Достопримечательности города Аюттхаи.

Во время своего расцвета Аюттхая (Ayutthaya), как столица тайского королевства, лежащая на 80 километрах севернее Бангкока, была так застроена храмами, что блеск солнечного луча, отражавшегося от позолоченных украшений, был виден на 3 километра вокруг.

Сегодня на широких, покрытых зеленью просторах, атмосферу создают множество достопримечательностей, напоминающих кладбище храмов. Величественные мрачные руины из красного кирпича высятся над полями, напоминая о прошлом величии города. Они резко контрастируют с хрупкой архитектурой современных храмов. Несколько неповреждённых строений помогают представить, какой была столица во время своего расцвета, а три отличных музея дополняют картину.

Центр древней столицы располагался на острове шириной 4 километра, у слияния рек Лопбури, Пасак и Чао-Прая. Остров был в свое время окружён 12-километровой стеной, разрушившиеся фрагменты которой можно увидеть в крепости Пхом Пхет (Phom Phet) в юго-восточной части. Теперь остров пересекает сеть широких дорог, а недавно возведённые здания с трудом уживаются рядом с древними развалинами. Сердце этого маленького мрачного и безжизненного современного города находится на северо-восточном берегу острова, около угла улиц Thanon U Thong и Thanon Chao Phom, хотя новейшие образования лежат к востоку от острова.

Краткая история Аюттхаи

Название «Аюттхая» происходит от имени индийского города Айодхаи (на санскрите – «непобедимый»), места, где, по легенде, родился Рама, герой эпоса «Рамаяна». Таиландский город Аюттхая был основан в 1351 году. У Тхонгом, впоследствии Раматхибоди I, после того как Лопбури опустошила эпидемия оспы. Город быстро разросся за счёт расширения торговых путей между Индией и Китаем.

Заполнив собой политический вакуум, который образовался после падения кхмерской империи Ангкор и тайского королевства Сукхотай, Аюттхая в середине XV века контролировала местность, большую, чем территория современного Таиланда. Вся построенная на каналах, немногие из которых дожили до наших дней, Аюттхая выросла в громадный претенциозный город, где в 1685 году проживал один миллион человек – количество населения на то время в два раза большее, чем в Лондоне. Люди жили преимущественно в плавучих домах, рассыпанных по 140-километровой сети каналов.

Несметные богатства Аюттхаи привлекали сюда толпы иностранных купцов, особенно в XVII веке. Одно время здесь поселились торговцы примерно 40 национальностей, в том числе китайцы, португальцы, голландцы, англичане и французы, многие из которых жили в собственных кварталах и имели свой порт для экспорта риса, лесоматериалов, специй и кожи.

С немалой политической сноровкой короли Аюттхаи сохраняли независимость от внешних властей, в то же время выгодно используя своё космополитическое влияние. Они нанимали иностранных архитекторов и мореплавателей, брали японских самураев телохранителями и даже назначали приезжих на должность премьер-министра, так как они могли присматривать за иностранной торговлей, не впутываясь в обычные придворные интриги.

В 1767 году 400-летнему золотому веку стабильности и процветания внезапно пришёл конец. После 200 лет периодических конфликтов бирманцы захватили и разрушили Аюттхаю. В войне были захвачены десятки тысяч пленных, которых увезли обратно в Бирму. Город, в котором даже от ватов остались лишь развалины, неизбежно зарос джунглями, но память о нём выдержала испытание временем: архитекторы новой столицы на острове Раттанакосин в Бангкоке увековечили аюттхайские постройки везде, где только возможно.

Достопримечательности Аюттхаи

Древние руины Аюттхаи находятся преимущественно в западной половине острова в зелёной парковой зоне: Ват Пхра Махатхат (Wat Phra Mahathat) и Ват Ратбурана (Wat Ratburana) расположены ближе к центру современного города. В середине парковой зоны возвышаются Королевский дворец (Ванг Луанг – Wang Luang) и храм, где хранится одна из самых почитаемых статуй Будды – Вихарн Пхра Монгкол Бопит (Viharn Phra Mongkol Bopit), а также два музея.

К северу от острова вы найдёте лучше всего сохранившийся храм Ват На Пхра Мане (Wat Na Phra Mane) и Ват Пху Кхао Тхонг (Wat Phu Khao Thong), называемый также «Золотая гора». На юго-востоке стоит гигантская чеди Вата Яй Чай Монгкол (Wat Yai Chai Mongkol), a также Ват Пханан Чоенг (Wat Phanan Choeng), куда по-прежнему приходят верующие.

В течение дня к достопримечательностям съезжаются полные автобусы туристов, но территория, которую занимает древняя столица, достаточно велика, поэтому здесь не бывает толчеи. Расстояния Аюттхаи обманчивы, поэтому лучше не ходить пешком. Велосипед (30-50 батов в день) можно взять напрокат в пансионах, в нескольких магазинах напротив железнодорожной станции и у офиса туристической полиции.

Если даже такой способ передвижения кажется слишком тяжёлым, в нескольких пансионах и магазинах напротив станции можно арендовать небольшой мотоцикл (150-250 батов в день). Кроме того, по окрестностям ходят много тук-туков: маршруты, по которым они возят пассажиров, более удобны для местных жителей, чем для туристов, но обычная поездка по вашим требованиям не должна стоить больше 30-40 батов. Мототакси берут в среднем 30 батов.

Если у вас мало времени, возможно, стоит поймать тук-тук у железнодорожной станции или у рынка Чао Пхром (Chao Phrom market) и доехать до нужного места в Старом городе, заплатив 200 батов за час (текущие расценки устанавливает туристическая полиция). Также можно сесть на туристический поезд (каждые 15-20 минут; 20 батов), который останавливается на 5-10 минут в таких местах, как Центр изучения истории, Ват Пханан Чоенг, Ват Яй Чаи Монгкол, Ват Пхра Махатхат, Ват Ратбурана и Вихарн Пхра Монгкол Бопит.

Лодочные туры, в основном рассчитанные на 8 человек, стоят примерно 700 батов за два часа. Тур можно заказать на причале у дворца Чантхаракасем (Chantharakasem Palace), у Вата Пханан Чоенг или через пансионы. В P.S Guest House лучшие предложения за 150 батов с человека.

В типичную экскурсию входит посещение Вата Пханан Чоенг, Вата Пхуттхасаван (Wat Phutthaisawan), построенного вокруг ослепительно-белого пранга королём Раматхибоди I в 1353 году, всего через 2 года после основания города, а также недавно реконструированного Вата Чаи Ваттханарам (Wat Chai Wattharam), который построил король Прасат Тхонг в честь своей победы над Камбоджей, за образец взяв впечатляющий симметричный ангкорский храм Бапхуон.

Кроме того, вы можете совершить 20-минутную прогулку на слоне (400 батов с человека за 20 минут; 500 батов за 30 минут) вокруг центральных развалин от офиса ТАТ на улице Thanon Pathon. Вы наверняка сможете увидеть этих животных в прекрасных попонах ранним вечером на северо-востоке города, когда они с грохотом топают домой – в восстановленный слоновник XVI века, куда раньше привозили диких слонов для покорения и приручения.

Ват Пхра Махатхат и Ват Ратбурана

Ват Пхра Махатхат

Отправляйтесь на восток от центра Нового города по улице Thanon Chao Phrom (которая переходит в улицу Thanon Naresuan), и через километр вы окажетесь у первых развалин. Это остатки двух храмов на противоположных сторонах дороги. Чрезмерно большой Ват Пхра Махатхат (Wat Phra Mahathat), слева (ежедневно с 8.00 до 17.00; 30 батов) передаёт ностальгическую атмосферу утраченного величия Аюттхаи. Название Махатхат указывает на то, что этот храм был построен для хранения останков самого Будды.

Согласно королевским хроникам (никогда не отличавшихся исторической точностью), король Рамесуан (1388-1395) однажды утром выглянул из своего дворца, и перед ним прямо из разреженного воздуха материализовались мощи Будды. Золотая шкатулка с мощами была водружена в величественный 38-метровый пранг.

Позже пранг разрушился, но в 1950-х годах реликвия была раскопана вместе со множеством других сокровищ, в том числе вычурной мраморной рыбой, которая открылась, явив хранившиеся внутри украшения из золота, янтаря, горного хрусталя и фарфора. Все они теперь хранятся на выставке в Национальном музее Чао Сам Пхрая (Chao Sam Phraua National Museum).

Вы можете забраться на развалины пранга, откуда открывается хорошая панорама на этот обширный, поросший травой комплекс. Увидите дюжину кирпичных шпилей, наклонённых под невозможными углами, и безголовые статуи Будды, разбросанные вокруг, словно на свалке. В переплетении корней дерева бодхи уютно устроилась безмятежно улыбающаяся голова Будды.

Голова Будды

На востоке вы увидите озеро, вокруг которого разбит популярный парк. Здесь король Раматхибоди нашёл раковину моллюска, благоприятный символ победы и справедливости, подтвердивший, что он правильно выбрал место для Нового города и узкого пранга Вата Пхра Рам (Wat Phra Ram) для хранения собственного праха. Пранг построил в конце XIV века на месте кремации Раматхибоди его сын и наследник, король Рамесуан.

Через дорогу от Вата Махатхат возвышается Ват Ратбурана (Wat Ratburana) (ежедневно с 8.00 до 17.00; 30 батов). Он был построен в 1424 году королём Боромрачей II в память о своих старших братьях Аи и Яи, которые убили друг друга на дуэли верхом на слонах из-за борьбы за трон и в результате освободили его для Боромрачи. Здесь четыре элегантные чеди склонились, словно бы в знак уважения перед главным прангом, на котором ещё можно кое-где разглядеть лепнину, например, отличные статуи гаруд, пикирующих на нага.

Ват Ратбурана

По крутым ступенькам вы можете попасть внутрь пранга к склепу, где на двух уровнях представлены фрагменты фресок раннего аюттхайского периода. Здесь хранились несколько сотен изображений Будды, но большинство из них были утащены грабителями, хотя некоторые вы сможете увидеть в Национальном музее Чао Сам Пхрая. Это самые ранние изделия, выполненные в аюттхайском стиле. Отличительные черты этого стиля: неулыбающееся кхмерское выражение на овальном лице, а также удлинённое тело, что отражает сильное влияние Сукхотайя.

Ват Пхра Си Санпхет и Ванг Луанг (Королевский дворец)

Почти в километре к востоку от Вата Ратбурана находится Ват Пхра Си Санпхет (Wat Phra Si Sanphet) (ежедневно с 8.00 до 17.00; 30 батов), построенный королём Бороматрайлоканатом в 1448 году в качестве личной королевской молельни. Этот храм, бывший одним из лучших в Аюттхае, до сих пор хорошо сохранился. Он получил своё название в честь самой большой из всех известных статуй стоящего Будды – Пхра Си Санпхет (создана в 1503 году).

Ват Пхра Си Санпхет

Ват имеет высоту 16 метров. Раньше храм был покрыт 173 килограммами золота, но оно не пережило набегов бирманцев, хотя Рама I разыскал его фрагменты и поместил их внутри чеди Ват Пхо в Бангкоке. Остальные три серые чеди были построены в характерном для древней столицы стиле и предназначены для хранения праха трёх королей. Теперь они стали самым растиражированным символом Аюттхаи.

Изначально на месте Ванг Луанг стоял деревянный дворец короля Раматхибоди I, вместо которого Бороматрайлоканат построил больший Ванг Луанг (Wang Luang) (Королевский дворец; те же часы работы, что и у Вата Пхра Си Санпхет, проход по тому же билету), протянувшийся на север до самого Лопбури. Последующие короли превратили Ванг Луанг в обширный комплекс из павильонов и залов с тщательно продуманной системой стен, призванных отгородить внутренние помещения, святая святых дворца, для короля и его жён.

Дворец был разрушен бирманцами в 1767 году, а Рама I разорил его ради кирпичей, которые нужны были ему для постройки новой столицы в Бангкоке. Теперь вы можете разглядеть только очертания комплекса с несколькими стенами в траве и осмотреть деревянную модель открытого павильона – это интереснее, чем изучать модель всего комплекса в Центре изучения истории.

Вихарн Пхра Монгкол Бопит и территория для кремаций

Вихарн Пхра Монгкол Бопит (Viharn Phra Mongkol Bopit), расположенный южнее Вата Пхра Си Санпхет, в равной степени привлекает как тайских паломников, так и туристов. Изначально храм – точная копия типичного аюттхайского вихарна со стоящими вокруг короткими толстыми колоннами с лотосами. Он был построен в 1956 году с помощью бирманцев, которые таким образом искупали вину за разрушения, сотворённые двумя столетиями раньше.

Вихарн Пхра Монгкол Бопит

Сюда поместили священного Пхра Монгкол Бопит, одну из самых больших бронзовых статуй Будды в Таиланде. Эта статуя с мерцающими перламутровыми глазами в XV веке была заброшена и оставалась наедине со стихиями со времени бирманского нашествия до момента, когда для неё построили новый дом. В процессе реставрации была найдена полая статуя, скрывавшая в себе сотни статуэток Будды. Позже часть из них была захоронена вокруг святилища для защиты.

На месте автостоянки напротив вихарна когда-то была территория для кремации аюттхайских королей и высокопоставленных членов королевских семей. Здесь в благоприятный день, вычисленный астрологами, забальзамированное тело помещалось на высокий меру (погребальный костёр), символизирующий гору Меру, Центр индуистско-буддийского мироздания. Эти деревянные конструкции с множеством остроконечных крыш и башенок, всем походящие на дворец, были чудом архитектурных технологий.

Например, меру, сооружённая для короля Пхетрачи в 1704 году, достигала в высоту 103 метра, а на её возведение потребовалось 11 месяцев, тысячи древесных стволов и сотни тысяч бамбуковых жердей. Строительство на такой большой высоте поручалось особому клану акробатов йуан-хок, которые раньше на специальных фестивалях выступали на длинных шестах.

Результат их работы не отправлялся в огонь, кремация проходила на пирамиде, воздвигнутой под центральным шпилем так, чтобы не повредить основную постройку. Позже её разбирали и использовали строительный материал для постройки храмов. В настоящее время на территории для кремации устраиваются пикники и находятся несколько лотков с сувенирами и закусками.

Музеи Аюттхаи

Пройдите пешком минут десять на юг от вихарна, и вы окажетесь у трёх самых крупных в городе музеев. Большая часть оставшегося великолепия Аюттхаи, того, что не было разграблено охотниками за сокровищами или вывезено в Национальный музей Бангкока, выставлена в Национальном музее Чао Сам Пхрая (Chao Sam Phraya National Museum). Музей был создан Департаментом изобразительного искусства на деньги от продажи буддийских дощечек с написанными желаниями, которые раскопали в конце 1950-х годов на территории Вата Ратбурана.

Помимо бесчисленных Будд и некоторого количества резных деревянных работ, музей переполняют золотые сокровища всех форм и размеров: копия оригинальной шкатулки с прахом из Вата Махатхат, бетелевые наборы и модели чеди, королевские покрывала с золотой филигранной работой, королевский меч в ножнах и кланяющийся слон – все они усыпаны драгоценными камнями и все были найдены в склепе в главном пранге Вата Ратбурана.

Вторая галерея, за главным залом, демонстрирует влияние зарубежных тенденций на тайское искусство, особенно хорошо это видно на статуях Будды, выполненных в различных стилях. Кроме того, в этом зале выставлены скелеты и предметы, найденные на месте португальского поселения, находившегося в 1540 году чуть южнее города, на берегах Чао-Праи. Именно португальские власти первыми установили связи с Аюттхаей, и в 1511 году им были даны торговые привилегии в обмен на снабжение Таиланда оружием.

Центр изучения истории находится в пяти минутах ходьбы по улице Thanon Rojana. Этот современный музей стоит того, чтобы его посетить. На выставке, расположенной на втором этаже, Аюттхая для вас встанет из развалин. Подробности истории города здесь эффектно представлены с помощью видео, звуковых эффектов и репродукций храмовых фресок, а также моделей кораблей, деревянных крестьянских домов и небольшой модели королевского дворца.

Всё это расширяет представления о социальной истории Аюттхаи. Филиал центра (те же часы работы и цена за билет) в 500 метрах к югу от Вата Пханан Чоенг, по дороге к деревне Банг Па-Ин, также стоит посетить, несмотря на удалённость. Это здание было построено на деньги Японии на месте японского поселения. Здесь рассказывается о чудесных взаимоотношениях Аюттхаи с иностранными державами, при помощи тех же мультимедийных средств, а также карт, картин и документов, собранных со всего мира из многих уважаемых музеев.

В северо-восточной оконечности острова находится музей во дворце Чантхаракасем (Chantharakasem). В этом дворце традиционно жил наследник престола. Чёрный Принц, как называли Наресуана, построил здесь первый ванг на (сторожевую башню) примерно в 1577 году с тем, чтобы он мог защищать наиболее подверженные атакам стены города.

Рама IV (1851-1868) перестроил дворец, и теперь здесь хранится многое из принадлежавшего ему, в том числе площадка для трона, задрапированная белым чатом – церемониальным девятиярусным балдахином, являвшимся необходимым королевским символом. В остальном музее выставлены чудесные изделия из керамики и изображения Будды, а также маленький арсенал артиллерийского и стрелкового оружия позднего аюттхайского и раннего бангкокского периодов.

Ват На Пхра Мане

Ват На Пхра Мане (Wat Na Phra Mane) находится на северном берегу реки Лопбури напротив Ванг Луанга. Это один из самых интересных храмов в Аюттхае, так как только он сохранился в городе со времён золотого века, пережив нашествие бирманцев. По преданию, когда в 1760 году бирманцы уже почти захватили столицу, осадная пушка, находившаяся здесь, взорвалась, смертельно ранив короля захватчиков, и это событие вынудило их отступить. Будучи выше суеверий, бирманцы вернулись в 1767 году и, опустошив город, этот храм оставили стоять.

Главный бот, построенный в 1503 году, отражает характерные черты аюттхайской архитектуры: внешние колонны сверху украшены цветами лотоса наверху, а в стенах вместо окон сделаны щели, чтобы мог проходить ветер. Внутри под красно-золотым потолком, изображающим звёзды вокруг луны, сидит мощный 6-метровый Будда, сделанный в высокомерном стиле с чрезмерным количеством украшений, характерном для позднего аюттхайского периода.

С этой статуей резко контрастирует тёмно-зелёная статуя Будды Пхра Кхан Тхаварай (Phra Khan Thavaraj), которая занимает небольшой вихарн справа и сзади. Будда сидит в «европейской позе», его одеяние спускается изящными складками, а ноги находятся на большом листе лотоса. Ото всей спокойной фигуры веет убеждающей безмятежностью. Если верить рекламам, эту скульптуру привезли из Шри-Ланки, колыбели тайского буддизма, но, скорее всего, это монская статуя VII-IX веков из Вата На Пхра Мане в Накхон Патхом.

Ват Пху Кхао Тхонг

Пройдите 2 километра на северо-запад от Вата На Пхра Мане и окажетесь в открытой сельской местности перед 50-метровой чеди Вата Пху Кхао Тхонг (Wat Phu Khao Thong), возвышающейся над этими полями. В 1569 году после временного завоевания Аюттхаи, бирманцы в честь своей победы воздвигли чеди в монском стиле. Тайцы, которым буддийский закон запрещал разрушать священные постройки, вынуждены были мириться с этим злобным напоминанием об успехе врага. До тех пор, пока она не разрушилась сама спустя два столетия.

Ват Пху Кхао Тхонг

Тогда король Бороммакот сразу же построил на её фундаменте чеди в аюттхайском стиле – и именно в это время, в 1767 году, бирманцы вернулись и сравняли город с землёй. Недавно «Золотую гору» реконструировали и покрасили в белый, как зубная паста, цвет, а в компанию поставили сюда колоссальную конную статую короля Наресуана, покорителя бирманцев.

Вы можете взобраться по ступенькам на 25-метровую высоту и обозреть отсюда окрестности и город, бросив взгляд на Ват Пхра Си Санпхет и вихарн Пхра Монгкок Бопит вдали. В 1956 году, чтобы отметить 2500-летие буддизма, правительство закрепило на верхушке шпиля шарик из цельного золота, который весил 2500 граммов и впоследствии бесследно исчез.

Ват Яй Чай Монгкол

К юго-востоку от острова, если перейти реку Пасак по подвесному мосту, потом пересечь железнодорожные пути, а на главной развязке повернуть направо, вы пройдёте по деловой зоне новой Аюттхаи и сельских предместий, а затем попадёте к древнему, но до сих пор действующему Вату Яй Чай Монгкол (Wat Yai Chai Mongkol). Это примерно в 2 километрах от моста (ежедневно с 8.00 до 17.00; 20 батов). Этот ват, окружённый обычными лужайками и клумбами, был основан королём Раматхибоди I в 1357 году как место медитации для монахов, возвращающихся с обучения в Шри-Ланке.

Ват Яй Чай Монгкол

Cтатуя лежащего Будды

Король Наресуан построил знаменитую чеди в честь своей решающей победы над бирманцами в 1593 году в Супханбури. В той битве он лично остановил бирманцев, убив на дуэли их наследного принца. У входа храма расположена статуя лежащего Будды, теперь блестяще восстановленная и заново побеленная. Эту статую тоже воздвиг Наресуан. В других местах на территории вата встречаются его задумчивые афоризмы, связанные с деревьями, например «руби лес страсти, а не настоящие деревья».

Ват Пханан Чоенг

В период наивысшего процветания Аюттхаи, у слияния рек Чао-Прая и Пасак, к западу от Вата Яй Чай Монгкол находились порты и главная торговая территория. Именно здесь вы найдёте старейший и самый живой действующий храм Ват Пханан Чоенг (Wat Phanan Choeng) (ежедневно с 8.00 до 17.00; 20 батов), а также филиал Центра изучения истории. Главный вихарн часто заполняют краски, звуки и запахи невозможного разнообразия добродетельных дел, которые совершают здесь верующие.

Они жгут громадные розовые китайские фимиамовые свечи, подносят еду и трещащие палочки фортуны. Здесь даже можно купить золотую статуэтку Будды, чтобы положить её в одну из сотен ниш, которыми испещрены стены. Такой вид подношения для исполнения обета характерен для этого храма. Если вы сможете оказаться здесь в течение какого-нибудь фестиваля, в особенности во время Китайского Нового года, то получите незабываемые впечатления.

Ват Пханан Чоенг

19-метровая статуя Будды, почти целиком заполняющая собой зал, дожила до нашего времени с 1324 года, незадолго до основания столицы, и говорят, что из глаз её текли слёзы, когда Аюттхая была разрушена бирманцами. Однако причина популярности этого храма среди китайцев кроется в том, что он был построен в святилище начала XVIII века у причала с изображением прекрасной китайской принцессы, которая бросилась с него из-за неверности короля. Он же, терзаемый угрызениями совести, на том месте, где она бросилась в реку, возвёл святилище.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

десять − 10 =