Последняя футуристическая выставка картин «0-10».

Более 100 лет назад в Петрограде открылась экспозиция, оказавшаяся одним из самых известных выставочных проектов всего ХХ века – последняя футуристическая выставка картин «0-10».

Событие проходило на углу Марсова поля и набережной Мойки – в художественном бюро Надежды Добычиной с 19.12.1915 по 17.01.1916. «0-10» — ранний пример переосмысления способов показа нового искусства.

Угол с работами Казимира Малевича, в углу – «Черный квадрат»

В этой выставке принимали участие 14 художников: К.Малевич (39 работ), В.Татлин (точно неизвестно, около 15 работ), И.Пуни (23 работы), Л.Попова, И.Клюн (18 работ), К.Богуславская (8 работ), О.Розанова, Н.Удальцова, Н.Альтман, В.Каменский, В.Пестель, М.Васильева, А.Кириллова, М.Меньков (4 работы). На выставке, согласно каталогу, экспонировались 154 работы, большая часть которых не сохранилась. Выставочный проект был организован по инициативе русско-французского художника Ивана Пуни и живописца Ксении Богуславской. В прессе мелькало разное число посетителей – от 2 до 6 тысяч человек.Название выставки придумал Малевич, он же курировал отбор участников. Работы были вывешены в ночь перед началом работы выставки лично Казимиром Севериновичем. Таким образом, раньше открытия их нельзя было увидеть.

В последний месяц зимы уходящего 1915 года, на «Последней футуристической выставке» в Петрограде, супрематизм Малевича предстал перед зрителями как цельное, вполне сформировавшееся явление. Малевич показал сорок холстов, в числе которых был «Черный четырехугольник» или «Черный квадрат», в дальнейшем – признанное полотно русской авангардной живописи.

Афиша с указанием времени работы выставки «Ноль-десять»

Московские художники готовились к выставке, которая должна была закончить кубофутуризм в русской живописи. Малевич же, в отличии от большинства, был намерен утвердить на «0-10» новое направление, идущее вразрез с кубофутуризмом. С ним заодно выступали И.В.Клон и М.И.Меньков, признавшие идеи супрематизма в числе первых. 31 октября Малевич сообщал Матюшину: «В Москве уже ясно определяется моя идея, и уже в нашей группе идет разговор о выходе (из кубофутуризма). Уже на этой выставке собираемся сделать отдел супрематистов. Пуни еще не знает». Брошюра о супрематизме появилась на открытии выставки — анонимный репортер писал: «на выставке продается небольшая брошюрка Малевича «От кубизма к супрематизму». Кроме того, художник разместил под своими работами надпись: «Супрематизм живописи К.Малевич».

Рассуждая о названии выставки, не все задумывались о глубинном смысле, заложенным в него, принимая цифры за еще одно чудачество футуристов. Критик А.Ростиславов писал, что название выставки «арифметически неграмотное». Действительно, «0-10», т.е. «Одна десятая», отнюдь не соответствует расшифровке в скобках: «Ноль-десять». Письма, написанные Малевичем, позволяют понять, в чем тут дело. 29 мая 1915 года он писал: «Мы затеваем выпустить журнал и начинаем обсуждать, как и что. Ввиду того что в нем собираемся свести все к нулю, то порешили его назвать «Нулем». Сами же после перейдем за нуль».

Снимок художников (слева направо) Ольга Розанова, Ксения Богуславская, Казимир Малевич

Мысль о том, чтобы все предметные формы были сведены к 0, и через этот 0 можно было перешагнуть в беспредметность, принадлежала Малевичу. Наиболее остро она была выражена в манифесте «Супрематическое зеркало». Но уже в листовке, которая продавалась на «0-10», Казимир Северинович, заявляя о своем окончательном разрыве с предметной формой, писал: «Но я преобразился в нуле форм и вышел за 0-1». Остальные 13 художников также стремились «выйти за 0». А словом «Последняя» художники, завершив кубофутуристический этап в искусстве, открыли новую, набирающую популярность беспредметность.

История возникновения концептуальных экспозиций относится к началу ХХ века. «Черный квадрат», помещенный в столь значительное место, символизирует приоритет в новом искусстве чистой геометрической формы, оппозицию предметности в искусстве.

Малевич в ассиметричной (несколько рядов, разная высота), плотно завешенной экспозиции своего зала представил исключительно супрематизм. Сама развеска полотен была организована таким образом, что напоминала в общих деталях супрематическую композицию. Картины то примыкали к стене, то были повешены под наклоном. «Черный квадрат» был помещен под потолком, в «красном углу», наподобие иконы. В контексте выставки этот холст противопоставлялся или соотносился с другими геометрическими концептами Малевича: прямоугольниками, треугольниками и другими фигурами разных цветов.

Разворот из журнала «Огонек» (№1, 1916) – рецензия на прошедшую выставку

К первому дню работы выставки Малевичем были выпущены брошюра («От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм») и листовка (по факту, первый манифест супрематизма Малевича).

Пространство состояло из нескольких помещений:

  1. Альтман и «Умеренные примкнувшие»
  2. Два «супрематических» — Клюн, Малевич, Пуни, Меньков, Богуславская
  3. «Московское» — Пестель, Попова, Татлин, Удальцова.

Произведения экспонировались продуманным образом. Татлиновские контррельефы (абстрактные объемно-пространственные композиции) тонко и ритмично моделировавшие новое динамичное пространство, были отделены от стены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

двенадцать + четыре =