Обзор игры Bahamut Lagoon (SNES) (1996)

В конце XX века консоль Super Nintendo (она же SNES) в России оказалась весьма малопопулярна из-за цены, да и в целом своего количественного распространения. Забавно, что она была следующим шагом развития весьма известной NES (встречающийся в облике Dendy и прочих клонов китайско-тайваньского производства), но главенство среди четвёртого, 16-битного поколения приставок у нас завоевала именно Sega Mega Drive. Многие программы имеют практически равнозначные версии и там и тут, но большинство остаются эксклюзивами. И SNES, пожалуй, может похвастаться куда более широким ассортиментом масштабных историй, для удобства прохождения снабжённых системой настоящих сохранений, а не паролей. Игра, о которой пойдёт речь, вышла 9 февраля 1996, но покинуть границы своей родной Японии ей не получилось. Западная публика смогла нормально оценить её только с появлением эмуляторов и неофициального английского перевода. А не так давно подоспела и русская версия, окончательно сметя все преграды в освоении.

Bahamut Lagoon – творение студии Squaresoft (ныне известной, как Square Enix), профессионалов в жанре RPG старой школы. Известная серия Final Fantasy – их рук дело, но типично «японский стиль» с обилием случайных битв и зачастую принудительной прокачкой придётся по вкусу далеко не каждому. Но ничего подобного в Лагуне Бахамута нет, ибо это – тактическая стратегия, где важную роль играет порядок ходов, а не уровень развития персонажей. А воевать предстоит интересно и долго, на протяжении 27 сценариев!

Действие происходит в мире бесконечного неба, на парящих островах, зовущихся Лагунами. Основным транспортным средством в таком месте стали драконы, несколько особенных представителей которых когда-то, в былые времена, царствовали этим миром. Однако, случился некий конфликт, чешуйчатые боги поссорились, их физические тела впали в забвение, а души остались неупокоенными. Подробности остались неведомы для людей, особенно сейчас, когда Гранбелосская Империя скопила достаточно силы, чтобы просто взять и всех завоевать. Бью, командир драконьей эскадрильи Каны, стал свидетелем гибели короля и похищения принцессы, но ничего поделать не мог – пришлось отступить… по крайней мере, сейчас. Немного погодя он встал во главе сопротивления из спасшихся бойцов разных стран, что собралось на острове-крейсере Фаренгейт и готово дать отпор врагам, параллельно разгадав загадку божественных драконов — без их поддержки победы не видать!

Боевая система построена на пошаговых действиях по глобальным картам, где предстоит перемещать солдат и отдавать им приказы. Ход чётко разделён на «свой» и «чужой», поэтому можно использовать наиболее выгодный порядок действий подчинённых, но зато потом смиренно ждать, пока уже враги не закончат свои дела. Главная особенность в том, что руководить предстоит не отдельными юнитами, а отрядами по четыре человека (максимум 6 групп), к каждому из которых прикреплён дракон. Вот здесь и кроется, пожалуй, важнейшая особенность игры: драконы управляются сами собой! Вряд ли их действия можно назвать искусственным интеллектом, но алгоритм поведения заметно прогрессирует с развитием. Питомец будет только подчиняться приказам «вперёд», «рядом» и «ждать», а уж что делать дальше – решит сам.

Ландшафт на поле брани отвечает стандартным требованиям: по дорогам можно далеко уйти, деревья сдерживают шаг, а стены, горы и реки вовсе препятствуют успешному продвижению. Но кроме этого, он интерактивен, притом в достаточно широком диапазоне: магия, одна из основных составляющих игры, может изменить его до неузнаваемости! Огонь поджигает леса, и пожар будет распространятся, делая «бо-бо» всем, кто окажется на его пути. Однако, его можно потушить льдом, им же заморозить водную преграду, пройдя напрямик. В зданиях бойцы потихоньку восстанавливают здоровье, но удар молнии сокрушает все рукотворные постройки: оставить врага без укрепления, или проделать себе «дверь» в крепостной стене – проще простого. Целительной магией можно «обеззараживать» ядовитые лужи (а ещё её не любит нежить). В некоторых миссиях есть особенные сюжетные действия, вроде открытия плотины, дабы смыть недругов, или использования кнопок, чтобы открывать ловушки под ногами неудачников.

В Bahamut Lagoon все без исключения владеют магией! Конечно, запасов маны у воинов хватает пару-тройку раз зарядить своё оружие в рукопашном бою, в то время как волшебники предпочитают именно что громить врагов издалека. Большинство заклинаний возможно использовать прямо на глобальной карте: они имеют огромный радиус наведения и зачастую зону поражения в виде крестика 3×3 клетки. Воздействиям подвергается и ландшафт, и весь состав попавших под удар вражеских отрядов. Некоторые противники невосприимчивы к определённым видам урона, другие имеют всего одну уязвимость. Приблизившись в упор, можно начать ближний бой, разыгрываемый в виде отдельной мини-сценки: каждому подчинённому надо отдать приказ и после пронаблюдать за анимацией потасовки (персонажи действительно подходят и лупят друг друга). Драконы сами решают, как поступить – осторожные атакуют в отдалении, агрессивные идут лицом к лицу.

Чтобы воевать наиболее эффективно, важно знать, кто что умеет делать. В игре есть чёткое разделение на классы, о коих стоит дать несколько комментариев.

Рыцари: превосходные бойцы ближнего боя, всегда в авангарде; субкласс – кросс-рыцарь, обладает магией массового поражений, которую можно применять и на глобальной карте.

Латники: боевые топоры рубят врагов на кусочки, а толстая броня минимизирует весь урон – но эти ребята слишком медлительны; субкласс – гвардеец, может использовать в полевых условиях заклинание молнии, явно предназначенное для расчистки пути.

Рапирщицы: в целом, послабже рыцарей, но их назначение – ускорять отряд. Тут и думать нечего о добавлении в компанию латников: ближе к концу игры они смогут носится смертоносным катком на половину карты за ход!

Пикинёры: спорный класс – в ближнем бою не слишком хороши, а на глобальной карте метают заряженные копья, но совсем недалеко и на одну клетку поражения. Зато могут делать это, не завися от запасов маны.

Ассассины: хороши как в ближнем бою, так и на манёврах – стоит забежать в гущу врагов и применить магию, бьющую вокруг владельца на хороший радиус, чем не поздоровиться многим.

Волшебницы: держатся в тылу, поджигая, морозя и ударяя током врагов на расстоянии, также на их плечах забота о «терраформировании». Но если какой недруг их настигнет – могут погибнуть всего с пары ударов.

Жрицы: лечат и воскрешают своих. А что ещё надо? В дальнейшем обучатся атакующим заклинаниям, чем станут ещё полезнее.

Шаманы: умеют всего по чуть-чуть в плане магии – и лечить, и разрушать, но главный козырь это призыв великих драконов с колоссальным уроном и областью атаки! Субкласс – драгнар, делает дестрой ещё более эффективно.

Мини-демоны: довольно слабы и сражаться практически не умеют, но обладают бесконечной способностью «танца», который призывает случайную магию в приличном радиусе вокруг, однако велика вероятность и простой осечки. Однако, опыт в игре дают за любые действия, поэтому удобно устраивать пляски каждый ход, прокачивая весь отряд едва ли не на халяву.

Построение – следующий шаг в карьере опытного военачальника. Как формировать группу? Специалистов или универсалов? Четыре бойцы покажут максимальный КПД в ближнем бою, их не будет страшно бросать вперёд. Четыре мага будут наносить заклинаниями четырёхкратный урон. «Разношёрстный» отряд сможет и запустить файерболл издалека, и подлечиться, и в нём наверняка хоть кто-нибудь выживет после яростной стычки стенкой на стенку, чтобы после воскресить павших. Дракон, возящий солдат от боя к бою, тоже играет огромную роль. Уровень и виды магии, которыми он владеет прямо сказываются на возможностях хозяев. Слабого, но умного питомца следует передать магам, а здоровяка, что прёт напролом – воинам.

Персонажи самостоятельно развиваются от уровня к уровню. Игру вполне реально пройти сходу, но перед каждым сюжетным боем есть возможность неограниченное число раз поучаствовать в случайной битве, поднабрав недостающий опыт и золото. Люди имеют немного параметров: здоровье, мана, атака, защита, скорость и магия, сильно зависящие от экипировки — оружия и одежды (это интересно: качество снаряжения, выпавшего из врагов, напрямую зависят, какой магией тот был убит, в магазинах же зачастую лишь базовые образцы). А вот драконов, пожалуй можно назвать королями игры: они действительно могущественны и сложны в своём «строении». Кроме вышеописанных характеристик, присутствуют другие. Типы заклинаний: огонь, лёд, молния, жизнь и яд – от их количества и уровня развития как раз и зависит волшебные возможности хозяев. Физические особенности: сила и выносливость (влияющие на урон и броню), ловкость (влияет на увёртку, и на максимуме недруги практически никак не могут попасть в своих чешуйчатых обидчиков), ум (повышает эффективность магии), мудрость (глупый дракон сядет на шипы и прицелит заклинание на одного из врагов, хотя рядом через клетку стоит другой… а мудрый подумает, прежде чем куда-то приземляться и наведёт перекрестье между ними, дабы зацепить сразу обоих), доверие (дракон при случае подлечит хозяев и прилетит на помощь в ближнем бою), лояльность и верность (особые параметры, влияющие на трансформацию).

Чем кормить дракона? Бью, как командиру эскадрильи, предстоит немалая работа в воспитании питомцев. На счастье, отравиться великие рептилии не могут – едят всё подряд. Но, конечно, от вкуса «продуктов» характеристики будут меняться по разному. Тяжёлое оружие повысит силу, легкое – ловкость, броня идёт в прок защите, посохи и одеяния магов добавят ума, мудрости можно поднабраться их книжек (да-да, тоже скушав их). Предсказать, что и как повлияет на организм подопечного нельзя, поэтому стоит включить воображение. Однако некоторые, особенно дешёвые и распространённые предметы могут наоборот что-то ухудшить. Всего в игре доступно семеро драконов, и каждый постепенно вырастая будет менять облик в зависимости от типа своего развитиях. Для каждого вида доступно порядка десяти различных обликов, не считая «разноцветных» версий. Изначально в эскадрильи будут специалисты в виде огненного, ледяного, штормового, лекаря – и разумно будет развивать их в первоосновном ключе, но в идеале нужно поднять все характеристики на максимум, достигнув мастер-формы. Здесь кроется натуральный «узаконенный» чит: Пламерик в самом расцвете своих сил станет бессмертным фениксом, что, фактически, предрекает победу в любом сражении. Конечно, в одиночку он будет воевать очень и очень долго, но как запасной вариант это стоит иметь в виду.

Кстати, о втором факте, рушащим чёткий баланс. Один из бойцов Бью решится стать бизнесменом в разведении грибочков и согласиться сбывать продукцию своему командиру за сущие копейки. А драконы очень неравнодушны к такому лакомству, которое стремительно повышает здоровье, а также такие трудно прокачиваемые особенности, как ловкость, магия молний, жизни и яда. Почти мгновенно повышается верность, после чего питомец превращается в особую форму Уни-дракона или Чёрного Дракона, обладающих мощной «универсальной» магией, гарантированно больно бьющей всех врагов (расплата за это – весьма ощутимая неточность попадания), соответственно, и отряд получит во владение всего одно рисковое заклинание. Но достаточно скормить дракону что-нибудь дешёвое и невкусное, дабы он немножко «обиделся» и снова стал привычным. В игре есть ещё несколько секретных форм, но особой роли они не играют.

Драконы – молчаливые создания, чего не скажешь о людях. Команда Фаренгейта состоит из 34 героев, не считая ещё десятка персонажей, которые не участвуют в битвах, ну и масса жителей разных городов, а также именных личностей среди врагов (которые, кстати типичными «злодеями» вовсе не являются). Многие бойцы играют основную роль в сюжете, но если между делом беседовать с остальными, можно понять, что у каждого прописан свой уникальный характер, порой весьма и весьма занятный (в бонус к тому, что почти у всех свой неповторимый облик). Как раз между миссиями, не считая скриптовых сценок, игрок в лице Бью волен бродить по кораблю, беседуя сотоварищами, или занимаясь осмотром освобождённых сопротивлением городов: «осмотром» в прямом смысле слова – нелишне будет пошарить в ящиках, бочках и шкафах, или открыть кошелёк в магазинах. В игре предостаточно юмора (иногда – довольно спорного содержания, явно бы вырезанного американской цензурой), который соседствует с временами весьма драматическими событиями. Баланс между «войной и миром» достигнут вполне отличный, поэтому заскучать от того или иного аспекта не должно быть слишком просто.

В итоге, пару слов и о технической составляющей. Графически игра достаточно «сочная» по своей сути: зачастую поверх экрана присутствуют какие-то блики, сияния, но и основная картинка весьма яркая и разнообразная. Музыка типично фентезийно-фоновая, чтобы не наскучила за несколько часов прохождения. Геймплей – достаточно прост в освоении, вот только все сообщения медленно проматываются, поэтому велика вероятность развить рефлекс нетерпеливого клацанья по кнопке «А». Во всём остальном без особых претензий.

Драконья эскадрилья готова к вылету. Удачи!

Юрий Yoora90 Головко / 2013 год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

4 − два =