Флагелланты: пир во время чумы

«Один из кнутов заканчивался острым крюком, выдиравшим куски плоти каждый раз, когда тот соприкасался с телом. Он бил себя так сильно, что кнут разломился на три части, отлетевшие в сторону стены». Нет, это не отрывок из очередного тома «Пятидесяти оттенков серого». Это описание принадлежит Генриху Сузо, средневековому немецкому мистику, и речь в нем идет об опыте флагеллантства.

Зарождение флагеллантства

Латинское «flagellum» означает «бич, кнут», а движение флагеллантов или «бичующихся» впервые появилось в тринадцатом веке, в мрачном европейском мире, стоявшем на пороге очередной эпидемии бубонной чумы. Немногим ранее, в конце двенадцатого века, Иоахим Флорский — христианский мистик и предсказатель, учение которого осуждалось официальным католичеством, предсказал Второе Пришествие и конец света, наступление небесного мира и счастья на земле путем апокалипсиса в 1260 году. К 1260 году Иоахим был давно мертв, но его пророчество продолжало жить, передаваясь по всей Европе из уст в уста. Ажиотаж публики нагнетался по мере приближения к обозначенной дате. С наступлением нового 1260 года общий невроз рос с каждым месяцем, пока к ноябрю не вылился в полноценную эпидемию самобичевания. В преддверии Судного Дня европейцам понадобилось срочное искупление грехов, и умерщвление плоти оказалось самым подходящим способом.

Тысячи жителей Перуджи, Рима, а затем и всей Италии начали хлестать себя кожаными плетями. По свидетельствам историков того времени, все мужское население от мала до велика, богатые и бедные, рыцари и крестьяне, бросали дома и семьи, обнажались догола и присоединялись к мрачному шествию по городам и весям. Во главе процессии шли монахи, священники и даже епископы, подавая усердным умерщвлением плоти пример остальным.

Эпидемия флагеллантства шагала через границы государств и, дойдя до Германии, породила любопытный документ под названием «Священное послание», сочиненный лидерами местных флагеллантов, но, по их утверждению, авторства самого Иисуса Христа. В послании говорилось, что Господь разгневан на людей, так как те недостаточно рьяно проповедовали религию, а вместо того занимались ростовщичеством и предавались разврату. Поэтому сначала Господь решил предать Землю болезням и голоду, а видя, что и это не способно исправить текущий упадок нравов, решил перейти к более радикальным действиям и уничтожить все человечество. Однако, как утверждало послание, Пресвятая Богородица замолвила словечко за беспутное человечество, и Господь решил дать неразумным людям последний шанс, послав ангела, провозгласившего (разумеется, только избранным лидерам движения), что флагеллантство — единственный путь человечества ко спасению. Обессиленные длительной засухой и голодом, люди восприняли послание серьезно.

Во время чумы

Следующий крупный всплеск самобичевания в Европе случился почти столетие спустя, когда в 1348 году из Венгрии пришла новая волна бубонной чумы. Высокий уровень смертности и страх самой Черной Смерти (симптоматика, в зависимости от страны поражения, включала колющие боли, «гнилостную горячку», карбункулы, свищи, носовое кровотечение и кровохарканье) дали движению флагеллантов новый толчок. Хаотичные бродячие стайки флагеллантов организовались в дисциплинированные группы от пятидесяти до ста человек в каждой, обзавелись «униформой», похожей на облачения крестоносцев и собственными помощниками капелланов (священнослужителями без духовного сана), которые, вопреки официальной политике католической церкви, брали на себя смелость принимать исповеди и отпускать грехи. Эти группы флагеллантов путешествовали по Европе, бичуя себя дважды в день на протяжении тридцати трех с половиной (по числу лет Иисуса Христа) дней.

В каждом новом городе на своем пути они колонной подходили к местной церкви, снимали с себя всю одежду, надевали специальные «ритуальные» юбки и начинали стегать себя, распевая специальные гимны, лауды, перед восхищенной публикой, которая наивно верила, что таким образом флагелланты спасут их от чумы и от смерти. Во время самобичевания флагелланты принимали позу в соответствии с грехом, который они пытались искупить. Прелюбодеи ложились на живот, убийцы — на спину, а клятвопреступники пытались стегать себя, закрывая губы пальцами.

Среди простых людей встречать флагеллантов на улицах городов и всячески им помогать стало считаться большой честью. Люди не только приносили своих больных, в надежде получить исцеление от флагеллантов, но и пропитывали свою одежду льющейся кровью самоистязателей и хранили ее как реликвию.

Флагеллантские гимны, лауды, дошли до наших дней под видом некоторых народных песен Центральной Европы, а также сохранились в виде специальных сборников — лаудариев. Например, известен сборник «Урбинских лауд», в состав которого входит 72 песнопения. Гимны часто строились по принципу «вопрос-ответ», характерному для современных армейских «кричалок». Они исполнялись а капелла, и любое музыкальное сопровождение песен было строжайше запрещено. Обычно содержание песен призывало покаяться, искупить грехи и было пропитано мрачными апокалиптическими настроениями.

Закат движения

Растущее влияние бичующихся в обществе, их принцип самопокаяния, который подрывал авторитет католической церкви и их невероятная популярность среди простого народа привели к началу карательных акций. Вопрос о необходимости противостоять движению обсуждался на Констанцком Соборе 1417 года, и, надо сказать, у официальных властей и церкви были поводы для беспокойства. Многие самоистязатели яро выражали свое негативное отношение к католической церкви, убивая священников. Кроме того, отряды флагеллантов устраивали бойни евреев в каждом новом городе, который стоял на их пути, утверждая, что Сыны Израиля распространяли чуму, отравляя колодцы.

У официальных властей и церкви ушло около пятнадцати лет, чтобы обуздать движение самобичевателей везде, кроме Центральной Германии. Там флагелланты ушли в подполье и даже разработали несколько новых ритуалов, включавших в себя порку детей и последующее их крещение в собственной крови. Последние немецкие флагелланты были признаны еретиками и сожжены на кострах инквизиции в 1480 годах.

Психология самобичевания

Весьма интересен психологический аспект флагеллантства. В современной психиатрии подобные действия классифицируются как nonsuicidal self-injury, то есть увечья, причиняемые самому себе, но не имеющие целью самоубийство. Во время таких религиозных ритуалов, как умерщвление плоти, происходит любопытное взаимодействие времени и реальности. Во время исполнения такого ритуала обычный ход времени останавливается, будучи прерванным священным (для исполнителя ритуала) периодом безвременья. То есть в момент флагеллации человек как бы выпадает из привычных социальных рамок, иногда даже впадает в состояние транса, что позволяет ему полностью отрешиться от самого себя и от реальности и полностью погрузиться в экстатическое состояние, проводником в которое служит физическая боль, гипервентиляция, которая обычно происходит при подобных практиках, монотонность ударов и монотонность пения.

Флагелланты в искусстве

Движение флагеллантов оставило свой след в искусстве и до сегодняшнего дня продолжает вдохновлять творческих людей. Две наиболее известных картины, посвященных движению бичующихся, — это «Флагелланты» нидерландского живописца Питера ван Лара и «Процессия флагеллантов» великого любителя мрачностей Франсиско Гойи.

Они изображают окровавленных самобичевателей в белых юбках и колпаках-капиротах, которые по сей день носят nazarenos(«кающиеся грешники») — участники религиозных процессий на Страстной неделе в Испании.

В современной поп-культуре также нашлось место флагеллантам. Один из главных героев бестселлера Дэна Брауна «Код Да Винчи», монах-альбинос Сайлас, укрощает плоть с помощью средневековых методов, это самоистязания с использованием металлического аналога власяницы и флагеллации. Английский актер Пол Беттани, исполнивший роль монаха в одноименном фильме 2006 года, в одном из своих интервью признался, что для него наибольший драматический интерес представляло невероятное напряжение силы воли, с помощью которого самобичеватель заносит руку с плетью для каждого следующего удара.

В наши дни

Движение флагеллантов, которое должно казаться современному человеку всего лишь любопытным историческим казусом, нашло, однако, своих последователей и в наши дни. Католические любители умерщвлять плоть до сих пор выходят на шествия в Испании, Италии и некоторых бывших колониях (например, на Филиппинах), чаще всего во время Великого поста.

Флагеллансткие практики и по сей день существуют в отрыве от Римской католической традиции. Например, среди шиитов, которые таким образом отдают дань уважения мученику Хусейну ибн Али.

Были ли флагелланты отчаявшимися храбрецами, пытавшимися спасти мир от чумы любыми доступными способами, или всего лишь жертвами массового религиозного психоза, не может рассудить даже история. Тем не менее они оставили значительный след в европейском сознании, а их присутствие в современной культуре мы наблюдаем и по сей день.

Инфо http://www.cablook.com/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

двенадцать + 2 =