Ревнуя к Копернику (Статья Вячеслава Бучарского)

За год до Октябрьской революции в России молодой космист и лирик Владимир Маяковский в поэме «Облако в штанах» написал, что высокая ревность любви — это «с простынь, бессонницей рваных, срываться, ревнуя к Копернику». Его считал лирический герой «Облака» своим соперником, а не мужа Марго Ивановны, сексапильной дачной соседки.

Вслед за прорывом человека во Вселенную «выход в космос» совершили поэзия, живопись, музыка. Под влиянием выдающихся достижений советской космонавтики мастера искусства из многих стран обратились к новой теме. В Польше, на родине Николая Коперника, к середине 70-х годов сложились, пожалуй, наиболее стойкие национальные традиции в области «космической» живописи.

На снимке: Анна Шиллинг и Николай Коперник в интерпретации польского художника Яна Гуры. Выставка «Коперник, Космос». Калининград, Россия, 2011 год.
В разгаре лета 1410 года состоялось историческое сражение при Грюнвальде, когда объединившиеся западные и восточные славяне крепко «вломили» тевтонским рыцарям — оккупантам фашизации. Спустя более полустолетия векового исчисления времени 20 февраля 1473 года на улице Святой Анны в польском городке Торуни в купеческой семье Николая Коперника родился будущий специалист-экономист, дипломат, он же величайший астроном всех времен и народов Николай Николаевич Коперник.

Отец-купец пятерых деток умер, когда Николаю было 10 лет. Воспитывать мальчика взялся его дядя по линии матери, который впоследствии стал епископом Вармии (провинции Польши). Богатство и душевное расположение Луки Ватченроде (так звали епископа) позволили Николаю получить прекрасное образование сначала на родине, в Краковском университете, затем в университетах Италии. В Польшу «вечный студент» Николай Коперник окончательно вернулся уже священником. Так пожелал, умирая, его дядя, епископ Вармии Ватченроде. И «стипендиат» из Фромборка не посмел ослушаться. 500 лет тому назад, в начале 1512 года бывшего «стипендиата» Фромборкского капитула Коперника избрали каноником.

Как священник, Николай Коперник не должен был заниматься астрономией. Но всё же частенько, в ясные и безоблачные вечера он поднимался на площадку крепостной стены у трёхэтажной северозападной башни в свою обсерваторию, чтобы вести наблюдения за Луной и планетами. Понять такую тягу к небу можно из слов самого Коперника. Во вступлении к первой книге его гениального труда «О революциях небесных сфер» читаем: «Так как цель всех благородных наук — отвлечение человека от пороков и направление его разума к лучшему, то больше всего может сделать астрономия вследствие представляемого ею разуму невероятно большого наслаждения». Там же он восклицает: «Что может быть прекраснее небесного свода, содержащего все прекрасное!». С небольшой возвышенной площадки каноник Коперник следил за движением планет, измерял их угловую высоту над горизонтом с помощью соединённого шарнирами деревянного треугольника из линеек — трикветрума. Сверяя результаты с данными александрийского звездочёта Птолемея, служитель храма из польского городка Фромборка обнаруживал несоответствие модели Вселенной Аристотеля с реальными траекториями планет на фоне неподвижных созвездий.

Великое историческое мужество первого на Земле межпланетного революционера состояло в том, что он поверил результатам собственных измерений и поставил под сомнение авторитет Птолемея. Обработанное звездочётом из Александрии Птолемеем Учение Аристотеля базировалось на концепциях: во-первых, что Вселенная конечна, ограничена сферой неподвижных звёзд; и, во-вторых, что центром Вселенной является Земля. Звездочёт из Александрии Птолемей математически оформил эти концепции. Христианские богословы приняли эту модель как истинную картину мира. Ведь нету лучшего места для Бога, чем непостижимость, простирающаяся за сферой неподвижных звезд. И если Иисус Христос приходил на Землю, то разве это не доказательство того, что Земля — центр мироздания. К тому же в Священном Писании есть притча о том, как иудейский полководец Иисус Навин в острый момент сражения приказал Солнцу остановиться в движении по орбите вокруг Земли. Получалось, что ради того, чтобы выиграть историческое время в бою, Навин остановил Всемирное Время. Закономерность, усмотренная Коперником в накопленных им наблюдениях, сводилась к тому, чтобы Солнце было названо центром мира. Вопреки концепции Священного Писания логика Разума и математически вычисленное Коперником реальное положение мировых констант требовали поместить в пространстве, остающемся между выпуклой орбитой Венеры и вогнутой Марса, и вокруг Солнца сферу или орбиту Земли со спутником её Луной и со всем, что содержит аристотелевский «подлунный мир»…

На масленицу в польском городе Эльблонге, устраивалось карнавальное шествие. Весной 1531 года, 58-летний каноник-экономист Фромборкского храма, совершавший поездку с ревизией по Вармийской епархии, прибыл в монастырский городок Эльблонг. На главной площади торговала и развлекалась масленичная ярмарка. Ступени церкви святого Николая стали сценой, на которой разыгрывался рыночный «шоу-фарс». Главным действующим лицом комедии выступал плут-астролог по имени Коперник. В шутовских стихах исполнявший роль скоморох пропел, как «волчком вертится, вертится, вертится земля». Ему стала подпевать и подыгрывать вся толпа, собравшаяся перед папертью. Хмельные торговцы и потребители вколачивали в землю колья и хватались за них с таким старанием, будто действительно могли сорваться и улететь с бешено вращающейся «подлунной» земли. Закончилось представление хором лицедеев, которые воздали хвалу господу Богу за то, что он создал землю неподвижной вопреки причудам каноника Коперника, «спятившего с ума от прочитанных книг». Николай Николаевич не обиделся. Он давно уже был готов к худшему. Разве можно сравнивать дурачества католических «шоу-менов» XVI века с тем, что вытворяла в те времена католическая инквизиция! Но, возвращаясь в Фромборк, в свой капитул, Коперник ещё более укрепился в решимости поступить так же, как делали много веков назад философ Аристарх и мудрые пифагорейцы. Свою Книгу, научно-художественный трактат о вращении и обращении небесных тел, на который ушло более тридцати лет жизни, он не станет отдавать издателям. Надо передать его из рук в руки верному ученику. Этой мечтой он делился со своей экономкой обслуживающего труда, дальней родственницей красивого женского образа Анной Шиллинг. Её он позвал из Эльблонга в свой дом во Фромборке.

И Коперник дождался ученика! Произошло это через год после того, как епископ Вармии повелел изгнать из Фромборка красавицу-экономку Анну, обслуживавшую тогда уже 66-летнего пенсионера. С ревнивой точки зрения духовного «начальника» епархии присутствие молодой дальней родственницы в доме больного старца расшатывало духовно-нравственные устои католицизма. Хотя сам Иоанн Дантиск, епископ Вармийский, в молодые годы затяжного студенчества в Италии был незаурядным лирическим поэтом, а также известным любителем вина и светских красавиц.

Весной 1539 года к канонику Копернику пожаловал профессор математики из немецкого университетского города Виттенберга решительный молодой человек, назвавшийся Иоахимом Ретиком. Он переписал после внимательного изучения латинскую рукопись революционной книги Коперника «De Revolutionibus», прожив ради этого 2 года во Фромборке. А ещё Ретик сам написал книгу-дайджест «Первое повествование», где в популярной форме изложил гелиоцентрическую систему своего учителя. Изданная в Германии, эта книга многое сделала для подготовки общественного мнения Европы к принятию коперниканства. Ретику также удалось уговорить учителя отдать в печать труд всей жизни — книгу «De Revolutionibus» («О вращениях небесных сфер»), которая была издана в мае 1543 года. Легенда рассказывает, что Коперник умер, держа в руках только что полученный экземпляр своей книги, сделавшей его имя бессмертным.
На памятнике, поставленном Николаю Копернику в польском городе Торуне, есть надпись: «Остановившему Солнце и двинувшему Землю». В Польше — на родине Николая Коперника — к середине 70-х годов ХХ века сложились, пожалуй, наиболее стойкие национальные традиции в области «космической» живописи. В бывшем Советском Союзе активнее, чем где-либо 500-летие со дня рождения Коперника в 1973 году встречали научные работники и технические специалисты планетариев.
…При впадении малой речки Ящерки в Оку — реку срединного масштаба — вздыблен над пойменным пространством крутой склон матёрого берега. Там раскинулся многовековый приокский город губернского значения, начинающийся старинным липовым парком. К полувековому юбилею русского Социализма в этом бывшем Дворянском парке воздвигли сребряно-купольный белостенный Храм Космовремени со Звёздным Залом — планетарием, которым руководил печальный и загадочный физико-математик пятидесяти лет Алексей Васильевич Довгун.

Отделом науки и библиографии заведовала Екатерина Сергеевна Зубакова, кандидат педагогических наук, миловидная и доброжелательная интеллигентка-шестидесятница в возрасте тридцати с небольшим лет, белотелая и пышноволосая матушка двух разнополых деток. ВРИО начальника массового отдела была старший экскурсовод, бывший инструктор обкома комсомола, энергичная активистка месткома и мать-одиночка, почти сорокалетняя Ширяева Тамара Серафимовна. Ответственным за дорогостоящее японское оборудование планетария инженером был Владислав Васильевич Ивановский, двадцати семи лет, в прошлом ленинградский студент, специалист по лазерным системам, бывший ведущий инженер секретного завода п/я «Циклон».
Все они — герои лирической повести русского писателя из Калуги Вячеслава Бучарского «Звёздный мастер». Под названием «Неформальный Дед Мороз» ранняя редакция повести публиковалась в Калуге в 1991 году издательством «Каменный мост».

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × два =