Дни поколения (Статья Владимира Иванова. Журнал «Гудок»)

Празднование 180-летия первого российского паровоза – воспоминание о прошлом и взгляд в будущее.
Праздник! Именно так очевидцы назвали парад «стальных коней», состоявшийся на экспериментальном кольце ВНИИЖТа в Щербинке в три первых августовских дня и посвящённый 180-летию первого российского паровоза.

Предмета для спора не было. По тому, какой предстала перед многочисленными гостями динамическая экспозиция этих шедевров российской технической мысли, по своему духу и содержанию – это и был шоу-праздник. Но среди гостей, находившихся на переполненных трибунах Щербинки, были и те, кто меньше всего воспринимал происходящее на их глазах столь однозначно. Для данной категории гостей это было поклонение паровозу, десятилетия стоявшему на службе человеку.

…На железнодорожном «подиуме» один за другим появляются представители легендарных серий. Вслед за прадедом «стальных коней», сконструированном 180 лет назад отцом и сыном Черепановыми, проплывают их более молодые сородичи. Наступает очередь показаться перед зрителями и магистральным грузовым паровозам, я вижу, как теплеют глаза Александра Ефремовича Тараторина. Сейчас его лучше ни о чём не расспрашивать, и так всё ясно. Из 55 лет, отданных железной дороге, он трудился на паровозах многих серий. И сейчас, увидев этих трудяг, Александр Ефремович не мог не поздороваться с ними.
– Водил поезда от Люблино до Серпухова и Тулы, – рассказал он. – А в выходной день, даже находясь дома, если слышал доносившийся из Царицыно паровозный гудок, чувствовал, моя это машина или нет. Да-да, по звуку гудка свой паровоз ни с каким другим не спутаешь. Так что как ни крути, а паровоз – живой! И пока работаешь на нём, становится роднее иного давнего знакомого из числа людей.

Александр Ефремович пришёл на праздник в компании друзей-ветеранов. Так что незадолго до начала парада свои соображения на паровозную тематику высказал мне находившийся рядом Евгений Фёдорович Радинский. Трудяг-паровозов он застал, будучи помощником машиниста, на самом излёте их «карьеры».
– В 1958 году, работая на рязанском направлении, без труда освоил пассажирский паровоз П-35. Одно слово – красавец! И не просто красавец. Хотя и машина, но она – как живая. Такой управлять – одно удовольствие. Идёшь с ней на подъём, а она так натруженно – дух-дух-дух. Всего год проработал на паровой тяге, пересев потом на электровозы. Эти «ребята» – уже не то. Им, что на подъём, что под уклон. Только гул сплошной стоял…

О том, что ещё сравнительно недавно перед этим уникальным техническим творением человечества маячила перспектива быть без остатка переданной на металлолом, говорил в Щербинке и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин:
– Было время, когда с нас сняли обязанность сохранять паровозы в запасе. Несмотря на это, в ОАО «РЖД» было принято решение о том, чтобы максимально сохранить в необходимом количестве этот парк. Без прошлого нет будущего, и я доволен тем, что теперь мы можем устраивать такие праздники.

Ещё один из моих собеседников – начальник эксплуатационного локомотивного депо им. Ильича Московской дирекции тяги Владимир Большаков постарался внести ясность в вопрос обеспечения подобных зрелищ достаточным резервом кадров и техники. По его словам, несколько лет назад перед руководством депо была поставлена задача собрать воедино тех, кто в разное время учился паровозному делу, а также нужную для восстановления паровозов документацию.
– То, что мы теперь имеем возможность наблюдать в Щербинке , – не без гордости говорит Владимир Большаков, – плод этих усилий, бережно взращённый энтузиастами паровозного дела. Одновременно с этим Курской дортехшколой подготовлено 46 машинистов паровозов. И не только. Может быть, вы обратили внимание, что обслуживанием представленной на параде техники занимались совсем молодые ребята – кочегары и помощники машинистов.

А в завершение мой собеседник посчитал нужным сказать, что в последнее время число паровозных депо в стране продолжает неуклонно расти.
– И это ли не понимание того, что паровоз – это примета будущего, – добавил он.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.