Российский фотограф изобрел уникальный метод съемки инклюзов: потрясающая галерея.

Подобного не делает никто в мире.

Российский фотограф, инженер-физик и изобретатель Михаил Грибков создает макроустановки, которые позволяют делать фотографии уникального качества. Около полутора лет назад Михаил занялся съемками инклюзов в янтаре и разработал методику, благодаря которой можно делать снимки застывших в янтаре с беспрецедентной детализацией. Также его методика предполагает восстановление изначального цвета инклюзов на фото.

Инклюзы – остатки живых организмов, «захороненные» в янтаре. Наиболее часто в форме инклюзов сохраняются членистоногие (насекомые и паукообразные) и растения, реже – ископаемые остатки позвоночных, в том числе млекопитающих.

Обычно мелкое насекомое прилипало к вязкой смоле, не имея возможности выбраться, и со временем его покрывали все новые слои смолы, тем самым сохраняя древнего жителя на миллионы лет. Чтобы капля смолы стала янтарем, ей нужно попасть в воду после затвердевания – там она не сможет высохнуть, окислиться и разложиться.

Исходный снимок застывших в янтаре комаров, изображенных на главном фото

Инклюзы – невероятно богатое и разнообразное поле для изучения древней флоры и фауны. Благодаря одним только образцам бирманского янтаря палеонтологам удалось описать около полутора тысяч видов животных возрастом около 99 миллионов лет.

Однако изучение инклюзов имеет определенные ограничения. Зачастую застывший в янтарной ловушке объект сложно даже рассмотреть, не то что понять, кто именно сохранился в смоле. И по большей части ученые, не будучи фотографами, удовлетворяются теми возможностями, которые им дают обычные приборы для съемок. Кроме того, в некоторых исследованиях ученые разрезали образцы янтаря, чтобы добраться до инклюза и выяснить, какой цвет объекты имели миллионы лет назад. Такой метод неизбежно влечет физическое уничтожение драгоценных образцов.

Метод Михаила Грибкова устраняет большую часть этих ограничений. Ранее фотограф уже научился убирать со своих изображений фоновые структуры – стенку аквариума или толщу воды – фокусируясь исключительно на целевом объекте. Подобный метод он применил и при съемках янтарных инклюзов. На снимках Михаила желтый цвет янтаря нейтрализуется за счет специального освещения и особой настройки светофильтров.

Михаил Грибков

российский фотограф и изобретатель

«Все люди смотрят на янтарь будто через желтый светофильтр. Более того, многие привыкли, что нельзя увидеть что-то лучше, чем видишь собственными глазами. Я устанавливаю специальное освещение и специальные светофильтры и убираю эти «паразитные» вещи. Кроме того, я погружаю янтарь в специальную среду с близким коэффициентом преломления, чтобы убрать неровности самого янтаря».
В результате получаются снимки инклюзов невиданного ранее качества. В фотографиях, использованных в статье, использовались образцы балтийского янтаря возрастом от 39 до 42 миллионов лет.

Принципиальное отличие методики Михаила от большинства остальных состоит в том, что он адаптирует любой микроскоп к камерам с большими матрицами. Рабочая установка Михаила позволяет снимать в масштабах соответствующей маркировки на объективах от 4:1 до 100:1.

За счет физических ограничений глубина картинки получается крайне низкой, поэтому фотограф использует технологию стекинга: сложение нескольких десятков кадров с различными точками фокусировки в единую картину.

«Фотографии получаются размером 20 мегапикселей, то есть резкость такая, что их можно печатать размером 3×3 метра совершенно свободно», – Михаил Грибков.

Сфера интересов Грибкова не ограничивается одним только янтарем, поскольку он занимается фотографией около 30 лет, а макрофотографией – с 2009 года. Еще Михаил делает снимки с помощью электронного сканирующего микроскопа (СЭМ), который позволяет преодолевать дифракционный предел разрешения и работать в широком диапазоне увеличений от 3-10 раз до миллиона раз.

При работе с СЭМ Михаил также использует технологию стекинга и, по словам фотографа, этим не занимается никто в мире. Его методика позволяет не только получать уникальные по качеству разрешения макроснимки, но и делать 3D-модели изучаемых образцов.

«В макросъемке ощущения, как в компьютерной игре. Мир вокруг нас так устроен, что есть множество вещей, которые мы никогда не видим. Но, как в компьютерной игре, стоит мне захотеть заглянуть поглубже, мне дорисовывают новую информацию […] Все, что создано природой, можно познавать бесконечно», – Михаил Грибков.

Михаил Грибков является победителем десятков конкурсов по микрофотографии. Снимки Михаила семь раз были выставлены в Третьяковской галерее на фестивале природы «Первозданная Россия». Как сообщил фотограф, к нему уже начали обращаться из некоторых музеев для профессиональной съемки их коллекций инклюзов. Возможности технологии  позволяют получить новую информацию даже из известных образцов.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − два =