Как снимали фильм «Трон» (1982).

В 1972-ом году американская компания-производитель компьютерных игр Atari представила Pong. Аркадная видеоигра в теннис не была первой в своём роде: подобные продукты с использованием простой двухмерной графики появлялись на рынке и ранее.

Но именно Pong приобрёл огромную популярность и стал едва ли не первой «народной» игрой. Несколькими годами позже она попалась на глаза Стивену Лисбергеру. В конце ’70-ых Стив был независимым аниматором и с игрой познакомился благодаря её упоминанию в демонстрационных материалах фирмы MAGI, занимавшейся разработкой графического программного обеспечения и бывшей в то время на передовой в этом вопросе. Лисбергер был впечатлён увиденным и пришёл к убеждению, что создание анимации с помощью компьютерных технологий – это не такая уж безумная идея.

В 1978 году Лисбергер перебирается в Лос-Анджелес, чтобы работать над художественным фильмом для NBC, посвященным Олимпийским играм в Москве 1980 года. К слову, ничего не вышло из-за бойкота после ввода советских войск в Афганистан. Потеряв контракт, Лисбергер оказался на грани банкротства. Однако вскоре удача улыбнулась Стивену: он познакомился с Эдом Катмуллом, будущим соучредителем Pixar, который работал в Нью-Йоркском технологическом институте. А также с Филом Мительманом из Массачусетского технологического института, чья компания MAGI придумала метод SynthaVision для трехмерной анимации.

Лисбергер вдохновился возможностями компьютерной анимации, и вместе с другом Дональдом Кушнером придумал идею фантастического фильма с элементами CGI.

По сюжету владелец зала игровых автоматов и создатель видеоигр, а по совместительству хакер Кевин Флинн, пытается взломать главный компьютер корпорации ENCOM. Цель — найти доказательства, что вице-президент ENCOM ворует игры Флинна. Для этого хакер проникает в здание корпорации, но из-за системы безопасности «ТРОН» попадает в трехмерный виртуальный мир, где вынужден сражаться за свою жизнь.

С одной стороны, фильм позволял бы развернуться в плане трехмерной графики — показать зрителю изнанку никому непонятных компьютеров. С другой стороны, продемонстрировать борьбу главного героя против бездушной корпорации, которой плевать на человеческие жизни. Тема, которая отлично откликнулась, например, в «Чужом» 1979 года.

Однако найти инвесторов на такой проект оказалось нелегким делом — одним за другим все отказывались, потому что не хотели связываться с компьютерной графикой из-за высокой стоимости.

«Многие считали меня сумасшедшим. Однажды я даже встретился с главой Marvel Comics Стэном Ли и показал ему небольшой образец компьютерной анимации. Он посмотрел на меня без энтузиазма и сказал: „Хорошо, малыш, удачи во всем этом“», — вспоминает Лисбергер.

Единственной компанией, у которой было желание и ресурсы для реализации «Трона», была Disney. Она искала что-то свежее. После смерти Уолта в 1966 году студия пришла в упадок и не могла выпускать фильмы, способные конкурировать по популярности с чем-то вроде «Звездных войн». Выслушав предложение Лисберга, Disney согласилась, выделив суммарно почти 17 млн долларов — для сравнения, бюджет «Звездных войн» составлял 11 млн долларов. При этом «Трон» должен был стать как бы испытательным полигоном, который покажет, есть ли у компьютерной анимации будущее и стоит ли Disney переориентироваться в этом направлении.

Работы над фильмом начались в апреле 1981 года. На главную роль позвали Джеффа Бриджеса — который через 17 лет сыграет «чувака» в замечательном фильме «Большой Лебовски». На роль антагониста, вице-президента корпорации пригласили Дэвида Уорнера из «Омена».

Нанятые Лисбергером художники прорисовали визуальные сцены, особенно много времени уделив компьютерному миру. Ведь движение актеров на фоне смоделированного изображения должно выглядеть на уровне.

Зарисовки Жана Жиро, Сида Мида и Питера Ллойда

Было принято решение снимать все сцены, где герои находились в виртуальной реальности, особым образом — их костюмы должны были иметь светящиеся вставки. Актеры фильмы одевались в черно-белые костюмы и перемещались на черном фоне. Дальше каждый кадр на 70-мм черно-белой пленке превращался в слайд размером 30х60 см. Затем каждый слайд раскрашивался бы вручную, снимался заново и отдавался на монтаж. Получалось что-то среднее между съемкой фильмов и созданием мультипликации.

Работа была по-настоящему огромной — в фильме присутствует 540 000 слайдов, которые раскрашивали 450 человек в течение 11 месяцев. Для удешевления производства Disney даже привлекла выходцев из Тайваня и КНР — как же это противоречит пропагандируемым ей сейчас принципам инклюзивности.

Изначальное черно-белое

Конечный результат

Оставалось решить главное — кто и как будет накладывать на черный фон компьютерную графику? По задумке режиссера, достаточно было бы сделать всего 20 минут подобных сцен. Но с учетом цен тех времен уложиться даже в столь огромный бюджет 17 млн долларов было не самой простой задачей.

Лисбергер обращается к уже упомянутой компании Information International, Inc (она же Triple-I), которая помогала создавать графику для фильма Westworld.

Для работы компания подключила свой суперкомпьютер Foonly F1, работавший на базе DEC PDP-10. Каждый элемент строился вручную в виде полигонов, а затем переносился в программу. Данные загружались в программу TRANEW и содержали тысячи строк информации: координаты углов полигона, цвета текстур в формате RGB, углы поворота оси и прочее. В общем все, что требовалось компьютеру для построения изображения под нужным углом. На рендер одного кадра у суперкомпьютера с частотой процессора 11,1 МГц и скоростью 4,5 MIPS, а также оперативной памятью до 18 Мб уходило по 10-15 минут.

Пример ручного построения полигонов и компьютерного рендера

Все эти трехмерные объекты созданы на компьютере, в отличие от тех же «Звездных войн»

Практически все силы Triple-I были брошены на фильм «Трон», и в какой-то момент компания признала, что не тянет и ей требуется поддержка. Тогда Лисбергер вспомнил про человека из MAGI, с которым он познакомился в Лос-Анджелесе — Фила Мительмана. Нужна была помощь не только, чтобы закончить фон каждого кадра, но и создать анимированный ролик с Light Cycle — анимированным световым мотоциклом, на котором проходило одно из испытаний внутри программы.

Для создания модели MAGI применила свой метод и программное обеспечение Synthavision. В нем уже была реализована обширная библиотека простых 3D-фигур наподобие цилиндров и призм. Буквально из них MAGI и собрали мотоцикл, причем результат получился очень гладким — углы совершенно незаметны.

Всего на производство компьютерных сцен, включая монтаж, ушло чуть больше года, что составило около 30 минут экранного времени. Большую же часть сцен с живыми актерами отсняли буквально за несколько недель. Титанические усилия были вознаграждены тем, что 9 июля 1982 года фильм вышел в прокат.

Как «Трон» повлиял на историю кинематографа

К сожалению, фильм провалился в прокате и не был хорошо принят зрителями. Все из-за даты выхода — чуть раньше выходят фильмы «Бегущий по лезвию» (25 июня 1982) и «Звёздный путь: Гнев Хана» (4 июня 1982). В последнем, кстати, студия ILM впервые применяет фрактальную графику — словно камера пролетает над поверхностью планеты. По уровню прорисовки это ничуть не уступало «Трону».

Сцена действительно смотрится на уровне

Еще одна из важных причин провала «Трона» в том, что по ощущениям, дизайн и графика в фильме превалировали над смыслом. Фильм словно бы стал рекламой CGI студий, в котором напрочь забыли про персонажей и сюжет. Позже Стивен Лисбергер признал эту ошибку:

«Сюжет и визуал фильма делались одновременно, хотя так не должно быть. Из-за этого получалась нестыковка — аниматоры и дизайнеры отрисовывали персонажей, а в этот момент момент выяснялось, что по сюжету какую-то подготовленную сцену нужно заменить. Но делать это глупо, потому что на создание этих нескольких секунд потратили десятки тысяч долларов. Наверное, поэтому фильм получился немного скомканным».

Удивительно, но фильм «Трон» даже номинировался на Оскар в двух номинациях: лучший дизайн костюмов и лучший звук. Примечательно, что Академия специально не стала включать «Трон» в номинацию на лучшие визуальные эффекты, поскольку столь сильное использование компьютеров можно считать обманом.

Коммерческий провал «Трона» (кассовые сборы составили 50 млн долларов — это очень мало для столь амбициозного проекта) показал Disney, что еще рано связываться с компьютерной графикой. Зрители пока что этого не оценят.

Однако «Трон» указал на направление движения для индустрии массового кинематографа в ближайшие 40 лет. В 1985 году студия ILM, находящаяся на переднем крае CGI, создает суперкомпьютер Pixar для своей мультипликационной студии. В 1988 году она выпускает полностью трехмерную короткометражку «Оловянная игрушка».

Только тогда Disney вновь обратили внимание на использование компьютерной графики и договорились с Pixar о создании совместного полнометражного мультфильма. Так в 1995 году выходит «История игрушек» и навсегда меняет индустрию мультипликации.

А когда в 1989 выходит фильм «Бездна», а в 1991 году «Терминатор-2: Судный день», в котором студия Джеймса Кэмерона продемонстрировала новые возможности компьютерной анимации в кино, про провал фильма «Трон» уже никто не вспоминал. Все начали использовать CGI в своих фильмах.

Но сама вселенная «Трон» становится по-настоящему легендарной:

  • В 1982 году выходит аркадная игра «Трон» от студии Bally Midway, вдохновленная происходящими в научно-фантастическом фильме событиями. Тысячи подростков с удовольствием в нее играют и проникаются идеей Лисбергера.
  • На основе аркады в 2003 года выходит компьютерная игра «Трон 2.0» на разных платформах.
  • В 2010 выходит фильм «Трон: Наследие», в котором Стивен Лисбергер выступил в качестве продюсера. При бюджете в 127 млн фильм собрал 400 млн долларов, что было воспринято Disney как несомненный успех.
  • В 2012-2013 году выходит сериал «Трон: Восстание» из 19 серий.

Да и в целом фанаты научно-фантастических ретро-фильмов сейчас воспринимают оригинальную картину 1982 года с неизменной теплотой. И действительно, что-то притягательное в атмосфере фильма есть: от странно светящихся линий на черно-белом теле до режущей глаз странной анимации.

Но нельзя не отметить, что именно «Трон» задал моду на фильмы, в которых компьютерная графика играет значительную роль. Хорошо ли это? Мне кажется, что нет. Но рейтинги и кассовые сборы франшизы «Мстители» точно опровергают мое мнение. Важно понимать, что успех этих фильмов не только в графике, а в том, что они смогли влюбить зрителей в персонажей и создать интересные сюжетные арки. Тем не менее, в последние годы интерес к Marvel снижается, так как арки любимых персонажей завершились, и остались лишь менее интересные истории.

Люди идут в кино не ради графики, а чтобы узнать, чем закончится история. И хотя «Трон» задал моду на использование компьютерной графики, его влияние на индустрию сложно переоценить.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + 10 =