Ухтострово (Историческая справка)

Краткий исторический очерк

УХТОСТРОВ (Ухостров, Угтостров, Ухтострово). Одна из древнейших русских се­литебных территорий Двинской земли. Много­численная группа деревень-однодворок размеща­лась на острове Ухтостров, одном из самых  больших островов в нижнем течении реки Северная Двина в т.н. Холмо­горской Дельте или Луке. Остров нахо­дится против Холмогор и омыва­ется с се­веро-востока рекой Се­верная Двина, а с юго-запада её рукавом Богоявленской.   Местность была насе­лена уже в XI – XII вв. Предположительно, что его русскими первопоселенцами  стали выходцы из Великого Новгорода. Издавна Ухтостров наряду с Мати­горами был резиденцией новгородских посадники.

О. Овсянников на основании проведенных археологических и исторических исследований ут­верждает, что «именно этот микрорайон Поморья был впервые освоен новгородцами и стал «сердцем» Русского Севера. Дороги в богатые пушным зверем печорские и зауральские земли проходили XI  – XIII вв. именно через область Нижнего Подвинья. В районе Холмогорской Дельты появилось первое русское постоянное население в восточно-европейской Арктике.
Ухтостров впервые упоминается в Уставной Грамоте Великого князя Василия Дмитриевича Двинской земле от 1397 г. (о взимании пошлины с тогдашних  жи­телей).

А.Б. Юдин высказал предположение о том, что эта территория упоминается также в более ран­нем документе – Уставной Грамоте новгородского князя Святослава Ольговича 1136/ 1137 гг. и указанный в грамоте пункт дани Спирков размещался на о-ву Ухтостров.

В первой четверти XVII в. ухтостровские селения входили в состав Ухтостров­ской волости Двинского уезда. Волость состояла из двух групп поселений: двух погостов – Богоявленского и Троицкого и прилегающих к ним деревень. Первая группа относилась к Богоявленскому Ухтостровскому приходу  и занимала вос­точную и южную часть острова и состояла из 9 селений, из которых два находи­лись близ приходских храмов, а остальные отстояли от них от 1 до 4-х верст. Цен­тром группы поселений была деревня Богоявленский Погост (Александровская 3-я). Приход существовал еще с XV в., а в нем были деревянные церкви Богоявлен­ская и Благовещенская. Создатели их неизвестны. Церкви горели неоднократно. Вторая группа поселений занимала северную половину острова и относилась к Троицкому Ухтостровскому приходу. Она состояла из 12 деревень, из них две на­ходились близ приходских храмов, а остальные не далее 2 верст. Центром группы поселений была деревня Троицкий Погост (Шеинская).  Приход существовал еще с XV в., а в нем были деревянные церкви во имя Св. Троицы и Великомученицы Варвары. В 1894 г. здесь имелись две одноименные каменные церкви.
Позднее Ухтостров был разделен на две волости Богоявленскую Ухтостровскую и Троицкую Ухтостровскую, входившие в Холмогорский уезд.
В настоящее время ухтостровские селения находятся в ведении Ухтостровской сельской администрации Холмогорского района.

Существует несколько версий о происхождении собственного названия Ухтост­ров. Согласно П.С. Ефименко Ухт в переводе с финского языка означает Первый. Этой гипотезы придерживается А.В. Новиков. Г.В. Демчук предполагает, что свое на­звание остров получил от реки-протоки Ухтостровка.

В XIX в. Ухтостров посетил известный художник, путешественник и литератор В.В. Переплетчиков. Позднее здесь побывал живописец и искусствовед, один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины И.Э. Грабарь. В XX в. Церковные комплексы Ухтострова изучал археолог и историк, исследователь  культуры древней Руси О. В. Овсянников. В 1970 г. из церквей Ухтострова сотрудниками Архангельского областного музея изобразительных искусств вывезен крупный комплекс икон, представляющих художественную ценность. Тем не менее несмотря на близость Ухтострова к областному центру и историческую значимость этой территории ее прошлое остается малоизученным.

Фамилии Ухтострова. За многие столетия здесь сложился достаточно устойчивый социум. Его основу складывали ряд древних фамилий – родов (Антоновы, Архиповы, Батраковы, Веснины, Грибановы, Ермолины, Ефи­мовы, Демидовы, Змётные, Клемушины, Колтовые, Короткие, Кустовы, Мо­гу­товы, Мухины, Нагие, Осиповы, Палеховы, Перепелкины, Пузановы, Пуша­кины, Родионовы, Самыловы, Собинины, Татауровы, Трубниковы, Тышевы, Ху­дяковы, Угольниковы, Узкие, Фокины, Шиповы, Шкулевы, Шмаковы, Шубные, Юрьевы). Их представители обитают здесь и поныне. Все они свя­заны тесными родственными  узами.

Два ухтостровца стали первожителями нового города – Архангельска (1587 г.): «с ниж­ней половины с Ухтострова Ших Антонов сын Максимов, да Давыд Михайлов сын Яковлев с товарищи». (упомин. Крестинин В.В. Краткая история о городе Архангель­ском. С.162).

Описание церковных Ухтостровских приходов

Ухтостровский Богоявленский приход. Приход располагался в 7 верстах от Холмогор, занимал южную часть Ухтостровского острова и состоял из 9 селений, жителей в которых к 1 января 1894 г. насчитывалось 326 мужского пола и 392 — женского. Местность, занимаемая приходом, была населена уже в XIV веке, как это видно из грамоты великого князя Василия Димитривича от 1397 г. о взимании пошлины с ухтостровских жителей.

Из купчей 1519 г., копия которой была частично внесена в памятную книгу прихода, а подлинник хранился в церковном архиве, следовало, что намного раньше этого года, т.е. ещё в XV в. описываемый приход уже существовал и в нем были деревянные церкви — Богоявленская и Благовещенская. Из челобитной церковного прикащика Антонки Пахомова на имя Макария, епископа Вологодского и Великопермского, а также из храмозданных и храмосвятных грамот митрополитов Новгородских Киприана, Никона, Корнилия, Питирима и из других старинных документов известно, что церкви подвергались пожарам в 1575, 1626, 1635, 1667 и 1680 годах и были каждый раз восстанавливались.

Последняя деревянная Богоявленская церковь была построена в 1681-1682 г.г. по благословению митрополита Корнилия и освящена архиепископом Афанасием в 1683 г. Её строителем был заостровский крестьянин Степан Федотов Мелахов, получивший за лес и производство работ 150 рублей и 110 мер ячменя. Первоначально церковь имела 9 глав, но при поправке в 1775 г. была оставлена только одна. За крайней ветхостью эта церковь в 1883 г была заново перестроена и освящена епископом Нафанаилом 2-м 15 июля 1886 г.

Каменной Благовещенской церкви, освященной в 1858 г., предшествовало несколько деревянных, последняя из которых построена в 1668 г. по грамоте Питирима, митрополита Новгородского. К средине XIX века церковь обветшала настолько, что была упразднена и вместо неё, по указу Архангельской духовной консистории от 6 июля 1850 г. за №2299, была построена каменная церковь, освящённая в 1858 г. протоиереем Холмогорского собора Иаковом Ключаревым.
Приписная часовня в д. Нестеровской, во имя Животворящего Креста Господня, была устроена в 1718 г. по благословению Преосвящ. Варнавы.
Церковно-приходское попечительство открыто в 1888 г. Церковно-приходская школа существует с 16 октября 1891 г. Учительница — кончившая курс в епархиальном женском училище девица Александра Попова. Церковный староста: Василий Могутов 1887-1890? г.г.

Ухтостровский Троицкий приход. Приход располагался в 9,5 верстах от Холмогор, в северной части Ухтостровского острова, омываемого с северо-востока Северной Двиной, а с юго-запада — её рукавом Богоявленкой, напротив Холмогор. В составе прихода было 12 деревень.

Об Ухтострове как населенной местности, упоминалось в 1397 г. в судной грамоте великого князя Василия Димитриевича. Сведений о ранней истории прихода не сохранилось, так как церковные документы погибли в пожарах, а также при набегах «Литовских людей и русских воров» в начале XVII в. Об этих нападениях на церкви и ограблении их упоминалось в грамоте митрополита Новгородского Киприана от 1634 г. О том же писал ему церковный прикащик того времени Гришка Еремеев.
Из писцовой книги Мирона Вельяминова от 1623 г. видно, что в то время в Ухтостровской волости были две деревянные церкви — во имя Св. Троицы и вмц. Варвары — и при них причт, состоявший из священника, дьячка и пономаря. Свято-Троицкая церковь сгорела от молнии 24 мая 1626 г., как видно из челобитной церковного прикащика Хрисанки Павлова от 1627 г. к Новгородскому митрополиту Киприану, который грамотой от того же года на имя «Спасского попа» Тимофея Семенова благословил построить вместо сгоревшей новую церковь.

Вторая церковь была шатровая, пятиглавая с папертью с трех сторон. Она сгорела и была заменена новой, построенной в 1646 г., как видно из челобитной церковного прикащика Федьки Афанасьева Пузанова от 1646 г. к митрополиту Аффонию о построении новой Троицкой церкви с приделом во имя Алексия, человека Божия, и из храмозданной грамоты названного митрополита на имя священника Троицкой церкви Козьмы Иванова. Этой грамотой, кроме построения церкви, разрешалось, согласно просьбе того же Пузанова, «на праздники Св. Алексия человека Божия ко храму с Холмогор, с Посаду, и около посадных волостей ближним попом приходити со кресты молебнов пети во вся годы буде им возможно»

Когда церковь пришла в ветхость, ухтостровские прихожане обратились с челобитной к первопрестольному архиепископу Афанасию, который своей грамотой от 26 марта 1682 г., писанной ещё из Москвы, разрешил строительство каменной церкви во имя Живоначальной Троицы с приделом «в особых стенах» в честь Положения ризы Господа нашего Иисуса Христа. Главный Троицкий престол новой церкви был освящен самим архиепископом Афанасием 10 июля 1690 г., а придельный — протопопом Василием и протодиаконом Иваном в 1694 г., только не в честь Положения ризы Господа, как первоначально предполагалось, а в честь св. Алексия человека Божия, по ходатайству перед архиепископом Афанасием священника Ивана Гаврилова и церковного прикащика Михаила Никифоровича Волкова. Этот придельный храм, располагавшийся в северной части Троицкой церкви, в 1815 г. был упразднен и в 1823 г. совершенно разобран, а кирпич и камень употреблены в 1833 г. на устройство церковной ограды.

Варваринская церковь, упоминаемая в книге Вельяминова, была заменена новой, деревянной, построенной в 1636 г. по благословению митрополита Аффония. Она к концу XVII в. пришла в ветхость. Вместо неё, по грамоте архиепископа Афанасия от 12 марта 1693 г., приступили к строительству каменной Варваринской церкви, которая из-за недостатка средств строилась долго и освящена была 6 февраля 1702 г. Вместо отдельного Алексиевского храма усердием санкт-петербургского купца Василия Ивановича Грибанова, уроженца Ухтостровского прихода, в трапезе теплой Варваринской церкви в 1849 г. был устроен придел во имя того же святого, впоследствии упраздненный.

Церкви и колокольни в 1883 г. обнесены каменной сплошной оградой, устроенной усердием приходского крестьянина Иродиона Григорьевича Ермолина. В пользу церкви крестьянином Ермолиным пожертвованы 1000 руб. на устройство нового иконостаса в Троицкой церкви. В пользу причта пожертвованы 500 руб. Ермолиным и 100 руб. крестьянской вдовой Марфой Батраковой. В 1887 г. крестьянину Иродиону Григорьевичу Ермолину было преподано благословение от Св. Синода за пожертвования в пользу церкви.

Церковно-приходская школа была открыта 14 декабря 1887 г. Учительница — выпускница епархиального женского училища девица Александра Владимировна Мефодиева. Церковный староста: Козма Колтовой 1887-1890? г.г.


Ансамбль Троицкого собора (не существующего ныне). На переднем плане — церковь Великомученницы Варвары
Церковь Великомученницы Варвары
Церковь Великомученницы Варвары
Современное состояние церквей

Богоявленская церковь

Церковь Великомученницы Варвары

Окна в церкви Великомученницы Варвары

Информация для туристов

Если решите посетить этот прекрасный уголок Холмогорского района, то вы сможете остановиться в гостевом доме Штинёвой Анастасии Александровны.

Адрес: д. Ухтострово, Андреяновская д.22.

Количество мест: 7-15

Услуги: Проживание, питание, экскурсии

Цена: 1000 рублей

Контактный телефон: +79522122959

Исторический очерк д. Ухтострово принадлежит Евгению Фёдоровичу Колтовому.

Александр Лыжин. 2012 год.

2 thoughts on “Ухтострово (Историческая справка)

  1. Ув. А. Лыжин!
    Представленный Вами здесь материал — до описания приходов — дословное взаимствование моей статьи.
    Не честнее ли будет указать имя настоящего автора — Евгения Федоровича Колтового.
    ЕФК

  2. Евгений, здравствуйте. Прошу извинить меня за столь поздний ответ по причине моего долгого отсутствия на сайте. Очень рад, что вы откликнулись. Конечно же я за честное размещение статей, потому ваше авторство указал. Прошу меня извинить. Если у вас есть и другие статьи по Холмогорскому району, буду рад их разместить у себя на блоге.

    С уважением, Александр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.