Дорога длиною в жизнь (Газета «Гудок»)

Машинист Владимир Иванович Пронин навсегда остался верен своей первой любви к паровозу.
Вот ведь как бывает порой. Один человек долгие годы мучается, перебирает, да так и не может до конца определиться в выборе профессии и тянет лямку без радости и удовольствия от своего труда. Другой, что называется, с младых ногтей знает, чего хочет, и упорно стремится к намеченной цели, радуясь, что выбор-то оказался верным.

Именно так случилось с деревенским пареньком Володей Прониным из села Курмачкасы Мордовской АССР. Выросший в многодетной семье, с раннего детства узнал он, как и многие его сверстники, что такое крестьянский труд. В военное лихолетье наравне со взрослыми работал в родном колхозе.

Как-то в тяжёлые послевоенные годы привёз зерно на элеватор на станцию Красный Узел и впервые увидел стоящий там паровоз с надписью на боку «Серго Орджоникидзе». Широко раскрытыми глазами смотрел мальчишка на паровоз. Ему казалось, что эта большая машина может двигаться, разговаривать, дышать. И с такой махиной справляется человек! С первого же мгновения Володя полюбил паровоз, поставив перед собой цель — любыми путями научиться управлять им.

Возившийся рядом машинист посоветовал любознательному пареньку поступать в железнодорожное училище, где обучали паровозному делу. Владимир воспользовался советом и уже в 1948 году стал учащимся железнодорожного училища № 1 имени А.П. Байкузова, организованного при депо станции Рузаевка.

Два года учёбы пролетели незаметно. Окончил училище с отличием, с похвальной грамотой Министерства трудовых резервов. Вместе с четырьмя сверстниками его оставили при депо. Десять месяцев после окончания училища Пронин проработал кочегаром с машинистом Николаем Михайловичем Лапиным и до сих пор с благодарностью и уважением вспоминает об этом мудром, добром, трудолюбивом человеке, который сразу же подметил в парне задатки хорошего машиниста. Чуть позже, когда Владимир на деле проявил себя как толковый специалист, из депо в сельскую школу было направлено благодарственное письмо за отличное воспитание такого замечательного ученика. Вот удивлялись и корили себя учителя: надо же, не разглядели парня. В школе-то он учился так себе, а тут хвалят. А всё объяснялось просто: молодой человек был просто счастлив, что нашёл себе дело по душе.

Когда призвали в армию, служил на флоте в Севастополе. И даже там пытался попасть на один из двух военных паровозов, которые были при части. Но командование не удовлетворило его просьбу.

По окончании службы Владимиру предложили остаться на флоте и пойти на годичные курсы, после которых присваивалось офицерское звание. Юноша решил посоветоваться с родителями. Вскоре пришёл ответ от сестры: «Мама сказала: дожили! Всем здесь есть место, только моему Володеньке не нашлось, и теперь он останется на стороне!» Письмо задело парня и, несмотря на сильные уговоры командира, решил всё-таки ехать домой.

Вернувшись в родное депо, Владимир увидел, что за пять лет его службы здесь многое изменилось. Друзья, с которыми он учился, уже стали машинистами. А ему снова пришлось начинать с кочегара. Он попал к машинисту Борису Михайловичу Фролову, которому так понравился трудолюбивый грамотный парень, что тот долго не хотел давать рекомендацию на перевод Владимира в помощники. Но как-то машинист Сергей Яковлевич Цветков спросил Володю: «А у тебя есть права помощника?» «Есть», – ответил тот. И тогда Цветков обратился к Фролову: «Борис, ты почему так долго держишь парня в кочегарах? Если не дашь рекомендацию, я сам сделаю это. Пусть человек растёт!»

Вскоре после этого разговора Владимира переводят помощником машиниста на грузовой паровоз серии «Л», который обслуживала комсомольская бригада. Работать в молодёжном коллективе Пронину понравилось. Трудились с огоньком, с задоринкой. Но надо было расти дальше, и он пошёл на курсы по подготовке машинистов паровозов. В 1957 году сдал экзамены на управление локомотивом и сразу же пересел за его правое крыло. Комсомол тогда продвигал молодёжь на вышестоящие должности. Раньше такое было просто невозможно. Прежде чем стать машинистом, нужно было не менее пяти лет проработать помощником. Некоторые коллеги даже с завистью говорили: «Ты счастливчик, Володя, у тебя служебная пика идёт круто вверх!»

Как-то после очередной поездки Владимира срочно вызвали к начальнику депо Алексею Ильичу Ушенину. Руководитель без лишних предисловий приступил к делу: «Поручаем тебе, Пронин, важное и ответственное задание. В честь открытия очередного съезда комсомола поведёшь на Красный Узел эстафетный комсомольский тяжеловесный поезд, превышающий норму почти в два раза. Паровоз уже стоит в депо, заправлен самым лучшим углем. Тебе будет предоставлена зелёная улица. Ничего не бойся, если где-то встанешь — поможем, вытянем!»

Владимир был в шоке от такого предложения. Ведь в депо было много более опытных машинистов, которые, возможно, могли бы успешнее справиться с этой сложной задачей. Но приказ есть приказ.

Поехали. И, правда, на протяжении всего пути горели только зелёные огни. Везли уголь, всё складывалось успешно, машина вела себя хорошо. И надо же такому случиться: перед самым Красным Узлом, где был затяжной подъём, вдруг загорелся красный. Как ни подавал гудки Пронин, всё было бесполезно. Пришлось остановиться. И тут он понял, что после остановки паровоз в гору состав не вытянет. Вдруг видит: со станции навстречу спешит паровоз. Решили вытянуть состав двойной тягой, но этого сделать не удалось. Пришлось вызывать ещё один локомотив. И только тогда смогли затащить поезд на станцию. Приняли на главный путь.

После возвращения в Рузаевку о трудовом подвиге паровозной бригады узнал из прессы весь город железнодорожников. Передовика чествовали, поздравляли.

В годы электрификации дороги Владимир Иванович одним из первых пересел на электровоз и открывал участок Рузаевка — Потьма. Освоив новую машину, Пронин по достоинству оценил её преимущества, понимая, что на ней работать легче, комфортнее. И всё-таки чего-то в ней не хватало. Не живой электровоз в сравнении с паровозом, считает Владимир Иванович. Одним словом, машинист остался на всю жизнь верен своей первой любви к паровозу.

Доработав до пенсионного возраста, заслуженный работник транспорта Республики Мордовия, кавалер ордена Трудовой Славы 3-й степени, ударник четырёх пятилеток СССР Владимир Иванович Пронин только по болезни расстался с родным предприятием, но связь с ним не прерывает и поныне. Много лет является членом Совета ветеранов депо. Нередко присутствует на Днях безопасности, напутствуя молодых помощников при вручении им прав машинистов, охотно делится своим богатым трудовым опытом, искусством вождения поездов.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать − двенадцать =