11 главных альбомов советского нью-вейва

В 10-х история опять совершила круг. Поэтому в наше время снова становятся актуальны песни недавнего прошлого. В своей книге “Ретромания. Поп-культура в плену собственного прошлого”  Саймон Рейнольдс говорит о том, что музыка, как и любое другое искусство 21 века стремится к стилизации под прошлые эпохи. В этом контексте, советский нью-вейв вдруг вновь стал востребован у нынешнего поколения двадцатилетних. Да так, что его отголоски можно найти даже в современной киноиндустрии, например в фильме “Хардкор” играет песня “На заре” группы”Альянс”, а молодые киношники охотно берут интервью у заслуженных деятелей подполья для своих документальных картин.

Кино – Начальник Камчатки (1984)

С «Начальника Камчатки» начинается плавный переход «Кино» от гитарной акустики к электрическому звучанию. Конечно музыкальное сопровождение было еще довольно сырым и не таким вылизанным как, например, в «Группе крови». Однако, на тот момент, это была одна из немногих записей, которая щеголяла синтезаторными звуками.

Интересно, что саундпродюсером на этой пластинке был БГ. Его идея была в том, чтобы заполнить аранжировки песен звуком маленького электронного инструмента похожего на «Касиотон», добавив тем самым в окончательный монтаж аудиоматериала футуристические ноты.

Телевизор – Шествие Рыб (1985)

Слава «Телевизора» во многом построена на политической составляющей большей части лирики Борзыкина, однако это отнюдь не главное достоинство ленинградского коллектива. Именно с релиза «Шествие рыб» началось вторжение минималистского электронного звука на отечественную рок-сцену.

Альбом на несколько лет задал стандарты, для молодых групп собирающихся играть новую волну и определил стиль последующих работ коллектива.  Поэтому не включить этот релиз в список нельзя.

Николай Коперник – Родина (1986)

Идеолог группы Юрий Орлов потрясающий мелодист-экспериментатор, черпающий вдохновение в психоделической музыке, арт-роке и немецкой новой волне. В отличии от большинства коллективов играющих в сходных с детищем Орлова жанрах, звучание «Коперника» наполнено сложными гармониями и азартом музыкальных исследований.

Пластинка «Родина» была очень тепло воспринята критиками и ценителями неформатной музыки, однако простой советский слушатель не смог по-достоинству оценить инновационную для Советского Союза запись. Ведь Орлов шел на эксперимент буквально во всем. Даже лирическая составляющая альбома, базировалась на стихах северных народов СССР.

НИИ Косметики – История болезни (1986)

С момента образования, группа всегда пыталась шокировать публику своим панковским внешним видом, что поначалу выглядело комично, поскольку их первый альбом «История болезни» был на удивление нежен и мелодичен. Песни «Оборотень лис» и «Счастлив» были наполнены магической меланхолией и электронной космической психоделикой.

Однако, следующие за этой пластинкой работы, были менее романтичными, более жесткими и злободневными, что соответствовало визуальной эстетике группы, но вступало в противоборство с заданной в «Истории болезни» музыкальной форме. В конечном итоге эта запись стала отшельником в творчестве коллектива, по отношению к их остальным релизам.

Биоконструктор – Танцы По Видео (1986)

В многом пластинка опередила время. «Танцы по видео» можно назвать первым альбомом в жанре техно-поп. Вся музыка сделана при помощи, только электронных девайсов. И хотя, в год своего выхода,  пластинка не смогла завоевать популярность среди широкого круга слушателей, все же спустя время музыкальные критики стали обращать на нее внимание.

Сейчас стало абсолютно очевидно, что “Биоконструктор” повлиял на большое количество современных молодых коллективов, искавших вдохновение в саунде перестроечного периода.

Кофе – Баланс (1987)

Если составлять список самых недооцененных советских коллективов, то в нем обязательно должна быть ленинградская группа «Кофе». Выпустив один из знаковых релизов эпохи  группа неожиданно распалась. Хотя казалась, что успех не за горами. Буквально за год до этого они засветились в культовом фильме Огородникова «Взломщик», а песня «Ставлю на зеро» из данного альбома стала дико популярна в Москве и Питере!

За запись и сведение отвечал Алексей Вишня – один из лучших звукорежиссеров ВСЕЯ СОЮЗА. По словам самих музыкантов, именно он смог вытянуть саунд на должный уровень, несмотря на не самый лучший набор инструментов, имеющийся на тот момент.

Интерес к “Кофе” и альбому «Баланс» снова возник лишь в 10-е. Например, не так давно релиз был переиздан в Германии на виниле. А история создания «Баланса» стала одной из сюжетных линий в документальном фильме Зои Петровой и Влада Куракина «Герои советского нью-вейва»

Ночной Проспект – Кислоты (1988)

Группе «Ночной проспект» я бы поставил памятник, за бескомпромиссное следование идеалам независимого художественного творчества. На протяжении тридцати лет, коллектив неукоснительно экспериментировал над звуком каждого нового релиза и бойко отмахивался от соблазна стать растиражированной попсой.

Записанный еще до ухода из группы Ивана Соколовского диск «Кислоты» – один из самых популярных альбомов коллектива. И, пожалуй, единственная запись проекта, попавшая, что называется в модную струю. А одноименный трек с альбома, стал визитной карточкой коллектива.

Nautilus Pompilius – Князь тишины (1988/1989)

Первая пластинка уральских самородков выпущенная на фирме «Мелодия» стала абсолютной классикой жанра. Вся музыка на диске был сделана при помощи компьютеров и сведена Александром Кальяновым. Прибавьте к этому стихотворное творчество гениального Ильи Коромильцева, неподражаемый готический образ Бутусова и на выходе получите, один из самых запоминающихся релизов отечественной сцены, пестрящий хитами. «Скованные одной цепью», «Я хочу быть с тобой» и “Доктор твоего тела” – стали настоящими народными песнями.

Центр – Сделано в Париже (1989)

По сути, «Сделано в Париже» это перезаписанная компиляция лучших ранних треков Шумова и компании. Легенда гласит, что голландский режиссер Антон Мунен, приехав в Москву снимать кино о СССР, случайно встретил Шумова и сделал его героем своей картины. Познакомившись Василий вручил Мунену записи группы. После чего, вернувшись в Европу голландец показал музыку коллектива, своему другу – продюсеру Максиму Шмитту.  Последний позвал Шумова к себе на студию, где он и записал пластинку.

Вскоре релиз издали и на советской «Мелодии», а «Центр» показали в топовой программе «Взгляд». Наверное, именно благодаря этой записи группа обрела всенародную славу.

Игры – Крик в жизни (1989)

«Игры», образовавшиеся после распада «Странных игр», исповедовали минималистский холодный саунд вдохновленный «The Cure» и«Einstürzende Neubauten». Группа смогла прославиться на весь Союз после программы «Музыкальный ринг», на котором они исполнили один из своих главных шедевров – песню «Крик в жизни». Собственно название этой композиции вскоре стало именем для будущей пластинки коллектива.

Музыкальные критики, говоря об этом релизе, обычно подчеркивают его сильную и нетипичную для совка музыкальную составляющую, хотя на мой взгляд, альбом в первую очередь интересен именно лирикой. Ведь стихи песен изысканны по форме и экспрессивны, при этом смыслы транслируемые группой, никак не вяжутся с популярными социально-политическими темами эксплуатируемыми другими перестроечными рок-музыкантами.

НРГ и Альянс (1990) Split LP

Единственная пластинка для групп «Альянс» и «НРГ», которую выпустила фирма «Мелодия». Главным хитом этого релиза является, конечно, песня «На заре», которая получила в наше время вторую жизнь, став саундтреком фильма «Хардкор» и даже разошлась на мемы, благодаря экспрессивному видео с пухлым усатым дядькой за синтезатором. Так вот этим самым дядькой с усами был Олег Парастаев, который покинул состав «Альянса» и образовал свою группу – «НРГ». Которая, став образцом качественной нью-вейв группы, к сожалению,  так и не написала настоящего народного хита…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.