Анализ культурных ландшафтов Холмогорского района Архангельской области

«Север… спас нам от забвения русские былины, русские старинные обычаи, русскую деревянную архитектуру, русскую музыкальную культуру, русскую великую лирическую стихию – песенную словесную, русские трудовые традиции – крестьянские, ремесленные, мореходные».
Д.С. Лихачёв

Север как целостное явление российской культуры является особым регионом российского культурного наследия и уникальным памятником мировой культуры. До настоящего времени Архангельская область сохранила во многом нетронутыми пласты народной культуры и народного творчества. Архангельская область занимает первое место в России по количеству и значимости памятников деревянного зодчества и венчает десятку российских регионов, знаменитых своим культурным наследием. Следует заметить, что Русский Север представляет не заповедник, не музей под открытым небом, а именно регион живой традиционной культуры, территорию, сохраняющую самобытное культурное и природное наследие России.

В данной работе будут описаны культурные ландшафты, расположенные на территории Холмогорского района Архангельской области, проведён анализ, результатом которого будет описание уникальных черт культурных ландшафтов, присущих именно Холмогорскому району, как одному из наиболее известных территорий Архангельского региона. Также в анализе особое внимание будет отдано структуре и современному состоянию культурных ландшафтов исследуемой территории. Особое место в работе будет уделено истории происхождения культурных ландшафтов, этнографии и топонимике Холмогорского района.

Современное состояние культурных ландшафтов Холмогорского района. Структура и своеобразное сочетание

Холмогорский район – это чистый, неиссякаемый родник русской народной северной культуры. Образован он, с центром в селе Холмогоры, в июле 1929 г. при районировании Северного края на территории Холмогорской волости бывшего Архангельского уезда Архангельской губернии и расположен в нижнем течении Северной Двины. Издавна Холмогоры играли заметную роль в жизни края. Здесь зарождалось отечественное кораблестроение. До основания Архангельска Холмогоры были первым портовым городом страны. В XVI веке здесь был русский центр международной торговли. В 1682 г. в Холмогорах была учреждена епархия, просуществовавшая до 1735 года. В Спасо-Преображенском Соборе, построенном первым архиепископом Холмогорском и Важским Афанасием в 1691 году, была организована переписка и переплетение книг.

Исторически Холмогоры были не только политической, экономической, но и культурной столицей Поморья. Именно этот район Нижнего Подвинья сыграл выдающуюся роль в формировании культуры Русского Севера, в выработке и сохранении художественных традиций. Во многом это было определено тем, что Холмогоры до постройки на Неве Санкт-Петербурга были «единственным окном в Европу». В настоящее время территория района составляет 16, 8 тыс. кв. км, на которой располагаются 422 населённых пунктов, не малое число которых проявляют в сегодняшние дни важную культурную ценность и материал для развития туристско-рекреационных проектов.

Перейдём непосредственно к описанию современного состояния культурных ландшафтов Холмогорского района, рассмотрим их структуру и своеобразие. Леса Холмогорского района очень обширны и колоритны, что является большой ценностью для этой территории. Чтобы сохранить природное богатство, в Холмогорском районе с 1988 года организован Сийский государственный биологический заказник федерального значения. Природный заказник – древняя, важная и широко распространенная форма сохранения типичных и уникальных территорий и объектов природы на севере Восточной Европы, рассматриваемого в границах Северного экономического района.

Территориально заказник занимает северо-восток среднетаёжного Емецкого физико-географического района с низменными озёрно- ледниковыми песчаными урочищами с сосняками на иллювиально-железистых подзолах. Здесь охраняется 71 болото с общей площадью 52894 га. Также особой охране подлежат леса вдоль рек, около озер, дорог, населенных пунктов. ООПТ занимают 96971 га или 5.8% площади Холмогорского района. На территории заказника ведётся охрана озёр так называемой Сийской группы. Озера выгодно отличаются от большинства озер Архангельской области, поскольку близко находятся от областного центра и имеют хорошие подъездные пути.

Риунок 1. Одно из Сийских озёр

Рельеф представляет собой лесистую равнину. Равнинный характер местности обусловлен залеганием палеозойских отложений.
Современные формы рельефа представляют собой продукт деятельност Оставшевского оледенения. Отмеченный здесь ледниковый рельеф образовался в краевой части ледника и представлен камами, озерами северо-западного простирания, ложбинами стока ледниковых вод. В настоящее время сохранившиеся участки русел ледниковых потоков заняты озерами, которые имеют характерную многолопастную и продолговатую форму. В пределах местного ландшафта наблюдается чередование возвышенных участков и заболоченных понижений, последние заняты болотами и озерами. Болота здесь небольшие, мелкие, верховые, сфагновые, по их окраинам растет сосна. Большинство озер Сийской группы проточные, имеют различную конфигурацию, крутизну склонов и глубину вреза в подстилающие их породы.

Также в районе заказника насчитывается большое количество археологических памятников, нуждающихся в особенном внимании:
• Емецкая стоянка. II – I тыс. лет до н.э., открытая А.А.Куратовым в 1969г. на левом берегу реки Емца, на территории села Емецк. Стоянка разрушена, культурный слой размыт в гребне поймовой террасы.
• Курган в селе Емецк, находящийся в центре Задворского озера, недалеко от села Емецк и связан с преданиями о Емецкой чуди.
• Емецкий городок 1471 года.

Холмогорский район также является центром паломничества. В 160 км от Архангельска, в 9 км от деревни Сии на берегу Михайловского озера, возвышается уникальный памятник русского зодчества XVI в. Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь. Сегодня он действующий, возрождается жизнь в стенах храма, реставрируются и перестраиваются основные здания. Проходят службы и обряды крещения. Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь считается одной из духовных святынь Поморья. Он стоит на мысу на северном берегу большого Михайловского озера.

Рисунок 2. Старинное изображение Антониево-Сийского монастыря

Все основные здания не только воспринимаются как единое целое, но и удивительно чувствуется место каждой постройки в ансамбле, пространственно-композиционные и ритмические взаимосвязи между ними. Со всех сторон обитель окружает живописная лесистая местность с большим количеством озер. Его очертания напоминают Соловецкий монастырь, поэтому его иногда называют Малыми Соловками. Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь – яркий пример монастырского культурного ландшафта Русского Севера. Некоторые его здания дошли до нас в сильно искажённом виде, поэтому необходим ряд реставрационных работ, которые вернут постройкам их первоначальный облик, чтобы монастырь предстал в первозданном виде и занял подобающее место среди архитектурных ансамблей XVI – XVIII вв.

Фоновым типом культурного ландшафта в Холмогорском районе является сельский ландшафт, основой формирования которого служит куст исторически и планировочно взаимосвязанных сельских поселений, либо отдельно стоящих поселений, с прилегающими к ним полевыми, луговыми, лесными и водными угодьями. Функциональными центрами такого ландшафта являются исторические поселения с сохранившимися традиционными компонентами, такими как архитектурные памятники, планировка, застройка, духовный, бытовой и хозяйственный уклад жизни местного населения. В процессе сбора информации по исследуемому району, и последующим анализом, автором были выделены следующие кусты культурных ландшафтов:

Холмогорский куст, который включал бы село Холмогоры, а также близлежащие сёла – Ломоносово и Матигоры.

Емецкий куст, включающий село Емецк и окрестные деревни.

• А также отдельные небольшие поселения, лежащие на берегах Северной Двины, в окрестностях которых до сих пор сохранилась девственная природа и уникальные культурно-исторические памятники деревянного зодчества. В процессе сбора информации, были выделены 2 куста – Чухчеремский и Ракульский.

Более подробно рассмотрим каждый куст, рассмотрим его структуру и непосредственно остановимся на характеристике культурных ландшафтов, прилегающих к соответствующему кусту.

Наиболее крупный и значимый для традиционного туризмаХолмогорский куст. Здесь сохранились такие культурные памятники, как Спасо-Преображенский собор в Холмогорах, Воскресенская церковь в Матигорах и церковь Дмитрия Солунского в селе Ломоносово.
В Холмогорах от прежних времен сохранились каменные Архиерейские палаты с надвратной церковью Иакова, построенные первым архангельским и холмогорским архиепископом Афанасием (конец XVII — начало XVIII века) и пятиглавый Спасо-Преображенский собор с колокольней (зодчие Федор и Иван Стафуровы). Ныне собор разрушен. Его толстые стены (до 2 метров толщины) на всю высоту – с крыши до основания – дали широкие трещины. Уникальный исторический храм сейчас практически не подлежит восстановлению. Но, несмотря на это, сейчас на территории храмового комплекса ведутся реставрационные работы, приуроченные к празднованию 300-летия М.В. Ломоносова (реставрация окончена в виду окончания финансирования).

Рисунок 3. Реконструкция Спасо-Преображенского собора в Холмогорах

В родном его селе, также ведутся реставрационные работы церкви Дмитрия Солунского. Оба села располагаются по берегам реки Курополка, являющейся рукавом Северной Двины. Всё это, вкупе с красивейшими заливными пойменными лугами, где пасутся стада местных коров и ценными агроценозами, оставляют в памяти туристов приятное впечатление от пребывания на этой исторической территории. Недалеко от Холмогор находится красивейший Свято-Воскресенский храм, расположенный в селе Матигоры. Храм этот до сих пор красиво стоит над высоким обрывом у небольшой речки Матигорки. Построенный в 1694 году, он дошел до наших дней, не утратив своего внешнего убранства. Построен храм из местного кирпича, который в давние времена делали близ деревни Фабрика, что находится рядом с Матигорами. Также около села расположена деревня Новинки. Название деревни означает «новая деревня». Здесь расположен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы XIX века. В храме часто мироточат иконы, написанные всего несколько лет назад.

Своеобразной чертой Холмогорского куста является расположение данных храмов, так например, из Холмогор можно легко увидеть стоящий на возвышенности матигорский храм. В то же время жители Матигор могут чуть ли не на ладони просматривать храмовый комплекс села Холмогоры. Село Ломоносово, находящееся на острове Куростров, берега которого омывает Северная Двина, также является родиной М.В. Ломоносова. Сейчас там ежегодно встречает туристов мемориальный музей, носящий имя своего земляка.

Основным пунктом Емецкого куста является село Емецк, также сохранившее несколько памятников культуры. Расположено село на левом берегу реки Емцы в 8-9 км от её впадения в Северную Двину. Емецк — большое село, которое славилось в старину своими ярмарками. Здесь торговали сукнами, кожами, хлебом, рыбой, дичью. В прошлом погост-становище Усть-Емецк — один из первых опорных пунктов русской колонизации края. Основан в XII в., как поселение-фактория в период колонизации края новгородцами.

В селе сохранились археологические и архитектурные памятники, также Емецк является родиной выдающегося советского поэта Николая Рубцова. В селе стоит музей, носящий его почётное имя. В Емецком кусте на фоне красивейшей природы с тёмнохвойными лесами, пойменными лугами Северной Двины и широкими сийскими озёрами стоит большое количество памятников исторической архитектуры, как каменного, так и ценнейшего в наши дни деревянного зодчества. Из культовых архитектурных памятников можно выделить в селе Емецк – разрушенный собор Богоявления Господня. Сохранились церкви в ближайшем селе Погост Петровская (1722г.) и Никольская (1727г.). Недалеко от Емецка стоит деревня Зачачье, где можно увидеть два памятника архитектуры: Деревянный храм Николая Чудотворца 1687 года и каменную церковь во имя великомученика Дмитрия Солунского. Сегодня силами местного населения ведутся реставрационные работы.

Рисунок 4. Древние храмы Емецкого куста

Из наиболее интересных мест для туристско-рекреационной деятельности Холмогорского района нельзя не упомянуть о памятниках деревянного зодчества, которые до сих пор сохранились, и которыми так славится Русский Север. На территории исследуемого района необходимо выделить 2 отдельный куста – Чухчеремский и Ракульский. В деревне Ракула сохранилась деревянная Воскресенская церковь 1763 года. По всей Северной Двине здесь лучшие грибные и ягодные места и красивейшие леса.

Ракула почти ровесница Москвы, здесь была точки трехдневного водного пути от Москвы, что и обеспечило наличие погоста, постоялых дворов и прочей «инфраструктуры». Но Ракуле не суждено было вырасти в более крупное поселение и сейчас это сообщество нескольких маленьких деревень.

Деревня Чухчерема раскинулась на высоком берегу Северной Двины, которая здесь широкая, величественная и полноводная. Панорама деревни фланкируется двумя ансамблями, встречающими суда, идущие как вверх, так и вниз по реке, и служащими для них своеобразным маяком. Церкви поставлены на изгибе реки, так что они никогда не видны одновременно. На южной околицы села – Никольская и Введенская церкви (по неточным сведениям уже не существуют), построенные во второй половине 19-го века на месте упраздненного Никольского монастыря, известного с 15-го века. На северной околице, на высоком холме, круто обрывающемся к реке, стоит небольшая церковь Василия Блаженного (построенная предположительно в 1824 году на месте сгоревшей предшественницы) и шатровая колокольня. Когда-то это был «тройник», включавший в себя также великолепную девятиглавую Ильинскую церковь 1657 года, которая сгорела в начале 1930-х гг.

Рисунок 5.  Церковь Василия Блаженного в деревне Чухчерема и шатровая колокольня

Плодотворное изучение культурных ландшафтов исследуемой территории Холмогорского района даёт многим учёным историкам, географам, топонимикам своеобразную «пищу» для написания большой массы книг. Район является историческим местом на карте России, и как показал анализ, исследуемая территория богата культурными ландшафтами. Потому следует как можно быстрее и основательно продумать план работы по возможной реконструкции как памятников зодчества, так и улучшении состояния прилегающих природных территорий.

Холмогорский район, его история, традиции и культура

Холмогорский район богат памятниками древнерусской культуры, на его территории стоит большое количество храмов каменного и деревянного зодчества. Местные жители из поколения в поколение передают традиции и ремёсла своих предков и хранят их для будущих поколений.

Холмогоры — одно из древнейших русских поселений на Беломорском Севере. Первое упоминание о Холмогорах встречается в Уставной грамоте новгородского князя Святослава Олеговича 1138 года. Название «Холмогоры» собирательное, первоначально объединявшее несколько десятков сел, деревень и посадов, расположенных на возвышенностях холмах вдоль берегов Северной Двины. Никаких гор в привычном понимании здесь нет. Северная Двина в этом месте разделилась на множество рукавов и имеет в ширину 16 километров. Все поселения расположены на островах, окруженных со всех сторон водой. Сообщение между ними раньше было только по реке, да к тому же и все жители раньше занимались рыболовством. Поэтому из Холмогор вышло много знаменитых мореходов. Толкование слова «холм» в названии — холмистая земля или местность. «Гора» в слове «Холмогоры» означает то же самое, что и «угор», то есть «берег, матерая земля». Говорят: «поднять карбас на гору», то есть на берег. «Ехать горой», то есть берегом. Как географическое название Холмогоры упоминаются уже в первой половине XIV века в грамоте великого князя Ивана «К Двинскому посаднику на Колмогоры».

Холмогоры — столица легендарной Биармии, крупнейшая меховая ярмарка XI века, крупный административный, культурный и торговый центр Заволочья (позднее Двинской земли), сначала в составе Новгородского, а с середины XV века Московского княжеств. Существует одно интересное предание о Холмогорской земле, связанное с чудскими племенами, проживающими здесь в стародавние времена, а в точности с преданиями биармийцев.

Одно из преданий о чудских жителях доносит из глубины веков, что будто бы в окрестностях Холмогор проживало семейство чудских великанов. На территории Матигор жила мать семейства, оттого и название произошло – мать-гора. На острове против Холмогор жил отец по имени Кур (Кур-остров). На соседней горе жила дочка Курья. Ещё на одном острове жил сын Ухт (Ухт-остров). На крутом двинском берегу жил другой сын, по имени Чух. А поскольку чудины по-славянски не умели «разговор вести», то пришельцы считали их немыми, то есть «чухчи немы». Оттого и название деревне, где обитал Чух со своими сродственниками дали Чухченема (сегодня Чухчерема). Таковы местные предания и легенды Холмогорской земли, к счастью сохранившиеся до наших дней.

Интересным, с исторической точки зрения является и территория, где сейчас располагается село Емецк. Издревле здесь проживали чудские племена. Среди таких племен выделялось племя Емь или Ямь (от финского мокрый» или «водяной»). Первые летописные известия о Еми относятся к XI веку, когда в Никоновской летописи содержится запись: «Иде
Володимир, сын Ярославля из Нового города на Емь и победиша их и плениша множества». От бесследно исчезнувшего племени осталось только название реки и села – Емца и Емецк. Однако кое-что известно точно: поселение Емецкое было одним из первых новгородских поселений. Еще в IХ новгородцы, пользуясь прекрасными путями в земли чуди, находились с ней в торговых отношениях, а также были очарованы природными богатствами этих территорий. Емецкие земли стали владениями Новгорода и новгородских бояр. Кроме того, неизведанные богатства этого края, изобилие зверя, птицы, рыбы привлекали умных, предприимчивых людей. Они не только совершали набеги, оставались жить в этом крае, планомерно переселялись, устраивали свою жизнь. И в дальнейшем называли себя двинянами, емчанами – в зависимости от мест, где они поселились.

В Холмогорском районе более 400 лет живет уникальное искусство холмогорской резьбы по кости. С давних времен северяне добывали в полярных морях тюленей, «рыбий зуб», моржовую кость, собирали по берегам Ледовитого океана ископаемую мамонтовую. Для нужд косторезов привозили из-за границы дорогую слоновую. Первое письменное упоминание о холмогорских резчиках относится к XVII веку, когда местный «гребенный мастер» Евдоким Шешенин и его брат Семен были вызваны в Москву для работы в Оружейной палате. Братья Шешенины стали лучшими косторезами Оружейной палаты.

Рисунок 6. Поделки косторезных мастеров

Вплоть до сегодняшнего времени вещи, исполненные северными косторезами, расходятся по всей России и за ее пределы, пользуются успехом на выставках, где мастера получают награды и премии. В селе Ломоносово на фабрике художественной резьбы по кости сейчас изготовляют и массовые изделия на продажу, и уникальные тематические вещи из моржовой, мамонтовой и простой говяжьей кости-цевки. На рубеже 20-21 веков холмогорский промысел не только сохраняет свои творческие позиции, но и плодотворно развивается.

Подводя итог, можно сказать, что Холмогорский район по праву считается сокровищницей культурных ландшафтов Русского Севера, хранящих в богатстве обширных лесных массивов и раскинутых по всему району красивейших озёр и рек великолепные памятники зодчества древних мастеров. Богатство района проявляется и в необыкновенной красоте его истории, его самобытности, которые до наших дней сохранили и передают следующим поколениям коренные холмогорцы.

Александр Лыжин. 2010 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.