10 альбомов тяжёлой музыки, вдохновлённых литературой.

Литература довольно часто становится источником вдохновения для музыкантов, играющих метал: группы заимствуют названия, обращаются к их образам из книг в текстах и другими способами подчёркивают степень важности литературных источников в вопросе вдохновения. Как бы то ни было, многие из них идут несколько дальше, посвящая литературной тематике целые концептуальные альбомы, вдохновлённые книгами. Мы решили собрать несколько примеров альбомов тяжёлых коллективов, в концепции которых литература играет немаловажную роль.

MASTODON

LEVIATHAN

Будучи одним из самых известных концептуальных альбомов, в основу которого легло литературное произведение, эта пластинка атлантских рок-гигантов, датированная 2004 годом, задала достаточно высокую планку. Строго говоря, едва ли классическая история Германа Мелвилла о слепой погоне одержимого капитана Ахава за неумолимым и безжалостным белым китом могла быть аудиолизирована с большей точностью. Принимая во внимание эпичный характер повествования и исключительную атмосферность описываемых автором образов, выбор этого романа в качестве основы для своего альбома сейчас уже кажется едва ли не очевидным для такой группы, как Mastodon, чья музыка также в равной степени и атмосферная, и эпичная.

«МОБИ ДИК»

Герман Мелвилл

 

 

 

 

 

 

SEPULTURA

DANTE XXI

Справедливости ради стоит отметить, что с начала XXI века этот бразильский коллектив, чье имя знакомо, пожалуй, даже самым далёким от тяжёлой музыки людям, успел порадовать свою аудиторию уже двумя альбомами, концепция которых строится вокруг литературного сюжета. Несмотря на то, что в данном списке с точно таким же успехом мог оказаться предпоследний альбом группы A-lex, созданный на основе «Заводного апельсина» Энтони Берджесса, в данном случае речь идёт об их первом опыте подобного рода, а именно — альбоме 2006 года «Dante XXI», идея которого в полной мере заимствована у одного из самых знаковых произведений позднего Средневековья (или же раннего Возрождения), «Божественной комедии» Данте Алигьери.

Так же как и сама поэма, альбом разбит на три части. Сперва долгое и душераздирающее зрелище ада, долгий спуск через все девять кругов мучений к самому сердцу Вселенной (именно в этом состояла идея Алигьери, основанная на учении Птолемея), затем странный путь по ступеням лестницы чистилища и, наконец, сияющая спираль рая, дарующая долгожданное искупление.

«БОЖЕСТВЕННАЯ КОМЕДИЯ»

Данте Алигьери

 

 

 

 

 

 

EARTH

HEX; OR PRINTING IN 
THE INFERNAL METHOD

Американцы Earth известны осведомлённой общественности не только в качестве одной из самых психоделичных и мрачных коллективов современности, но и в качестве полноценных родоначальников жанра дроун-дум. В довершение ко всему считается, что именно лидер группы Дилан Карлсон в своё время подарил своему другу Курту Кобейну «тот самый дробовик». Альбом «Hex…» стал для группы полноценным камбэком, последовавшим после девяти лет молчания, наркомании и проблем с законом, наметив явный отход от дроуна в сторону депрессивного дезёрт-рока. Концепция пластинки основана на произведении Кормака Маккарти «Кровавый меридиан», цитатами из которого и озаглавлены песни.

Со стилистической точки зрения, выбор пал неизмеримо точно, так как лучшего саундтрека для того, чтобы неспешно ехать на лошади в сторону заката с простреленным плечом, оставив за собой гору трупов, виновных и невинных, и предчувствуя неумолимое приближение смерти, вам не найти.

«КРОВАВЫЙ МЕРИДИАН»

Кормак Маккарти

 

 

 

 

 

 

THE SWORD

GODS OF THE EARTH

Вопреки локации, городу Остин, что в Техасе, в котором в 2003 году и образовалась группа, музыка коллектива, а именно классический стоунер-метал, который, пожалуй, претендует на звание полноценного трибьюта пентатонике, кажется гораздо более холодной и северной по сравнению с композициями многочисленных современников. В то же время, как показывает практика, она на редкость хорошо подходит для лирики, по большей части обращённой к мифологической и фэнтезийной тематике. Таким образом, вторая пластинка группы «Gods of the Earth» демонстрирует слушателям огромное количество отсылок к различным литературным произведениям, в числе которых и «Конан-варвар» Роберта И. Ховарда, и «Песнь Льда и Пламени» небезызвестного Джорджа Р. Р. Мартина.

«КОНАН-ВАРВАР»

Роберт Ховард

 

 

 

 

 

 

HIGH ON FIRE

BLESSED BLACK WINGS

Прежде всего, стоит отметить: речь идёт о группе, которая сегодня, пожалуй, в наибольшей степени подходит под определение «метал». Грязный сладжевый звук, бескомпромиссные гитарные риффы и вокал, сравнимый разве что с одержимым демонами Лемми Килмистером. Таким образом, ознакомившись с контекстом, совершенно неудивительно, что во многих текстах коллектива слушатели могут увидеть отсылки к одному из самых мрачных и атмосферных авторов XX столетия, а именно — к Говарду Филлипсу Лавкрафту (которым, впрочем, не вдохновлялся только ленивый металлист или индустриальщик). Безусловно, данный тезис справедлив в отношении далеко не одного альбома группы, но, как бы то ни было, именно на третьей пластинке «Blessed Black Wings» этот оклендский смертоносный зверь, возглавляемый вечно молодым и вечно пьяным Мэттом Пайком, представил слушателям наиболее развёрнутые параллели с творчеством этого писателя, в число которых входят такие песни, как «The Face of Oblivion» и «Cometh Down Hessian», идеи которых строятся вокруг сюжетов произведений Лавкрафта «Хребты безумия» и «Пёс» соответственно.

«ХРЕБТЫ БЕЗУМИЯ»

Г. Ф. Лавкрафт

 

 

 

 

 

 

IRON MAIDEN

SEVENTH SON OF A SEVENTH SON

Название этой группы будет незнакомо разве что младенцам, в то время как ценители её творчества в полной мере осведомлены о её склонности к адаптациям литературных произведений, примеров которой в их дискографии бесчисленное множество. Как бы то ни было, в этот список попала именно пластинка «Seventh Son of a Seventh Son» — главным образом из-за того, что в отличие от других записей группы, изобилующих различными отсылками к литературным произведениям в конкретных песнях, этот альбом полностью строит свою концепцию на основе книги «Седьмой сын» Орсона Скотта Карда, на что недвусмысленно намекает его название. Сам фэнтезийный роман входит в серию авторских работ, носящих имя «Сказание об Элвине Созидателе».

«СЕДЬМОЙ СЫН»

Орсон Скотт Кард

 

 

 

 

 

 

THE OCEAN

ANTHROPOCENTRIC

Любителям прогрессивной тяжёлой музыки этот немецкий коллектив известен своей любовью к концептуальным альбомам, о чём свидетельствует практически любой пункт их шестиальбомной дискографии. На альбоме 2010 года «Anthropocentric», последовавшем за пластинкой «Heliocentric» того же года и, как легко можно предположить по схожести названий, развивающем схожую концепцию, группа обратилась к теме христианства и креационизма, а точнее, к их критике. Главной сюжетной и идейной основой записи стали три песни: «The Grand Inquisitor» (I, II и III) Все три композиции строятся на фрагменте одного из самых известных романов классического русского писателя Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы». Речь в данном случае идёт о диалоге двух персонажей произведения, атеиста Ивана и монаха Алёши. Ключевым моментом их диалога становится рассказ Ивана о втором пришествии Христа в XVI веке, в ходе которого он попадает под арест орудующей в то время католической инквизиции. В ходе своего заключения читатель становится свидетелем его диалога с Великим Инквизитором, в котором последний излагает свой главный тезис — Христос идеализировал человечество, обременив его незаслуженной свободой.

«БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ»

Ф. М. Достоевский

 

 

 

 

 

 

ULVER

THEMES FROM WILLIAM BLAKE’S 
THE MARRIAGE OF HEAVEN AND HELL

Ещё одной полноценной музыкальной адаптацией классического литературного произведения можно назвать вышедший в 1998 году четвёртый альбом на сегодняшний день уже легендарной в андеграундных кругах норвежской группы Ulver. Свой путь к звёздам этот коллектив начал в виде традиционной блэк-метал-формации, к настоящему времени сменив амплуа уже несколько раз. Альбом «Themes from William Blake’s The Marriage of Heaven and Hell», концепция которого, как несложно догадаться из названия, основана на стихах из поэмы Уильяма Блейка «Бракосочетание Рая и Ада», стал переломным моментом их творчества, ознаменовав новый музыкальный курс в сторону более спокойной электронной музыки, сопровождающейся чистым и атмосферным вокалом.

«БРАКОСОЧЕТАНИЕ РАЯ И АДА»

Уильям Блейк

 

 

 

 

 

 

SUNN O)))

WHITE 1

Этот американский коллектив по праву занимает одно из первых мест в эшелоне самых значимых представителей жанра дроун-дум, переняв эстафету от упоминавшихся ранее Earth. Для неподготовленного слушателя музыка этой группы вполне может быть сравнима со стеной шума, что, в принципе, более чем оправданно характеристиками жанра, рассчитанного на гипнотическое воздействие на психику слушателя, нежели на то, чтобы потешить его виртуозными мелодиями и затейливой игрой на инструментах.

Как бы то ни было, так же как и многие другие представители столь авангардных жанров современной тяжёлой музыки, эти бородатые облачённые в чёрные балахоны оккультисты отнюдь не брезгуют различного рода экспериментами. Одним из примеров подобного отклонения от канона дроун-дума стал третий альбом группы «White 1», в записи которого принял участие английский музыкант и поэт Джулиан Коуп. Лирика пластинки, впрочем, как и её общая тематика, в полной мере следует традиции «Старшей Эдды», повествуя о древних северных богах.

«СТАРШАЯ ЭДДА»

 

 

 

 

 

 

 

NEUROSIS

SOULS AT ZERO

Третий лонгплей этого американского коллектива во многом определил его статус в качестве одних из самых новаторских и знаковых представителей андеграунда последних 20-ти с лишним лет. «Souls At Zero», вышедший в 1992 году на лейбле Alternative Tentacles, не просто ознаменовал отход группы от привычного канона в лице хардкор-панка, но и в целом наглядно проиллюстрировал аудитории тот факт, что тяжёлая музыка может быть значительно более глубокой и атмосферной. Название пластинки было заимствовано из книги британского писателя Клайва Баркера «Великое и тайное представление», появившейся на прилавках магазинов в 1989 году. В то же время, несмотря на отсутствие какой бы то ни было явной концепции, неизменно тянущейся на протяжении всего альбома, текстуально тема великой истины, видимой исключительно глазами психически больных людей, всплывает в различных частях альбома, будь то открывающая «To Crawl Under One’s Skin» или же одна из завершающих песен «Takeahnase».

«ВЕЛИКОЕ И ТАЙНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»

Клайв Баркер

 

 

 

 

 

Инфо: http://www.furfur.me

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать − восемнадцать =