впопыхах. Играть скучно, у игрока просто нет нормальной мотивации следить за посредственным сюжетом.
Декорации больше не впечатляют, все они делятся на две категории — стандартный замок и унылые улицы современного города. Окончательно добивает игру отвратительные элементы стелса. Вампир, который вынужден убегать от врагов, превратившись в крысу — не по канону.
Будущее серии
Кодзи Игараси, второй «отец» Castlevania, работал в Konami ещё пять лет после того, как его отстранили от должности руководителя серии. После сайд-скроллера Otomedius Excellent он пытался работать над социальными браузерными играми, изредка отвлекаясь на несколько мобильных проектов от Konami.
Игараси покинул компанию перед тем, как Konami окончательно превратилась в ненавидимую сегодняшними игроками «империю зла». Игараси не видел своё место в роли разработчика мобильных игр, ведь он всю жизнь привык создавать консольные проекты.
После ухода из Konami геймдизайнер основал Artland. Вскоре он запустил краудфандинговую кампанию по сбору средств на его новую «метроидванию» — Bloodstained: Ritual of the Night. Игра собрала более 5 миллионов долларов на площадке Kickstarter, её выход намечен на первый квартал 2018 года.
Bloodstained: Ritual of the Night рассказывают историю девушки Мириам, которая подверглась проклятию, медленно превращающему её кожу в кристалл. Мириам отправляется в демонический замок, где должна найти человека, способного её исцелить.
Игра выглядит как старая Castlevania, а музыкой занимается Митиру Ямане, которую Игараси по старой дружбе привлёк к работе над проектом. Пока что к Bloodstained есть одна небольшая претензия — она выглядит бюджетно. Анимации персонажей, присущие 2D-сайдскроллерам, странно выглядит в полном 3D. Хочется верить, что всё обойдется, и игра не повторит печальную участь Mighty No.9 от Кейдзи Инафуне.
О воскрешении серии после недавнего провала Lords of Shadow речи пока не идёт. Konami вовсю пользуется славой сериала, выпуская очередные тематические патинко-автоматы. Увы, но при текущей политике компании о масштабном перезапуске не может идти и речи.
Жанр «метроидваний» спокойно живёт без своего создателя, активно процветая на инди-сцене. За последние годы в нём вышли такие хиты, как: Dead Cells, Guacamelee, Ori and the Blind Forest, Hollow Knight и Owlboy.
Хочется верить, что недавний сериал сможет вернуть былой интерес к франшизе. Пока что остаётся ждать второй сезон Castlevania от Netflix, выход которого запланирован на первый квартал 2018 года.