Достопримечательности Республики Беларусь: Мирский Замок.

Общая история

Замковый комплекс «Мир» XVI–XX вв. в г.п. Мир – историко-культурная ценность национального значения и мирового культурного наследия ЮНЕСКО. 

Впервые поселение Мир упоминается в 1434 г., когда становится частным имением  господарского маршалка Сеньки Гедыгольдовича. По составленному им завещанию в 1451 г. Мир переходит к Анне Бутримовне, его приёмной дочери. В 1476 г. Анна передаёт Мир в пожизненное владение жене Сеньки Гедыгольдовича – Милохне, а после её смерти – двоюродному брату Юрию Ильиничу, при котором в 20-е гг. XVI вв. началось возведение замка.

Окрестности Мира на карте Т. Маковского. Издание 1613 г., Амстердам

Для строительства такого мощного фортификационного сооружения у хозяина Мира были веские причины. В начале XVI в. на земли ВКЛ участились набеги крымских татар. Неустойчивая политическая ситуация обострялась враждебностью между феодальными группировками внутри государства. В частности, Ильиничи были в неприязненных отношениях с весьма могущественным и влиятельным в политических верхах ВКЛ кн. Михаилом Глинским. Существовала и еще одна немаловажная причина строительства замка. Юрий Ильинич стремился получить графский титул Священной Римской империи, а одним из необходимых условий для этого было наличие в собственности каменного замка.

На первом этапе строительства были возведены пять башен, соединенных стенами, толщина которых у основания достигала трех метров. Все башни были спланированы как самостоятельные узлы обороны. Они возводились с таким расчетом, чтобы было удобно вести фланговый огонь вдоль стен и поражать цель на подступах к ним. Каждая башня высотой около 25 метров имела по пять боевых ярусов с бойницами и сложную систему внутренних переходов. При строительстве замка была использована трехслойная кладка: наружная и внутренняя часть стен была выложена из кирпича с вкраплением камня-валуна, а пространство между ними  заполнялось мелкими камнями и кирпичным боем.

При едином объемно-пространственном решении каждая башня имеет свои архитектурные особенности: нижняя четырехгранная часть переходит на разной высоте вверху в восьмигранник, слегка уменьшаясь в объеме. На фасадах башен чередуются разные по форме и величине оштукатуренные декоративные ниши и орнаментальные пояса, вобравшие в себя традиционные приемы местного каменного зодчества.

Хозяева замка – Ильиничи – не смогли завершить строительство. За сорок лет их род полностью угас. Незадолго до своей смерти внук основателя замка Юрий Ильинич-младший завещал Мирское графство своему двоюродному брату Николаю Христофору Радзивиллу по прозвищу «Сиротка». Таким образом, владельцем замка стал представитель могущественного рода Радзивиллов. Он решил сделать замок одной из своих резиденций. По распоряжению князя у северной и восточной стен были возведены трёхэтажные жилые корпуса, перепланированы три угловые башни, к Въездной башне пристроен барбакан. Вокруг замка были насыпаны земляные укрепления, которые представляли собой неправильный по форме четырёхугольник с небольшими бастионами по углам. За земляными валами был выкопан ров, который заполнялся водой.

Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» (1549–1616)

В конце XVI в. бастионные укрепления Мирского замка утратили свою актуальность. По неизвестным причинам Николай Христофор Радзивилл «Сиротка» отказался от дальнейшей основательной модернизации Мирского замка, и после возведения мощного замка в Несвиже в конце XVI – начале XVII в. княжеская резиденция была перенесена туда. Мирский замок стал своего рода загородной резиденцией. Стены трёхэтажного дворца и примыкающих трёх башен были оштукатурены и окрашены в розовый цвет. Оконные и дверные порталы были выполнены из серого песчанника, крыши накрыты черепицей. Металл использовался в украшении окон, дверей, водостоков, колодцев, флюгеров.

В подвалах и на первом этаже дворца находились хозяйственные помещения и кладовые, на втором этаже располагались администрация Мирского графства, замковый суд, канцелярия, а на третьем – жилые помещения хозяев.

Рядом с замком в начале XVII в. был разбит итальянский сад.

Замок в Мире. Картина К. Русецкого, сер. XIX в.

Юго-западная и Въездная башни, южная и западная стены замка, не примыкающие к новым корпусам, были оставлены без изменений.

После этих бурных преобразований замок на несколько десятилетий погрузился в мирную жизнь, которую оборвала война между Речью Посполитой и Русским царством. В 1655 г. Мирский замок был опустошён казаками Ивана Золотаренко и российскими солдатами под руководством воеводы Алексея Трубецкого.

Около 30 лет замок простоял в запустении. И только в 1680 г. Катажина (Екатерина) Радзивилл из рода Собеских после смерти мужа Михаила Казимира приступила к восстановительным работам. Однако Северная война 1700–1721 гг. остановила на долгие годы её начинания. В апреле 1706 г. в Мир ворвались войска шведского короля Карла XII. Было разрушено всё, что недавно успели восстановить.

В начале XVIII в. былую роскошь замку возвратил его новый владелец – князь Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу «Рыбонька». Были переделаны покои третьего княжеского этажа. Вместо однотипных, главным образом квадратных в плане, помещений появилась анфилада из залов разных размеров. Для этого переделывались внутренние перегородки, менялось направление лестниц. Парадный, Портретный и Танцевальный залы украшались дубовыми паркетными полами, золочеными расписными и резными потолками, превосходной мебелью работы местных мастеров, шпалерами, картинами, фарфоровыми и фаянсовыми изделиями.

Один из сыновей «Рыбоньки», князь Кароль Станислав по прозвищу «Пане Коханку», с 1754 по 1762 гг. жил в Мирском замке, устраивая здесь шикарные балы и созывая многочисленных гостей на охоту. После его смерти в 1790 г. все наследственные владения перешли к племяннику – князю Доминику Иерониму Радзивиллу, который во время войны 1812 г. выступил на стороне Наполеона. Смертельно раненный в бою Доминик умер в 1813 г. Его имения императорским распоряжением от 17 марта 1814 г. разделили на две части. Одну часть вместе с Миром и Несвижем получил троюродный брат Доминика, князь Антоний Радзивилл, другую – дочь Доминика – Стефания, которая в 1828 г. вышла замуж за царского адъютанта графа Льва Петровича Витгенштейна, сына героя войны 1812 г. Начавшиеся судебные разбирательства между ними и Радзивиллами по поводу земель Мирского графства закончились только в 40-х гг. XIX в. Мирские владения по решению специальной комиссии перешли ко Льву Витгенштейну, жившему на тот момент в Германии. Однако владеть замком его потомкам пришлось недолго. Согласно принятому в 1887 г. российскому закону иностранцам (а таковыми являлись Витгенштейны и, в частности, их дочь Мария Гогенлоэ-Шиллингсфюрст) владеть землями на территории Российской империи запрещалось, поэтому вынуждены были их продать.

Замок в Мире. Н. Орда, 1860–1870 гг.

В 1891 г. Мирские земли и замок купил наказной казачий атаман Войска Донского Николай Иванович Святополк-Мирский. Приехав в Мир,  князь взялся за дело с большим энтузиазмом: на противоположной от замка стороне усадьбы был возведен двухэтажный дворец, построен спиртовой завод и устроен водоем с островами, который стал неотъемлемой частью английского пейзажного парка, заложенного в конце XIX в.

При старшем сыне князя Николая – Михаиле – в 1922 г. начались работы по восстановлению и приспособлению Мирского замка. Они продолжались 16 лет. За это время была отремонтирована часть восточного корпуса дворца и две башни.

Князь Михаил Святополк-Мирский прожил в замке до 1938 г., до своей смерти. Он был похоронен в церкви-усыпальнице, возведённой в начале XX вв. в пейзажном парке, по распоряжению матери – княгини Клеопатры Михайловны Святополк-Мирской.

Замок со стороны озера. 1920-е гг.

 В 1939 г. в местечко Мир вошли войска Красной Армии. В замке появились новые хозяева. В средневековых стенах была устроена производственная артель.

Во время Великой Отечественной войны с мая по август 1942 г. в замке находилось гетто.

Колонна немецких автомашин. 1941 г.

После освобождения Беларуси в июле 1944 г. в замке нашли приют жители местечка Мир, чьи дома разрушила война. Последняя семья выселилась из замка в 1962 г.

 В 1983 г. в Мирском замке начались реставрационные работы. В 1987 г. замок стал филиалом Государственного художественного музея БССР (с 1993 г. – Национальный художественный музей Республики Беларусь). В 1988 г. был принят Декрет Правительства БCCР «О статусе Мирского замка как историко-культурной ценности национального значения». В 1989 г. утвержден новый проект реставрации замка, в котором предусмотрено размещение музейной экспозиции.

В октябре 1992 г. в Юго-западной башне состоялось открытие первой музейной экспозиции. В 1993 г. за реставрацию и приспособление Мирского замка был получен диплом «Europa Nostra». В 2000 г. Замковый комплекс «Мир» был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Во время реставрации

6 декабря 2010 г. после реставрационно-восстановительных работ  состоялось торжественное открытие Замкового комплекса «Мир».

1 апреля 2011 г. – Мирский замок получил статус самостоятельного музея.

Мирский замок, построенный в начале XVI века, пережил целый ряд исторических эпох, насыщенных политическими, экономическими и культурными событиями и является не только отличным примером замкового зодчества Беларуси XVI–XX вв., но и знаковым символом национального наследия независимого государства Республики Беларусь.

Современный вид замка

Мирский замок в кино

В посёлке Мир Гродненской области расположился замок XVI–XX вв. – уникальный памятник белорусского зодчества. В последнее время он стал, по истине, визитной карточкой Беларуси и одним и самых посещаемых замков у туристов Восточной Европы. Не случайно поэтому, впечатляющая история местной достопримечательности не раз становилась основой сюжетных линий разноплановых кинокартин, а сам замок являлся живописной декорацией для их съёмок.

Мирский замок и его окрестности были задействованы в таких фильмах, как «Через кладбище» (1964, СССР, военная драма, режиссёр В. Туров), «Восточный коридор» (1966, СССР, военная драма, режиссёр В. Виноградов), «Горя бояться – счастья не видать» (1973, СССР, музыкальная комедия, режиссёр В. Туров), «Три весёлых смены» (1977, СССР, комедия, режиссёры: Д. Михлеев, В. Поздняков, Ю. Оксанченко), «Пани Мария» (1979, СССР, военная драма, режиссёр Н. Трощенко), «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» (1994, Беларусь, художественный фильм, режиссёр В. Туров), «Ермоловы» (2008, Россия, драматический сериал, режиссёры: В. Краснопольский, В. Усков, С. Виноградов), «Снайпер. Оружие возмездия» (2008–2009, Россия/Беларусь, военная драма, режиссёр А. Ефремов), «1812: Уланская баллада» (2012, Россия, исторический фильм, режиссёр О. Фесенко).

Но одной из первых работ, где был запечатлён на кадрах  Мирский замок, является фильм «Пан Тадеуш», снятый в 1928 году режиссером Ричардом Ордынским. К сожалению, полная его версия не сохранилась.

На протяжении нескольких лет велась реставрация уцелевших кадров и теперь, через 84 года фильм в цифровом варианте могут посмотреть все, кто любит поэму классика мировой литературы Адама Мицкевича.Музыку к этому фильму написал Тадеуш Возняк. Его ре-премьера состоялась 9 ноября 2012 года.

Со слов Тадеуша Ковальского, директора Национальной Фильмотеки Польши, бюджет этого фильма превышал пятьсот тысяч злотых, в то время как легковой автомобиль стоил около двух с половиной тысяч злотых. Во время  Второй мировой войны копии фильма были вывезены из Польши. Значительная их часть погибла. Вернулось только 40 минут фильма, первоначальная длительность которого составляла около трёх часов. Спустя время, в 2006 году во Вроцлаве, случайно была обнаружена неполная копия этого же фильма, но отсутствовали те кадры, которые были на имеющейся копии. Благодаря этому специалисты восстановили 120 минут оригинального фильма режиссера Ричарда Ордынского. В нём собраны наиболее яркие моменты, описанные в поэме Адама Мицкевича: картины жизни, быта и нравов польской шляхты. Действия происходят в начале XIX века, в богатой шляхетской усадьбе.

Военная драма «Через кладбище» 1964 г. белорусского режиссёра В. Турова в 1995 г. по решению ЮНЕСКО вошла в список 100 лучших фильмов о войне.

Осенью 1942 г., когда немецкие войска подходили к Сталинграду, группа белорусских партизан взяла на себя задачу по подрыву в тылу немецких военных эшелонов. Оказавшиеся без снарядов партизаны посылают молодого Михася к механику Бугрееву. Сопровождающим идет Сазон Иванович, по заданию партизан сотрудничающий с немцами. В фильме один из этих эпизодов был снят возле церкви-усыпальницы князей Святополк-Мирских.

Снятый в 1966 г. молодым белорусским режиссёром В. Виноградовым фильм «Восточный коридор» напоминает почти сюрреалистическую фантазию о белорусском подполье в годы войны. Бросив тень предательства на одного из подпольщиков, фашисты пытаются расколоть единство арестованных. Прежде чем подпольщики окончательно убедятся в том, что предателей среди них всё-таки нет и будут готовы к побегу, они переживут неимоверно трудные дни совместного бытия.

Создатели картины нашли необычные декорации для сюжетных линий. Сцены снимались в Литве и Мирском замке, который в то время являл собой весьма плачевное зрелище.

В сюжет комедии «Три весёлых смены», вышедшей на советский экран в 1977 г., вошли рассказы и повести детского писателя Ю. Яковлева: «Разбуженный соловьями», «Тайна Фенимора» и «Непослушный мальчик Икар». Все три части фильма повествуют о ребятах, живущих в пионерском лагере, их удивительных приключениях и находках. События во второй серии фильма происходят недалеко от Мирского замка, возле церкви-усыпальницы князей Святополк-Мирских.

В основу сюжета фильма «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах», снятого режиссёром В. Туровымв 1994 г., легла книга Я. Борщевского «Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях».
Живёт в Полоцком крае добрый шляхтич Завальня. Усадьба его стоит на перекрёстке дорог, поэтому в доме всегда много гостей. И все знают, что больше всего пан Завальня любит разные фантастические истории. Поэтому всякий гость стремиться рассказать какую-нибудь небылицу.

Об особенностях этих историй  автор произведения первой половины XIXв. высказался следующим образом: “Сярод беларускага народа яшчэ і цяпер захоўваюцца асобныя паданні даўніх часоў, якія, пераходзячы з вуха на вуха, сталі такімі ж імглістымі, як і міфалогія старажытных народаў. Жыхары гэтага краю – Полацкага, Невельскага і Себежскага паветаў – са спрадвечных часоў трываючы пакуты, зусім змяніліся ў характары; іх аблічча заўсёды нясе адбітак нуды і змрочнай задуменнасці. У іх фантазіях увесь час блукаюць ліхія духі, якія служаць злым панам, чараўнікам і іншым іх ворагам”.

Фоном некоторых невероятных рассказов случайных гостей Завальни и стали стены дореставрационного Мирского замка. В частности, в Юго-западной башне замка проходили съёмки третьей части книги о пане Твардовском (Д. Банионис) и Белой Сороке (Е. Борзова).

В сериале «Ермоловы», вышедшем в российский кинопрокат в 2008 г., красной нитью проходит легенда о драгоценностях князей Радзивиллов, которые с удивительной настойчивостью вновь и вновь оказываются в роду Ермоловых, разрушая всю их личную жизнь. По преданию, проклятие с них будет снято лишь после того, как все они соберутся у прямого потомка Радзивиллов. Первая серия фильма отснята во дворе Мирского замка, включены и кадры эпизодов на фоне внутренних стен замка.

Съёмки части эпизодов игрового фильма А. Ефремова  «Снайпер. Оружие возмездия» и его телевизионной 4-серийной  версии проходили в дворе и дворце Мирского замка в 2008–2009 гг. Во время сражений под Сталинградом группа советских солдат, которой командовал старший лейтенант Яшин (Д. Певцов), попадает в ловушку, подстроенную немецким снайпером Карлом Кляйстом (Й.П.  Ассбек ). Яшин получает тяжелое ранение, а его возлюбленная Алеся (А. Сергеева), состоявшая в команде Яшина, погибает. После окончания войны Яшина отправляют комендантом в небольшой немецкий городок (Мирский замок), куда вскоре прибывает инженер Михайловский  (П. Делонг), которому поручено найти секретное оружие фашистов. Яшин и Михайлов обнаруживают тайную лабораторию, которая охраняется группой немецкий снайперов, командует снайперами старый знакомый Яшина, Карл Кляйст.

Таким образом, в вышеописанных художественных фильмах  виды замкового комплекса “Мир” стали непременным ярким фоном разворачивающихся событий. Необычный по своей красоте Мирский замок и в ближайшем будущем будет вызывать интерес у кинематографистов.

Легенды мирского замка

Легенда о яблоневом саде:

В 19 веке, когда замок перешел во владения князей Святополк-Мирских на месте озера возле замка был яблоневый сад. Князь приказал вырубить его и на этом месте выкопать озеро, события происходили весной, во время цветения деревьев и слуги отказались рубить яблони т.к. согласно народному поверью, рубить цветущее дерево грех, и люди которые это сделают будут прокляты. Князь будучи упрямым человеком вырубил первые яблони сам, а довершили дело нанятые им люди не из местных и начали копать озеро. При этом тут гибло очень много людей, практически каждый день случались несчастные случаи, погиб тут и сын местной ведьмы, которая не пережив горя прокляла это место, пожелав чтобы в озере утонуло людей столько-же, сколько было вырублено деревьев. Первой утопленницей была княгиня Сонечка в возрасте 12 лет, а сам князь умер на берегу в 1898 году. После этого в озере утонуло большое количество людей, но в последнее время тонуть перестали, так что скорее всего количество людей и яблонь уровнялось.

Легенда о тоннеле:

Еще одна легенда говорит о потайном подземном ходе между постоянной резиденцией Радзивиллов в Несвиже и Мирским замком. Согласно этой легенде, это был не обычный лаз, а тоннель в котором можно было спокойно проехать на тройке лошадей, хотя историки так и не нашли этого тоннеля.

Легенда о бараней голове:

На южной стене замка виден камень который очень похож на баранью голову, согласно преданию, если этот камень упадет, то замок разрушится до основания и никто его уже не сможет восстановить, проверить эту легенду достаточно сложно, но во время реконструкции с камнем ничего не делали.

План Мирского замка и окрестностей

Инфо: http://mirzamak.by

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

12 − 9 =