«Лебедянке» нашлась работа (Статья Вячеслава Чеботько)

Паровозная тяга обретает вторую жизнь

В Троицке не только научились качественно ремонтировать паровозы, но и начинают комплектовать специализированную мини-колонну по их управлению. 
Небольшой коллектив, прошедший обучение в учебном центре Московской железной дороги, планируют задействовать на вождении раритетных машин.
– За возрождение паровозной тяги мы взялись не случайно, – поясняет начальник Троицкого производственного участка эксплуатационного локомотивного депо Челябинск Хаузир Набиев. – Больше года назад президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин подписал распоряжение, в котором он обязал не только сохранить паровозный парк, но и полностью восстановить его работо­способность. Вот коллектив Троицкого производственного участка и трудится, претворяя в жизнь этот документ и возрождая к жизни наше уникальное историческое наследие – паровозы.
Паровозный цех в локомотивном депо Троицк воссоздан в 2006 году. С тех пор здесь снова появились паровозы, и депо стало одним из семи предприятий на сети, где представители давно ушедшей эпохи получают вторую жизнь. Вернулась старая рабочая гвардия, потянулась и молодёжь. В таком повороте локомотивщики усмотрели не только признание их мастерства, но и особый знак судьбы. Троицкое депо – одно из старейших на дороге, с богатыми традициями и классными специалистами. В депо до 1997 года уже был паровозный цех, и здесь имеют огромный опыт работы.
В 2012 году произошла смена собственника, и паровозный участок в Троицке передали ООО «ЖД Ретро-Сервис». Теперь это предприятие поддерживает паровозы в полной готовности. Парк раритетов небольшой: знаменитая «Лебедянка» Л-4429,  ЛВ-0165, П36-0031 и Э-796-43. Каждая из ретро-машин – легенда отечественного паровозостроения. Несмотря на солидный возраст, а паровозам уже около 60 лет, локомотивы находятся в хорошем техническом состоянии. Выглядят «старички» довольно «бодро» и активно участ­вуют во всех ретро-турах, которые проводятся на Южно-Уральской железной дороге в честь знаменательных и юбилейных дат. А паровоз П36 три года назад даже побывал на выставке «ЭКСПО-1520» в Москве, где стал своего рода визитной карточкой ЮУЖД и произвёл настоящий фурор.
На предприятии завершается формирование специализированной мини-колонны, которой предстоит эксплуатация раритетов. Она комплектуется из числа машинистов, ранее работавших на тепловозах. Считается, что именно эти локомотивы в чём-то сродни паровозу. Таких специалистов набралось шестеро, из них созданы три локомотивные бригады. Это бывшие тепловозники Семён Полтанов, Александр Макаров, Андрей Рыбалко, Вадим Шилов, Олег Мартынов и Илья Даминов. Средний возраст – 35 лет. При подборе старались соблюсти и преемственность поколений. Среди них есть потомственные паровозники. К примеру, у Вадима Шилова на паровозе работал отец, а у Олега Мартынова – дед. Все машинисты прошли подготовку в Курском подразделении Москов­ского учебного центра профессиональных квалификаций. Сейчас здесь заканчивают обучение Сергей Шутов, Егор Федоров и машинист-инструктор Василий Скальский, который и возглавит мини-колонну. Паровозников в Курске готовят с 2007 года. Учебный процесс длится три месяца. К переподготовке допускаются только те машинисты, у которых есть права на управление тепловозом и стаж работы на этой категории локомотивов. После освоения теоретической части производственное обучение курсанты из Троицка проходили в своём депо.
Пересесть с современного локомотива, напичканного электроникой, на старинный паровоз очень непросто, и для любого машиниста подобный переход сопряжён с определёнными трудностями. Поэтому очень важно, чтобы каждый из них, садясь за правое крыло, прошёл своеобразную обкатку. Только тогда машинист будет уверенно чувствовать себя в кабине паровоза. Исходя из этого в Троицке решили задействовать историческую реликвию на хозяйственных нуждах: делу – польза, а главное – отличная практика для машинистов.
– С осени прошлого года три паровоза участ­вуют в маневровых работах. Правда, далеко они не ездят, а трудятся только на территории депо, – рассказывает Хаузир Набиев.
Локомотивы подают в цеха депо для ремонта специализированный самоходный подвижной состав, платформы с колёсными парами, вагоны с углем на топливный склад. В общем, на раритеты возложили выполнение внутрихозяйственной работы.
На предприятие не раз приглашали ветерана – бывшего заместителя начальника депо по эксплуатации Юрия Михайловича Лебедева, который проводил для машинистов своеобразный паровозный ликбез и давал консультации.
– Паровоз – совершенно другая техника. Мы его в шутку называем печка на колёсах. Тут пыльно и физически надо поработать. Но в отличие от нынешних локомотивов он для меня, словно живой организм, и иногда кажется, что чувствуешь, как он дышит, – делится ощущениями машинист Вадим Шилов. – Когда мне предложили сменить кабину тепловоза на кабину паровоза, я без колебаний согласился и с удовольствием прошёл обучение. Не каждый день предоставляется возможность поездить на такой технике. Вот и решил использовать свой шанс. Кстати, права на управление паровозом уже четвёртые в моей профессиональной практике. Могу работать на электровозе, тепловозе и электропоезде.
Троицкие ремонтники, а с недавнего времени и машинисты гордятся возрождёнными их руками старинными машинами и всякий раз с душевным трепетом смотрят на эту технику. Сколько в ней мощи и красоты! Она олицетворяет целый пласт в истории не только родного депо, но и страны.
– Сохранение раритетных паровозов – большое дело, и руководство компании приняло верное решение, – считает начальник Троицкого производственного участка Хаузир Набиев. – Люди, особенно наша молодёжь, хотят знать историю железнодорожной техники. Не случайно каждый раз проводить ретро-поезд собирается масса народа. Все с интересом разглядывают паровоз и с нетерпением ждут протяжного гудка – сигнала к отправлению. На людей такая картина производит неизгладимое впечатление.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

шестнадцать − четырнадцать =