Холмогорские сундуки (Статья Гилодо Андрея Акимовича)

Одним из ведущих центров по изготовлению сундучных изделий с железной оковкой в XVII в. стали Холмогоры.

Холмогоры, старинное русское поселение, основанное в устье Северной Двины, было известно не только русским, но и европейским, особенно датским, купцам. Они приезжали на большую летнюю холмогорскую ярмарку для покупки ценных мехов. Период расцвета Холмогор относится к XVI — XVII вв., когда в результате открытия англичанами Северного морского пути Холмогоры сделались центром торговли России с Западной Европой. В это время город быстро застраивается. Богатые русские и иностранные купцы основывали в Холмогорах свои дворы, строили амбары, торговые помещения. Холмогоры служили складочным местом для целого ряда привозных европейских товаров.

Западноевропейское привозное железо, медь, олово служили базой для развития металлообрабатывающих ремесел, в том числе и по оковке сундучных изделий. Прославились наряду с холмогорскими медниками и резчиками по кости и холмогорские кузнецы, работы которых получили широкую известность далеко за пределами Холмогор, и среди них — окованные железом подголовки, скрыни и другие сундучные изделия. В московских торговых рядах в XVII в. продавались ящики дубовые «холмогорской работы» и скобы (жиковины) на прорезных «плащах», выполненные холмогорскими кузнецами. Большие окованные холмогорские сундуки купцы часто использовали для перевозки в Москву ценных нюрнбергских и других товаров. Поэтому местные мастера изготовляли их специально ко времени отправки купцами закупленного в Холмогорах товара в столицу государства. В Москве эти сундуки продавались с большой выгодой, так как провоз их ничего не стоил. Прочные и нарядные сундучные изделия «холмогорской» работы охотно покупали. Их можно было видеть в царских палатах и домах придворной знати, как, например, у боярина А.С. Матвеева, князей Голицыных.

В конце XVII в., с развитием архангельского порта и концентрацией в нем торговли, Холмогоры постепенно теряли свое прежнее значение, уступая первенство Архангельску. Большое разорение Холмогорам причинил сильный пожар 1698 г. После него многие богатые гости и ремесленники покинули город, перебравшись в Архангельск и другие крупные торговые и ремесленные центры Русского Севера, в том числе и в Устюг Великий. После пожара былая кипучая жизнь Холмогор стала затихать, лишь малая часть его жителей в это время имела «рукомесло кузнечное, медное, кательное и костяное», которыми они раньше славились.

Таким образом, и расцвет производства холмогорских сундучных изделий с железной оковкой можно отнести к XVII в., так как к началу XVIII в. Холмогоры утрачивают свое значение как крупный торговый и ремесленный центр, уступая свое место Архангельску, а в производстве сундуков с художественной оковкой железом-м-своему давнему конкуренту в производстве подобных изделий — Устюгу Великому.

Сундучные изделия холмогорских мастеров в XVII в. высоко ценились и привлекали внимание современников как добротностью изготовления, так и своим художественным оформлением. В Холмогорах изготовляли сундуки-ящики различных размеров, которые оковывались сплошными железными полосами и могли иметь иногда до трех замков, а на торцах снабжались коваными ручками (скобами), а также ларцы, скрыни, погребцы, которые в документах иногда именуются общим термином, заимствованным у иностранцев, «шкатуна». Причем если большие сундуки для товара делали в Холмогорах только ко времени отправки товаров, то остальные виды сундучных изделий «достаточно выходят во всякое время».

В Холмогорах в больших количествах делали такой сугубо русский тип сундуков, как сундук-подголовок. Уже в середине XVII в. холмогорские сундучные изделия богато декорировались железной оковкой и отделывались нерпичьими шкурами или кожей тюленя, красной юфтью. Накладные железные обручи представляли из себя полосы и накладки не только из гладкого, но и из просечного железа. Просечная железная обивка на изделиях Холмогор была одним из излюбленных приемов художественной отделки. Так, в описи имущества боярина А.С. Матвеева числились три скрыни «холмогорские», окованные просечным железом. На двух оковка была наложена на дерево, на одном — по красной коже. Кроме скрынь у боярина А.С. Матвеева имелся погребец, «шкатуна холмогорская» зеленая, обита железом кованым, просечным, полуженным, с замком и ухватами (ручками-скобами на торцах). Скрыня «холмогорская» створчатая, оклеенная красной кожей и обитая просечным железом, стояла в палатах Алексея Голицына, а среди имущества княгини Авдотьи Голицыной упомянут подголовок «холмогорский», обит железом белым.

Холмогорские мастера в XVII в. выделывали с железной оковкой сундуки, скрыни, подголовки, ларцы и погребцы. Оковка применялась из черного и луженого железа. Обивка железом производилась прямо по дереву (обычно дубу, что характерно для холмогорской работы) или по подкладкам, в том числе и цветным. На подкладки шла кожа (особенно для сундуков-теремков и погребцов), бумага, ткань, слюда. Цветные фона — зеленый, красный — получали в результате окраски деревянной основы или использования окрашенной бумаги, кожи, ткани, подложенных под слюду. Нередко окрашивалась сама слюда. Холмогорские сундучники использовали материалы, имевшиеся в изобилии на рынках Холмогор и Архангельска, — железо, олово для лужения, бумагу, шедшую из Западной Европы, тюленьи и нерпичьи шкуры, большие партии которых ежегодно (около 30 000 штук) имелись в продаже в Архангельске, слюду, добывавшуюся в окрестностях Архангельска. Высокий уровень декоративной отделки, которая включала дорогие, часто привозные материалы, обусловливал немалую по тем временам стоимость холмогорских сундучных изделий — от 1 рубля до 10 рублей (обычно в торговых рядах лубяная коробья стоила от 6 до 30 алтын, т.е. 18 или 90 копеек). Это позволяет считать, что изделия холмогорцев в основном покупались для нужд царского двора, боярства и дворянства, верхушки духовенства и зажиточного купечества и вряд ли были доступны широким слоям населения, а тем более крестьянству.

Сохранившиеся в музейных собраниях работы холмогорцев, а также имеющиеся в архивах и литературе описания позволяют достаточно точно определить основные формообразующие и декоративно-художественные признаки холмогорских сундучных изделий с железной оковкой.

Холмогорские сундуки, или, как их в XVII в. еще называли, ящики, по своей форме действительно повторяют форму прямоугольного ящика, снабженного плоской откидной на шарнирах-петлях крышкой. Крышки у холмогорских сундуков несколько больше дна и выступают со всех сторон, образуя навес, который с нижней стороны дополнительно обит уступчатым карнизом; такой же карниз опоясывает и нижний периметр ящика. На крышке обычно укреплены железная скоба или кольцо, которые служили для подъема крышки, а на боковых стенках скобы (петли) — «ухваты» для удобства переноски. Внутри сундука, вдоль одной из боковых стенок, часто помещали узкий ящик, иногда дополненный внизу потайным выдвижным ящиком, которые с боковой стороны закрывались выдвигающейся маскировочной доской.

Подголовки (подголовники) холмогорской работы имеют прямоугольную форму и характерную для них покатую откидную крышку. У большинства подголовков крышка состоит из двух частей: узкой, расположенной параллельно дну и соединенной петлями с задней стенкой подголовка, и широкой наклонной. Обе части крышки соединены между собой шарнирами и закрываются каждая своим внутренним замком. (Иногда узкая часть крышки укреплена неподвижно, и тогда собственно подъемной крышкой является только наклонная часть.) Так же как и у сундуков, в холмогорских подголовках крышка несколько выступает над дном и стенками и с нижней стороны подбита уступчатым карнизом. Как правило, внизу подголовка, в месте перехода к дну, тоже сделан карниз. Внутри подголовок обычно делится соответственно двум частям крышки: в задней, меньшей, часто помещаются отделения и выдвижные ящички, большая, передняя часть, как правило, остается свободной.

Ларцы в Холмогорах в основном делали в виде широко распространенной в XVII в. формы — ларца «теремка». Это глубокий прямоугольный или почти квадратный ящик с откидной на петлях-шарнирах четырехскатной крышкой с плоским завершением. «Теремки» крупного размера имели два яруса или, применяя старинное выражение, делались «о два жира». В этом случае вторым ярусом служило вместилище четырехскатного верха, а плоское завершение — крышкой. Внутри нижнего яруса могли делать ящик с потайным отделением, как у описанных выше сундуков-ящиков. Для подъема крышки ларца служило кольцо, на боковых стенках укреплялись подвижные кованые скобы, а для поддержки тяжелых крышек (в открытом состоянии) служили специальные стержни.

Наиболее сложными по своему устройству среди холмогорских сундучных изделий с железной оковкой были скрыни. По внешнему виду они походили на ларцы-«теремки», но, в отличие от них, имели спереди дверки. Скрыни обычно имели прямоугольную, слегка вытянутую форму и откидную на петлях «теремком» верхнюю часть. Нижняя высокая часть заполнялась рядами выдвижных ящиков, а над ними, во втором или среднем ярусе, перегородки образовывали ряд прямоугольных гнезд. Наличие большого количества выдвижных ящиков и закрывающих их наружных дверок является характерным для скрыни, в том числе и холмогорского изготовления.

Холмогорские погребцы, которые иногда в документах называются «шкатуня винная», представляли из себя прямоугольный ящик с плоской или выгорбленной крышкой и ручками-скобами на боковых стенках. Внутри все пространство делилось на гнезда различной формы и размера, куда чаще всего вставлялись «соляницы» и «судеи» с винами.

В Холмогорах для всех описанных выше видов сундуков применялась оковка железными полосами и накладками. Наиболее тщательно укреплялось дно и крышка сундука; для этого они обивались железными полосами в клетку. В целом декоративная железная оковка сундуков может быть разделена на несколько видов, характерных только для холмогорских изделий.

К первому типу можно отнести сундуки, украшенные широкими плоскими просечными полосами железа, которые набивались вертикально и горизонтально, вплотную друг к другу, создавая сплошное железное покрытие всей поверхности вещи. Основным орнаментальным мотивом просечки был растительный декор из стилизованных побегов и цветов крина, иногда дополненный ромбовидными розетками со стрельчатым завершением на концах.

Второй тип — широкие плоские просечные полосы, расположенные вертикально на равном расстоянии друг от друга. Орнамент на каждой полосе одинаков и близок стилистически к первому типу, но, по сравнению с ним, укрупнен.

Третий вариант оковки кроме широких плоских просечных вертикальных чередующихся полос включал дополнительное декоративное оформление в виде отдельных небольших просечных фигурных накладок со стрельчатым или килевидным завершением на концах, которые заполняют просветы между ажурными полосами. Орнаментальный рисунок просечки и отдельных накладок аналогичен вышеназванным.

Четвертую группу составляет железная отделка гладкими, сплошными, слегка выпуклыми или полосками полосами-прутьями, которые набивались вертикально на равном расстоянии друг от друга. Пространство между ними заполняли фигурные просечные накладки-розетки, которые вверху и внизу процветали крином, а внутри были заполнены стилизованным изображением листьев крина.

Пятый тип — это оковка широкими, вертикальными, гладкими, несколько выгнутыми или плоскими полосами железа, которые чередуются с более узкими просечными полосами. Декор просечных полос образован сочетанием ритмически повторяющихся S-образных элементов.

Шестая разновидность кованой отделки сундучных изделий Холмогор была наиболее простой и строгой и состояла из слегка выпуклых или плоских прутьев, которые набивались вертикально или горизонтально или образовывали несложный узор в клетку на фактуре дерева или на узорочье цветных прокладок из шкуры моржа или нерпы, юфти, слюды, цветной бумаги под слюдой.

У всех видов сундучных изделий холмогорской работы борта крышки и дна, а также углы и сочленения стенок окаймлялись узкими полосами накладного железа. На поверхности крышки, обычно под кольцом, размещался дополнительный элемент художественной отделки в виде большого просечного круга. Столь же нарядно, большой, обязательно прямоугольной или квадратной накладкой с просечкой или насечкой украшалась замочная скважина на передней стенке. Дно холмогорских сундуков никогда не оковывалось просечным железом, а только сплошными полосами.

Обычно при оковке одного предмета применялось два или три различных узора. Один из них являлся основным, он выковывался на крупных накладках и занимал основную часть поверхности, другие служили как бы каймой, которая объединяла в одно целое орнаментальную поверхность вещи. Расположением накладок иногда подчеркивалась архитектоника предмета. Так, при оковке скрынь и ларцов-«теремков» узкие просечные полосы, положенные горизонтально, выделяют число ярусов. В случае если холмогорские мастера применяли просечную оковку, она состояла обычно из отдельных полос различной формы и величины, в зависимости от того, предназначалась ли она для обивки углов, краев, широких лицевых поверхностей или скосов крышки. Поэтому, изготовляя просечные накладки, мастера учитывали не только размер и форму данной конкретной основы сундука, но и ее частей18, таких, как скошенные вверху боковые стенки подголовка, скосы крышек ларца-«теремка», площадь дверок у скрыни и т.д.

Отличительными особенностями холмогорских изделий были деревянная основа, выполненная, как правило, из дуба; выступающая крышка у сундуков-ящиков и подголовков, снабженная ступенчатым карнизом, и такой же уступ-карниз у дна; подкладка под железную обивку шкур нерпы или моржа; отсутствие на поверхности деревянной основы росписи травами, птицами, плодами; многообразие видов и сочетаний железной оковки, квадратные или прямоугольные накладки на ключевое отверстие.

4 thoughts on “Холмогорские сундуки (Статья Гилодо Андрея Акимовича)

  1. Великолепный материал для знакомства с историей вопроса.Предметы быта древней истории равно как истории Нового времени должны изучаться современными проектировщиками -дизайнерами .Российский предметный дизайн должен нести черты великой культуры и традиций прошлого. обязательно порекомендую эту статью своим студентам- будущим дизайнерам и прикладникам. На сегодняшний день А.А.Гилодо наиболее цитируемый исследователь художественного металла у уральских студентов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

девятнадцать − один =