Логика в экскурсиях

Как бы ни были обширны знания экскурсовода, только с помощью логики в ясной и определенной форме они могут быть доведены до аудитории. Содержание материала любой экскурсии, форма преподне­сения экскурсионного материала и показ объектов, должны строиться на основе требований логики — науки о законах и формах, в которых протекает человеческое мышление. Эти за­коны должны найти отражение в экскурсионном рассказе, по­строении речи экскурсовода, а также в видах экскурсионного анализа.

Методистам и экскурсоводам при создании экскурсии сле­дует учитывать действие основных законов мышления: тожде­ства, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания.

Закон тождества. В экскурсии он находит выражение в том, что в рассказе экскурсовода о каком-либо объекте (событии или явлении) данный объект не должен подменяться другим, чтобы понятия в рассказе не имели разного смысла. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной сама себе.

Закон противоречия. Он требует, чтобы в ходе рассказа об объекте (явлении, событии) последний не рассматривался как нечто отличное от того, что он собой представляет (т.е. две про­тивоположные мысли не могут быть истинными в одно и то же время, если они относятся к одному и тому же предмету или явлению и по своему содержанию противоречат друг другу). Это означает, что какая-либо мысль в рассказе экскурсовода не может менять свое содержание в течение всей экскурсии (т.е. никакое суждение не может быть одновременно истинным и ложным). Авторы экскурсии не должны допускать противоре­чий в толковании исторических событий или оценке объектов, высказывать полярные (т.е. противоположные) мнения по од­ному и тому же вопросу.

Закон исключенного третьего говорит о том, что между угвер­ждением и отрицанием чего-либо нет ничего третьего. Если одна мысль утверждает, другая — отрицает. то истинным  является одно из этих мнений, а не какая-то третья мысль. При выдвижении в экскурсионном рассказе вариантных суждений по поводу од­ного события или объекта, экскурсовод выбирает предпочтитель­ный вариант, тем самым утверждая его истинность. При этом к другому варианту высказывается отрицательное отношение.

Закон достаточного основания требует, чтобы всякая мысль была обоснованной. Только при этом условии она может быть признана истинной. Любая истинная мысль должна быть под­тверждена другими мыслями, истинность которых бесспорна, т.е. доказана. В рассказе экскурсовода следует избегать голо­словных, необоснованных суждений. Всякое суждение должно быть надлежащим образом обосновано.

Выполнение требований логики в экскурсии имеет свои осо­бенности. Главная из них состоит в том, что словесно изложен­ные тезисы и положения поясняются в основном с помощью зрительных аргументов.

Большое значение для практики имеет владение экскурсо­водом логической формой получения знаний. Такой формой является умозаключение — форма мышления, с помощью которой из одного или нескольких суждений выводится новое суж­дение. В экскурсиях, где используется порой неоднозначный материал, умозаключение, основанное на логике, позволяет сделать правильные выводы. Любое умозаключение состоит из трех ступеней: посылок, вывода и заключения. Посылки — ис­ходные суждения, из которых выводится новое суждение. Вы­вод — логический переход от посылок к заключению. Заключе­ние — новое суждение, получаемое от посылок.

Логическое построение материала экскурсии оказывает целенаправленное воздействие на экскурсантов, обеспечивает наиболее полное понимание и запоминание показанного и рас­сказанного экскурсоводом. Логика мыслей и действий руково­дителя экскурсии вызывает интерес экскурсантов, приковыва­ет их внимание к теме, заставляет самостоятельно мыслить по поводу излагаемого материала, подводит экскурсантов к пра­вильным умозаключениям.

Следует помнить, что у логики есть «своя» опорная конст­рукция в каждой экскурсии, какой бы теме она ни была посвя­щена. Имеется в виду логический переход. Главная особенность логического перехода состоит в том, что он является связующим и для частей показа (между собой), и для частей рассказа. Он представляет собой словесно-зритель­ный мостик между зрительными объектами и словесно излагае­мыми основными вопросами и подтемами.

В методической литературе делается попытка выделить варианты логических переходов с  помощыо понятий:

подчиненных, когда после объяснения конкретных фактов доблестного труда людей в тылу, экскурсовод переходит к широкому показу событий Великой Отечественной воины 1941-1945 гг;

тождественных,  когда от рассказа о лесных массивах в  природоведческих экскурсиях экскурсовод делает логический переход к показу лесостепной зоны;

противоположных, когда совершается переход от тои час­ти экскурсии, где шел показ мемориальной усадьбы «Ясная Поляна» под Тулой к оценке действий немецких оккупантов, разрушивших и осквернивших этот памятник русской и миро­вой культуры;

соотносительных, когда с помощью логического перехода внимание экскурсантов направляется на сопоставление только что показанного памятника с другим, который будет показан, одной проблемы, о которой шла речь, с другой, которой по­свящается дальнейший рассказ экскурсовода;

соподчиненных, когда логический переход делается от ха­рактеристики одного события, например, боевых действий од­ного воинского подразделения, к характеристике сражения в целом (Сталинградская битва).

Все эти варианты логических переходов используются меж­ду подтемами с целью объединения материала в единое целое.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

10 − один =