Деревня Залыва. Прошлое и Настоящее (эксклюзивная статья Александра Лыжина)

Данная статья несёт в себе основную цель – внести ясность, заполнить пробел в информационной базе жителей Холмогорского района. Это статья о небольшом, мало кому известном, населённом пункте, в которой испокон веков жили предки автора (Лыжины) – деревне Залыва на Курострове (МО «Ломоносовское»). Автор постарался вобрать максимальное количество данных в исследовательскую работу, дабы просветить жителей и гостей Холмогорского района.

Географическое местоположение

Деревня Залыва (исторически также называвшаяся Залывье, Залывы) располагается на о. Куростров примерно в 7 километрах от районного центра – села Холмогоры. По административной принадлежности – к МО «Ломоносовское». Географически располагается в северо-восточной части Куростровского острова на левобережье реки Северная Двина.

Топонимические особенности

Микротопоним «Залыва» характеризует положение объекта относительно места возникновения названия и имеет вполне логическое объяснение. Слово соединяет в себе два составных – предлог «За» и «Лыва». В нашем случае «Лыва» означает заливаемое место на пожне (сенокосное угодье). Действительно, деревня располагается в затопляемом в период весенних паводков месте, так как находится вблизи побережья Северной Двины, а также здесь исторически и в наше время располагались крупные по площади сенокосные угодья для скота. Как пример также можно привести название ещё одной деревни – Заручевье, которая находится в составе Залывы. Микротопоним «Заручевье» имеет своё объяснение в том, что деревня лежит к востоку от протекающего поблизости ручья, который в свою очередь вытекает из озера Хайлово.

Историческая справка

Установить точную дату создания данного населённого пункта очень сложно, как и многих других на Русском Севере. Местечко «Залывье» упоминаются в Двинских грамотах XV века, а именно в акте Чухченемского монастыря под № 28, описанным А. Шахматовым в «Исследованиях Двинских грамот XV века». Там же он пишет, что почерк грамоты может быть отнесён к XIII – начало XIV века (по словам некоего господина Востокова). Текст грамоты гласит о покупке Игнатия Матвеевича села Станшикшинского у некоего Борисова (данные могут быть неточными).

В книге куростровского священника и настоятеля церкви Дмитрия Солунского Аркадия Грандилевского «Родина Михаила Васильевича Ломоносова» даются чертежи Курострова. Деревня Залывье упоминается уже в в XVI веке, Грандилевский также изобразил тут и указанные выше лывы.

 

На картосхеме:

18 – Залывское селение

19 – Лывы под Ровдиною и Залывьем

20 – Петачков ручей (Петачово)

21 – Озеро Максимцево откуда течёт Петачков ручей

 

Вот что Грандилевский пишет о территории Залывы: «Залывская местность в западной своей половине очень холмистом мало заселена, зато  восточная окраина всюду занята деревнями, наибольшая часть которой соприкасается со Становым наволоком. К югу от Залывья лежит Ровдина гора… Лыва – болотистая низменность со стоячей водой. Лыва в данном случае значит просто Лужа, или водянистая болотина… В северную сторону от Петачкова ручья (сегодня он называется Петачово и изрядно иссох), впадающего в Двину, раскинут на поперечники в три версты, а в длину около четырёх вёрст. Залывский сенокосный остров, граничащий с востока берегом Двины, с севера берегом озера Маткозеро, которое подобно узенькой речке около шести сажень ширины, начинается с середины юго-восточного оката Куростровской возвышенности, прямолинейно идёт к берегу Двины в восточном направлении и оканчивается под ручьём, впадающим в Двину. Маткозеро почти параллельно Петачкову ручью»

Там же в книге Грандилевский даёт широкое описание другим географическим объектам, находящимся  в близи Залывского селения. Настоятель куростровского храма называет жителей данного населённого пункта – Залывчаной с указанием на основной род деятельности – бондарство. Бондарь — ремесленник, выделывающий бочки, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт. Такое ремесленничество было необходимо для куростровских жителей, по большей своей части занимавшихся рыболовством и промыслом морского зверя, а также кораблестроением.

Академик Иван Лепехин в своей книге «Путешествия. Часть IV» даёт в качестве приложения план местности прилежащих к Куростровской волости, где родился Михаил Ломоносов. План датируется 1788 годом. На данном снимке можно увидеть территорию, прилегающую к Залыве.

На плане можно увидеть такой топоним как Юрмола. На Курострове так называют отдельные урочища; территории, противоположные горным (возвышенным), то есть низинные части, как правило, подтопляемые водой.

Через сто лет был издан другой план, на котором видны границы церковных приходов. На Курострове существовало три прихода – собственно Куростровский, Ровдогорский и Залывский. Последний имел два храмаУспенский (престольный праздник 15 августа) и Входоиерусалимский (престольный праздник в Вербное Воскресенье, за неделю до Пасхи). Таким образом в деревнях складывались так называемые «праздники деревни» и отмечались в день престольного праздника. У жителей Залывы до сих пор Успеньев день считается главным праздником деревни. Так, например, в соседних Ровдогорах жители праздновали день Петра и Павла в честь престольного праздника Петропавлоской церкви.

На данном плане можно познакомиться с территорией Залывского прихода на 1887 год, название деревень того времени резко отличаются от сегодняшних.

 

 К плану прилагается также небольшое сведение о населении того времени.

Залывское поселение было не столь многочисленным в отличие от соседних Ровдогор, Чухченемы и Ухтострова.

Залывский приход

В книге «Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской Епархии. Выпуск 1. Уезды Архангельский и Холмогорский. 1894 год» даётся подробнейшее описание двух храмов Залывского прихода.

«Приход располагался на западном берегу Куростровского острова, в 7 верстах от Холмогор. В состав его входили 6 деревень, жителей в которых к 1 января 1894 г. начитывалось: 128 мужского пола и 158 — женского.

Приходских церквей было две: Успенская и Входа Господня в Иерусалим. Им предшествовали 4 Успенские церкви и одна Входиерусалимская.

Первая Успенская церковь была, вероятно, построена в 1505 г. Она существовала до 1595 г. или до начала XVII века. Затем была разобрана по ветхости. Вторая церковь, отчасти из-за ветхости прежней, а ещё более в память об избавлении от литовских набегов в 1619 г., строилась в 20-х годах XVI века на новом месте, по благословляющей грамоте патриарха Филарета от 26-го сентября 1620 г., данной на имя попа Константина из Залывья, церковного старосты Варфоломея Павлова и всех крестьян Куростровской волости, писавших патриарху: «в прошлом де в 127 г. (т.е. в 1619 г.) приходили де на Московское государство Литовские люди и они де боялись от Литовских людей войны и выменили образ Пречистыя Богородицы и Честнаго ея Успения и обрекли новый храм воздвигнути на новом месте на Государственной порожней земли на лугу во имя Успения Пресвятыя Богородицы, на том де месте прежде сего храм не бывал да и в Митрополии и в Архиепископии то место низакоими митрополитами не бывало и в книгах нигде не написано» (Цит. по: Краткое…, с. 272). Вместе с благословением на устройство этой церкви патриархом дано распоряжение «тое бы церковь быти в нашем патриаршестве» (там же).

Вторая Успенская церковь к 1665 году обветшала и была заменена новой, построенной по грамоте Павла, митрополита Сарского и Подонского, от 20 января 1665 г. Третья церковь сгорела 2 января 1693 г. Вместо неё была построена и 3 декабря 1697 г. освящена четвертая церковь. Она также сгорела 14 сентября 1742 г. Взамен была построена теплая церковь с трапезой, освящена ключарем Холмогорского Преображенского собора иереем Козмою при священнике Залывского прихода Иване Александрове, по грамоте архиепископа Варсонофия от 19 декабря 1747 г.

Успенская церковь была перекрыта в 1843 г. усердием купеческой вдовы Евдокии Степановой Жеребцовой. В 1854 г. церковь обшита тесом и поставлена на каменный фундамент, тогда же сделан новый иконостас. Все это было сделано стараниями священника Василия Шилова (бывшего ранее протодиаконом), собравшего достаточную сумму среди купцов г. Архангельска и отчасти среди прихожан.

Первая церковь в честь Входа Господня в Иерусалим была построена по благословляющей грамоте патриарха Никона от 5 марта 1653 г. К 70-м годам XIX в. эта церковь пришла в совершенную ветхость. Кроме того существовала угроза обрушения церкви, т.к. она стояла на берегу, ежегодно подмываемом весенней водой. Согласно прошению прихожан и причта, указом Архангельской духовной консистории от 23 июля 1874 г. за №4993 разрешено было этот ветхий храм перенести на новое место. Постройка началась 3 апреля 1875 г., закончилась в конце 1875 г. Храм был освящен 11 июля 1876 г. местным благочинным священником Иоанном Ульяновским. Этот храм был снаружи и изнутри украшен в 1885 г. на средства ухтостровского крестьянина Иродиона Григорьевича Ермолина, который в 1884 г. пожертвовал сребропозлащенные священные сосуды и кадило.

В 1805 г. крестьянин Матвей Бурый пожертвовал в числе многих других предметов напрестольный сребропозлащенный крест; в 1864 г. от неизвестного поступило напрестольное Евангелие в четверть, с сребропозлащенными изображениями Воскресения Господня и 4-х евангелистов; в 1876 г. от бывшего залывского священника Косьмы Артемьева Иовлева, поступившего в монашество с именем Ювеналий и скончавшегося в апреле 1893 г. в сане архимандрита и настоятеля Михаило-Архангельского монастыря, был пожертвован прибор сребропозлащенных сосудов весом 1 ф. 82 зол., 700 руб. денег на устройство Входиерусалимской церкви и на расходы при её освящении, 5 икон с серебряными украшениями, священническое облачение; кроме того, на его счет была окрашена Успенская церковь, им же пожертвован церковный капитал — процентный билет на 100 руб.»

Есть также небольшая информация о священниках и псаломщиках Залывского прихода.

Один из них – Истомин Пётр Никанорович, который родился в Вологодской губернии. С 29 января 1909 года по 10 апреля 1922 он был священником церкви Залывского прихода, а также законоучителем сельского училища. Был арестован в связи отказа в участии в работе «грабительской комиссии» по изъятию ценностей в церкви, где служил. За это Пётр Никанорович был обвинён в распространении ложных провокационных слухов и публичном оскорблении  представителей советской власти»
Приговорён к  1 году и 6 месяцам лишения свободы. С учетом постановления ВЦИК об амнистии в честь 5-й годовщины Октябрьской революции срок наказания сокращен на половину. Второй раз его арестовали в 1935 году вместе с прихожанами по обвинению в поджоге церкви, которая была
отдана сельсоветом под клуб. И, наконец, третий арест – уже в самом лагере в Ярославской области «Волголаг», где был обвинён за «во время пребывания в лагере с группой бывших служителей культа  обрабатывал заключенных в контрреволюционных целях». Тем самым приговорён к высшей мере наказания – расстрелу. Кончина —  4 ноября 1937 года. И лишь в 1987 он был реабилитирован.

Из других людей стоит сказать о ещё двух.

Павловский Иоанн Стефанович

возраст: на 1894 г. — 40 лет

образование: Уволен из низшего отделения АДС

1870 — псаломщик. 24.7.1877 — рукоположен в сан священника. 10.8.1877 — священник в Залывском приходе Холмогорского уезда. (1894)

Тошаков Михаил Васильевич

возраст: на 1894 г. — 63 года

образование: Уволен из низшего отделения Архангельского ДУ

На службе с 7.5.1850. 27.7.1883 — псаломщик в Залывском приходе Холмогорского уезда. (1894)

Современное состояние

Сегодня деревня Залыва потеряла свой исторический облик. Нет уже ни одной церкви, которые были порушены и сожжены большевиками в советское время, впрочем, такая диавольщина шла по всей стране, стирая с лица русской земли её историю и духовное прошлое.

В советские времена на территории современного поселения был свой клуб, магазин, люди повсеместно заготавливали сено, в этом нелёгком деле участвовали все — от мала до велика. Совсем недавно было разобрано двухэтажное деревянное здание, где раньше находилась начальная школа, и даже летний лагерь «Двина». Корпус включал отдельные здания под столовую и жилое помещения для детей. В деревне сегодня нет даже своего указательного знака, быть может, люди, проезжая мимо, и не представляют, что это за населённый пункт.

Залыва является путём, который связывал отдельные острова Северной Двины и населённые пункты – Холмогоры с Чухчеремой и Ухтостровом. Жители Холмогорского района сегодня этим и пользуются в зимний ледостав.

От советского прошлого остались лишь поникшие дома, в которых уже почти никто кроме дачников не живёт. Некогда работавший скотный двор прекратил своё существование, печально видеть, как гибнет животноводство в Холмогорском районе.

Сегодня Залыва – это населённый пункт, состоящий из ряда маленьких деревушек, таких как Пекишево, Лыжино, Макарово, Подсосны, Заручевье и Сурово. Названия деревень объясняются тем, что в них, как правило, жили люди с родственными корнями, дети старались ставить свои дома рядом с родительскими, отчего появлялись фамильные поселения. Возможно, есть и другое объяснение этому явлению, но автор придерживается лишь такой точки зрения. Возраста данных деревень могут колебаться и установить их очень тяжело. В деревне Лыжино жили родственники автора – прадед со своей семьёй. Один из его сыновей купил дом в деревне Подсосны, которая сегодня состоит всего из трёх домов. А когда-то здесь стояло более десятка жилищ, название деревни тоже пока что не поддаётся точному объяснению, возможно, когда-то здесь росли сосны, которые со временем вырубили местные жители.

В деревне находился Залывский причал, куда в советское время приставали баржи и пассажирские суда. Во времена, когда Северная Двина была не настолько иссушена, к берегам Залывы причаливали туристические теплоходы. А какой вид открывается на Северную Двину здесь! Могучая река омывает местные острова, на противоположном высоком берегу гордо стоит протяжённая деревня Чухчерема. В летнее вечернее время на берегу Залывы можно отчётливо слышать, о чём говорят жители «соседской сестры» – вот такая тут тишь! Сами же Залывские берега – излюбленное место рыбалки как для жителей Курострова, так и для приезжих.

Через Северную Двину, словно небесный мост, тянутся провода от вышек ЛЭП в деревне Заручевье и Чухчереме, будто связывая два населённых пункта. Вышки, как титаны величественно возносятся над крутыми берегами, отбрасывая огромные тени. Построены они совсем недавно, были случаи, когда в Заручевье устраивали даже «соревнования», кто быстрей заберётся наверх.

В Залыве находится два памятника культуры, один из которых, поклонный крест, к сожалению прогнил. В сентябре 2005 года на его месте поставили обетный крест, который освятил настоятель холмогорского прихода иеромонах Леонтий (Эйзенман).

Старый поклонный крест был поставлен каким-то священником в 30-е  года прошлого века. Автор статьи предполагает, что на этом месте находилась Входоиерусалимская церковь, но это лишь предположение. Как известно эта церковь была перенесена с берега. Также известно, что вблизи от места Успенской церкви, на берегу, где стоит одинокий дом в деревне Лыжино, также были найдены надгробные плиты, которые подверглись вандализму, люди пытались найти в могилах наживу для себя.

Но точно можно установить местонахождение Успенской церкви, так как на её территории осталось несколько мемориальных объектов (читайте про них в статье про кладбище Успенской церкви).

Из памятников культуры стоит также отметить дом Н.Р. Пекишева 1903 года, который будучи двухэтажным ушёл в землю от ветхости на целый этаж.

В восточной части Куростровского острова лежит обширный лесной массив, который располагается ровно по центру. На окраине леса поблизости от Залывы находится деревенское кладбище.

В деревне Лыжино проживает около  7 человек. Один из них Алексей Иванович Волков – мастер по дереву и кости. Он – участник многих зарубежных и всероссийских выставок художественно-прикаладного искусства, имеет много дипломов и медаль «За вклад в дело дружбы» Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел РФ. Алексей Иванович и по сей день творит своими руками замечательные вещи.

Эпилог

Подводя итог можно сказать, что автор постарался в данной работе максимально рассказать об этой деревне, так как полноценной информации по всей видимости не существует. Будущее Залывы известно лишь Богу.

Совсем недавно 10 апреля 2012 года состоялись слушания в администрации МО «Ломоносовское», в результате которого дано разрешение на использование земли под строительство научного стационара Россйиской академии наук. Комплекс будет располагаться вблизи деревни Подсосны. Данный проект ещё планировался при В.В. Ющенко. Время покажет, насколько быстро и эффективно реализуется этот проект, возможно, он будет толчком для развития деревни Залыва, поднятия демографической ситуации и инфраструктурной составляющей. Будем надеяться на лучшее.

Автор статьи: Александр SacradamuS Лыжин. 2012 год. Копирование информации строго с пометкой на сайт и автора статьи!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.