Как «Звездные войны» изменили индустрию спецэффектов

17 декабря (2015 года) вышла седьмая часть космической во всех смыслах саги «Звездные войны». Во многом именно с этого фильма началась современная история спецэффектов. Вспоминаем славную историю изобретения невиданного Джорджем Лукасом. 

С самого начала Джордж Лукас хотел создать фильм «с панорамами космических кораблей, чтобы было много динамики». Дело было в 1975 году. Когда Лукаса спросили, как он собирается это делать, он ответил: «Не волнуйтесь, придумаем», хотя и представления не имел, что собирается делать. В этот год на многих студиях закрывались отделы спецэффектов, и Лукас скупил старое оборудование. Свою студию спецэффектов он назвал Industial Light & Magic, обосновалась она в Калифорнии. Джон Дикстра, возглавивший ILM по просьбе Лукаса, не раз отмечал, что создание студии для фильма ― большой риск. Однако на каждой странице сценария «Звездных войн» были сцены, в которых не обойтись без спецэффектов.

На первом этапе от студии требовалось развивать кустарные технологии ― анимацию и резиновые маски. Художники использовали матированные краски, рисуя мизансцены на стекле, чтобы затем сфотографировать и скомбинировать с живыми элементами. Подробные миниатюрные макеты кораблей и зданий снимались тогда еще на синем фоне, чтобы внедрить в сцену другие элементы. В процессе оптического комбинирования было объединено рекордное количество отдельных слоев. ILM переделали неиспользуемый оптический принтер в аппарат, позволяющий составить отдельные кинопленки в единую ленту. Руководитель студии Джон Дикстра создал систему «Дикстрафлекс», которая обеспечивала единый динамичный кадр без статичной камеры, обычного явления в студийных съемках.

После успеха первой части «Звездных войн» руководители ILM поняли, что из локальной камерной студии могут создать конкурентоспособную компанию. Позже Лукас разглядел технологический потенциал в объединении камер с оптическими принтерами и компьютерами. Он осознал, что на компьютере можно монтировать, записывать музыку и в итоге делать графику. ILM открыло в 1979 году компьютерное отделение в главе с Эдом Кэтмаллом, занимавшееся воссозданием объектов и натягиванием на них текстур.

История визуальных эффектов с первого эпизода «Звездных войн»

Лукас стремился к максимальной реалистичности. Он хотел, чтобы корабли выглядели так, будто сняты реальным объективом, чтобы объекты приближались и пролетали мимо камеры, которая, в свою очередь, поворачивается на 180 градусов. Но в то время все сцены эффектов снимались статичной камерой. Не было ни малейшего права на ошибку — иначе все надо было делать заново, и только статичная камера могла переснять все элементы.

Тогда команда «Звездных войн» применила новую тактику — двигали не корабли относительно камеры, а саму камеру относительно кораблей. Модель корабля фотографировали камерой, которая укреплена на специальном механизме, управляемом с помощью компьютера. Положение камеры в каждом кадре сохранялось, и на стадии монтажа можно было добавлять любой фон, снимать элементы, которые потом будут соединены в одном кадре: модель, ее силуэт для маскирования, отдельно свет двигателя и внешний свет (иллюминаторы), рефлексы, отбрасываемые на корабль другими объектами и т. д. После этого в оптическом принтере все это склеивалось воедино с нужной экспозицией.

Объекты и декорации приходилось строить по-настоящему. Например, декорации для города Мос-Эйсли, из которого Люк отправился в космическое путешествие на «Тысячелетнем соколе», переправили из Голливуда на самолетах и после этого еще два месяца из них возводили поселение. Космический корабль Хана Соло был создан в натуральную величину в одном из самых больших кинопавильонов Англии. Длина корабля достигала 50 метров, а вес ― несколько десятков тонн.

Знаменитые роботы C-3PO и R2-D2 тоже не результат компьютерной графики ― астромеханического дроида и робота-секретаря сыграли актеры.

Количество спецэффектов в следующих частях саги увеличивалось в геометрической прогрессии. Если в эпизоде IV было 365 эффектов, то в эпизоде V уже 763, а в VI 942. Во II эпизоде без компьютерной графики обошлись только 250 кадров.

Сегодня спецэффекты в кино делят на оптические, механические и звуковые, но, конечно, чаще всего для создания реалистичного изображения их сочетают. Механические спецэффекты ― это моделирование, аниматроника, пиротехника и специальный грим ― готовятся перед съемками. Оптические (или визуальные) спецэффекты разделяются на несколько групп. Первая ― эффекты, которые связаны со скоростью съемки (стоп-кадр, покадровая съёмка, ускоренная и замедленная киносъёмка и, соответственно, замедленное и ускоренное воспроизведение и обратная съёмка). Вторая группа ― комбинированная съемка, рир-проекция (съёмка на фоне экрана с изображением), двойная и многократная экспозиция (необходимые элементы доснимаются на плёнку с уже отснятыми кадрами), хромакей (съёмка на фоне цветного однородного экрана с последующей заменой этого цвета на другой отснятый материал) и, наконец, придуманный ILM для съёмки «Звёздных войн» контроль движения камеры. Наконец, третья группа ― это компьютерная графика, которой просто еще не было на съемках самого первого фильма саги.

Оптический принтер, который был использован командой ILM на съемках первых «Звездных войн» был сконструирован еще в 1930 году оператором фильма «Кинг Конг» (1933) Линвудом Данном. Он сочетал в себе функции кинокамеры и проектора, поэтому можно было накладывать пленки друг на друга и совмещать живых персонажей с макетами, ландшафтами и даже куклами.

Из уважения к первой трилогии Лукаса, в которой он и Дикстра внедрили самые первые визуальные эффекты, стоит вспомнить, что последние три эпизода саги вызвали у фанатов лишь раздражение, несмотря на то, что также представили принципиально новые решения в спецэффектах. Часть «Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» вышла в 1999 с теми же элементами спецэффектов, что и эпизод «Новая надежда», вышедший на 22 года раньше. Например, планета Татуин и знаменитый лэндспидер Люка Скайуокера остались в поздних частях. Разница была в том, что в поздних фильмах все эффекты были созданы на компьютере и добавлены на стадии пост-продакшена VFX композерами. Пейзажи, города и герои приквелов выглядели великолепно, но было заметно, как герои отличаются от CGI пространства (англ. computer-generated imagery, букв. «изображения, сгенерированные компьютером»), это портило общую картину. Джа Джа Бинкс был создан с помощью эффектов, и тогда режиссерам стало понятно, что можно рассказать историю с помощью CG персонажа. Открывалась новая страница в истории кинематографических спецэффектов.

Лукас дважды влиял на индустрию спецэффектов: сначала создал механические способы воплотить в жизнь образ далекой-далекой галактики, а затем развил визуальные эффекты, подарив им вечную жизнь в компьютерных алгоритмах, благодаря чему на экране стало возможно создать все, что угодно.

Инфо https://artelectronics.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.