Комета 2013 года

Комета C/2012 S1 (ISON) — долгопериодическая околосолнечная комета. По мнению авторов открытия, возможно, станет Большой кометой 2013 года, а также самой яркой кометой первой половины XXI века.

Открытие

Комета была открыта 21 сентября 2012 года любителями астрономии Виталием Невским (Витебск, Беларусь) и Артёмом Новичонком (Петрозаводск, Россия, Петрозаводский государственный университет). Открытие было сделано с помощью 40-см рефлектора, установленного на обсерватории проекта ISON (International Scientific Optical Network, Международная Научная Оптическая Сеть) около Кисловодска, Россия (код Центра Малых Планет «D00») и программой автоматизированного открытия астероидов и комет CoLiTec. На момент открытия комета имела 18 звёздную величину и обладала комой диаметром 10 угловых секунд, что соответствует 50 тыс. км на расстоянии в 6,75 а. е. Наиболее вероятный диаметр ядра кометы составляет 3 км. Впоследствии изображения кометы были обнаружены на более ранних снимках обсерваторий Обзора Маунт-Леммон (полученных 28 декабря 2011 года) и Pan-STARRS (полученных 28 января 2012 года), что позволило значительно уточнить орбиту кометы. 24 сентября был опубликован циркуляр Центра малых планет с первыми достоверными орбитальными данными новой кометы.

Орбита

Предварительные расчёты показывают, что 1 октября 2013 года комета пролетит в 0,07 а. е. (10 млн км) от Марса. 29 ноября 2013 года комета пролетит всего в 0,012 а. е. (1,8 млн км) от центра Солнца. Учитывая, что радиус Солнца составляет 700 тыс. км, минимальное расстояние между кометой и поверхностью Солнца составит всего 1,1 млн км. Орбита кометы, скорее всего, параболическая. Это означает, что она прилетела из Облака Оорта. 26 декабря 2013 года комета пролетит в 0,4 а. е. (60 млн км) от Земли. Сближений с планетами-гигантами комета не проходила. Есть предположения, что комета не переживёт тесного сближения с поверхностью Солнца. Орбитальные элементы кометы C/2012 S1 похожи на элементы Большой кометы 1680 года (en:Great Comet of 1680).

Условия видимости

В момент открытия комета была около 18 зв. вел., что не доступно для визуальных наблюдений в любительские телескопы, но возможна ПЗС-съемка. Начиная с августа 2013 года, комета достигнет 12 зв. вел., что позволит визуально наблюдать её в небольшие телескопы. В октябре 2013 года комета станет доступна для наблюдений в бинокли, а с ноября 2013 года по январь 2014 года комета будет доступна для наблюдений невооруженным глазом. В момент минимального сближения кометы C/2012 S1 (ISON) с Солнцем её блеск может достигнуть −13 зв. вел., что соответствует блеску Луны в полнолуние. В связи с этим C/2012 S1 претендует на звание Большой кометы 2013 года, а возможно станет и самой яркой кометой первой половины XXI века. При таком блеске комета будет видна на дневном небе рядом с Солнцем. Но элонгация менее 1 градуса приведет к затруднениям в наблюдениях. Возможно, что к Новому 2014-му Году хвост кометы на земном небе будет длиной в 45 градусов. Самая яркая комета XX века C/1965 S1 (Икэя — Сэки) в момент сближения с Солнцем имела блеск −10 зв. вел. Комета Икэя-Секи похожа на ISON по размеру, минимальному расстоянию от Солнца и условиям видимости. В течение нескольких дней около своего перигелия комета ISON будет доступна для наблюдений с помощью солнечных космических обсерваторий: SOHO, SDO, STEREO, TRACE, Hinode, а также Proba-2.
Не исключены наблюдения кометы около 1 октября с помощью космического аппарата Mars Reconnaissance Orbiter, на борту которого есть 0,5-метровый телескоп «HiRISE». В этот момент между кометой и Марсом будет всего 10 млн км, а ожидаемая яркость кометы около 2 зв. вел..

До перигелия комету лучше всего можно будет наблюдать из экваториальных областей Земли на утреннем небе перед восходом Солнца, а сразу после тесного сближения с Солнцем наиболее благоприятные условия видимости будут около северного полярного круга Земли. На территории России наиболее удобные условия видимости сложатся через несколько дней после прохождения перигелия, когда комета ещё будет обладать отрицательным блеском и уже достаточно удалится от дневного светила для наблюдений на сумеречном небе.
Возможно, что комета будет похожа на предыдущие яркие кометы прошедших лет: C/2006 P1 (Макнота) и C/2011 W3 (Лавджоя). Но до этого в истории наблюдательной астрономии уже были случаи, когда прогнозы о высокой яркости кометы не оправдывались, как это бывало в случаях комет C/1973 E1 (Когоутека) и разрушившихся комет en:C/1999 S4 и C/2010 X1 (Еленина). Ярким примером разрушения комет стал развал ядра кометы 73P/Швассмана — Вахмана в 2006 году, когда она пролетала в 10 млн км от Земли.
Есть вероятность появления метеорной активности около 16 января 2014 года в результате малого расстояния между орбитами Земли и кометы C/2012 S1 (ISON) (0,02 а. е. = 3 млн км). Земля будет пересекать орбиту кометы, где C/2012 S1 была ещё до сближения с Солнцем 1 ноября 2013 года.
Если комета впервые влетает во внутреннюю область Солнечной системы из Облака Оорта, то летучие вещества её ледяного ядра ещё не были потревожены и никогда не подвергались серьёзному воздействию (тепловому и гравитационному), из чего следует большая неопределённость поведения ядра вблизи Солнца. Если вещество окажется хрупким, ядро может разрушиться задолго до перигелия.

Текущее состояние кометы

По состоянию на 5 января 2013 года комета ISON обладала блеском в 16.2 зв. вел. и комой порядка 12 угл. сек., что соответствует эфемеридам с сайта Центра Малых Планет.

По материалам Википедии