Остров Рюген, Руян, Аркона

Наверное, довольно трудно будет найти в нашей стране человека, который бы в свои годы не читал сказки Александра Сергеевича Пушкина, как и какие-либо иные статьи про Россию великого русского поэта. И первое, что приходит на ум, при упоминании пушкинских сказок и вопросы истории, связанные с этим периодом, скорее всего, будут древние города и некоторые географические объекты, описанные в «Сказке о царе Салтане», где «на море-океане, да на острове Буяне проживает царь Гвидон»…
Несмотря на сказочное происхождение этого острова, довольно многих исследователей, как в области литературы, так и в области самой исторической науки, привлекали вопросы истории, связанные с месторасположением этого географического объекта, на реальность которого указывали и иные исторические и литературные источники, как и некоторые статьи про Россию средних веков.

Однако как показали вопросы истории, рассмотренные такими российскими исследователями как В. Б. Вилинбахов и В. В. Меркулов, что остров Буян это вполне реальное географическое место, расположенное в Балтийском море к востоку от острова Хиддензе – это остров Рюген.
Существенная разница в его наименовании, не как остров Буян, а именно Рюген, получилась в результате смешения языков при рассказах о нем – Буян – Руян – Рюген… При этом об острове знали и немцы и поляки, и чехи, и словаки, не говоря уже о нас северных славянах, для которых остров Буян имел культовое значение, ведь здесь стояла столица всего славянского мира – Аркона.
При этом так же стоит отметить, что именно из этих мест вышли и славные Рюрики, с их славной дружиной, которые и лежат у основания нашей государственности. А если при этом вспомнить о варягах, то по большому счету, варяги это не древние немцы или шведы или викинги, которых тогда еще не было, это древние славяне, которые на Балтике (Варяжском море) добывали соль и возили ее практически по всему Северу и Европе.

Девять веков назад, на побережье Балтийского моря, над белоснежными скалами острова, который сейчас называется Рюген, возвышался город Аркона.

Сам остров тогда назывался Руян и населяли его руяне или ране — один из народов Балтийских (Северо-западных) славян.
Народы эти, как явствует из их названия, обживали южное побережье Балтийского моря на территории современных Германии и Польши. Вот как описывали ран средневековые хронисты:» Ране, у других называемые руанами,— это жестокие племена, обитающие в сердце моря и сверх меры преданные идолопоклонничеству.
Они первенствуют среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитое святилище. (…) пренебрегая совершенно выгодами от земледелия, они всегда готовы совершать нападения на море, возлагая свою единственную надежду и все богатство на корабли.» Храм Святовита в Арконе был главным святилищем славянского Поморья, а ране почитались, прочими балтийскими славянами, как священный народ, имеющий особую близость к богам, без согласия которого, не принималось ни одно важное решение.
Когда, после непрестанной четырехсотлетней борьбы с франкскими, германскими, польскими, датскими крестителями, народы Балтийских славян один за другим, были порабощены, Аркона стала последним вольным славянским городом чтущим праотеческих богов.
И оставалась таковой, до своего уничтожения в 1168 году.
Историк XIX века Гильфердинг писал о Северо-западных славянах следующее: «Как люди натерпевшиеся на своём веку всяких лишений и бед и закалившиеся в борьбе, делаются склонны к упорству, так и Балтийские Славяне; едва ли был на свете народ упорнее. Изо всех народов Европы они одни положили свою жизнь за старину свою, за свой старый языческий быт: упорная защита старины, вот первое свойство всех этих передовых племен Славянских, Вагров, Бодричей, Лютичей..»

Там же и был построен храм Святовиту — Святовит, Свентовит (лат. Zuantewith) — согласно «Славянской хронике» Гельмольда (1167—1168 гг.) — бог земли руянской, «светлейший в победах, самый убедительный в ответах», который среди множества славянских божеств считается главным. С удивительным почтением относятся славяне к своему божеству, ибо они не легко приносят клятвы и не терпят, чтобы достоинство его храма нарушалось даже во время неприятельских нашествий…»
Праздник в честь верховного божества Святовита у средневековых славян отмечался выпечкой огромного общественного пирога, для изготовления которого должно было потребоваться большое количество зернотерок. Саксон Грамматик подробно описывает, как у балтийских славян на о. Рюгене, в святилище Святовита производился обряд в честь божества. Первый день уходил на приведение в порядок деревянного храма. На другой день народ собирался перед входом в храм, и жрец приносил в жертву рог с вином (предполагают, что правильнее считать — с медом) и просил умножения богатства и новых побед. Рог он вкладывал в правую руку идола Святовита, «затем приносили в жертву округлый медовый пирог высотою почти в человеческий рост. Жрец ставил пирог между собой и народом и спрашивал руян, видно ли его за пирогом. Если отвечали, что он виден, то жрец высказывал пожелание, чтобы на будущий год эти же самые люди не смогли бы его видеть (за пирогом). Однако это не означало, что он хотел смерти себе или своим землякам, но являлось лишь пожеланием еще более обильного урожая на будущий год»

Этот своеобразный магический обряд дожил вплоть до XIX в. Он известен на Украине и в Белоруссии, но уже как семейный, а не общинный: отец прячется за рождественский пирог и спрашивает своих семейных, видно ли его за пирогом. По размерам пирога гадают о будущем годе.
В Болгарии сохранился общинный характер этого рождественского же обряда; роль древнего жреца выполнял священник, становившийся за караваем и спрашивавший прихожан: «Видите ли ме, селяци?»
Остров Рюген находится на линии связующей «места силы» Европы и Азии. «Места силы» — особые точки на поверхности Земли. Считается, что «места силы» могут в десятки раз приумножать способности человека, но при соблюдении ряда условий: пост, отшельничество, психологический тренинг и т. п. Еще хранители эзотерических знаний, друиды, утверждали, что «места силы» чудодейственно влияют на жизнь и здоровье. Потому не случайно на острове Рюген в Германии искали и находили вдохновение немецкие поэты, философы и живописцы.

Рю́ген (нем. Rügen, лат. Rugia, н.-луж. Rujany, Rjana, в.-луж. Rujany, польск. Rugia, полаб. Rana, чеш. Rujána, словацк. Rujana) — остров в Балтийском море, к востоку от Хиддензе. Крупнейший остров в пределах Германии (общая площадь 926 км²). Входит в состав федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания. Население составляет примерно 77 тыс. человек.

Происхождение названия
Топоним Rügen по одной из версий считается производным от названия германского племени ругов, которые побывали на острове до славян. Фонетическое различие немецкого и славянского названий объясняется вариативностью звуков g / j в нижненемецком языке, которые являются позиционными аллофонами (ср. название ржи, из которого выводится этноним руги: др.-англ. ryge → англ. rye). По другой версии, название связано с племенами руянов, жившими на острове и возле него. Герборд в «Беседе о житие Отто Бамбергского» (XII век) называет Рюген островом Верания (Verania), а его жителей — самым варварским народом.

Национальный парк Ясмунд
Общая форма острова достаточно причудлива, берега сильно изрезаны, их изгибы образуют множество заливов, бухт, полуостровов и мысов. Южное побережье Рюгена простирается вдоль берегов Померании. Ширина острова на юге достигает 41 км, максимальная протяженность с севера на юг — 52 км.
На полуострове Ясмунд (Jasmund) на северо-востоке Рюгена расположен одноимённый национальный парк площадью в 3000 гектаров, основанный в 1990 году. Широко известным символом Ясмунда являются меловые скалы, в частности, Королевский трон (Königsstuhl — 118 метров). Самая высокая точка Рюгена — Пикберг (Piekberg — 161 метр).

Мыс Аркона
Мыс Аркона (нем. Kap Arkona) на полуострове Виттов (Wittow) представляет собой северную оконечность острова. Здесь находилось славянское укреплённое поселение с храмом, посвященным богу Святовиту (Swantewit). Место нахождения городища частично «съедено морем», но земляные валы сохранились.
Западнее от бывшего городища в 1826—1827 годах был построен по проекту Карла Фридриха Шинкеля (Karl Friedrich Schinkel) маяк, самый старый на побережье Мекленбурга-Передней Померании. Сейчас в нём находится музейная экспозиция. Затем в 1902 году рядом был сооружён ныне действующий маяк высотой 36 м.

Исторические сведения
Археологические находки указывают на то, что остров был заселен ещё в каменном веке. По всему острову сохранились курганы и камни для жертвоприношений.

Остров и расположенные на нём остатки храма Аркона являются предметом исследований, в том числе, немецких археологов. Остров связывается с местопребыванием племени ругиев или руянов. До XIV века остров был несколько крупнее, чем сейчас: картограф Герард Меркатор писал в своей «Картографии»: «Остров [Рюген] в древние лета многим просторнее был неже ныне, Божиею волею промыла вода сквозь тот остров».

Основным занятием руянов было скотоводство, земледелие и рыболовство. Руяне владели крупным флотом и располагали разветвлёнными торговыми связями со Скандинавией и Прибалтикой, а также совершали военные походы, вели войны по защите своих территорий. Например, некоторые провинции Дании до эпохи короля Вальдемара I платили дань руянам, что и послужило одной из причин войн, которые Вальдемар I вел с ними. Одно время княжество славян-руян стало столь могущественным и отважным, что руяне стали хозяевами чуть ли не всего Балтийского моря, которое довольно долгое время называлось Морем Ругов.

В ходе этих войн руяне утратили свою независимость в 1168 г., их столица Аркона была разрушена, святилище Свентовита (Святовита) уничтожено. Как свидетельствуют датские летописи, король руян Яромир стал вассалом датского короля, а остров — частью епископства Роскилле.
К этому периоду относится первое насильственное обращение руян в христианство. В 1234 г. руяне освободились от датского владычества и отодвинули границы своих владений на побережье современной немецкой земли Мекленбург — Передняя Померания, основав город, известный ныне как Штральзунд (по-поморски Strzélowò, по-польски Strzałów). В 1282 г. князь Вислав II заключил с королем Германии Рудольфом I соглашение, получив Рюген в пожизненное владение вместе с титулом имперского егермейстера. Далее славяне Рюгена, находясь в составе различных немецких государственных образований, в течение последующих нескольких веков постепенно утрачивая славянский язык, славянскую культуру, самобытность — полностью онемечились. В 1325 г. умер последний руянский князь Вицлав (Вислав) III. Фактически славянский руянский диалект прекратил существование к XVI веку. В 1404 году умерла Гулицына, которая, вместе со своим мужем, принадлежала к последним жителям Руяна, говорившим на языке полабских славян.

В 1325 году вследствие династического брака остров перешёл в состав княжества Померания-Вольгаст, в 1478 году был присоединен к Померании. По условиям Вестфальского мира Померания вместе с Рюгеном отошла к Швеции. Затем в результате усиления Бранденбурга-Пруссии остров был захвачен бранденбуржцами.
В 1807 году Рюген был завоеван Наполеоном и до 1813 г. находился под контролем французов. По Кильскому мирному договору 1814 г. остров вошёл в состав Дании, но уже в 1815 году перешёл к Пруссии как часть Новой Передней Померании.
В заключительной фазе Великой Отечественной войны, 4 мая 1945 года немецкий гарнизон острова без боя сдался советским войскам.
В послевоенное время остров принадлежал ГДР, и воинские части Группы Советских Войск в Германии (Западной Группы войск) и ДКБФ находились на Рюгене вплоть до лета 1992 года.

Административная принадлежность и населённые пункты
В административном плане территорию острова занимает административный район Передняя Померания-Рюген, который входит в состав федеральной земли Мекленбург — Передняя Померания.

Всего же на острове существует 4 округа (Амт) (Ämter Bergen auf Rügen, West-Rügen, Nord-Rügen, Mönchgut-Granitz), которые делятся на 45 общины (города и посёлки). Свободные города (Kreisfreie Städte) — Берген-на-Рюгене, Зассниц, Путбус, Гарц.

Экономика
В настоящее время главной статьей дохода для острова является туризм. Начало туристскому освоению Рюгена положили минеральные источники в Загарде в XVIII-м веке. В XIX-м веке начали развиваться морские курорты, например, в Засснице и — позднее — на побережье от Бинца до Гёрена. Основную публику составляли представители «верхнего среднего» класса.
Помимо туризма, на острове развиты рыболовство и сельское хозяйство.

Рюген связан автомобильным и железнодорожным сообщением с материковой частью Германии. Около города Штральзунд находится дамба и, открытый 20 октября 2007 года, Штрелазундкверунг, самый длинный в Германии автомобильный мост (4104 м), внешне похожий на «Золотые ворота» в Сан-Франциско. Благодаря значительной высоте центрального пролёта (42 м) под ним свободно проходят самые крупные суда.

На восточной окраине острова, у города Зассниц, расположен крупный железнодорожно-портовый комплекс Мукран (Mukran), считавшийся ранее «морскими воротами» между ГДР и СССР. Морские грузовые и пассажирские железнодорожные и автомобильные паромные линии связывают Мукран с портами России, Дании, Литвы, Швеции.

Курорты на Рюгене
Во второй половине XIX века на Рюген появились курортные места. Наиболее известным курортным местом острова стала рыбацкая деревушка в период в 1870 по 1910 год превратившаяся в город Бинц. Здесь по плану архитектора Отто Шпалдингa был построен курхауз, создававший атмосферу английского Брайтона. Уже во времена до Первой мировой войны в этих местах ежегодно отдыхало около 10 000 человек. После войны в 1920—1930-х годах в Бинце собирались сливки общества.

В нацистское время на государственном уровне была создана организация «Сила через радость» (KdF), располагавшая широкой сетью санаториев и домов отдыха, в том числе и известными круизными судами «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен». На узкой прибрежной косе, бывшей в 30-х годах природным резерватом, началось с 1936 по 1939 год крупное строительство.

Один из курортов острова
К числу начатых, но не доведённых до конца из-за войны мероприятий, относится и проект создания гигантской фабрики здоровья на берегу острова Рюген у селения Прора, самого масштабного строительного проекта Третьего рейха — «Величайшего морского курорта мира» по проекту архитектора Клотца (Klotz). Вдоль морского побережья была выстроена линия пятиэтажных зданий казарменного типа из бетона длиной 4,5 км. Жилые помещения представляли собой комнаты размерами 2,5×5 м. В центре комплекса планировалось размещение грандиозного здания для массовых мероприятий вместимостью 20 000 человек. Макет этого комплекса был представлен на Всемирной выставке в Париже в 1937 году (где советский павильон и павильон Германии стояли напротив друг друга) и получил там Гран При.
Во времена ГДР Рюген сначала стал закрытой зоной, где размещался военный контингент. Затем то, что осталось от военных разрушений, стало местом массового туризма и отдыха. После объединения Германии начали восстанавливать исторический облик курортов, сформировавшийся на рубеже XIX и XX веков. Однако пока перспективы доведения проекта до проектного масштаба не ясны.

КАК ДОБРАТЬСЯ,  ГДЕ НАХОДИТСЯ
Как рассказывают компетентные источники в области организации путешествий лучше всего добираться до острова Рюген, не напрямую, через тот же Калининград поездом, а авиарейсом AirBerlin, курсирующем между Москвой и Гамбургом. При этом, затратив определенное количество единиц валютных сбережений и около трех с половиной часов полета, и вы попадаете в Гамбург, от которого до нашего Буяна-Рюгена рукой подать.

В Гамбурге необходимо пересесть на скоростной поезд, который идет на главные курорты острова Бинц. Но нам необходимо будет сойти с поезда немного раньше, на железнодорожной станции города Штральзунд. А далее на старинном, фирменном поезде, девятнадцатого века Rasender Roland мы попадаем в Берген, откуда на сам остров ведут два автомобильных моста, новый, построенный в 2007 году Рюгенбрюке (Rügenbrücke) и старый, постройки 1936 года, Рюгендамм (Rügendamm).
При этом на Рюген можно попасть и морским путем, пересев в порту Бергена на один из паромов и всего за три или четыре евро, добраться до острова всего минут за пятнадцать – двадцать и воочию наслаждаться историей государства Российского.

МЫС АРКОНА
Мыс Аркона (нем. Kap Arkona) — высокий берег (45 м) из меловика и мергеля на полуострове Виттов на севере острова Рюген, местонахождение древнего святилища полабских славян — руян.
Природный памятник Мыс Аркона рядом с деревней рыбаков Витт относится к коммуне Путгартен и является одним из самых популярных туристических целей Рюгена (ежегодно около 800 000 посетителей).

У мыса находится два маяка, два военных бункера, славянская крепость и несколько туристических зданий (рестораны, сувенирные магазинчики). На западной стороне мыса находится кольцеобразный вал, в котором помещался храм вендского бога Святовита. Датский король Вальдемар I Великий взял этот укрепленный пункт 15 июня 1168 года, сжёг храм вместе с идолом и увёз сокровища храма в Данию. В 1827 над валом был построен маяк.

Меньший из двух маяков был построен в 1826—1827 годах по проекту Шинкеля. Введён в эксплуатацию в 1828 году. Его высота составляет 19,3 м. Высота огня в нём 60 м над уровнем моря.
Мыс Аркона часто неправильно называют самой северной точкой острова Рюген. Примерно на расстоянии 1 км в северо-западном направлении находится место с названием Геллорт, которое и является самой северной точкой.
Построенный в 1927 году пароход «Кап Аркона» был назван в честь мыса.

РУЯН (РЮГЕН) – ЗАГАДКИ БАЛТИЙСКОГО ОСТРОВА
В книгах по истории часто делается акцент на изложение событий в границах существующих ныне государств. А если царство или княжество исчезло с исторической арены, то и говорят о нём куда реже. Яркий пример – государство, существовавшее вплоть до 1168 года на балтийском острове, который известен как Рюген, но тысячу лет назад назывался Руян. Его часто сопоставляют с островом Буяном из русских сказок. Но действительность была, пожалуй, ещё более интересной.

Тысячу с лишним лет назад север современной Германии был покрыт густыми лиственными лесами. Жили здесь тогда славяне, составлявшие три больших племенных союза – полабский (по реке Лабе, теперь это Эльба), лютичский, лужицкий. Племён было около тридцати. В полабском союзе доминировали бодричи, от этого объединения и отпочковались руяне, жившие на крупном острове близ побережья Балтики.
Они не чурались пиратства, атаковали зачастую и данов, и ётов и свеев (по-нынешнему – датчан, южных и северных шведов). Пиратствовали и даны. Одним из знаменитых вожаков балтийских пиратов в IX веке был Рёрик Ютландский (Ютландия – часть нынешней Дании), известный нам и по истории Руси как летописный князь Рюрик. Но княжение в Новгороде относится к тому времени, когда Рюрик был уже в летах. В его дружине были отнюдь не только варяги, но и руяне.

Многие названия городов на севере и востоке Германии тогда звучали иначе. Например, не Шверин, а Зверин, не Бранденбург, а Бранибор, не Лейпциг, а Липск, не Брауншвейг, а Брунзовик. Признано это всеми историками, в том числе и германскими. Некоторые названия не изменились, скажем, порт Росток так и назывался, только ударение было на втором слоге, а не на первом, как ныне. У полабских славян были свои языческие святилища, например, Радогощь, известная также под названием Ретра, Кореница и Аркона. Последние два находились на острове Руян.
Сами руяне более всего почитали Аркону как центр поклонения Святовиту. Радегаст – бог с лебяжьими крылами – считался его духовным сыном и почитался более всего в Радогоще.
Популярным было и святилище бога войны Яровита в Коренице, изображавшегося о семи головах, из коих шесть было на общей шее, а седьмая, львиная – на груди. Он держал в руке меч, да ещё семь запасных мечей было у него за поясом. В тех краях оружие лишним не бывало – ведь ещё Карл Великий в 811 и 812 годах совершал походы против балтийских славян. Флот будущих датчан напал на эти земли в 845 году, но был разбит близ нынешнего Гамбурга. В X веке наместник германского императора Оттона I пригласил на пир 30 славянских вождей, где всех их попросту перебили.
Некоторые князья бодричей в X веке крестились, что открыло им путь к выгодным династическим бракам. Но политика натиска на восток иногда давала осечки. Известен случай, когда уже после заключения такого брака князь бодричей Мстивой вместе с сыном от первого брака Мечиславом взял Гамбург. В 983 году восстало племя гаволян, их стольный град Бранибор был вновь взят германцами только через восемь лет.
Тем временем в Дании при Гаральде Синезубом (правил до 986 года), а в Швеции около 1000 года при Олафе Шетконунге приняли христианство. Ещё долго пользовались рунами, и практиковалось двоеверие, но всё же славянские соседи стали считаться язычниками. Германские земли приняли католицизм ещё раньше. Если Киевская Русь крестилась (но не от Рима, а от Константинополя), то полабские славяне остались верными старой вере.

В XI племенные союзы бодричей и лютичей были особенно сильны. Первые на равных сражались с датчанами, вторые однажды решили вопрос о том, кто сильнее – лютичи или германское имперское войско – поединком богатырей, причём победил лютич.
Пытавшийся объединить полабских славян князь Готшалк был убит в 1066 году сторонниками язычества, объединившимися вокруг князя по имени Блусс. Миссионеров встречали крайне неодобрительно, а одного из епископов в Радогоще казнили, в ответ на Радогощ в 1068 году напало войско во главе с епископом Бурхардтом Хальберштадтским. Князь Блусс был вскоре убит.
В итоге усилились защищённые морем руяне во главе с вождём с «говорящим» именем Крут, то есть Крутой. Четверть века правления Крута были периодом наибольшей силы балтийских славян. Он сумел объединить многие полабские земли под своей властью, при этом столицей государства была Аркона, а религией – язычество. Соседи называли Крута королём, так что в конце XI века остров Руян был центром большой славянской державы.
Ослабляло власть Крута наличие поддерживаемого германцами и датчанами претендента на корону. Им был Генрих, сын Готшалка от брака с датчанкой Сигфридой. В 1093 году в битве на Смиловом поле войско Крута было разбито союзными силами саксов, датчан и сторонников Генриха. На короткое время Генрих сумел объединить бодричей и лютичей под своей властью (как было при его отце Готшалке), но руяне вновь стали независимым от всех княжеством. Походы на них ни к чему не привели, даже зимние, по льду Балтийского моря. Позднее, в 1129 году, правнук Готшалка, князь Звенько, был убит и держава полабских славян распалась.
А в 1147 году был провозглашён крестовый поход против балтийских славян. До этого крестоносцы направлялись в Палестину, поэтому решение о крупном походе в ином направлении было принято «демократично» на общегерманском сейме во Франкфурте. А «старт» походу был дан в июне 1147 года на специальном торжественном собрании в городе Магдебурге. Разведка у славян была, судя по всему, на уровне: в том же июне 1147 года встречным упреждающим ударом дружины полабского князя Никлота был взят портовый город Любек, к этому времени уже германский.
Но всё же крестовый поход начался. Две большие рати германцев возглавляли герцог саксонский и баварский Генрих Лев и рыцарь Альбрехт Медведь. Крестоносцам удалось взять штурмом святилище, называемое теперь Ретра. Князь Никлот погиб в бою в 1160 году.
Дольше всех держались руяне. Их остров был захвачен только в 1168 году после высадки на нём крупных сил крестоносцев во главе с датским королём. Святилище в Арконе тогда же было разрушено. И теперь ценители старины восстанавливают особенности поклонения языческому богу Святовиту, опираясь на заметки христианских хронистов и предания.

Святовита было принято изображать с ритуальным турьим медовым рогом в правой руке. Он был четырёхлик, каждый из ликов смотрел в свою сторону света. Иногда на Руси Святовита называли Белбогом, противопоставляя злому Чернобогу. Но Святовит не только «светлый» бог наподобие индийского Вишну, но также и бог справедливой войны, и властитель четырёх сторон света и четырёх ветров.
В Арконе после сбора урожая в конце лета проводили жертвоприношения Святовиту, предварительно наполнив его рог медовухой. Культ Святовита восходит к древнему индоевропейскому прообразу. Чернобога же на Руяне звали Черноглавом, его идол с серебристыми усами покровительствовал морским набегам.
Существовал гадательный ритуал – для предсказания хода войны в храм Святовита через три ряда скрещённых копий вводили белого коня. Хорошим предзнаменованием считалось, если конь начинал движение с правой ноги и при этом ни разу не спотыкался. Само название Аркона в переводе с древнего индоевропейского наречия означает «Белая гора», там и по сию пору в море обрываются белые скалы. Более поздняя ассоциация – град Ярого коня. Но ритуальный конь и был образом покровителя места, «кона» – горы на обрыве.
Жрецы храма Святовита в Арконе носили белые одежды. Они почитались превыше князей, но имена верховных жрецов не сообщали чужеземцам, потому они и не дошли до нас. Другие племена балтийских славян платили особую дань руянам, шедшую на содержание святилища в Арконе. Храм имел шатровую крышу красного цвета, во внутреннем убранстве преобладали багровые тона. Судя по хроникам, внутри большого храма был ещё один, меньший, зал, опиравшийся на четыре столба и задрапированный багровыми завесами. Именно в нём стояла статуя Святовита.
На Руяне в пору расцвета чеканили свои монеты. К 1168 году на острове жили не менее 70 тысяч человек, больше, чем в прошлом веке. Торговым центром был город Ральсвик, имелась письменность на основе «чёрт и рез». К сожалению, после захвата острова многое было попросту уничтожено. Последний князь Руяна, Вицлав, умер в 1325 году. Независимости остров тогда уже не имел, да и князь этот прославился больше как писавший песни на немецком языке миннезингер. Власть на Руяне перешла от датчан к германцам. Древний язык был постепенно вытеснен.
В наше время археологи работают на Руяне, пытаясь разгадать тайны этого балтийского острова. И ещё – бывают случаи, когда близ белых скал образуются смерчи, их суеверные люди считают то ли посланием от неприкаянных душ, то ли знаком от древних богов…

ПАРК ЯСМУНД
Национальный парк Ясмунд расположен на полуострове Ясмунд на северо-востоке острова Рюген в федеральной земле Мекленбург-Передняя Померания и существует с 12 сентября 1990. Это самый маленький национальный парк Германии, его площадь составляет 3 003 га. На его территории находится наивысшая точка Рюгена — гора Пикберг высотой 161 м.
Природное месторождение мела на полуострове Ясмунд разрабатывалось с давних пор в меловых карьерах. Когда в 1926 возникла угроза повторного открытия уже приостановленного мелового карьера, побережье севернее города Зассница отвели под заповедник. 12 сентября 1990 в рамках программы по созданию национальных парков в ГДР этот участок побережья был объявлен национальным парком.

Меловые скалы острова Рюген подвержены постоянной эрозии. С каждым штормом большие куски отламываются от скал, ломая при этом и сбрасывая в море деревья и кусты. При этом отделяются также и окаменелости: здесь можно обнаружить ископаемые останки морских ежей, губок и устриц. Эрозия побережья усилилась с тех пор, когда в 19-м и 20-м веке перед побережьем были изъяты крупные ледниковые валуны, чтобы использовать их для укрепления гаваней. Валуны перед меловыми скалами являлись как бы естественными волнорезами. С момента их вывоза воды Балтийского моря с несокрушимой силой обрушиваются на обрывистое побережье.

Самым значительным местом национального парка является меловая скала «Королевский стул» (Königsstuhl) высотой 118 м.. В среднем 300 000 человек ежегодно вступают на площадку этой выделяющейся от линии побережья скалы, чтобы взглянуть оттуда на Балтийское море и на соседние внушительные участки побережья.

Фауна и флора
В лесах парка можно найти многочисленные наполненные водой, бессточные впадины и низины, которые возникли большей частью как проломы мёртвого льда ледникового периода. Там, где эти водные поверхности мелеют, возникают так называемые котловинные болота. В этих впадинах и котловинных болотах можно встретить многочисленную чёрную ольху. На более сухих местах можно найти лесную грушу, лесную яблоню, рябину глоговину и тисы. К встречающимся здесь видам орхидей относится башмачок настоящий. Ещё одной особенностью является солевая растительность на северном побережье национального парка.

Фауна на территории национального парка многообразна и разнообразна. Только 1 000 видов жуков живут в древесине или за счёт неё. В прозрачных ручьях можно увидеть необычное животное планарию альпийскую (Crenobia alpina), которая встречается только в горах. У этих же ручьёв можно также наблюдать зимородка. В утёсах меловых скал гнездятся городские ласточки и меловая совка — ночной мотылёк кремового цвета, встречающийся единственно в Германии на полуострове Ясмунд.

По причине высокой посещаемости парка изредка в национальном парке можно наблюдать сапсана и орлана-белохвоста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.