Николай Коперник – врач-астролог, который и не думал ничего реформировать

Мать Николая Коперника была сестрой влиятельнейшего польского политика — епископа вармского Лукаша Ватценроде. Дядя обеспечил любимому племяннику безбедное существование и отправил его учиться, рассчитывая впоследствии устроить его церковную карьеру.

1491 г. 18-ти летний Николай поступает в Краковский университет, где изучает богословие, математику, медицину и астрономию. По окончании университета Коперник не получает никакого диплома и звания. А зачем? Дядя есть, средства есть – живи и радуйся!

1497 г. 24-х летний Николай поступает в Болонский университет, где изучает богословие, математику, медицину и астрономию. По окончании университета Коперник не получает никакого диплома и звания. Стабильность – залог успеха!

В этом же 1497 г. Николай заочно избран каноником вармского капитула. Доходы от этой должности покрывали расходы студента.

1501 г. 28-ми летний Николай обучается в Падуанском университете. Изучает, в том числе медицину.

1503 г. 30-ти летний Николай закончил образование, сдал экзамены в Ферраре, где наконец-то получает диплом доктора канонического права. Эх, жизнь студента! Но всему приходит конец — надо возвращаться в Польшу и приступать к обязанностям каноника. Но очень не хочется. И пользуясь влиянием дяди, Николай остается на три года в Падуе, где занимается тем, что ему действительно интересно — лечит людей.

И здесь нужно разъяснить, что означало в то время в Европе лечить людей. Это занятие хорошо иллюстрируют собственные заметки Николая:

«Пилюли де Вилья Нова можно принимать в любое время. Они улучшают пищеварение, приносят веселье, задерживают поседение, которое происходит от порчи жизненных соков, усмиряют кашель, усиливают разум, предохраняют зубы от порчи, укрепляют сон, нежно слабят».

Примечателен и рецепт чудодейственных пилюль: «Возьми две унции армянской глины, пол-унции корицы, две драхмы цитварного корня, по две драхмы узика (узколистного подорожника), диптану (горная трава), красного сандалу, по драхме опилок слоновой кости и железа, по две скрупулы золы и ромашки, по драхме лимонной корки и жемчуга, по одной скрупуле смарагда, красного гиацинта, сапфира, по одной драхме кости из сердца оленя, морской саранчи, рога единорога, красного коралла; золота, серебра в листах — по одной скрупуле, сахару — полфунта».

«Мытье рук теплой водой перед едой и холодной после еды помогает от болей в желудке»,

«Кошачий помет с серой излечивает от прилива крови к голове».

В одной из книг библиотеки Коперника сохранился написанный его рукой весьма сложный рецепт, включающий 21 компонент растительного, животного и минерального происхождения. В него входили растертые в порошок кораллы, драгоценные камни (изумруд и сапфир) и металлы (золото и серебро).

А ведь этот последний замечательный рецептик не просто какой-то плод фантазии средневековых шарлатанов выуживающих из бедных больных деньги. Этот рецепт относит нас на 2 000 лет назад от момента его написания Коперником. «Золотой порошок» из трав, минералов и животных продуктов готовили врачи астрологи Древнего Ирана в середине первого тысячелетия до нашей эры.

Ай, касатик, позолоти ручку, погадаю!..

«Врачи-астрологи перед лечением больного составляли его гороскоп. Прежде чем приступить к лечению, врач-астролог составлял подробный гороскоп больного, в котором учитывалось не только расположение звезд и планет в момент его рождения, но и линии руки, цвет кожи, глаз, волос, пятна и родинки на лице и теле, особенности строения черепа. На основании такого гороскопа врач готовил лекарство — «золотой порошок» из трав, минералов и животных продуктов.»  С. Марчукова «Медицина в зеркале истории» издательство «Европейский дом», 2003 г.

Преклонение Коперника перед Ибн Синой (Авиценой) также свидетельствует о важности астрологии при лечении больного. Биограф Коперника, Герман Кестен, писал, что «в качестве философа Коперник восстает против авторитета Библии, как астроном – против Птоломея и Аристотеля, но как врач он покорно следует указаниям Ибн-Сины».

А что же говорит нам досточтимый Ибн Сина? В 1023 г. в своей работе «Канон врачебной науки» Ибн Сина пишет: «Врачу причина кризиса ясна: На ход болезни действует луна. Луна свершает скоро путь небесный. И по орбите движется известной. Несет луна беду иль благодать, Мы чувствами не можем воспринять, Но часть ее, которая видна, Сияньем солнечным освещена. От фаз луны и от ее движенья Врачебные зависят назначения. Над человеком властвует природа, Болезнь всегда имеет два исхода. Звезда счастливо сходится с луной, Продлится жизнь, поднимется больной, А если несчастливо сочетание, То неизбежно с жизнью расставание.»

Но астрология нужна не только для того, чтобы понять, чем и как лечить больного. Она просто необходима для сбора ингредиентов для чудодейственных лекарств.

«В культурах Древнего Востока и античного мира, средневековья и Ренессанса было распространено убеждение в том, что лекарственные растения приобретают свою силу под действием небесных тел, а в процессе приготовления лекарств необходимо учитывать влияние планет. Так, например, луговое лекарственное растение манжетка имеет необычное строение листьев, благодаря которому на них скапливается особенно много росы. Это считалось свидетельством особой связи манжетки с Луной. Согласно астрологическим представлениям, Луна была связана с водной стихией. Влиянием этого небесного тела объясняли не только морские приливы и отливы, но и выделение из растений влаги — росы. Недаром происходило это по ночам, когда в мире царил не солнечный, а лунный свет. Алхимики приписывали росе необыкновенные свойства и готовили из нее удивительные лекарства. Память об этом сохранилась в втинском названии манжетки — Alchimilla VuIgaris ( «Алхимилла обыкновенная» ). Росу с ее листьев алхимики бережно и старательно собирали на рассвете в специальные сосуды.»

Но вернемся к Николаю, который после 3-х летней врачебной практики в Падуе всё-таки вынужден возвратиться в родную Польшу в 1506г., где приступает… к врачебной практике! Да так успешно, что его назовут «вторым Эскулапом» и на одном из самых знаменитых своих портретов он позирует держа в руках ландыш – символ искусства врача в средние века.

В польском замке Гейльсберг по ночам он занимается наблюдением за небесными телами, чтобы создать гороскопы пациентов и рассчитать, когда собирать травку для чудодейственных зелий. Но вот беда, геоцентрическая система Птолемея слишком сложна для расчета. И ленивый, но хитрый Коперник, недаром столько времени и средств потрачено на обучение в лучших университетах, пробует изменить методику расчетов положения небесных тел не от Земли, а от Солнца… И методический эксперимент оправдывает себя настолько, что Николай пишет примерно в 1510 г. заметки «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям», которые «распространил малым тиражом среди доверенных лиц».

Кто эти «доверенные лица», мы теперь знаем: врачи-астрологи, кои в Европе в те времена водились в изобилии. Ими были в основном врачи-астрологи евреи. Самый известный из них – Нострадамус, который родился во Франции в Сен-Реми, как раз в год сдачи экзаменов Коперника в Ферраре. Но были и менее известные, стараниями которых, Коперник из разгильдяя студента, народного нахлебника, врача-шарлатана, астролога и алхимика превратился в героя-реформатора всея Науки.

Гиперактивный содомит

Почему основную массу врачей составляли евреи? По религиозным причинам. Христианство было ещё сильно в те времена в Европе, и католическая церковь только начинала свое драматичное падение. Христианство учит о том, что болезни нам даются за грехи, а так как лечить нужно причину, а не следствие, то бренное тело обслуживалось в последнюю очередь. Иудеи же считают Христианство ересью, а земные блага ценят высоко. Поэтому прибыльно шарлатанить слабых в вере христиан почитали за благо.

И вот, записки вармского каноника, врача-астролога с рационализаторскими предложениями по расчету гороскопов и времени сбора трав с 1510 г. ходят по врачам астрологам и доходят в 1538 г. до 33-х летнего врача-астролога Ахилла Гессера в ныне швейцарском городе Фельдкирх. Тот как раз обучает астрологии Ретика, 24-х летнего сына своего предшественника на должности врача Фельдкирха, Георга Изерина, казненного за кражу имущества из домов своих пациентов и за колдовство, когда сыну было 14 лет.

Познакомившись с записками Коперника, Ретик в 1539 г. отправляется к нему в польский Фромборк. А на следующий год уже в Данциге публикует работу с изложением метода Коперника. И через 3 года уже в Нюрнберге публикует саму работу Коперника, как раз в год смерти Николая.

Дальнейшая судьба Ретика примечательна. В 1551 г. 37-ми летний Ретик, профессор богословского факультета Лейпцигского университета обвинен в содомии и бежит в Париж.

С 1554 г. Ретик поселился в Кракове, где практиковал как врач и астролог. Там сын астролога, вора и колдуна, содомит Ретик приобрел большую популярность как провидец после нескольких удачных предсказаний судьбы польского короля.

Вот так, Коперник сам того не подозревая стал «великим реформатором астрономии», доказавшим как сильно ошибалась «тёмная» и «суеверная» церковь утверждая что все крутится вокруг Земли. Сколько в этом лукавства! Обвинять счастливую мать в том, что она полагает, что все в мире вертится вокруг ее ненаглядного новорожденного чада…

Конфликт метода Коперника и церкви произойдет потом, когда оккультист и каббалист Галилей начнёт обожествлять Солнце. Почему это трактуется как движение вперед к победе Науки, а не назад к победе язычества? Но это уже другая история.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − восемь =