Старинные монастыри Холмогорской земли

Ивановский Емецкий монастырь.

Ивановский монастырь находился примерно в 180 километрах от Архангельска (в бывшем Холмогорском уезде, теперь Холмогорский район Архангельской области) на реке Ёмце, впадающей в Двину. Время основания не мизвестно. Первое упоминание относится к началу XVI века: в писцовой книге говорилось, что в 1513 г. в Емецке были: 1) две приходские церкви для крестьян Зачаческого прихода, перенесённые в 1686 г. в Зачаческую волость, и 2) два монастыря, неизвестно кем и когда устроенные — женский Иоанно-Предтеченский, с церквями в честь Иоанна Предтечи и в честь вмч. Георгия Победоносца, и мужской Покровский.

Об Иоанно-Предтеченском монастыре упоминалось в писцовой книге князя Василия Звенигородского от 1587 г., где было написано: «В Емецком стану, у большого села, на р. Емце монастырь девичий, а на монастыре церковь Иоанна Предтечи деревянная вверх, а другая церковь Георгия страстотерпца деревянная-же, а в церквах образа и книги и свечи и колокола и всё церковное строение прихожан и Сийского монастыря. На монастыре двенадцать келий» («Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии». Вып. 1 — Архангельск, 1894. — С. 337). У этого монастырька была также своя, хотя и небольшая вотчина – «четыре деревни живущих, а в них пашни четыре обжи…. та церковь Иоанна Предтечи стоит на монастырской земли на Никулиной деревне и Кощевой горе». Монастырь был очень беден, поэтому ему оказывалась помощь от казны. Царскою грамотою государя Федора Ивановича велено было «Двинским холмогорским данщиком давать в монастырь милостины из государевых данных денег на Колмогорах по двенадцати рублев с половиною на год». Эта милостинная грамота хранилась в Сийском монастыре.

Монастырь был закрыт в 1613 году в связи с трагическими событиями того времени. В 1613 году остатки разбитого польского войска из корпуса Лисовского, разбитого под Москвой, уходили к границам Русского государства, по пути обрастая и русскими лихими людьми. Они нападали на мирные поселения, в том числе и монастыри, убивали, грабили, бесчинствовали. Когда тревожная весть о их приближении достигла Холмогор, то двинской воевода Петр Иванович Пронский решил укрепить подступы к городу, устроив острог, на месте Емецк ого монастыря, используя его постройки, так как строить что-то вновь было уже некогда. Монахинь переселили в ближайший мужской Покровский монастырь,а монахов оттуда предварительно перевели в Сийский). История Емецкого Иоанновского монастыря на этом закончилась, он больше не возобновлялся. На месте женского монастыря впоследствии были поставлены две часовенки в память о стоявших на том месте храмах.

Кривецкий Успенский монастырь.

Кривецкий Успенский монастырь располагался на левом берегу реки Северная Двина в 42 верстах от Холмогор вверх по течению. Современное местоположение: МО «Копачевское»(с. Кривое, ныне Демидово), Холмогорский р-н, Архангельская обл.

Точное время основания монастыря не известно, вероятно XIX век. По грамоте царя Михаила Феодоровича от 1619 г., Кривецкий монастырь был передан в ведение Сийского монастыря. Даже в конце XIX века оставались заметными следы от монастырских построек (погребов), а пахотные поля, находившиеся близ приходских церквей, назывались «монастырскими» и некоторые места за Двиной — «монастырской поскотиной». Когда монастырь был обращен в самостоятельный приход, неизвестно, так как все церковные документы сгорели в пожаре 1799 г. Если принять во внимание, что первый приходской священник Иоанн Вакорин служил до 1770 г., то, вероятно, образование прихода относится к 1764 г., т.е. ко времени упразднения многих монастырей по случаю отобрания у них вотчин.

Монастырскими церквями были деревянные — Успенская и Трех святителей, перестроенные в XVIII веке. О них упомянуто в грамоте царя Михаила Феодоровича от 1619 г. Уже приходская церковь во имя Успения Божией Матери — деревянная, холодная — строилась с 1775 г. вместо прежней монастырской. Освящена в июне 1786 г. протоиереем Холмогорского собора Феодором Шешениным. Эта церковь была значительно повреждена пожаром в начале 1799 г. и, после ремонта, вторично освящена тем же протоиереем в марте 1799 г. В 1888 г. церковь была покрыта железом на средства крестьянина Афанасия Павозкова.

Каменная теплая церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – была построена взамен одноименной деревянной которая сгорела в 1799 г вместе с Успенской. Вместо сгоревшей по указу Архангельской духовной консистории от 23 марта 1803 г. за №44 была заложена каменная церковь. Освящена 21 ноября 1806 г. Преосвящ. Евлампием при приходском священнике Ферапонте Таратине. В 1880 г. на средства крестьянина Александра Шарпалова деревянная крыша была заменена новой железной.
Особым почитанием у прихожан не только описываемого прихода, но и других приходов, пользовалась резная икона вмч. Георгия. Наиболее древней книгой было Евангелие 1657 г., в конце XIX века обложенное медными посеребренными дсками. Также среди церковных древностей указывались деревянная дарохранительница и слюдяной выносной фонарь о девяти главах.

Четыре иконы Успенского Кривецкого монастыря, в советское время были вывезенные из закрытых храмов и занимают центральное место в иконной экспозиции Третьяковской галереи говоря о высоком иконописном искусстве Севера.

Николаевский Чухченемский монастырь.

Николаевский Чухченемский монастырь располагался в 10 верстах от Холмогор и являлся одним из четырех старейших обителей нижнего Подвинья ( Успенский Лявленский, Михайло-Архангельский, Николо-Корельский, Николаевский Чухченемской монастыри основаны не позднее второй половины XIVвека). Чухчемский был мирским монастырем, он основан жителями Холмогорского уезда. Монастырь был построен в конце XIV века миром нескольких отдельных волостей, которые дали ему для содержания несколько участков земли, и это было сделано, как позднее объясняли крестьяне: «для царского богомолия и душевного своего спокойствия и на поминок родителей своих и для постригания безвкладных нищих, нуждных людей, которые, ходя по миру, скитаются» (Архангельские Губерн. Ведом., 1870, № 70; Ефименко, Материалы для истории поземельн. влад. в Архан. губернии).

Несмотря на близость к административному центру Подвинья – Холмогорам монастырь всегда оставался небогатым. Возможно в начале он был самостоятельным. Сохранились в государственных архивах всевозможные грамоты о деятельности этого монастыря, а также на основе их проведены исследования разными историками.

На протяжении длительного времени его земельные и промысловые владения формировались за счет вкладов и покупок, обменов у крестьян и посадских людей Холмогор, Чухченемской, Великокурейской, Ровдогорской, Ухтостровской волостей. Значительный крепостной архив Николо-Чухченемского монастыря (свыше 100 пергаменных грамот) отразил интересные местные традиции деловой письменности, развитые формы частного поземельного акта, любопытные черты внутреннего устройства мирской обители (институт «чернецких” и церковных старост и т.п.

К XVII веку усиливается влияние на Севере Троице-Сергиевой Лавры. В 1611-1613 гг вотчиной столичного монастыря и становится Чухченемский монастырь. К моменту приписки земельный надел Чухченемского монастыря был небольшой, включая 13-15 малодворных деревень и не более 22 дворов всего. К 1678 г. состав деревень практически не изменился, да и число дворов не сильно возросло — их стало 29 . В научной литературе утвердилось мнение, что приписка к Троице-Сергиеву монастырю оборвала последние связи Николаевской обители с окружающим ее волостным миром (исследователи М.А.Островская, Н.Н.Покровский, А.И.Копанев). Мысль эта имеет под собой основание. Действительно, многое меняется в самом характере документации Чухченемского монастыря после включения в состав Троицкой корпорации. Чухченемские акты теряют присущую им в ХV в. (в меньшей степени ХVI в.) самобытность — пергамен в качестве материала для письма, наличие свинцовых вислых печатей, упоминания о чернецких и церковных старостах, да и особенности самих поземельных сделок, которые совершались раньше. Но сами поземельные связи жителей края с Чухченемским монастырем все же сохранялись и после его включения в состав Троицкой корпорации. За 1616-1635 гг. известны факты передачи холмогорцами по вкладам, закладам, обменам своих «вотчинных деревень” ( то есть участков ), «орамых земель”, пожен, дворов, изб, разной движимости. Вклады эти по-прежнему мотивировались желанием быть погребенным в «доме Живоначальной Троицы и чудотворца Николы на Чухченеме” или поступить туда в слуги. В 1681 г. монастырь приписан к архиерейскому дому новоучрежденной Холмогорской епархии.

Конечной степенью развития Николо-Чухченемского монастыря к середине ХVIII в. стало его превращение в село Никольское, в церкви которого А.А.Шахматов еще в 1909-1911 гг. видел «старинные тетрадки”, летописи и грамоты. После 1764 года названия монастыря в отчетах епархии не появляется, что говорит о преобразовании его в Никольский Чухченемский приход. Список приходских священников в памятной книге прихода был начат с того же 1764 г. До 1837 г. приход не был самостоятельным, а вместе с соседним Чухченемским Ильинским составлял один приход с двуклирным причтом.

При составлении описей монастыря в 1611 и 1615 г.г. в нём было две деревянные церкви: одна холодная во имя свт. Николая и другая теплая с трапезой и папертью в честь первомученика и архидиакона Стефана. Судьба Стефановской церкви неизвестна. Николаевская в 1629 г. была заменена новой в честь того же святого и освящена 22 мая 1631 г. Затем, по благословению архиепископа Афанасия, в 1689 г. была устроена церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, существовавшая до 1850 г. Вместо Введенской церкви построили новую и, с разрешения Преосвященного Варлаама, переименовали её в честь свт. Николая Чудотворца, т.к. старая Николаевская церковь за крайней ветхостью к тому времени была уже упразднена. В 1872 г. вместо упраздненной Никольской была устроена новая церковь в честь того же святого, а церковь, переименованная из Введенской в Никольскую, стала опять называться Введенской.

К приходу была приписана церковь в д. Вавчуге, в 7 верстах от приходских храмов. В этой деревне по воле императора Петра I, посетившего её в 1693 г., была устроена первая в России коммерческая верфь. Здесь же в 1708-1710 г.г. владельцем первой корабельной верфи в Вавчуге купцом Никифором Бажениным устроена каменная церковь. Тем же купцом пожертвован церковный капитал в 1500 руб. В церкви два престола: главный в холодном храме во имя св. Иоанна Предтечи и придельный — в теплой трапезе — в честь свт. Иоанна Златоуста. Первоначально эта церковь считалась домовой для её строителей, а впоследствии со всем имуществом перешла в епархиальное ведение.

Церковно-приходская школа, общая с Чухченемским Ильинским приходом, открыта в ноябре 1891 г. Учительница — выпускница епархиального женского училища девица Лариса Сидорова.

Масштаб вотчины Николо-Чухченемского монастыря в ХVII в. вполне соотносим с параметрами и Николаевской Чухченемской волости в конце ХVIII в., являвшейся одной из мелких волостей Подвинья, в которой исследователи отмечали 14 поселений и 67 дворов .

Покровский Емецкий монастырь.

Время появления и основатель монастыря неизвестны. Первое достоверное упоминание относится к началу XVI века: в писцовой книге говорилось, что в 1513 г. в Емецке были: 1) две приходские церкви для крестьян Зачаческого прихода, и 2) два монастыря, неизвестно кем и когда устроенные — женский Иоанно-Предтеченский, с церквями в честь Иоанна Предтечи и в честь вмч. Георгия Победоносца, и мужской Покровский. Покровский монастырь, в отличии от женского Ивановского (приписной к Сийскому монастырю) был самостоятельным до 1616 году.

в связи с угрозой нападения, которые устремились на север. Когда в Холмогорах стало известно, что поляки из корпуса Лисовского, разбитых под Москвой, опустошают Важский уезд и намереваются то же сделать с двинскими жителями, то Холмогорский воевода Пётр Иванович Пронский устроил в 1613 г. на месте Иоанно-Предтеченского монастыря деревянную крепость (острог), пустив монастырские здания на строительство укреплений и переселив монахинь в Покровский мужской монастырь, а иноков из него — в Сийский монастырь. После этого Иоанно-Педтеченсий монастырь не возобновлялся, а мужской Покровский был обращён в женский и отдан в 1616 г. в ведение Сийского мнастыря, которому принадлежал и упразднённый Иоанно-Предтеченский монастырь. Этот монастырь в 1760 г. сгорел вместе со всем острогом и с приходской Богоявленской церковью, упоминаемой еще в 1513 г. После этого монахини были переведены в Холмогорский монастырь, а сгоревший Покровский более не возобновлялся.

После пожара крестьяне — прихожане сгоревшей Богоявленской церкви — построили новую Богоявленскую церковь, а бывшие монастырские крестьяне — три церкви: 1) во имя Покрова Пресвятой Богородицы; 2) во имя Иоанна Предтечи и 3) во имя вмц. Параскевы. Крестьяне, бывшие монастырскими, вошли в состав Емецкого прихода. Все прихожане сали делиться на две части — Богоявленскую и Покровскую. Богоявленская церковь стала называться соборной, а старшие члены причта — протоиереями и ключарями (в некоторых документах упоминались протопоп Иоанн Розанов, служивший до 1775 г., протопоп Алексей Вальнев и ключарь Иоанн Коротаев). Церкви были небогаты утварью. Так, в описи от 1771 г. говорилось, что во всех четырёх церквях было только два экземпляра оловянных богослужебных сосудов.

Все церкви сгорели в ночь на 22 сентября 1773 г. Тогда емецкие прихожане обеих половин устроили одну церковь с двумя престолами — Богоявленским и Покровским. В ночь на 1 октября 1808 г. сгорела деревянная Богоявленско-Покровская церковь. В 1792 г. была заложена каменная двухэтажная церковь и вчерне окончена в 1808 г., когда был освящён главный престол. Первоначально в церкви было три престола: в нижнем этаже два — главный Богоявленский, освящённый 21 декабря 1808 г. архимандритом Сийского монастыря Феофилом, и придельный — во имя вмц. Параскевы, освящённый 2 июня 1822 г. благочинным Василием Павловским, и в верхнем этаже один престол — в честь Покрова Пресвятой Богородицы, освящённый в 1843 г. Придельный храм вмц. Параскевы из-за тесноты был упразднён в 1855 г. На месте Покровского монастыря располагалось приходское кладбище.

Холмогорский Успенский монастырь.

Холмогорский Успенский женский монастырь располагался в г. Холмогорах, на одном из островов, образуемых рукавами Северной Двины. Теперь это село Холмогоры Холмогорский район Архангельской области. Точное время основания Холмогорского монастыря не известно. Монастырь располагался в самом городе вблизи кафедрального Преображенского собора.

Первоначально обитель находила в ином месте в нижнем посаде при речке Падере. По главному храму в честь Сретенья иконы Божией Матери Владимирской обитель наименовалась изначально Владимирским монастырем. Обитель существовала при храме возможно после 1636 года, так как при извещении о пожаре уничтожившего весь посад в том году упоминания о монастыре нет. Но до учреждения Холмогорской епархии был указ Новгородского митрополита (имя не сохранилось) об открытии при отстроенной Сретенской Владимирской церкви девического монастыря.

При учеждении Холмогорской епархии прибывший превый епископ новой епархии в 1882 году застал уже обветшавшую Сретенскую церковь, с опустевшими кельями. Для разошедшихся стариц Владыко учреждает в 1884 году Успенскую странноприимнецу. Этого оказалось недостаточным. В 1687году Холмогорский архиепископ Афанасий решил вместо деревянного собора построить каменный и основать обитель на расстоянии 5 верст от собора в посаде Курцево. 3 ноября 1687 году было заложено основание деревянная Успенская церковь – обитель стала именоваться Успенской. Обитель не имела своих угодий и полностью содержалась на средства архиерейской казны. После этого монастырь, влачивший ранее бедное существование, стал возрождаться.

Первой игуменьей Успенского женского монастыря была мать архиепископа Афанасия Марфа (с 1688г). Вначале церкви монастыря были деревянными и не раз сгорали и восстанавливались. Весной же монастырь, находящийся в низине страдал от затопления и льда.

При приемниках выделяемое содержание сократилось, т.к. сами архиерее нуждались в средствах. По учреждению монастырских штатов 1764 году Холмогорский Успенский монастырь был сохранен и определен к 3 классу. Дабы стать штатным и набрать необходимое число монашествующих для этого класса (17 инокинь) был закрыт Шенкурский женский монастырь, а его 4 монахини переведены были в Холмогоры. Монастырю было увеличено жалование и выделены земли и рыбные угодья.

В 1798г. император Павел дал приказ: «повелеваем Синоду, находящемуся в Холмогорах бывший архиерейский дом принять в свое ведомство и поместить в нем монастырь…» Так Успенский женский монастырь был переведен в архиерейский дом и получил каменное строение. После его ремонта сестры обители с августа 1802 г. переселились туда. В 1803 г. из старого Успенского храма были принесены престол и иконостас в Новый каменный храм Успения Богородицы. Главная церковь монастыря, Успенская, была пристройкой к восточной стене бывшего архиерейского дома. Она была холодной, не отапливаемой. Теплые придельные церкви — Никольская и Тихвинская — были в крестовой палате архиерейского дома. Второй храм — в честь Св. Духа. Дважды в году здесь совершаются крестные ходы: первый 15 августа и второй — в 4 воскресенье Великаго поста, когда отправляется из Холмогор в Красногорский монастырь Грузинская икона Божией Матери.
В храмовый праздник Успения Божией Матери число богомольцев в монастыре достигало несколько сот. В этот день бывал крестный ход в монастырь из собора с местными святынями.

Успенский женский монастырь оказывал сильное влияние на окрестное население. Родственники монахинь, посещавших монастырь, выносили оттуда светлые впечатления. Некоторые девушки оставались в нем на год-два, потом возвращались в свои семьи с христианскими навыками.
В 1840 году при монастыре был открыт приют для девочек- сирот. Это было первое образовательное заведение для девиц духовного звания. При монастыре была странноприимница и больница.

На начало XX века в монастыре проживало около 200 монахинь, послушниц и богомольцев. В тяжелые годы отечества, в русско-турецкую войну 1877-78 годов кроме пожертвования деньгами и вещами, многие из сестер вступили в общество Красного Креста для ухода за ранеными. 12 монахинь отправились на место военных действий.

Инокини занимали помещения бывшего архиерейского дома вплоть до 1920 г., когда обитель была зарыта. Последней игуменьей обители была мать Глафира (Макарова), управлявшая монастырем в 1917-1920 гг.

С 1914 по 1920 год монастырь духовно окормлял священник Василий Фирцев. В год закрытия монастыря 16 сентября 1920 году отца Василия расстреляли по обвинению в антисоветской агитации и контрреволюции.
Деревянные постройки Успенского монастыря были разобраны, но каменные храмы сохранились. В гражданскую войну здесь расстреливали людей. Потом всю территорию монастыря застроили сараями. Остался и монашеский корпус – бывшие архиерейские палаты. После закрытия Успенского монастыря Преображенский собор подвергся разорению, места упокоения Архангельских владык были осквернены, надгробные плиты растащены, пол разобран, так что сейчас невозможно определить, где находились их захоронения В войну в подвалах под собором жили пленные, потом эти подвалы были засыпаны и вход в них забетонирован. В советское время здесь все перерыли: дети искали клады.
Ныне в Холмогорах открыт православный приход. Восстановлен храм Св. Духа, где совершаются богослужения.

You may also like...

Один комментарий

  1. Елена:

    БРАВО! Оказывается такие красивые монастыри были в Емецке на Кощеихе, очень интересно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

18 − 17 =